|
Главная / Текущий номер журнала / Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга / Статус лидера /
Статус лидера
Вклад корпорации «Аэрокосмическое оборудование» в российскую авиационную промышленность и в ряд других отраслей становится все более весомым. О разработке и производстве перспективной высокотехнологичной продукции военного и гражданского назначения, а также о реализации инвестиционных программ, способствующих развитию промышленности России, рассказывает генеральный директор ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование», член президиума Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) Санкт-Петербурга, д. э. н., профессор Сергей БОДРУНОВ.
— Сергей Дмитриевич, наверное, целесообразнее говорить не только о динамике развития группы компаний «Аэрокосмическое оборудование», но и о позиции корпорации в российской экономике?
— По предварительной оценке, общий объем выручки кооперационной группы предприятий, полученной от реализации продукции, работ и услуг, за 2006 год составил около $717 млн., что на 24,7 % больше объемов 2005 года. Общий рост выручки обусловлен прежде всего новыми экспортными заказами на готовые изделия и запасные части от заказчиков из Индии, Венесуэлы, Алжира и Малайзии.
Если сравнить показатели корпорации с общей ситуацией в авиационной отрасли России, то станет видно, что корпорация «Аэрокосмическое оборудование», как и в предыдущие годы, в своем росте продемонстрировала существенное опережение и отраслевых показателей, и темпов роста по ОПК в целом.
С 2003 года ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» входит в перечень предприятий, выполняющих государственный оборонный заказ. Военное ведомство России положительно оценивает четкое и своевременное исполнение нами государственных контрактов и высокое качество наших изделий. В сфере военно-технического сотрудничества с иностранными государствами корпорация, являясь одним из крупнейших российских производителей вооружений и военной техники, за период с 2000 по 2006 год поставила на экспорт продукцию на сумму более $4,5 млрд., то есть примерно десятую часть всего российского военного экспорта за этот временной интервал. Таким образом, примерно каждый десятый доллар, полученный Россией от экспорта вооружений, заработан нашей компанией.
— Какие приоритетные направления научно-производственной политики корпорации можно выделить?
— В первую очередь — проведение на предприятиях корпорации НИОКР по созданию новой высокотехнологичной и востребованной рынком продукции по следующим основным направлениям: по радарам, системам объективного контроля и индикации, тренажерным комплексам и в части комплексирования бортового оборудования. Продолжаются работы в интересах создания самолетов пятого поколения.
— На авиасалоне МАКС-2005 вашей компанией демонстрировался тренажер самолета СУ-З0МК. Как развивается ситуация в области поставок тренажерной техники?
— Большой интерес к авиационным тренажерам корпорации проявила Индия. ВВС этой страны приветствуют наш комплексный подход к проблеме, включающий поставку тренажеров и других технических средств обучения, поддержку эксплуатации и сервисное обслуживание. В ближайшем будущем на территории Индии будет создано совместное российско-индийское предприятие для подготовки летного состава ВВС Индии. В гражданском секторе следует отметить передачу заказчику комплексного тренажера пассажирского лайнера Ту-204-120СЕ. Он предназначен для тренировки экипажей китайской авиакомпании. Продолжаются работы по ремонту и модернизации тренажера КТС-21 для ВВС Казахстана.
— Что способствует оперативному решению проблем финансирования НИОКР в корпорации?
— Достаточно сказать, что более 68 % продукции, реализованной нами в 2006 году, — это новая продукция, разработанная либо модернизированная в рамках корпоративных программ ОКР. Всего же за четыре года исполнения корпоративной программы ОКР в научные работы вложено почти $210 млн., то есть примерно 8 % от общего объема продаж, что соответствует мировым тенденциям для компаний-аналогов.
Механизм реализации научно-конструкторских и инновационных идей опирается на мировой опыт. Начиная с 2005 года, корпорация приступила к формированию собственных венчурных фондов за счет направления в них части прибыли предприятий группы. Создание специализированных венчурных фондов позволяет инвестировать аккумулируемые в них средства в наиболее важные НИОКР.
В 2006 году в венчурные фонды было привлечено почти 110 млн. рублей, при этом нераспределенные на целевое финансирование средства венчурных фондов временно размещались на фондовом рынке в паевых инвестиционных фондах. В 2007 году планируется увеличить объем средств, сконцентрированных в венчурных фондах, в два раза.
