Текущий номер журнала:
Время решать задачи повышенной сложности
ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
Полный список объявлений
Добавить объявление
 

Главная / Журнал / Архив номеров / Время решать задачи повышенной сложности / Регионы. Компании. Рынки / Союз учебы, производства и науки /

Союз учебы, производства и науки

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, основанный в 1830 г., является ведущим инженерным вузом и научно-исследовательским центром России. За время своего существования университет выпустил более 160 тыс. инженеров. Среди воспитанников МГТУ — известные государственные деятели самого высокого ранга, выдающиеся генеральные и главные конструкторы, известные ученые, руководители крупных организаций и фирм, наши славные космонавты. Выпускников МГТУ можно встретить в самых разных областях: в промышленности, образовании, политике и бизнесе. В беседе с нашим корреспондентом ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Игорь Борисович ФЕДОРОВ рассказал о достижениях и преобразованиях в научной и педагогической деятельности университета. 

— Игорь Борисович, уже много лет вы занимаетесь подготовкой специалистов высшей квалификации, являетесь президентом Ассоциации технических университетов России. В каком направлении, на ваш взгляд, будет развиваться научно-техническое образование?

— Интересно недавнее высказывание Министра образования и науки РФ Андрея Александровича Фурсенко о том, что «среди российских брендов, конкурентоспособных, имеющих мировое признание, с которыми страна как полноправный член выходит на мировой рынок, находится инженерное образование». Исторически сложилось так, что на МВТУ им. Баумана на протяжении всей его деятельности возлагалась особая ответственность за развитие отечественной науки и образования, особенно в сфере техники и технологий. Развивающиеся рыночные отношения внесли изменения в деятельность вуза, которому было необходимо учитывать требования производства и науки. Причем не просто адаптироваться, а работать на опережение. Что вкладывается в этот смысл? Только через 5-6 лет студенты будут готовы приступить к работе, а за это время могут произойти большие изменения в различных отраслях промышленности, и студенты должны быть заранее подготовлены вузом к этим изменениям.

Поэтому в МГТУ и других технических вузах проводится реструктуризация инженерного образования, открываются специальности по новейшим направлениям науки и техники. Сейчас это современные информационные технологии, нанотехнологии, водородная технология, возобновляемые источники энергии, экология и т.д. Причем надо заметить, что это не моноспециальности, а комплексные, полноценная подготовка по которым взаимосвязана с рядом других новейших специальностей. Но профилирующая подготовка инженера по-прежнему должна опираться на фундаментальные и базовые инженерные дисциплины, сложившиеся в течение многих лет.

— Оправдывает ли себя многоуровневая система подготовки кадров для промышленных предприятий? Сделан ли выбор в пользу узких специалистов или более востребованы выпускники, получившие подготовку по схеме бакалавр — магистр?

— В октябре 2003 года Россия присоединилась к Болонскому соглашению о зоне европейского высшего образования. Но еще в начале 90-х годов, задолго до подписания Россией соглашения, в нашем университете началась подготовка специалистов уровней бакалавра и магистра. Введение нескольких уровней обучения, безусловно, положительный факт — при этом расширяется вариативность обучения, и студент может определить для себя оптимальную «траекторию» обучения. Были разработаны методические материалы, государственные образовательные стандарты, учебные планы. Подготовка по системе «бакалавр — магистр» с каждым годом расширялась, и выпускники уровня бакалавра находили свою нишу, были востребованы работодателями. После подписания Россией Болонского соглашения рассматривалось и предложение о всеобщем, тотальном переходе на двухуровневую систему подготовки. При этом переход с уровня бакалавра на уровень магистра предполагался только после сдачи вступительного экзамена для обучения на втором уровне.

Эта схема вызывает серьезные возражения. По мнению преподавателей и ученых МГТУ, невозможно за четыре года подготовить инженера по многим инженерным специальностям, особенно связанным с высокими технологиями. Вузы начнут готовить слабых специалистов, совершенно не готовых к самостоятельной работе, не получивших в необходимом объеме конструкторской подготовки, лабораторной и производственной практики. Нетрудно представить, как это скажется на общем качестве российского инженерного образования. Мы считаем, что одним из уровней подготовки инженера должен быть уровень специалиста, готовящегося за 5 или 5,5 лет по монопрограмме, соответствующей второму уровню образования. Сейчас в России установилось такое динамическое равновесие (подчеркиваю, динамическое), при котором производство может выбирать нужного специалиста по уровню и программам обучения. Если в дальнейшем запросы работодателей в выпускниках различного уровня будут меняться, то это положение легко регулируется. 

