|
Главная / Текущий номер журнала / Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга / Проблемы и стратегия развития предприятий радиоэлектроники /
Проблемы и стратегия развития предприятий радиоэлектроники
Многие проблемы в стране невозможно решить без использования новейших решений в области радиоэлектроники, микросистемотехники и микроэлектроники. О перспективах развития отрасли рассуждает генеральный директор ОАО «Авангард», член президиума Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) Санкт-Петербурга, д. т. н., профессор Валерий Антонович ШУБАРЕВ.
В настоящее время Правительством РФ предприняты определенные шаги в укреплении и развитии на принципиально новом уровне промышленно-технологической базы страны, позволяющей на основе инновационных технологий обеспечить научно-технический прорыв в важнейших направлениях промышленного производства, особенно в области радиоэлектроники и микроэлектронной техники.
Многие считают, что незачем развивать инновации, так как практически все можно взять за рубежом. Но тогда останутся за бортом новейшие идеи и конкурентоспособные разработки специалистов России. По нашему мнению, необходимо решить три основные задачи, позволяющие обеспечить поступательное развитие радиоэлектроники страны, повышение конкурентоспособности продукции и эффективности производства в рамках партнерства государственного и частного капитала.
Первая из них связана с обеспечением разработки новой радиоэлектронной инновационной продукции, конкурентоспособной на мировом рынке. Вторая задача должна быть направлена на техническое перевооружение промышленных предприятий радиоэлектроники, так как невозможен выпуск конкурентоспособной продукции на морально устаревшей и технически изношенной технологической базе. Третьей важнейшей государственной задачей и задачей региональных органов является формирование рынка в рамках региональных государственных заказов.
Рассмотрим, какие проблемы возникают в каждой из сформулированных задач, и пути их решения.
В рамках первой задачи важнейшим для развития инновационной базы радиоэлектронных предприятий комплекса является участие предприятий в федеральных целевых комплексных и региональных программах, что позволит решить задачи создания конкурентоспособных предприятий, в том числе в Санкт-Петербурге, Северо-Западном и других регионах страны. Но встает вопрос — насколько данные программы скоординированы и взаимоувязаны между собой. Отсюда вытекает требование, что государственные и региональные программы должны иметь преемственность и быть между собой определенным образом взаимосвязаны по целевым компонентам. Важное внимание при этом должно быть уделено разработкам двойного применения, направленным на насыщение региональных рынков гражданской значимой продукцией в тех секторах рынка, которые еще не заняты. В свою очередь радиоэлектронные предприятия, на основе разработок, обеспечиваемых ими в рамках федеральных программ, должны реализовывать соответствующие «продуктовые цепочки» для реализации комплексного продукта, интересующего город или крупных монополистов.
Из содержания второй задачи следует, что реализация социально значимых проектов Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона может быть обеспечена на основе научного потенциала и производственно-технологической базы ведущих предприятий радиоэлектронной промышленности.
Отметим, что в настоящий момент радиоэлектронные предприятия располагают производственно-технологической базой, которая не только сохранена в период научно-обоснованной «анархии» рынка, но и развита с использованием собственных средств предприятий; сохранен и преумножен в труднейших условиях и кадровый состав высококвалифицированных специалистов.
Предприятия имеют научно-технический потенциал и прорывные технологии в области разработок новейших систем радиоэлектроники, микроэлектроники и микросистемотехники, наработанные ими в периоды застоя экономики страны.
Несмотря на значительные средства, которые самостоятельно вкладывают ведущие предприятия в разработки продукции и развитие собственной производственно-технологической базы, они нуждаются в помощи государственных и региональных органов для обеспечения и реализации прорывных научных направлений, в том числе для социально значимых проектов Санкт-Петербурга и других регионов страны.
Ведущими предприятиями Санкт-Петербурга разработан ряд радиоэлектронных изделий и систем, которые могут быть использованы для решения социально значимых задач Санкт-Петербурга и других регионов:
- ОАО «Светлана» — светильники нового поколения на светодиодах с минимальным потреблением мощности, что позволяет резко снизить энергетические потребности городского хозяйства;
- ОАО «РИВР» — навигационная аппаратура пользователей системы ГЛОНАСС, которая может обеспечить учет транспорта, мониторинг и контроль транспортной обстановки в Санкт-Петербурге;
- ОАО «Авангард» — комплексная система микросенсорных датчиков и устройств для обеспечения безопасности промышленных объектов (газо- и нефтепроводов, метрополитена, подземных разработок), систем мониторинга и контроля безопасности жилья, экологической оценки состояния воздушной среды, индивидуальной телемедицины и других направлений техники;
- ФГУП «Научно-исследовательский институт телевидения» совместно с ЗАО «Завод им. Козицкого» — цифровые телевизионные приемники и системы цифрового телевидения и др.
