Главная / Журнал / Архив номеров / Время решать задачи повышенной сложности / Факты. События. Комментарии / Мнение / Основная задача - повышение конкурентоспособности экономики /
Основная задача - повышение конкурентоспособности экономики
В отчетном докладе на XV съезде говорилось (и мы это можем подтвердить) об активизации работы РСПП по таким направлениям и проблемам, как:
• налоговая и земельная реформы;
• техническое регулирование и стандартизация; • защита конкуренции; • социальная ответственность бизнеса; • совершенствование региональной политики.
Практически по всем вопросам сформулированы позиции РСПП, рассмотренные на Правлении и Бюро Правления Союза. Развивались устойчивые каналы связи с властью, через которые Союз получал возможность доводить и отстаивать свои позиции на государственном уровне.
Такой подход к решению актуальных вопросов на федеральном уровне позволяет, на мой взгляд, региональным структурам РСПП наиболее полно и эффективно сосредоточить свое внимание и усилия для решения проблем на уровне субъектов Федерации, исходя из их правовых и ресурсных возможностей, а также исходя из заинтересованного взаимодействия власти и бизнеса в регионе.
Приведу несколько примеров из работы СПП СПб (скажем, в порядке обмена опытом).
Взаимоотношение бизнес-сообщества и властных структур города основывается на трехстороннем соглашении Санкт-Петербурга и ежегодных взаимных обязательствах сторон, а также на Программе социально-экономического развития города на среднесрочный период.
Концентрация и сложение взаимных усилий направляются на решение ключевых проблем и вопросов, способствующих развитию и повышению конкурентоспособности экономики города, а именно на:
• кадровое обеспечение и развитие рынка труда Санкт-Петербурга; • развитие и совершенствование всех уровней профессионального образования; • развитие инновационной и инвестиционной деятельности;
• продвижение продукции предприятий города на внешний и внутренний рынки;
• надежное энергообеспечение;
• тарифная и земельная политики и др.
Можно назвать примеры конкретных результатов работы:
• утверждены и реализуются «Основные мероприятия по развитию промышленного потенциала Санкт-Петербурга на 2005-2007 годы», по сути, определяющие основные аспекты промышленной политики города;
• принят закон г. Санкт-Петербурга «О предоставлении инвестиционно-налогового кредита промышленным предприятиям»;
• совместными усилиями реализуются пять программ по развитию систем профессионального образования, используя при этом, в частности, принцип софинансирования, как, например, в пилотной Программе по подготовке и переподготовке кадров для судостроительной промышленности;
• утверждена и реализуется Программа развития инновационной деятельности на 2004-2008 гг.;
• принята и действует Концепция тарифной политики, в частности, предусматривающая прекращение в 2007 г. перекрестного субсидирования;
• достаточно эффективно решаются вопросы земельных платежей, направленные на снижение налогового бремени на промышленные предприятия и способствующие активизации процесса выкупа ими земельных участков.
Безусловно, принимаемые меры приносят в итоге положительные результаты.
Так, темпы роста оборота в целом за 2005 г. составили 118% (по промышленному блоку — 109,5%).
Вырос сальдированный финансовый результат (на 17%) деятельности промышленных предприятий, что говорит об укреплении их финансового состояния.
Увеличился объем экспортных поставок высокотехнологичной продукции ($4,3 млрд.);
Объем иностранных инвестиций в нефинансовый сектор экономики вырос на 44% ($1,4 млрд.).
Что тревожит и вызывает определенное чувство беспокойства?
1. Рост цен и тарифов на услуги монополистов и последующий за ним рост цен на материалы, комплектующие изделия, транспортные услуги и т.д.
Так, за последние 5 лет тарифы на электроэнергию выросли в 2,7 раза, на газ — в 2,8 раза, стоимость грузовых автомобильных перевозок в 2,5 раза.
Предприятия обрабатывающих отраслей подошли к ценовому пределу со всеми вытекающими последствиями.
Мы предлагаем РСПП провести необходимый анализ, и на его базе подготовить позицию союза по данному вопросу с последующим представлением в Правительство РФ.