Не менее перспективной формой осуществления инновационной деятельности является финансирование развития специализированных научно-конструкторских центров корпорации за счет внутрикорпоративных средств. Наиболее ярким примером реализации такого направления инновационного развития является ОАО «Научно-конструкторское бюро вычислительных систем», созданное корпорацией пять лет назад в Таганроге. За эти годы предприятие стало признанным лидером в области создания электроники и интеграции бортового оборудования для сухопутной техники.
— Для выпуска новой высокотехнологичной продукции необходимы своевременное обновление производственных мощностей, реструктуризация производства…
— Это самая серьезная наша задача. Нам досталось, в общем-то, очень тяжелое наследство. Свыше 70 % оборудования имело износ, превышающий 80—90 %.
Постепенно, в течение ряда лет, мы вышли на ежегодную замену до 10 % от объема имеющегося станочного парка, и с 2003 года мы этого параметра неукоснительно придерживаемся. При этом, конечно, не происходит простого механического обновления состава оборудования — мы стараемся приобретать все самое новое и современное.
В результате мы сегодня уже имеем ряд полностью укомплектованных современных производств, где нет ни одной устаревшей единицы оборудования — например, Российский центр авиационного тренажеростроения (Москва), Рязанский производственно-технологический комплекс (40 тыс. кв. м площадей, сотни единиц оборудования на общую сумму около $25 млн.), упоминавшееся уже НКБ ВС в Таганроге и т. д.
Значительную часть работ по обновлению парка технологического оборудования осуществляет Лизинговая компания ОПК, созданная предприятиями корпорации. В 2006 году объем ее лизинговых сделок вырос в 1,5 раза по сравнению с 2005 годом.
Параллельно из состава производственных мощностей высвобождается часть неиспользуемого имущества, площадей. Это наш инвестиционный ресурс, появляющийся в процессе реструктуризации и модернизации производства.
За 2005—2006 годы на ряде предприятий корпорации проведена реализация избыточных площадей и излишков оборудования, что позволило существенно сократить затраты на содержание имущественных комплексов и за счет полученных средств ускорить реализацию инвестиционных программ, осуществить мероприятия по выкупу земельных участков с дальнейшим созданием новых производственных площадей и переводом производства в промышленные зоны.
— Практика деятельности ведущих мировых производителей военной продукции показывает, что эффективное развитие с устойчивым финансовым положением невозможно без диверсификации бизнеса. Увеличилась ли удельная доля гражданской продукции в общих объемах поставок?
— Увеличение гражданской компоненты в номенклатуре продукции корпорации — это также одна из основных наших задач.
Значительный прирост объемов производства гражданской продукции в 2006 году был обеспечен за счет ввода дополнительных мощностей на предприятиях корпорации. Основной выпуск гражданской продукции обеспечивается Межгосударственной финансово-промышленной группой (МФПГ) «Аэрокосмическое оборудование», занимающейся разработкой и производством электронных систем управления и контроля для магистральных автопоездов и автобусов. Кроме того, корпорация выпускает мерительную технику, медоборудование и т. д. По итогам 2006 года удельный вес гражданской продукции в общем объеме выручки корпорации «Аэрокосмическое оборудование» составил 29,2 %. В соответствии с «Программой деятельности Корпорации «Аэрокосмическое оборудование» на 2006—2010 годы» выпуск гражданской продукции, используемой как в гражданской авиации, так и в автомобилестроении, к 2010 году должен быть доведен нами до 40—50 % от общего объема реализуемой продукции.
— Вы упомянули об интересе корпорации к автопромовской тематике. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области ряд иностранных автоконцернов, как известно, размещают свои сборочные предприятия. Может ли корпорация предложить им свою продукцию?
— Да, нам это интересно. Одной из целей группы в ближайшие два года является выход на рынок автокомпонентов с продукцией, соответствующей международным стандартам. В этой связи корпорацией в 2006 году проведена серьезная подготовительная работа, направленная на приобретение активов в странах Европы — предприятий, специализирующихся на производстве автокомпонентов как для грузового, так и для легкового автомобильного транспорта (гидравлического и пневматического оборудования, автоэлектроники, пластмассовых изделий и т. д.). Целью приобретения таких заводов является интегрирование их в систему комплексных кооперационных поставок, координируемых управляющей компанией МФПГ «Аэрокосмическое оборудование», крупнейшим автозаводам России («КамАЗу», «ВАЗу», «Уралу», «НефАЗу», «ПАЗу» и др.) путем создания у нас их дочерних фирм и переноса в Россию их технологий. Мы рассчитываем, что эти меры также позволят нам за счет современных технологий, применяемых в «реальном времени» на этих предприятиях, с минимальными временными и экономическими издержками занять важные стратегические позиции на российском рынке по производству и поставкам автокомпонентов на российские заводы компаний Renault, Ford, Nissan и других.