ИЗ ДОСЬЕ
Игорь Борисович ФЕДОРОВ — ректор Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана, член-корреспондент Российской академии наук, заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации, доктор технических наук, профессор, лауреат премии Президента Российской Федерации, премии Правительства Российской Федерации, председатель Совета ректоров вузов г. Москвы и Московской области, президент Ассоциации технических университетов.
И.Б. Федоров — автор более 200 научных работ, в числе которых 10 монографий и 15 авторских свидетельств. Им ведется активная плодотворная работа по подготовке кадров высшей квалификации (докторов и кандидатов наук); при его непосредственном участии подготовлено более 2 тыс. радиоинженеров.

— Вопросы взаимопризнания дипломов на международном уровне очень важны для повышения востребованности выпускников на рынке труда. Уступает ли уровень программ МГТУ им. Н.Э. Баумана программам лучших западных вузов?

— Речь идет не только о дипломах, а именно о прозрачности и взаимопризнании результатов обучения. Решая вопрос взаимопризнания дипломов, МГТУ им. Баумана идет путем установления прямых контактов и определения эквивалентности программ МГТУ и сильнейших вузов мира. Мы на практике убедились (и это не только наша оценка), что уровень обучения МГТУ ничуть не уступает лучшим западным вузам, которые также имеют возможность сравнить свои программы с программами университета, обмениваться опытом, позволяющим сторонам улучшить свои программы. Если же говорить об аккредитации как о способе признания дипломов на рынке труда, то диплом МГТУ признается работодателями во всех без исключения странах.

По нашему мнению, дальнейшее развитие системы международной аккредитации в России может идти путем расширения общественной экспертизы образовательных программ, путем создания российского общественного центра. Причем экспертами могут являться представители зарубежных аккредитационных сетей, российских общественных профессиональных организаций — Ассоциации технических университетов, Ассоциации инженерного образования, Союза ректоров России, Ассоциации работодателей. Координировать эту работу может крупнейшая организация России — Союз научных и инженерных обществ, объединяющий в своих рядах 27 научно-технических обществ по всем направлениям науки и промышленности. При этом, безусловно, аккредитация инженерных программ и вузов внутри страны должна проводиться государственной структурой.

— МГТУ активно участвует в решении стратегических задач, поставленных государством перед высшей школой. Что в университете способствовало укреплению связи образования, науки и производства?

— В 1997 году был принят новый устав МГТУ им. Н.Э. Баумана, характерным отличием которого от других вузов явилось сочетание централизации в управлении вузом с достаточно большой автономией всех его структурных подразделений. Основной структурной единицей университета является научно-учебный комплекс (НУК), который включает в себя факультеты и научно-исследовательские институты. Этим достигается реальная интеграция учебной и научной работы. Факультеты организуют учебную работу, научно-исследовательские институты проводят фундаментальные, поисковые и прикладные исследования по основным направлениям подготовки специалистов НУКов. Важно и то, что преподаватели кафедр участвуют в научной работе, сотрудники НИИ — в учебном процессе, передавая результаты своих исследований будущим специалистам.

В настоящее время в состав университета входят семь НУКов: «Фундаментальные науки», «Машиностроительные технологии», «Специальное машиностроение», «Энергетическое машиностроение», «Робототехника и комплексная автоматизация», «Информатика и системы управления», «Радиоэлектроника, лазерная и медицинская техника», а также факультеты «Инженерный бизнес и менеджмент», «Социальные и гуманитарные науки», военного обучения, физкультурно-оздоровительный факультет, Калужский и Дмитровский филиалы, Головной учебно-исследовательский и методический центр профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов по слуху), кафедра «Юриспруденция».

Кроме того, при университете работают следующие организации: межотраслевой институт повышения квалификации по новым направлениям развития техники и технологий, подготовительные курсы, опытный завод, Государственный научно-исследовательский и инженерный центр научного приборостроения, научно-учебный центр «Сварка и контроль».

— Расширило ли образование новых факультетов, кафедр, специальностей в университете перспективы сотрудничества выпускников и работодателей?

