Текущий номер журнала:
Социальная отчетность: необходимость, но не обязанность
ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
Продам лугковой автомобиль Мерседес 1937-39 года выпуска. О стоимости договоримся. Подробности на сайте: [email protected]@yandex.ru(47234) 2-55-00,...
подробнее
Предлагаем из наличия насосы с склада в Москве ВВН 1-25 105000 Кс 20/110 15000 ЦВК 5/125 7500 П...
подробнее
щековая дробилка.ООО "Дарлинг" производит и реализует дробилку щековую ДЩ-01. Щековая дробилка от производителя -...
подробнее
Предлагаем Вам посетить город-герой Севастополь. В Севастополе более двух тысяч исторических памятников, способных рассказать историю...
подробнее
Задвижки Ду 150 Ру 25 титан, новые продаю марка:11Т 41НТ 25 30 штук, 120 000руб.шт. Куплю задвижки чугун...
подробнее
Воздушный компрессор 2ВМ10-63/9 2006г.в. по низкой цене. Компрессор устанавливается на крупных и средних компрессорных...
подробнее
Электродвигатели общепромышленные, взрывозащищенные, крановые: АИР, ВА, АИМР, ВРП, АВ, МТF, MTKF и другие. Электродвигатели SIEMENS....
подробнее
Предлагаем услуги по строительству ангаров, спортивных залов, ресторанов, магазинов, многоэтажное жилищное строительство, срубов, домов, коттеджей,...
подробнее
Официальный дилер предлагает со склада в Москве КАОЛИНЫ и МИКРОКАЛЬЦИТЫ производства ОАО "Новокаолиновый ГОК" и...
подробнее
Уважаемые Господа!!! Наша Компания предлагает Вам рассмотреть вопрос о возможности поставок в адрес Вашей Компании...
подробнее
Полный список объявлений
Добавить объявление
 

Главная / Текущий номер журнала / Экспертное мнение / Ипполит Дюмулен: Чтобы соответствовать - нужно учиться /

Ипполит Дюмулен: Чтобы соответствовать - нужно учиться

Одним из экспертов на интернет-конференции для регионов «Присоединение России к ВТО» был доктор экономических наук, профессор кафедры международной внешней торговли РФ Всероссийской академии внешней торговли при Минэкономразвития РФ, заслуженный деятель науки России Ипполит ДЮМУЛЕН.
По окончании мероприятия он ответил на вопросы нашего корреспондента. 

— Ипполит Ипполитович, помимо научной, общественной работы вы также занимаетесь преподавательской дея­тельностью. Поэтому, наверное, согласитесь с тем, что по тому, какие вопросы задает аудитория, мож но судить о степени ее подготовленности, компетентности в конкретной проблеме. В этой связи какое впечатление произвели на вас вопросы, прозвучавшие на конференции?

— За последние годы мне не раз приходилось принимать участие в проведении различных семинаров в регионах, посвященных проблемам вступления России в ВТО. Могу сказать, что уровень подготовленности представителей бизнес-сообщества заметно возрос.

Вместе с тем, если говорить о качестве вопросов, которые задавались на конференции, то я все же ожидал большего.

Во-первых, практически не спрашивали о том, что сами предприятия должны сделать, чтобы не иметь проблем после вступления страны в ВТО.

Во-вторых, чаще интересовались тем, как правительство намерено защищать российских производителей, а не тем, как самим правильно пользоваться существующими защитными механизмами.

Никто, например, не поинтересовался проблемой субсидирования. А это вопрос одновременно и сложный, и очень важный. Нужно четко представлять различие между общими, адресными и экспортными субсидиями, знать, применение каких из них ВТО допускает и при каких условиях.

— А вам не показалось, что вопросы имели, скажем так, «оборонительный уклон»? Прежде всего ведь интересовались защитными мерами.

— Вполне естественно. С одной стороны, это следствие недостаточной информированности по конкретным вопросам. С другой — результат всевозможных страшилок, связанных с ВТО. Сейчас в СМИ их стало меньше, тем не менее они не могут не оказывать определенного психологического воздействия даже на достаточно подготовленных представителей бизнес-сообщества.

Заранее оплакиваются целые отрасли экономики: авиа- и автомобилестроение, легкая промышленность, сельское хозяйство в целом. При этом создается впечатление, что речь идет о ныне процветающих и благополучных секторах, которые попросту погибнут после присоединения России к ВТО.

Высказываются мнения, что при возникновении споров с представителями экономически развитых стран, например, США, мы в условиях ВТО неизбежно будем в положении виноватой стороны. Но, позвольте, одна из основных функций ВТО — создание эффективного механизма обсуждения и разрешения подобных споров. В этом смысле вполне уместным будет сравнение с арбитражным судом. Причем, заметьте, судом объективным, совершенно беспристрастным. Кстати, именно американцы чаще других выступают участниками подобных разбирательств и в половине случаев оказываются в положении проигравших.