Можно привести еще целый ряд примеров использования разработок радиоэлектронного комплекса предприятий Санкт-Петербурга и России в интересах реализации национальных проектов в области здравоохранения, жилищного строительства, образования, а также региональных проектов значимых гражданских направлений.
Что же возможно сделать для повышения уровня и потенциальных возможностей производства? Ответ предельно ясен — Санкт-Петербургу необходимо инвестиционными средствами участвовать в развитии производственной базы своих же предприятий. Со стороны государства (Роспром) реализация капитальных вложений в радиоэлектронную отрасль происходит, хотя пока и в не очень значительном объеме.
В рамках третьей задачи очень важным вопросом является участие радиоэлектронных предприятий в реализации городского заказа. Это необходимо как Санкт-Петербургу, так и предприятиям города. Но и здесь имеются определенные проблемы.
По существующей схеме, и это правильно, городской заказ реализуется на тендерной основе. Однако анализ тендеров показывает, что в огромном большинстве победителями становится не всегда конкурентоспособная продукция. Почему ведущие предприятия в области проектирования и производства радиоэлектронной продукции в рамках городского заказа остаются «за бортом»? С нашей точки зрения, необходимо уточнить положение о тендере и учесть уровень конкурентоспособности продукции, гарантированность обеспечения ее поставок для городского заказа и значимость предприятия для стратегических целей развития экономики Санкт-Петербурга и страны, характерных не только для радиоэлектронной, но и других отраслей промышленности.
Структура проектов (заданий) городского заказа построена так, что в его состав могут быть включены только комплексные проекты. Всегда ли это целесообразно? Приведу пример нашего предприятия.
ОАО «Авангард» в рамках федеральных целевых программ ведет разработку новейших поколений различных микроэлектронных устройств и микроэлектронных систем двойных технологий, которые с успехом могут быть использованы в социально значимых проектах Санкт-Петербурга, например, в системах пожарной и экологической безопасности. Но в городской заказ они попадут только в составе комплексных проектов (продуктовой цепочки), которые могут быть сформированы только в рамках соответствующей региональной программы, объединяющей радиоэлектронные предприятия Санкт-Петербурга.
Чтобы решить подобные вопросы, очевидно, необходимо под руководством Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга создать региональную целевую программу, направленную на разработку и поставку радиоэлектронной продукции в интересах городского заказа. Реализация целевой программы позволит обеспечить поступательное развитие предприятий Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона.
В заключение попробуем сформулировать стратегию реализации и обеспечения задач инновационно-технологического и научного развития радиоэлектронных предприятий Санкт-Петербурга, общих как для Северо-Западного, так и других регионов страны в рамках партнерства государственного и частного капитала, на базе которых возможно повысить конкурентоспособность, значимость и эффективность продукции в интересах развития экономики не только города, но и России.
Союз промышленников и предпринимателей и ведущие предприятия радиоэлектроники Санкт-Петербурга считают, что:
1. Финансирование перспективных разработок радио- и микроэлектронных изделий двойного назначения и прорывных технологий необходимо производить в рамках соответствующих федеральных и региональных программ и собственных средств предприятий, для чего разработать и реализовать региональную целевую программу Санкт-Петербурга, входящую в качестве подпрограммы в состав разрабатываемой федеральной целевой программы «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008—2015 годы», которая позволит разработать и внедрить продукцию на базе двойных технологий в социально значимые гражданские проекты Санкт-Петербурга;
2. Финансирование задач развития (новое строительство, техническое перевооружение и модернизацию) производственно-технологической базы предприятий обеспечивать за счет государственных программ технического перевооружения радиоэлектронных предприятий на льготных условиях кредитования и без возникновения права государственной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов предприятий, а также региональных средств и из собственных средств акционированных радиоэлектронных предприятий;
3. Необходимо реализовать возможность льготного кредитования новых разработок и производства продукции предприятий радиоэлектроники, входящих в госзаказ федерального, регионального и муниципального назначения для обеспечения нужд социальной и гражданской продукции по опыту подобного кредитования г. Москвы на уровне доли ставки рефинансирования;
4. На основе опыта ведущих фирм с участием государственных и корпоративных механизмов развить экономически устойчивые схемы взаимодействия предприятий по их специализации и кооперации, необходимые для реализации государственных и региональных заказов, которые могут базироваться на создании региональных дизайн-центров, региональных центров испытаний, сертификации и контрактных производств, что позволит объединить научно-технический и производственный потенциал ведущих радиоэлектронных предприятий Санкт-Петербурга для реализации задач по разработке и производству изделий микроэлектроники, микросистемотехники и радиоэлектроники двойного применения в интересах малого и среднего бизнеса, бизнес-инкубаторов, технопарков и других промышленных предприятий, не имеющих возможностей приобретения уникального дорогостоящего оборудования и создания собственного экономически эффективного и конкурентоспособного производства.
