|
Главная / Журнал / Архив номеров / Время решать задачи повышенной сложности / ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ. Промышленный портрет региона / Воронежский механический завод. Гарантии возрождения /
Воронежский механический завод. Гарантии возрождения
В последние годы на долю коллектива ФГУП «Воронежский механический завод» выпало немало испытаний. Одному из флагманов космической отрасли пришлось столкнуться с серьезными проблемами.
О путях их решения, перспективах дальнейшего развития завода рассказывает генеральный директор ВМЗ Александр БОНДАРЬ.
— Александр Викторович, несколько лет назад коллектив Воронежского механического завода оказался в сложном экономическом положении. Обнародование в прессе факта, что столь известное предприятие космической отрасли находится в кризисе, обременено немалыми долгами, имело большой общественный резонанс. Каково положение дел сегодня? Можно ли говорить о том, что кризис преодолен, а причины его возникновения устранены?
— Проблемы накапливались не один год, и основная состояла прежде всего в том, что завод по причине отсутствия заказов в последние годы не осваивал производство новых жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). А именно они — наш хлеб, основа деятельности предприятия.
Сегодня можно сказать, что положение выправляется. Очень большую роль сыграло то, что в прошлом году Правительство России в целом одобрило представленный Роскосмосом проект федеральной космической программы на 2006-2015 годы.
При этом вполне естественно, что нашему предприятию отведена заметная роль в ее реализации.
Уже подписан договор с ОАО «НПО Энергомаш» (г. Химки), согласно которому нам предстоит организовать серийное производство камеры сгорания двигателя РД-191. Он предназначен для перспективного ракетоносителя «Ангара», который должен прийти на смену всемирно известному «Протону».
Этот уникальный двигатель, который, что очень важно, работает на экологически чистом топливе, значительно превосходит по техническим возможностям двигатели того же КБ РД-180, на которых уже несколько лет взлетают американские ракетоносители Atlas-3 и Atlas-4.
— Можно ли сказать, что речь идет о двигателях нового поколения?
— Совершенно верно. В этих проектах заложен ряд технологий, которые нам только предстоит осваивать. После стольких лет вынужденного «творческого» простоя, подобная работа может стать для нашего коллектива настоящим стрессом. Но, думаю, для любого здорового, нормально функционирующего организма подобная встряска — во благо.
Кроме того, достигнута договоренность о передаче для производства на ВМЗ агрегатов двигателей РД-0124 для модернизируемого ракетоносителя «Союз 2-1Б». Созданный в ОАО «КБХА», этот двигатель настолько повысит энергетические возможности носителя, что позволит его эффективное использование с северного космодрома «Плесецк» в России. Планируется также применять этот ракетоноситель при запусках «Союзов» с космодрома Куру во Французской Гвиане.
Вообще сегодня можно говорить об увеличении количества пусков в интересах международной космической программы. Наши двигатели 11Д58М SL устанавливаются на ракетоносителе «Зенит 3 SL», который обеспечивает выполнение международной космической программы «Морской cтарт». За прошлый год с помощью двигателей, произведенных ВМЗ, было выведено на орбиту 16 международных космических аппаратов. Запуски проводились в интересах США, Канады, ЕКА, а также для поддержания нормального функционирования МКС.
Также сегодня большие объемы пусков ракетоносителей «Протон» с разгонным блоком «Бриз М» подталкивают Роскосмос к принятию решения о передаче нам для производства сначала узлов, а потом и всего двигателя — для разгонного блока. Речь идет о том, чтобы уже к 2009 году мы произвели первый товарный двигатель этого наименования.
То есть, если говорить о производстве ЖРД, которое с конца 50-х годов прошлого века является для завода основным, то после многолетнего застоя, мы, наконец, стали снова постепенно «раскручивать маховик». Это позволяет нам возродить интеллектуальный, творческий потенциал наших специалистов и, в то же время, значительно увеличить объемы выпускаемой продукции.
СПРАВКА С момента становления ракетно-космической отрасли в России ВМЗ производит ракетные двигатели для большинства космических программ. С участием коллектива завода создавались корабли «Восток», «Союз», «Союз-Т», «Прогресс», «Протон», «Энергия-Буран». Двигатели с маркой ВМЗ доставляли межпланетные космические аппараты на Марс, Венеру, к комете Галлея, выводили на орбиту долговременные тяжелые станции «Салют», «Мир» и МКС.