— Несомненно. С середины 90-х годов в МГТУ им. Баумана открылись новые кафедры: «Технология обработки материалов», «Информационная безопасность», «Юриспруденция», «Медико-технический менеджмент», «Защита информации», «Ракетно-космические композиционные конструкции». Накопленный опыт позволил начать подготовку по специальности «судебный эксперт инженерно-технических экспертиз». Создавались новые специальности и на общеуниверситетских кафедрах. Среди них: «охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», «безопасность жизнедеятельности», «комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем», «реновация средств материального производства» и другие. В частности, открытие специальности «прикладная математика» явилось очередным этапом развития нашего вуза в качестве университета. Сочетание инженерного и математического образования, а также эрудиция и понимание сущности математического моделирования позволяет выпускникам этой кафедры решать задачи в самых различных областях науки и техники. Труд таких специалистов по достоинству оценили крупные научно-производственные объединения, акционерные общества, предприятия.

— В 1993 году был создан факультет «Инженерный бизнес и менеджмент». Какие принципы стали основополагающими для обучения этим специальностям?

— Глобализация производства, конкуренция выдвигают серьезные требования к процессу обучения. При организации этого факультета учитывалось, что в России достаточно много экономических вузов. Поэтому основным направлением факультета стала подготовка менеджеров именно для работы на предприятиях, разрабатывающих и использующих высокие технологии. Действительно, уже давно возникла острая потребность в специалистах, способных профессионально разбираться в вопросах высокотехнологического бизнеса. С одной стороны, они должны обладать знаниями и умениями менеджера, с другой — иметь глубокую общенаучную и общеинженерную подготовку. Таких специалистов в то время не готовил ни один вуз, и МГТУ им. Н.Э. Баумана стал первопроходцем. Мы предлагаем деловому сообществу специалистов, уверенно разбирающихся не только в технических и технологических сложностях, но и в финансовых, управленческих вопросах. Прежде всего, это предметно-ориентированный менеджмент, а не менеджмент «вообще», который растиражирован как специальность целым рядом вузов. И порой непонятно, о каком менеджменте идет речь, как и чем можно руководить, не зная производства. Мы долго и тщательно разрабатывали учебный план этой специальности и на основании нашего и международного опыта определили программы обучения, которые были одобрены Министерством образования и науки России. Более того, наш университет является головным вузом по подготовке таких специалистов. Если говорить об учебном плане, то 35-40% его занимает изучение инженерно-технологических дисциплин — новые производственные технологии, материаловедение, конструктивные особенности наукоемких изделий, основы их проектирования, эксплуатации и утилизации. Остальное время отводится изучению экономики и организации производства, что позволит в дальнейшем организовать работу на предприятии, определить состояние работы, грамотно выстроить схемы его развития. Фундаментальная подготовка включает в себя практически полную подготовку, принятую в МГТУ по математике, химии, физике, информатике, и более глубокую, чем на других факультетах, подготовку по иностранным языкам. 

СПРАВКА
МГТУ готовит высококвалифицированные кадры более чем по 60 специальностям — практически по всем направлениям современного машино - и приборостроения. В университете обучаются 18 тыс. студентов, около тысячи аспирантов, работают 2,5 тыс. преподавателей. Среди них 340 профессоров, докторов наук, 1700 доцентов, кандидатов наук. Более 150 сотрудников — лауреаты Ленинской и Государственных премий, премий Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

— Изменилась ли форма обучения студентов на предприятиях?

— Изменения прошли в связи тем, что еще к середине 70-х годов стало ясно, что выпускники наших вечерних факультетов, расположенных на предприятиях, хорошо справлялись с текущими задачами производства, но имели недостаточную подготовку по фундаментальным и общеинженерным дисциплинам. Это затрудняло их участие в перспективных разработках. Учитывая важность подготовки специалистов на факультетах, расположенных на территориях предприятий, и заинтересованность самих базовых предприятий, все они были сохранены, но изменился их статус. Теперь это отраслевые факультеты, и для них разработана отраслевая система подготовки специалистов по дневной форме обучения с непрерывной научно-производственной практикой на предприятии. Время показало, что сочетание элементов дневного и практического обучения является перспективным направлением подготовки специалистов, и уже в 2004 году с целью координации учебно-методической и организационной работы Ученый совет университета принял решение о включении отраслевых факультетов в состав НУКов.