Что касается уровня таможенных пошлин — вопроса вызвавшего наибольшее беспокойство представителей регионов — повторяться не буду: другие эксперты, по-моему, очень подробно рассмотрели самые различные аспекты этой проблемы. Особых причин для беспокойства я здесь не вижу.

— В последнее время очень часто можно услышать фразу «ВТО — это инструмент, которым нужно уметь пользоваться». Как с этим умением обстоит дело? Научились?

— К сожалению, лишь отчасти. О защитных мерах рассуждаем много, но механизмы их применения подчас представляем себе весьма смутно. Ничего особенно мудреного в этих механизмах нет. Просто надо учиться.

В этой связи надо сказать: сейчас в регионах нет четкого понимания того, что ВТО — организация межправительственная. Однако правительство действует по сигналам, поступающим от бизнес-сообщества. Чтобы российское предприятие могло рассчитывать на применение защитных мер, если возникнет такая необходимость, оно должно обратиться в Правительство РФ. Но, естественно, такое обращение должно быть соответствующим образом аргументировано. Подготовку необходимых документов лучше вести в рамках отраслевых ассоциаций. И учиться правилам ВТО лучше сообща. Поэтому сегодня очень важно осознавать необходимость объединения, консолидации сил.

— Существует также мнение, что основная тяжесть каких-либо негативных последствий при вступлении в ВТО, если таковые все же будут иметь место, ляжет на плечи малого и среднего бизнеса. Крупным компаниям легче справиться с трудностями.

— Это не так. У крупных компаний — и ответственность большая. Подсчитано, например, что создание одного рабочего места на ведущих предприятиях автопрома влечет за собой образование сразу семи вакансий на предприятиях-поставщиках, многие из которых представляют как раз мелкий и средний бизнес. И если проблемы вдруг возникнут, то они будут общими.

Если заниматься противопоставлениями, то более реальными выглядят разногласия между производителями и потребителями. Очевидно, что они связаны между собой тесными экономическими отношениями. Мы же, если вы заметили, говоря о различных аспектах вступления в ВТО, думаем прежде всего о том, как это скажется на положении производителя. Потребитель же выступает в виде некой абстрактной массы. В большинстве развитых стран потребитель — это сила, причем достаточно хорошо организованная.

Впрочем, это отдельная и очень сложная проблема, для решения которой понадобятся, возможно, десятилетия.

При этом сегодня есть целый ряд вопросов, которые необходимо решить в самое ближайшее время.

— Какие, например?

— Нужно еще раз внимательно проверить соответствие федерального и регионального законодательств требованиям Всемирной торговой организации. У меня нет уверенности, что все противоречия устранены. К тому же законотворческая деятельность продолжается, и сейчас, как мне представляется, возникла необходимость в специальном органе по ее мониторингу. Одному Минюсту справиться с этой задачей не по силам.

Соответствовать международным требованиям, конечно, должно не только законодательство, но, например, и система финансовой отчетности и бухгалтерского учета. Не секрет, что сегодня многие российские крупные предприятия вынуждены вести двойную бухгалтерию: одну — для зарубежных партнеров, другую — «для внутреннего употребления». Между тем, переход на международные стандарты финансовой отчетности — дело не одного дня. У небольших, прежде всего региональных предприятий в этом плане могут возникнуть серьезные проблемы.

Точно такое же положение с техническими регламентами и стандартами, которые должны соответствовать международным требованиям. Представители России принимают участие в деятельности Международной организации по стандартизации, но реальной отдачи от их работы пока не чувствуется.

По-прежнему много вопросов возникает к нашим таможенным органам. Сегодня они занимаются прежде всего сбором средств в бюджет, недостаточно участвуя в решении такой важной задачи, как содействие импорту и экспорту.

Особую актуальность приобретает вопрос повышения общей внешнеторговой грамотности тех, кто непосредственно связан с вопросами работы в условиях ВТО. И на конкретных предприятиях, и в административных органах всех уровней, в том числе, конечно, и региональных. Речь идет не просто о знании соответствующей специальной терминологии, конкретных соглашений. Нужны кадры, умеющие в полной мере пользоваться теми преимуществами, которые предоставляет членство в ВТО.

— Но кадры нужного уровня за год-два не подготовить…

— Согласен. Но, во-первых, мы этим вопросом начали заниматься не сегодня. Во-вторых, есть еще один выход — организация в широких масштабах курсов повышения квалификации, семинаров для сегодняшних работников предприятий самых разных отраслей. В этом направлении работа тоже ведется. В частности, такую подготовку осуществляет Всероссийская академия внешней торговли. И то, что сроки нашего вступления в ВТО уже не первый раз откладываются, в данном случае — фактор положительный.

