Главная / Текущий номер журнала / Томская область. Машиностроение / ЗАО «Томский подшипник». Продукция мирового качества /
ЗАО «Томский подшипник». Продукция мирового качества
ИЗ ДОСЬЕ
Виктор Николаевич КАЗАНЦЕВ родился в 1956 г. в Каракалпакской АССР в семье военнослужащего. В 1974 г. окончил школу в г. Джалал-Абад Киргизской ССР. В 1976—1978 г. служил в рядах Советской армии. В 1984 г. окончил Томский политехнический институт по специальности «металловедение, оборудование и технология термической обработки металлов». В 1989 г. направлен на Пятый Государственный подшипниковый завод. Работал инженером-конструктором, заместителем начальника цеха, начальником цеха, начальником УМТС, заместителем директора, исполнительным директором. С 2005 г. — директор ЗАО «Томский подшипник».
Продукция ЗАО «Томский подшипник»
Подшипники:
• шариковые радиальные однорядные;
• шариковые радиальные однорядные с канавкой на наружном кольце;
• шариковые радиальные однорядные с канавкой на наружном кольце и с канавками для ввода шариков;
• шариковые радиальные сферические двухрядные;
• шариковые радиальные однорядные с одной защитной шайбой;
• шариковые радиальные однорядные с канавкой на наружном кольце и с одной защитной шайбой;
• шариковые радиальные однорядные с одной защитной шайбой и упорным бортом на наружном кольце;
• шариковые радиальные однорядные с двумя защитными шайбами;
• шариковые радиальные однорядные с одним уплотнением;
• шариковые радиальные однорядные с двумя уплотнениями;
• шариковые радиально-упорные однорядные;
• шариковые радиально-упорные сдвоенные;
• шариковые радиально-упорные строенные.
Комплектующие:
• шарики;
• ролики и роликоопоры.
Оборудование:
• автомат для вставки заклепок АВЗ304;
• шародоводочный автомат АШД;
• машина для промывки подшипников МПП195;
• автоматы для сборки подшипников;
• суперфинишные автоматы серии АСФ;
• суперфинишные автоматы серии ТСФ;
• комплектующие для сельскохозяйственной техники;
• комплектующие для нефтеперерабатывающей промышленности.
— Виктор Николаевич, ваше предприятие вот уже более 60 лет не сдает лидирующих позиций в области производства шариковых подшипников. Скажите, как вам удалось пережить кризисную эпоху 90-х годов?
— Исторически начало работы нашего завода совпало с Великой Отечественной войной, что, по сути, так же было более чем кризисной эпохой. Тогда на базе эвакуированного московского подшипникового завода и родилось наше предприятие, успешно развивавшееся все последующие годы.
Однако в 90-х «Томский подшипник», как и все машиностроение в России, пережил жесточайший упадок. Посудите сами: 60 % продукции завода до кризиса предназначалось Министерству обороны, но наступила пресловутая рыночная эпоха, и все кардинально изменилось. Естественно, после распада СССР наше предприятие не было востребовано в полном объеме, в том числе и потому, что многие потребители оказались в сопредельных государствах. И, как следствие, из-за недостаточной загрузки производства произошло сокращение работающего персонала. Но даже в то время завод принял для себя необходимым любыми путями сохранить свой самый высококвалифицированный персонал. Может быть именно поэтому продукция торговой марки «РОЛТОМ» и ее преемника «Томского подшипника» и сегодня известна более чем в 40 странах мира
— Кто на сегодня ваши основные конкуренты? И что вы думаете по поводу необходимости «включения» антидемпинговой политики Правительства РФ по отношению к нашим зарубежным конкурентам, в частности китайским производителям аналогичной продукции?
— Не без гордости отмечу, что со второй половины 2006 года ЗАО «Томский подшипник» начало выпускать шариковые подшипники с использованием лучших традиций 5-ГПЗ. Специалисты нашего завода традиционно считались одними из лучших в отрасли, поэтому некоторые из них и возглавили руководящие отраслевые посты.
На настоящий момент изготовленные из высококачественных сталей и сплавов томские подшипники, благодаря их отличному качеству, нашли широкое применение в авиастроении и космической промышленности, автомобильном и сельскохозяйственном машиностроении, в бытовой технике. Десятки ноу-хау зарегистрированы и внедрены нашими заводчанами. Приобретенное у ведущих фирм и изготовленное своими силами уникальное технологическое оборудование позволяет заводу успешно реализовать все требования рынка по надежности, долговечности и виброакустическим характеристикам продукции. Учитывая большие возможности ЗАО «Томский подшипник», сегодня мы приглашаем к сотрудничеству практически все российские и зарубежные фирмы.