— Однако, производство ЖРД — основное, но не единственное направление деятельности ВМЗ. Объемы производства, о которых вы говорите, — сумма нескольких слагаемых…
— Да, это действительно так. Наш завод — единственное в России предприятие, способное выпускать авиационные двигатели для малой авиации и авиации общего назначения. Долгие годы предприятие с успехом разрабатывало это направление деятельности, был накоплен очень большой опыт. В настоящее время в нашей стране и за рубежом на воронежских моторах летают около 8 тыс. самолетов и вертолетов спортивного, учебно-тренировочного и общего назначения. Во всем мире аббревиатура «ВМЗ» уже много лет ассоциируется с малой авиацией.
Однако так получилось, что трудности с развитием «большого космоса» и малой авиации в нашей стране совпали по времени. Почти 20 лет и до недавнего времени завод практически не занимался выпуском авиационных двигателей.
Между тем, в прошлом году Президент РФ Владимир Путин, посетив некоторые регионы Сибири и Дальнего Востока, отметил, что миллионы россиян, проживающих в отдаленных районах, по полгода не имеют транспортной связи с Большой землей. А обусловлено это в значительной степени фактическим развалом российской малой авиации, морально и физически устаревшим вертолетным парком.
То есть актуальность проблемы стала совершенно очевидной. Поэтому в прошлом году у нас на заводе прошла конференция с участием разработчиков и потребителей авиационной техники, заинтересованных в получении новых двигателей.
Результатом этого форума стало коллективное обращение его участников к Правительству РФ, Государственной Думе с предложением поддержать программу развития малой авиации в России.
Сейчас можно сказать, что дело сдвинулось с мертвой точки. В прошлом году на предприятии было отремонтировано 45 двигателей и изготовлено 12 новых. Но это, я уверен, только начало. На заводе создано собственное конструкторское бюро, перед которым поставлена задача разработки двигателей принципиально нового поколения, оснащенных, в частности, системой принудительного впрыска топлива, электронным зажиганием и т.д. Речь идет о современных поршневых авиационных двигателях, которые сегодня в России кроме нас никто не выпускает.
Чемпионаты мира по высшему пилотажу последних лет еще раз подтвердили превосходство наших двигателей над изделиями других производителей. На самолетах СУ-26 с двигателями ВМЗ спортсмены ОКБ Сухого завоевали подавляющее большинство золотых наград. Эти машины были оснащены двигателями М9Ф. Их сертификация для серийного производства сейчас находится на завершающем этапе, и уже в этом году предприятие выпустит первую партию таких двигателей.
Мы собираемся разработать целую гамму поршневых авиационных двигателей нового поколения мощностью от 160 до 450 л. с. И, что очень важно, есть уже конкретные заказы на такие агрегаты от российских и зарубежных предприятий.
Еще один недавний наш успех — победа в тендере на разработку и производство двигателя для беспилотного летательного аппарата по заказу Министерства обороны РФ. Сейчас ведется оформление соответствующего контракта.
Кроме того, предприятие освоило производство главного редуктора для вертолета Ка-226. Уже заключен договор на изготовление главного и хвостового редукторов для вертолета Ка-60. Это — агрегаты, скажем так, очень солидного уровня. Такой заказ, без сомнения, поднимет престиж нашего предприятия.
— В те годы, когда объемы выпуска ЖРД и поршневых авиационных двигателей значительно сократились, выжить вашему предприятию помогло успешное освоение выпуска оборудования для нефтегазового комплекса. Сейчас это направление по-прежнему остается в числе приоритетных?
— Начиная с 1995 года, мы осуществляем серийную поставку целой гаммы сложного импортозамещающего оборудования для бурения, добычи, обслуживания и капитального ремонта скважин, запорно-регулирующих устройств и других важнейших элементов для газовой промышленности.
Продукция, производимая ВМЗ, сертифицирована Американским Нефтяным институтом и успешно работает на месторождениях Оренбурга, Краснодара, Ямбурга, Нового Уренгоя, Астрахани и других регионов России, а также дальнего и ближнего зарубежья.
В то же время, сегодня в стране насчитывается уже около 30 производителей подобной продукции. В определенный момент конкурентная борьба усилилась и, к сожалению, она далеко не всегда была честной.