— В связи с активными интеграционными процессами в ОПК России насколько актуален вопрос о расширении корпорации «Аэрокосмическое оборудование»?
— Сейчас процесс интеграции ОПК — нужно отдать должное результативности усилий вице-премьера Правительства РФ Сергея Иванова и Военно-промышленной комиссии — пошел быстрыми темпами. Создана Объединенная авиастроительная корпорация, Президент РФ принял решение о создании Объединенной судостроительной корпорации. Не обошел этот процесс и компании так называемого второго уровня кооперации — прибористов, двигателистов, электронщиков.
В 2006 году головной компанией корпорации были разработаны системный проект и ТЭО расширения состава корпорации «Аэрокосмическое оборудование». Этими документами предусматривается существенное увеличение доли государства в ее капитале и расширение состава ее предприятий.
В результате расширения корпорации, а также за счет приобретения новых пакетов акций, в том числе и в ряде европейских стран (этот вопрос сейчас уже перешел в практическую стадию), в 2007—2010 годах на базе нашей корпорации будет сформирована расширенная интегрированная структура холдингового типа. Головная компания — ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» будет непосредственно управлять деятельностью своих дочерних организаций, обеспечивая формирование и реализацию программы развития интегрированной структуры как единого хозяйствующего субъекта. Но основные позиции останутся прежними: разработка и производство высокотехнологичной продукции военного и гражданского назначения, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках, совершенствование механизмов корпоративного управления, развитие научно-технических комплексов, реализация намеченных инвестиционных программ. Мы уверены, что все это будет служить улучшению дел в нашей авиационной промышленности.
|
15-летие взаимодействия бизнеса и власти |
7 февраля состоялась юбилейная конференция Российского союза промышленников и предпринимателей «Взаимодействие бизнеса и власти. 1991 - 2006 гг.». Это мероприятие было приурочено к 15-летию РСПП. На конференции обсуждались итоги сотрудничества... |
подробнее
|
|
Промышленности стройматериалов нужна программа развития |
Состоялось очередное заседание Комиссии по строительному комплексу Совета РСПП по конкурентоспособности и отраслевым стратегиям. В нем приняли участие первый исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев и директор Департамента РСПП по взаимодействию... |
подробнее
|
|
IV Красноярский экономический форум — площадка для обсуждения индустриальной основы развития России |
16-17 февраля в Красноярске прошел IV Экономический форум «Индустриальная основа развития России». В этом году форум собрал еще более представительный состав участников, чем в прошлые годы. |
подробнее
|
|
Россия на пороге новой индустриализации |
Основной вывод IV Красноярского экономического форума: индустриальный рост и реализация крупных инвестиционных промышленных проектов в регионах, в первую очередь восточных, являются сегодня основными условиями экономического развития России. |
подробнее
|
|
Конкурентоспособность региона — задача всего общества |
9 февраля 2007 г. в п. Завидово Тверской области состоялось открытое выездное собрание Тверского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) с участием Некоммерческого партнерства «Ассоциация тверских землячеств», представителей областной администрации, Государственной... |
подробнее
|
|
Сложение усилий умножает результат |
Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга — крупнейшая общественная организация города. На сегодняшний день в Союзе представлены практически все отрасли экономики города, включая промышленность, транспорт, связь, строительство, торговлю, финансово-кредитную сферу и т.д.... |
подробнее
|
|
ФК «Открытие» расширяет сферу деятельности |
«За последние 15 лет наша страна проделала огромный путь. Речь идет не только о коренных изменениях в экономике, но прежде всего в психологии людей. К руководству бизнесом приходят специалисты новой... |
подробнее
|
|
Мы нужны государству… даже когда оно об этом не помнит |
Пермский завод им. С. М. Кирова, основанный еще в 1934 г., давно известен в России и мире как производитель различных видов порохов, зарядов твердого топлива к двигателям и газогенераторам ракет,... |
подробнее
|
|
Ремпутьмаш. Более 100 лет на дорогах России. Социальный портрет завода |
|
подробнее
|
|
Феномен «потенциальной ямы» и его роль в жизни социума |
В жизни практически каждого члена социума, внезапно или постепенно, возникает ситуация, когда от него перестает что-либо зависеть. Он все также работает или учится, воспитывает детей или играет в гольф, но,... |
подробнее
|
|
|
|
|
НАШИ ПАРТНЕРЫ |
|
|