Такая подготовка реализуется на пяти отраслевых факультетах: радиотехническом, приборостроительном, аэрокосмическом, ракетно-космической техники и оптико-электронного производства. Одновременно с учебой проходит адаптация специалиста, которая способствует их профессиональному и административному росту, так как учеба студента тесно связана с работой на предприятии. Даже лабораторные работы такие студенты могут проводить на уникальном промышленном оборудовании, на промышленных стендах, установках. На младших курсах студенты осваивают рабочие профессии, далее переходят на должность техников и на дипломном курсе зачисляются на должность инженера в подразделения, в которых они планировали трудиться. В некоторых случаях планируемая работа может перерасти в серьезный эксперимент, в проведении которого участвуют работники предприятия, а студенты обрабатывают его результаты.

В процессе преподавания на старших курсах принимают участие и ведущие специалисты промышленных предприятий и НИИ.

— Как совершенствуются образовательные технологии, переподготовка и повышение квалификации преподавателей?

— Экспериментальный центр подготовки и повышения квалификации преподавателей технических университетов и инженерных вузов разработал профессиональную образовательную программу для получения дополнительной квалификации «преподаватель высшей школы» и совместно с кафедрами учебных факультетов организует стажировку преподавателей. В деятельность Центра входит проведение НИР по профилю Центра, издательская работа. Профессорско-преподавательский коллектив Центра активно сотрудничает с зарубежными вузами и организациями в области педагогики высшей школы, обеспечивая повышение квалификации преподавателей не только МГТУ, но и ряда вузов стран СНГ. Его авторитет подтверждается участием в выполнении образовательных проектов Европейского Сообщества, в работе международных конференций, в деятельности зарубежных педагогических обществ и ассоциаций. Центр первым в России был аккредитован Международным обществом по инженерной педагогике (IGIP), организацией, объединяющей научно-педагогическую общественность более 70 государств.

— Расскажите, пожалуйста, об освоении новых разработок вуза, в которых приняли участие научные работники и студенты ведущих факультетов.

— Ученые МГТУ им. Н.Э. Баумана участвуют в выполнении различных научно-технических программ федерального, отраслевого и межотраслевого уровня, в конкурсах грантов, реализуемых в рамках Российской академии наук и отраслевых министерств, в выполнении международных контрактов.

Весомая часть работ связана с решением проблем по приоритетным направлениям, имеющим стратегическое значение для России. Не менее значима и доля поисковых и поисково-прикладных научно-исследовательских работ, тем более что в МГТУ им. Н.Э. Баумана подобные работы всегда отличались высоким научным уровнем, новизной результатов, их высокой научной и практической значимостью для самых различных областей науки и техники.

В качестве примеров можно упомянуть создание ряда мобильных робототехнических комплексов, предназначенных для проведения инспекционных проверок, поиска и обнаружения различных взрывных устройств и объектов, для проведения технологических операций в условиях, не допускающих присутствия там людей. Многие из них уже прошли реальную апробацию и находятся в эксплуатации, например, созданный на базе университета уникальный осмотровый необитаемый подводный аппарат «КАЛАН-500», предназначенный для проведения сложных подводно-технических работ в морях или внутренних водоемах на глубинах до 500 метров.

В последние годы учеными и студентами факультета «Биомедицинская техника» создано семейство различных типов медицинского и биомедицинского оборудования. Это ультрафиолетовые установки для обеззараживания помещений, профилактической обработки ран, лазерные комплексы для лечения больных с хроническими воспалительными заболеваниями различных органов, комплексы для лечения и профилактики нарушений аккомодационной способности глаз, интеллектуальный опто-электронный комплекс экспресс-диагностики по микрососудам конъюнктивы глаза. Создан и внедрен комплект оборудования для использования молекулярно-генетических методов исследования в биотехнологии, например, для проведения в лабораторных условиях полимеразной цепной реакции.

Не имеет аналогов наше технологическое оборудование для термической резки материалов, в том числе железобетона, гранита, а также способы изготовления изделий по технологии деформирующего резания, ионно-плазменной обработки поверхности.

Разработка и внедрение комплекса бесконтактного измерения, контроля и диагностики поверхностей трехмерных жестких и эластичных объектов открыло перспективы для применения этих комплексов в технологической подготовке производства, в протезировании, в архитектурном проектировании и т.д. К этому следует добавить, что разработаны и системы ранней диагностики возможности разрушения строительных сооружений.

Среди современных экологических разработок — семейство установок импульсного ультрафиолетового обеззараживания воды от патогенной микрофлоры, токсинов и вредных органических соединений; фильтры и фильтроэлементы для механической очистки технологических сред.