Дело в том, что мы говорим о выпуске оборудования, которое должно соответствовать требованиям Американского Нефтяного института и ОАО «Газпром». Для этого нужен солидный входной и периодический контроль, большой объем разнообразных лабораторных исследований. Соответственно, это сказывается и на себестоимости выпускаемого оборудования, и на его цене.
В то же время некоторые предприятия игнорируют эти требования, экономят, по сути, на безопасности, упрощая себе жизнь. А потребители нередко идут у них на поводу, прельщаясь более низкими ценами и закрывая глаза на качество и надежность оборудования.
— Но если вспомнить, что «скупой платит дважды»…
— Вот именно. Нам играть в такие игры как-то не к лицу. И некоторые позиции на рынке нефтегазового оборудования пришлось уступить. Тем не менее, сегодня, когда этот рынок практически стабилизировался, за нами осталась достаточно солидная ниша, включающая в себя прежде всего производство оборудования для работы в условиях высокого давления и влияния агрессивной среды.
В текущем году нами будет произведено нефтегазового оборудования на сумму более 300 млн. рублей. Вероятнее всего, подобные объемы останутся и в ближайшие годы. Согласитесь, немалая и достаточно солидная составляющая общего объема производства.
Вообще, при работе в условиях рыночной экономики какие-то потери неизбежны. Нам, например, пришлось отказаться от выпуска бытовых газовых и электроплит. Модели, которые выпускались на нашем предприятии уже немало лет, устарели — и конструктивно, и технологически, и с точки зрения эстетики. Для освоения новых моделей требовалось коренное техническое перевооружение производства, значительные инвестиции — порядка $50 млн. Собственных оборотных средств явно не хватало, найти инвестора не удалось — для госпредприятия, каковым мы являемся, это вообще задача нелегкая.
Пришлось свернуть и производство топливно-раздаточных колонок для АЗС. На этом рынке сейчас очень сильна конкуренция со стороны фирм из Китая.
Впрочем, объемы производства этого оборудования, как и электроплит, были невелики.
— Тем не менее, наверное, желательно было бы эти потери как-то компенсировать?
— И нам это удалось. Завод освоил серийное производство узлов и агрегатов для современного мощного тепловозного дизеля типа Д49 для нужд РЖД по заказу ОАО КХ «Коломенский завод».
Существенно, что это предприятие — головное по выполнению федеральной программы развития производства тепловозов и дизелей для них, выпуск которых к 2010 году должен возрасти в 3,5 раза.
Осуществляя кардинальное обновление парка локомотивов, сегодня железнодорожники стремятся быстро вводить в строй машины нового поколения. Соответственно, возрастают требования к механизмам и крепежным узлам. Например, выхлопные коллекторы, которые наш завод начал выпускать в 2004 году, должны служить не менее 10 лет. Ранее подобные узлы работали 3-4 года.
По признанию наших партнеров, такой технологический уровень и качество продукции, как у ВМЗ, многие отраслевые предприятия обеспечить сегодня не в состоянии.
Для нас ценность коломенского заказа прежде всего определяется его стабильностью, долговременностью и платежеспособностью предприятия-заказчика.
Ежемесячные объемы производства по этому направлению уже возросли с 4 до 15 млн. рублей. К концу года планируем довести этот показатель до 25 млн. рублей, чтобы в целом за 2007 год достигнуть рубежа в 300 млн. рублей.
Есть еще одно, достаточно перспективное, на мой взгляд, направление нашей деятельности: производство турбокомпрессоров, которые используются в системе наддува дизельных двигателей внутреннего сгорания легковых автомобилей и тракторов.
Однако оказалось, что здесь мы несколько опередили время. Или переоценили возможности российского автомобиле — и тракторостроения. Сейчас уже освоено производство трех видов турбокомпрессоров. Но вот с изготовлением дизелей, для которых они предназначались, у наших партнеров возникли трудности. В настоящее время лишь Алтайский тракторный завод закупает у нас ежегодно около 3 тыс. турбокомпрессоров, хотя возможности ВМЗ по их производству — на порядок выше.
Так что это направление нашей работы пока можно отнести лишь к разряду перспективных.
— Александр Викторович, логично было бы предположить, что освоение новых видов продукции, в первую очередь ЖРД, подразумевает укрепление материально-технической базы предприятия. Известно, что в числе других, этот вопрос обсуждался с руководителем Федерального космического агентства Анатолием Перминовым во время посещения им Воронежской области. Каковы перспективы ВМЗ в этом направлении?