5. Необходимо с использованием опыта и возможностей Союза промышленников и предпринимателей и администрации Санкт-Петербурга решать задачи региональной кооперации и создания региональных холдинговых структур, что позволит аккумулировать средства предприятий и региона и послужит более активному формированию рынка продукции радиоэлектронных предприятий через городской заказ в интересах Санкт-Петербурга.
Ведущие радиоэлектронные предприятия Санкт-Петербурга, думаю, что и все предприятия других отраслей промышленности и регионов России, считают, что цивилизованный рынок в России должен быть и будет!
|
15-летие взаимодействия бизнеса и власти |
7 февраля состоялась юбилейная конференция Российского союза промышленников и предпринимателей «Взаимодействие бизнеса и власти. 1991 - 2006 гг.». Это мероприятие было приурочено к 15-летию РСПП. На конференции обсуждались итоги сотрудничества... |
подробнее
|
|
Промышленности стройматериалов нужна программа развития |
Состоялось очередное заседание Комиссии по строительному комплексу Совета РСПП по конкурентоспособности и отраслевым стратегиям. В нем приняли участие первый исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев и директор Департамента РСПП по взаимодействию... |
подробнее
|
|
IV Красноярский экономический форум — площадка для обсуждения индустриальной основы развития России |
16-17 февраля в Красноярске прошел IV Экономический форум «Индустриальная основа развития России». В этом году форум собрал еще более представительный состав участников, чем в прошлые годы. |
подробнее
|
|
Россия на пороге новой индустриализации |
Основной вывод IV Красноярского экономического форума: индустриальный рост и реализация крупных инвестиционных промышленных проектов в регионах, в первую очередь восточных, являются сегодня основными условиями экономического развития России. |
подробнее
|
|
Конкурентоспособность региона — задача всего общества |
9 февраля 2007 г. в п. Завидово Тверской области состоялось открытое выездное собрание Тверского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) с участием Некоммерческого партнерства «Ассоциация тверских землячеств», представителей областной администрации, Государственной... |
подробнее
|
|
Сложение усилий умножает результат |
Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга — крупнейшая общественная организация города. На сегодняшний день в Союзе представлены практически все отрасли экономики города, включая промышленность, транспорт, связь, строительство, торговлю, финансово-кредитную сферу и т.д.... |
подробнее
|
|
ФК «Открытие» расширяет сферу деятельности |
«За последние 15 лет наша страна проделала огромный путь. Речь идет не только о коренных изменениях в экономике, но прежде всего в психологии людей. К руководству бизнесом приходят специалисты новой... |
подробнее
|
|
Мы нужны государству… даже когда оно об этом не помнит |
Пермский завод им. С. М. Кирова, основанный еще в 1934 г., давно известен в России и мире как производитель различных видов порохов, зарядов твердого топлива к двигателям и газогенераторам ракет,... |
подробнее
|
|
Ремпутьмаш. Более 100 лет на дорогах России. Социальный портрет завода |
|
подробнее
|
|
Феномен «потенциальной ямы» и его роль в жизни социума |
В жизни практически каждого члена социума, внезапно или постепенно, возникает ситуация, когда от него перестает что-либо зависеть. Он все также работает или учится, воспитывает детей или играет в гольф, но,... |
подробнее
|
|
|
|
|
НАШИ ПАРТНЕРЫ |
|
|