Учеными МГТУ им. Н.Э. Баумана создано и освоено производство нового поколения безтравматических бронежилетов на основе реализации новой технологии торможения баллистических тел. Эти жилеты, обладающие повышенными защитными свойствами при снижении их эффективной массы, предназначены для защиты жизненно важных органов человека от поражения огнестрельным оружием, а также осколками взрывных устройств.

В последние годы в университете создан программно-аппаратный комплекс диспетчерского контроля полетов легкомоторных воздушных судов в условиях, когда альтернативные источники информации отсутствуют или малоэффективны.

В промышленности все большее применение находит разработанное и производимое в МГТУ им. Н.Э. Баумана новое семейство безмасляных турбокомпрессоров вихревого и центробежного типов.

На базе новейших компьютерных технологий созданы автоматизированные лабораторные стенды удаленного доступа через Интернет; интеллектуальная программная среда для имитационного моделирования и поддержки принятия решений; цикл лабораторных работ по трехмерному моделированию машиностроительных конструкций; программно-методический комплекс математического моделирования технических систем и многое другое.

Конечно, это только отдельные примеры, так как перечислить и описать все разработки и даже направления, по которым они выполнены, в рамках статьи не представляется возможным.

— На этих примерах видно, насколько широк спектр исследований современного высшего технического учебного заведения. Улучшились ли условия для инвестиций, финансирования научных работ, расширения партнерских отношений с предприятиями, возможности материальной поддержки талантливых студентов?

— Инновационные изменения проходили в очень сложное время в стране, в период значительных трудностей в хозяйственной деятельности предприятий, резкого снижения финансирования бюджетных организаций, в частности вузов. Следует также отметить, что, несмотря на сложные процессы в развитии экономики страны, МГТУ удалось сохранить деловые связи с основными традиционными заказчиками научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Реализуются возможности заключения и выполнения большего числа хозяйственных договоров, в том числе на инновационной основе, что совершенно реально в современных условиях, зная высокий уровень разработок, выполняемых в МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Для любого вуза требуется решение таких проблем, как финансирование НИР в необходимом объеме, эффективная правовая защита интеллектуальной собственности автора и вуза, оснащение и развитие материально-технической базы, необходимой для выполнения современных научных исследований. Поэтому научно-техническое сотрудничество с предприятиями в значительной мере способствует разрешению многих их проблем, в частности, таких как использование или передача оборудования, установок, оснащение лабораторий приборами, стендами, финансовый взаимозачет и т.д. Немаловажно и то, что предприятия заинтересованы в успешной учебе и научной работе студентов.

Для МГТУ им. Н.Э. Баумана всегда было традиционным активное участие аспирантов и студентов в реальных НИОКР в качестве исполнителей. К ним можно отнести проводимые в МГТУ конкурсы на лучшую НИР студентов, студенческие научные и научно-технические конференции, выставки. Почти 400 студентов имеют персональные стипендии не только от российских, но и от зарубежных организаций.

— Как налажена работа с будущими студентами университета?

— В течение многих лет МГТУ им. Н.Э. Баумана проводит системную работу по формированию широкой сети образовательных структур в рамках довузовской подготовки. Эта система охватывает более 200 школ, лицеев, гимназий Москвы и Московской области, развитую сеть подготовительных курсов, проведение различных олимпиад и другие мероприятия. Более 10 лет при МГТУ работает физико-математическая школа № 1180, получившая статус лицея, которая ежегодно выпускает более 250 будущих студентов университета.

С 1991 года под руководством МГТУ им. Н.Э. Баумана при активном участии 114 российских вузов, 50 научно-исследовательских организаций (из них 15 институтов Российской академии наук), 828 школ, 91 центра молодежного научного творчества, 25 предприятий действует родившаяся в университете научно-социальная программа «Шаг в будущее».

Ежегодно программа «Шаг в будущее» проводит около 700 научных мероприятий с молодежью, охватывающих через региональные представительства программы практически всю страну — территорию, занимающую 10 временных зон: от Калининграда на западе до Анадыря на востоке, и от Мурманска на севере до Дербента на юге.

Цель довузовской подготовки — создание оптимальных условий будущим студентам МГТУ для качественного завершения среднего образования, подготовки к поступлению в университет и адаптации к последующему обучению, привлечение талантливой молодежи, отбор наиболее подготовленных и профориентированных абитуриентов.

И ежегодно в апреле МГТУ проводит день открытых дверей для талантливых и трудолюбивых юношей и девушек, решивших связать свой жизненный путь с одним из старейших вузов России.