Однако при этом надо отметить, что из-за низких цен мы вынуждены были с прошлого года прекратить продажу подшипников в дальнее зарубежье, так как там появились подшипники китайского производства, низкого качества и по низким ценам, но в том числе востребованные и в России. Ведь многие потребители в ущерб качеству кинулись покупать дешевые подшипники из Китая. Не могу сказать, что в Китае нет качественных подшипников, но качественные китайские подшипники и стоят не дешевле наших. И многие наши производители подшипников стали превращаться в сборочные производства из дешевых китайских комплектующих. Не буду называть эти предприятия, дабы не дискредитировать «наших» в глазах «наших» же потребителей.
Подчеркну лишь, что конкретно томское подшипниковое производство занимает в этом отношении очень жесткую позицию. Поэтому, должно быть, мы и сохранили полный цикл изготовления подшипников, начиная от запуска металла и до выхода готового продукта.
— В 2005 году из ОАО «РОЛТОМ» (5-ГПЗ) ваш завод был преобразован в ЗАО. Каковы выгоды, связанные с реорганизацией?
— Действительно, в связи с тем, что машиностроение в России испытывает большие трудности и не востребованы многие типы подшипников, мы вынуждены были заняться в том числе и выпуском непрофильной продукции для сельхозтехники, а также для нефтегазового комплекса.
При этом наше предприятие работает в холдинговой структуре. В холдинг входит еще ряд предприятий, в том числе Прокопьевский подшипниковый завод (НПО ПШПЗ). Между ЗАО «Томский подшипник» и НПО «ПШПЗ» существует план специализации, что позволит нам в ближайшее время сократить издержки обоих предприятий.
Структуры самого ЗАО «Томский подшипник» тоже построены по холдинговому типу. Это было необходимо для того, чтобы научить подразделения считать свои ресурсы. И уже сегодня это дает эффект.
— Безусловно, томские подшипники нашли широкое применение в различных отраслях промышленности, прежде всего благодаря их отличному качеству. Расскажите, пожалуйста, подробнее о перспективной номенклатуре вашей продукции.
— Сейчас на предприятии существует несколько направлений перспективного развития — это улучшение качества и увеличение количества выпускаемой непрофильной продукции: муфт для нефтегазового комплекса (крупными потребителями которых являются Первоуральский Новотрубный завод — ныне группа ЧТПЗ, Газпром, Роснефть и т. д.), стоек и лап культиваторов. Также у нас намечен переход на более высокий уровень в подшипникостроении, а именно изготовление подшипников 2, 4, 5 класса точности с уровнем вибрации Ш-3; Ш-4; Ш-5. Это — ближайшее будущее завода.
Все это потребует, разумеется, колоссальных затрат — материальных, моральных и физических. Но они не пугают ни собственников, ни коллектив.
— Без технического перевооружения не обходится ни одно успешно развивающееся промышленное предприятие, рожденное в эпоху СССР. На каком этапе модернизации находится ваш завод?
— За прошлый год на предприятии проведена частичная реконструкция, закуплено новое оборудование, что позволило улучшить один из важнейших факторов при изготовлении подшипников — сжатый воздух. Также мы сумели улучшить систему оборотного водоснабжения.
Кроме того, на заводе произведена закупка нового высокоэффективного оборудования для изготовления муфт, что позволит увеличить объем их продаж вдвое. И таких программ у нас несколько.
— Все актуальнее становится проблема восполнения на заводах высококвалифицированного персонала. В какой степени ваш завод испытывает кадровый голод, и как вы с ним боретесь?
— Предприятие наше, как и многие другие в России, испытывает нехватку молодых инженерно-технических кадров. Это связано с тем, что мы не можем предложить такие же условия труда и зарплаты, как, например, нефтяники. Но собственниками и руководством завода выработан ряд мероприятий по подготовке молодых специалистов для нужд ЗАО «Томский подшипник», в частности, совместно с Томским политехническим университетом. Мы в этом направлении работаем, будем работать и, надеюсь, не напрасно. Поэтому уже сейчас часть выпускников этого вуза мы делаем «нашими». А это уже много. Так что мы живем, активно прогнозируя и строя свое будущее.
Алла ВИКТОРОВА
|