Мы вступаем в ВТО уже 11 лет. Эти годы можно назвать переходным периодом. При этом нельзя сказать, что время было потрачено зря. Например, мы получили современное внешнеторговое законодательство, в целом соответствующее международным требованиям. С десятками стран проведены переговоры, подписаны двухсторонние протоколы, при этом снято множество вопросов, мешающих эффективным экономическим и торговым взаимоотношениям.

Это тем более важно, что сегодня примерно 40% российского ВВП прямо или косвенно производится с помощью внешней торговли. Россия стала «внешнеторговозависимой» страной, и ничего плохого в такой зависимости нет — по этому пути идет весь цивилизованный мир.

За время переходного периода мы в значительной степени стали жить по правилам ВТО. И сегодня на первый план выходит необходимость определения четкой экономической стратегии.

— Ипполит Ипполитович, сегодня мы говорим, что правительство должно принять меры для того, чтобы российские предприятия имели возможность выполнить те обязательства, которые мы берем на себя в ходе переговорного процесса о вступлении в ВТО. Определение стратегии экономического развития — тоже прерогатива прежде всего правительства. В связи с этим возникает вопрос: а готово ли само правительство к работе в условиях ВТО?

— Вопрос непростой. На мой взгляд, вступление во Всемирную торговую организацию — один из элементов общей политики правительства, включая ее технико-экономическую составляющую. Необходимо четко обозначить перспективы и направления роста нашей экономики, а также задачи по защите тех отраслей, которые в этой защите нуждаются.

Должен сказать, что пока все это не очень ясно просматривается в решениях правительства, хотя в Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации эти вопросы поднимались.

Надеюсь, и здесь очередная отсрочка нашего вступления в ВТО будет использована с пользой.

Возвращаясь к интернет-конференции, считаю такое мероприятие очень полезным и перспективным. Это касается не только тематики, но и самой формы его проведения. Впервые представители многих регионов Росиии в режиме реального времени могли оперативно получить квалифицированные ответы на интересующие их вопросы. Поэтому хорошо бы сделать подобные конференции традиционными.

Виктор РОДИОНОВ



Предпосылки для оптимизма
Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2007 году» вызвало живой интерес в бизнес-сообществе. В этом документе содержатся основные направления и ориентиры бюджетной политики в будущем году,...
подробнее
Социальная отчетность: необходимость, но не обязанность
На заседании Комитета по социальной политике и национальным проектам РСПП, прошедшем 24 мая, обсуждались задачи комитета в сфере реализации национальных проектов, продвижения социальной отчетности в России как компонента делового поведения,...
подробнее
ВТО: предпосылки для адаптации регионов
Интернет-конференцию для регионов «Присоединение России к ВТО», которая состоялась 16 мая в Минэкономразвития РФ, без преувеличения можно назвать мероприятием «учебным», призванным прежде всего способствовать адаптации регионов к новым условиям внешнеэкономической...
подробнее
Уникальный институт для большого города
Город — как живой организм. Он красив настолько, насколько он здоров. А здоровье такого мегаполиса, как российская столица, в огромной степени зависит от проводимости его «артерий» — инженерных и транспортных...
подробнее
ООО "ИВП-ЭД": Специализация - инновации
Специализация московского ООО «Инновационно-Внедренческое Предприятие Э.П. Дергачева» — разработка и производство систем и узлов повышенной надежности для пассажирских вагонов железных дорог России.
подробнее
СК "Орбита" - вчера, сегодня, завтра
Учрежденная в начале 90-х, когда в стране только появлялись ­альтернативные Госстраху коммерческие структуры, «Орбита» долгое время оставалась специализированной компанией. Полтора года назад изменение стратегии развития открыло перед ней более широкие...
подробнее
Игорь Низовцев: Нужны династии промышленных экологов
Компания «Объединенные Российские Водные Технологии» специализируется на проектировании и производстве инженерного оборудования для переработки нефтешламовых накоплений, очистки промышленных, коммунальных, ливневых сточных вод, оборотных систем замкнутого цикла, а также комплексных систем...
подробнее
Оленегорский ГОК. Стратегия развития
ОАО «Оленегорский ГОК» — градообразующее предприятие г. Оленегорска (Мурманская область) — ведет свою историю с закладки здесь рудника в августе 1949-го.
подробнее
Повышение безопасности - приоритетная задача КАЭС
Планируется, что перевод российской энергетики на путь устойчивого развития будет одним из главных проектов нашей страны в нынешнем столетии.
подробнее
Мурманский траловый флот. Количество плюс качество
Мурманский траловый флот — это старейшее и крупнейшее предприятие рыбной отрасли в Северном бассейне. С него начиналось отечественное рыболовство на Севере.
подробнее
 
НАШИ ПАРТНЕРЫ
 
103070, г. Москва, Старая площадь, д. 10/4, к. 406,
тел: (095) 748-41-46, e-mail:
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!