Надежда НИКИФОРОВА



В центре внимания бизнеса и власти - образование
В начале апреля был сделан еще один важный шаг по реализации механизма государственно-частного партнерства в решении острой задачи повышения качества российского образования. Если на встрече предпринимателей с Президентом РФ, состоявшейся...
подробнее
РСПП и Минпромэнерго. Прямой диалог по вопросам промышленной политики
«Российские предприятия могут и должны стать лидерами на постсоветском пространстве», — заявил глава Минпромэнерго РФ Виктор Христенко на первом совместном заседании коллегии Минпромэнерго РФ и Правления Российского союза промышленников и...
подробнее
Масштабный проект компании "Балтэнерго"
В номере 2/2006 мы представили крупномасштабный высокорентабельный инвестиционный проект прокладки подводного высоковольтного кабеля постоянного тока по дну Финского залива. Проект реализуется в соответствии с Энергетической стратегией России на период до...
подробнее
Калужская область. Приоритеты региональной инвестиционной политики
12 апреля в здании столичной мэрии состоялся III Калужский инвестиционный форум, организованный правительством Калужской области при поддержке правительства Москвы и информационного агентства «АК&М».
подробнее
Инвестиции в России. Правила ведения бизнеса должны быть более понятными
«Да, мы богатая страна. У нас огромная территория, располагающая многими объектами, интересными сегодня для западных инвесторов. Но есть еще и Корея, Китай, Латинская Америка, есть Африка, где тоже большие просторы...
подробнее
Холдинг "ЭСТАР". Наш кодекс чести - служение делу
Предприятия холдинга «ЭСТАР» («Электросталь России») присутствуют почти во всех регионах, от Дальнего Востока до Ростовской области, а его продукция известна не только в нашей стране, но и за рубежом.
подробнее
Импорт новейшего оборудования как условие революционного скачка российского производства
«О лавинообразном спросе на современные станки и оборудование в нашей стране говорить пока не приходится, но формирование такой тенденции уже начинает проявляться», — рассказывает генеральный директор группы компаний «СФ Технологии»,...
подробнее
Развитие бизнеса - наша работа
Костромской союз промышленников (КСП) создан в 2000 г. В мае 2001 г. КСП принят в члены РСПП, в 2002 г. на его базе создано Костромское региональное отделение РСПП, к настоящему...
подробнее
ОАО "Мотордеталь". Конкурентоспособность нужно создавать сегодня
ОАО «Мотордеталь» — один из основных производителей цилиндропоршневых изделий для карбюраторных и дизельных двигателей, работающий на российском рынке более 30 лет. Это самое крупное предприятие в Костроме, как по численности...
подробнее
ООО "Костромарегионгаз". Природные ресурсы должны работать
ООО «Костромарегионгаз» специализируется на поставках газа населению и предприятиям Костромской области, среди которых — крупнейшая в Европе Костромская ГРЭС, завод «Мотордеталь» и другие. Объемы поставок компании составляют свыше 3 млрд....
подробнее
ОАО "ВАСО": Концентрация высоких технологий
Решение о строительстве Воронежского авиационного завода было принято в апреле 1929 г., а в марте 1932 г. предприятие было включено в число действующих.
подробнее
Новый заряд "Энергии"
К 2008 г. объем производства НПО ЭТХ «Энергия» возрастет до 1 млрд. руб. Предприятия НПО «Электротехнический холдинг «Энергия» вот уже более 40 лет остаются одними из ведущих предприятий России и стран...
подробнее
ООО "Амтел-Черноземье". Шинная индустрия: новые стратегии развития
В марте 2006 г. в Воронеже состоялось подписание рамочного соглашения о взаимном сотрудничестве компании Amtel-Vredestein («Амтел-Фредештайн») и администрации Воронежской области и прошла презентация новых инвестиционных проектов компании «Амтел-Черноземье».
подробнее
IBG - уверенный лидер воронежского регионального страхового рынка
ЗАО «Страховая бизнес группа» (IBG) работает на региональном страховом рынке уже более девяти лет. Эта компания — один из крупнейших налогоплательщиков Воронежа и Воронежской области, член Российского союза автостраховщиков, Российского...
подробнее
 
НАШИ ПАРТНЕРЫ
 
103070, г. Москва, Старая площадь, д. 10/4, к. 406,
тел: (095) 748-41-46, e-mail:
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!