— Осуществить программу перевооружения предприятия исключительно с помощью собственных средств, полученных за счет амортизационных отчислений и отчислений от прибыли, сегодня, безусловно, невозможно. Для решения столь масштабных задач необходима целевая финансовая поддержка государства. Ее обоснованием является внесение первоочередных мероприятий по модернизации ФГУП «ВМЗ» в проекты федеральных адресных инвестиционных программ, в том числе в ФКП Роскосмоса на 2006-2015 годы в соответствии с утвержденным ТЭО.
На основе федерального проекта нами была разработана программа развития и технического перевооружения завода. Она направлена прежде всего на создание и внедрение прогрессивных технологий изготовления серийных и новых ЖРД, повышение культуры производства, сохранение высококвалифицированного кадрового потенциала завода. Ее реализация позволит также поддерживать на должном уровне качество изготовления ЖРД для ракетоносителей «Протон», «Союз», «Прогресс», «Зенит», «Зенит-SL», «Союз-2», «Ангара».
В программу ВМЗ внесены наиболее важные мероприятия по развитию основных производств: металлургического, механообрабатывающего, испытательного и общей сборки. Мы также надеемся на государственную поддержку по реконструкции и модернизации производства авиационных двигателей.
Всего на обновление производственной базы необходимо привлечь 1,134 млрд. рублей, в том числе за счет Федеральной космической программы — 960 млн. рублей, за счет собственных средств ФГУП «ВМЗ» — 174 млн. рублей. На освоение производства новых двигателей ракетоносителей семейства «Ангара» потребуется 395 млн. рублей.
За счет федеральных средств завод уже осуществляет ремонт и модернизацию станочного парка. Например, нами проведена модернизация уникального отечественного раскатного стана ХТРВ, предназначенного для вытяжки цельнотянутых крупногабаритных оболочек камер сгорания. Этот стан был создан еще в конце 60-х годов, и его дальнейшая эксплуатация без модернизации тормозила бы совершенствование технологических процессов. При этом покупка нового прокатного оборудования обошлась бы как минимум в $1,5 млн. Замена изношенных узлов на самые современные конструкции улучшила технические характеристики стана, который позволяет сегодня изготавливать изделия с большей точностью, расширять их ассортимент. За счет замены электродвигателей на 30% сокращено потребление электроэнергии.
К безотлагательным задачам нужно отнести и приобретение нового современного металлорежущего (особенно станков с ЧПУ), сварочного и литейного оборудования, прогрессивного режущего инструмента, метрологической оснастки, а также замены оборудования для пайки, термообработки и неразрушающих методов контроля.
— Александр Викторович, подводя итоги нашей беседы, можно, вероятно, сказать, что сегодня коллективу Воронежского механического завода удалось в целом преодолеть те негативные тенденции, которые проявились несколько лет назад?
— Да, это так. Сейчас завод, наконец, имеет сбалансированный производственный план, который, в частности, предусматривает в 2006 году выпустить продукции на сумму 2,2 млрд. рублей. Это позволит нам в полном объеме вести производственно-хозяйственную деятельность.
Сегодня мы успешно осуществляем все текущие платежи по налогам и сборам, долги не растут. Теперь мы имеем право при содействии Роскосмоса и при поддержке администрации области, обратиться в Правительство РФ с ходатайством о предоставлении нам возможности реструктуризации долгов в установленном порядке.
В то же время, целый ряд существенных положительных моментов, о которых я сегодня уже говорил, позволяет нам с оптимизмом смотреть в будущее. Я имею в виду, прежде всего, участие предприятия в выполнении Федеральной космической программы — освоение выпуска новых типов ЖРД, перспективы восстановления прежних объемов производства авиационных двигателей. Развивается сотрудничество с коломенскими тепловозостроителями, отличаются стабильностью объемы заказов для предприятий нефтегазовой отрасли.
Все эти факторы в совокупности являются гарантией дальнейшего роста производства на предприятии, позволяют говорить о том, что тяжелые для коллектива Воронежского механического завода времена остались позади.
