|
Главная / Текущий номер журнала / Томская область. Электротехническая промышленность / ОАО «ТЭЛЗ»: цель развития — качественно новый уровень бизнеса /
ОАО «ТЭЛЗ»: цель развития — качественно новый уровень бизнеса
— Владислав Владимирович, в чем, на ваш взгляд, заключаются сегодня главные проблемы ТЭЛЗ?
— Одной из основных является морально устаревшее оборудование. Большая часть станочного парка представляет из себя своего рода «самоделки», выдуманные технологами и инженерами самой «лампочки», как ласково называют наш завод в Томске. Но в этом есть и свои плюсы. Именно «уникальность» нашего оборудования и талант заводских инженеров дает нам широкий простор для «очаговой» модернизации. Будь у нас на вооружении жесткие неперенастраиваемые автоматизированные линии, нам пришлось бы действительно тяжело. А так у нас имеется возможность поэтапно вводить новые мощности и гибко реагировать на запросы рынка.
Еще одна проблема — это сбыт. Большая часть продукции перекупается дистрибьюторами, которые на перепродаже получают довольно большой процент прибыли, но не несут перед заводом ответственности за выполнение конкретных плановых задач по закупке продукции. Решить проблему можно за счет создания сети региональных торговых домов и интеграции сферы сбыта в масштабе холдинга. Но до полной интеграции еще нужно дорасти. В подготовленном бизнес-плане особое внимание уделяется нашей новой стратегии продаж, основанной на современном видении рынка. В какой-то степени может помочь в решении проблем предприятия руководство холдинга «В. А.В.С. ».
У меня были опасения, что придется менять команду специалистов, занятых в вопросах технической политики, обеспечения, организации производства, контроля качества, но делать этого, к счастью, не пришлось. На заводе есть высококлассные специалисты, которые сразу включились в работу.
— Нетрудно предположить, что одной из основных задач для нового руководства сейчас, да и в дальнейшем, является обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции…
— Дело в том, что, если говорить о качестве, конкурентоспособность нашей продукции достаточно высока. Контроль качества на заводе соответствует современным требованиям. Более того, система контроля максимально приближена к международному стандарту ISO 2000. Отсутствие данного сертификата объяснялось достаточно высокой его стоимостью. Но теперь, скорее всего, мы пройдем сертификацию по всей номенклатуре ламп специального назначения.
Что касается цены, то наша продукция здесь также, бесспорно, в выигрышном положении. К сожалению, не все это принимают во внимание. В частности, АвтоВАЗ принял решение закупать некоторые лампы в Венгрии, хотя наша продукция по качеству ничуть не хуже, а цена — ниже. Видимо, срабатывает лоббистский потенциал поставщиков. Но управляющая компания холдинга «В. А.В.С. » предпринимает усилия по возвращению нам этой части рынка. Поэтому можно сказать, что конкурентоспособность продукции требуется лишь поддерживать.
Что касается развития, перспективных направлений, то мы планируем начать производство новой продукции, такой, например, как энергосберегающие электролампы. Эффективность их широкого применения сейчас не подвергается сомнению.
— Какие изменения в производственной деятельности предприятия новое руководство планирует осуществить в первую очередь?
— Мы берем на вооружение принципы производственной системы автоконцерна Toyota, что позволит в конечном итоге создать непрерывный технологический поток, сокращая до минимума время, которое незавершенная работа находится без движения. Эти принципы включают в себя также борьбу с технологическими разрывами и ликвидацию логистических разрывов, значительное сокращение межоперационных заделов.
Еще одна задача — сформировать командный дух на предприятии. Для каждого работника важно ощущение причастности к общей цели. Необходимо также организовать систему поддержки, готовую к оперативному решению проблем и принятию корректирующих действий.
Конечно, требуются изменения и в части стратегий маркетинга. Изменение структур продаж и управления продажами отвечает основной цели стратегии — созданию наилучших условий для получения максимальной прибыли. Общая стратегия продаж рассматривается как «совместное предприятие» производителей и сбытовиков. Мы приступили к формированию сети региональных торговых домов в Сибири и на Дальнем Востоке, обладающих преимущественным правом торговли продукцией предприятия на закрепленной территории. Они не будут напрямую входить в структуру ОАО «ТЭЛЗ», но при этом станут выполнять все обязанности дилера. Торговый дом берет на себя обеспечение загрузки производства, мы обеспечиваем требуемое качество продукции и вместе развиваемся запланированными темпами. Прибыль, соответственно, делится пополам, но и ответственность распределяется в той же пропорции. А не так, как сегодня: захотел — взял произведенные лампы в оговоренных заранее объемах, не захотел — отказался. Это не дилер, если он не является соучастником стратегического развития производителя.
— Какие шаги планируется сделать в плане кадровой, социальной политики?
— Задачами социальной политики является увеличение заработной платы за счет внедрения положений, стимулирующих работников предприятия включиться в «командную игру», а также поэтапное обеспечение нуждающихся сотрудников основного производства служебным жильем в 2007 — 2008 годах.