2. Одной из основных причин, серьезно сдерживающих развитие экономики (и в первую очередь промышленности), является кризисное положение с электрообеспечением Санкт-Петербурга (а возможно, не только его).
За последние годы в энергосистему города практически не вкладывались деньги. Полученные прибыли, как правило, направлялись на выплату дивидендов, но не инвестировались в основной капитал (яркий пример 2004 г. — 100% на дивиденды).
Темпы развития электроснабжения не соответствуют темпам роста экономики города в целом и промышленности в частности.
Стало проблемой для предприятий, наращивающих объемы производства, увеличить подаваемые мощности (даже до размеров присоединенной мощности своих токоприемников). И это не говоря уже о присоединении новых мощностей. В 2004-2005 гг. оказались неприсоединенными более 600 объектов, по которым были заключены договоры, выплачены деньги — более 3 млрд. руб. Как говорится, деньги есть — товара нет!
Губернатор города Валентина Матвиенко обратилась к Президенту РФ Владимиру Путину с просьбой помочь в решении проблемы надежного электрообеспечения Санкт-Петербурга. Промышленники и предприниматели города полностью поддерживают это обращение.
3. Мы в преддверии вступления в ВТО, но до промышленников не доводятся (в пределах допустимого) условия вступления России в эту организацию и вытекающие из них показатели (как, например, снижение таможенных пошлин на ввозимые товары, рост цен на энергоносители и т.д.).
4. Неоднократно озвучивался вопрос (и это вполне естественно!) о поддержке и развитии несырьевого сектора экономики, равно как и о развитии научного потенциала.
Сделаны определенные шаги в этом направлении (как, например, ФЗ «Об особых экономических зонах», создание наукограда в г. Петергофе). Но это, скорее, будущий период. А задача сегодняшнего дня — эффективнее использовать имеющийся промышленный и научный потенциал.
Мы также предлагаем РСПП разработать выработать свою позицию по данной проблеме.
5. Очень серьезной и тревожной стала проблема рейдерства, с целью защиты от которого в городе функционирует Совет по экономической безопасности.
Как показала практика рассмотрения заявлений, в целом ряде случаев рейдеры действуют при содействии правоохранительных, силовых органов (МВД).
Естественная просьба — сделать это недопустимым (примеры мы готовы предоставить).
6. Близится к разрешению проблема выкупа земельных участков под промышленными предприятиями.
Спасибо Президенту России за поддержку позиции РСПП в этом вопросе.
Остался неудовлетворенным один вопрос — рассрочка оплаты выкупа (хотя бы в пределах финансового года).
7. И последнее, о чем я хочу сказать (уже как председатель Координационного совета объединений работодателей, промышленников и предпринимателей Северо-Западного федерального округа), — это о развитии системы социального партнерства в федеральных округах.
СПРАВКА • В СПП СПб представлены практически все отрасли экономики города;
• На предприятиях и в организациях—членах Союза трудятся около 750 тыс. человек;
• Этими предприятиями и организациями выпускается более 80% промышленной продукции, осуществляется 70% грузовых и пассажирских перевозок, оказывается около 90% услуг по энергообеспечению, до 60% услуг связи;
• Формируется 65% ВРП и налоговых поступлений в бюджет;
• СПП СПб выполняет функцию стороны работодателей в системе социального партнерства в городе.
Сдерживающий фактор в этом вопросе — отсутствие ясности в определении государственного (властного исполнительного) органа в качестве стороны в трехстороннем соглашении. Со стороны работодателей и профсоюзов здесь вопросов нет.
Как возможный вариант — возложение функций «стороны» на представительства Президента РФ в федеральных округах — с учетом действующих советов губернаторов под эгидой полномочных представителей Президента РФ в каждом округе.
И последнее, что хотелось бы отметить. Направления деятельности РСПП, его региональных структур должны способствовать решению основной задачи — повышению конкурентоспособности экономики, встраиванию ее в мировой рынок, в конечном счете — переходу к экономике знаний, как основе устойчивого экономического роста, а значит и благосостояния людей.
В социальном аспекте – совместные усилия государства и бизнеса должны быть направлены на реализацию приоритетных национальных программ.
|