Виктор РОДИОНОВ
|
В центре внимания бизнеса и власти - образование |
В начале апреля был сделан еще один важный шаг по реализации механизма государственно-частного партнерства в решении острой задачи повышения качества российского образования. Если на встрече предпринимателей с Президентом РФ, состоявшейся... |
подробнее
|
|
РСПП и Минпромэнерго. Прямой диалог по вопросам промышленной политики |
«Российские предприятия могут и должны стать лидерами на постсоветском пространстве», — заявил глава Минпромэнерго РФ Виктор Христенко на первом совместном заседании коллегии Минпромэнерго РФ и Правления Российского союза промышленников и... |
подробнее
|
|
Масштабный проект компании "Балтэнерго" |
В номере 2/2006 мы представили крупномасштабный высокорентабельный инвестиционный проект прокладки подводного высоковольтного кабеля постоянного тока по дну Финского залива. Проект реализуется в соответствии с Энергетической стратегией России на период до... |
подробнее
|
|
Калужская область. Приоритеты региональной инвестиционной политики |
12 апреля в здании столичной мэрии состоялся III Калужский инвестиционный форум, организованный правительством Калужской области при поддержке правительства Москвы и информационного агентства «АК&М». |
подробнее
|
|
Инвестиции в России. Правила ведения бизнеса должны быть более понятными |
«Да, мы богатая страна. У нас огромная территория, располагающая многими объектами, интересными сегодня для западных инвесторов. Но есть еще и Корея, Китай, Латинская Америка, есть Африка, где тоже большие просторы... |
подробнее
|
|
Холдинг "ЭСТАР". Наш кодекс чести - служение делу |
Предприятия холдинга «ЭСТАР» («Электросталь России») присутствуют почти во всех регионах, от Дальнего Востока до Ростовской области, а его продукция известна не только в нашей стране, но и за рубежом. |
подробнее
|
|
Импорт новейшего оборудования как условие революционного скачка российского производства |
«О лавинообразном спросе на современные станки и оборудование в нашей стране говорить пока не приходится, но формирование такой тенденции уже начинает проявляться», — рассказывает генеральный директор группы компаний «СФ Технологии»,... |
подробнее
|
|
Развитие бизнеса - наша работа |
Костромской союз промышленников (КСП) создан в 2000 г. В мае 2001 г. КСП принят в члены РСПП, в 2002 г. на его базе создано Костромское региональное отделение РСПП, к настоящему... |
подробнее
|
|
ОАО "Мотордеталь". Конкурентоспособность нужно создавать сегодня |
ОАО «Мотордеталь» — один из основных производителей цилиндропоршневых изделий для карбюраторных и дизельных двигателей, работающий на российском рынке более 30 лет. Это самое крупное предприятие в Костроме, как по численности... |
подробнее
|
|
ООО "Костромарегионгаз". Природные ресурсы должны работать |
ООО «Костромарегионгаз» специализируется на поставках газа населению и предприятиям Костромской области, среди которых — крупнейшая в Европе Костромская ГРЭС, завод «Мотордеталь» и другие. Объемы поставок компании составляют свыше 3 млрд.... |
подробнее
|
|
ОАО "ВАСО": Концентрация высоких технологий |
Решение о строительстве Воронежского авиационного завода было принято в апреле 1929 г., а в марте 1932 г. предприятие было включено в число действующих. |
подробнее
|
|
Новый заряд "Энергии" |
К 2008 г. объем производства НПО ЭТХ «Энергия» возрастет до 1 млрд. руб. Предприятия НПО «Электротехнический холдинг «Энергия» вот уже более 40 лет остаются одними из ведущих предприятий России и стран... |
подробнее
|
|
ООО "Амтел-Черноземье". Шинная индустрия: новые стратегии развития |
В марте 2006 г. в Воронеже состоялось подписание рамочного соглашения о взаимном сотрудничестве компании Amtel-Vredestein («Амтел-Фредештайн») и администрации Воронежской области и прошла презентация новых инвестиционных проектов компании «Амтел-Черноземье». |
подробнее
|
|
IBG - уверенный лидер воронежского регионального страхового рынка |
ЗАО «Страховая бизнес группа» (IBG) работает на региональном страховом рынке уже более девяти лет. Эта компания — один из крупнейших налогоплательщиков Воронежа и Воронежской области, член Российского союза автостраховщиков, Российского... |
подробнее
|
|
|
|
|
НАШИ ПАРТНЕРЫ |
 |
|