На сегодняшний день средняя заработная плата на заводе составляет 7 тыс. рублей. К концу года я поставил задачу увеличить ее на треть и достичь уровня в 10 тыс. рублей. Здесь главное — пересмотреть приоритеты в деле распределения вознаграждения. Ранее в этом вопросе проводилось пропорциональное, но невысокое и нерегулярное увеличение зарплаты. Проводить более радикальные преобразования руководству мешала и крайне сложная ситуация на рынке в 2003-2005 гг. Мы подходим к решению этой проблемы так: стимулируем производительность и качество труда посредством активации косвенных факторов. Например, за первый квартал этого года на ОАО «ТЭЛЗ» будет выплачена значительная премия за выполнение плана — 2 млн. рублей. Распределена она среди тех сотрудников, кто принял непосредственное участие в достижении коллективом плановых показателей. Мы исключили из списков премируемых коммерческую службу, поскольку она как раз «просела» в первом квартале. В первую очередь отметим рабочих основного производства. Но и здесь нет «уравниловки». Сотрудникам, не пропускавшим работу по болезни, премия начислена в двойном размере. Будем выплачивать дополнительные деньги за наставничество, срок которого будет увеличен. Сейчас разрабатывается система стимулирующих выплат, побуждающих специалистов из более сильных бригад переходить в более слабые и «подтягивать» их до общего уровня.
— Томск обладает большим научным потенциалом, здесь немало успешно работающих вузов. Вероятно, при реализации планов развития предприятия вы будете делать ставку на молодежь. Как вы намерены привлекать перспективных специалистов на предприятие, чем сможете их заинтересовать?
— Чтобы быть успешным в этом, необходимо создать основу, когда молодой специалист, придя сюда, увидел, что для него здесь есть возможность достойного заработка, карьерного роста, а также приобретения жилья и др.
То есть он должен быть уверенным, что у предприятия есть реальные перспективы развития. Именно об этих перспективах говорил на состоявшейся недавно в Томске пресс-конференции президент холдинга «В. А.В.С.» Виктор Столповских. Он, например, сообщил, что за пять лет общий объем инвестиций ТЭЛЗ в модернизацию производства, девелоперские проекты, освоение новой номенклатуры производства составит 3 млрд. рублей.
— То есть речь идет о конкретных элементах стратегии развития предприятия?
— Совершенно верно. Такая стратегия существует. Она утверждена акционерами и получит поддержку администрации Томской области.
Стратегия развития предприятия включает в себя два этапа. На первом, рассчитанном на три года, планируется осуществить комплексное обновление и оптимизацию технической инфраструктуры завода, что позволит высвободить в южной части Томска около 5 га земли для реализации крупного девелоперского проекта — строительства комплекса коммерческой недвижимости. Это даст дополнительные доходы для развития производства, позволит предприятию сделать следующий шаг — перейти на качественно новый уровень бизнеса. На этом этапе, который продлится два года, предстоит осуществить полное технологическое перевооружение завода, установить новейшие производственные линии. Это сведет к минимуму ручной труд и даст возможность выпускать новые виды продукции, преимущественно энергосберегающие лампы, о которых я уже говорил. Для справки: замена 10% ламп накаливания в стране на энергосберегающие по своему эффекту равносильно введению в строй двух новых АЭС.
— Можно ли уже сейчас говорить о каких-то конкретных цифровых показателях, которых предстоит достичь коллективу в ближайшем будущем?
— Да, несколько цифр можно привести уже сегодня. Стратегическими целями ОАО «ТЭЛЗ» является выход к 2010 году на выпуск продукции в объемах не менее 134 млн. условных единиц продукции в год. Объем товарной продукции в 2009 году составит, как планируется, 710 млн. рублей (в сопоставимых ценах конца 2007 года), таким образом, мы стремимся удвоить выручку. До 2010 года планируется занять 50 % рынка Сибири и Дальнего Востока. В перспективе — выход на международные рынки.
Виктор МОСКВИН
|
Бизнес заинтересован в решении социальных вопросов |
В центре внимания участников заседания Правления РСПП, состоявшегося 18 апреля, были вопросы социально-экономического блока. Обсуждались, в частности, предложения по введению дополнительной накопительной пенсии и позиция РСПП при подготовке Генерального соглашения... |
подробнее
|
|
Губернатор Томской области Виктор Кресс: «Мы инвестируем в интеллект» |
Томская область — один из наиболее активных и амбициозных регионов России. Региональная элита видит будущее Томской области в развитии интеллектуальных бизнесов, разработке и внедрении инноваций, создании производств с высокой добавленной... |
подробнее
|
|
Промышленное развитие Томска: проблемы и перспективы |
Главной задачей комитета по промышленности и инвестиционной политике Думы г. Томска его руководитель Антон Карасёв считает создание действенного механизма, с помощью которого в город будут поступать инвестиции. Весь прошлый год... |
подробнее
|
|
Программа развития инновационной деятельности в Томске: исторический шанс |
Созданное в 1995 г. на базе небольших, но эффективно действующих инновационных предприятий, Томское региональное отделение РСПП и сегодня представляет собой общественное научно-промышленное объединение, важнейшая задача которого — осуществление инновационного пути... |
подробнее
|
|
Анатолий Кобзев: «Мы готовим предпринимателей наукоемкого бизнеса» |
Томский университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) уверенно занимает одно из лидирующих мест во всероссийском рейтинге технических вузов. Он имеет репутацию инновационно-активного университета, успешно практикует новые формы и методы сотрудничества... |
подробнее
|
|
Надежная связь — опора инновационной экономики |
Успешную реализацию инновационных стратегий в Томской области, вот уже год прожившей с проектом особой технико-внедренческой зоны, вряд ли кто представляет без соответствующего уровня развития современных сетей связи и новейших видов... |
подробнее
|
|
Вступление России в ВТО: важна не скорость, а качество |
9 апреля в Москве прошел II Международный Конгресс «Россия в ВТО: надежды и стратегические возможности», организаторами которого выступили Министерство экономического развития и торговли РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей и... |
подробнее
|
|
Реформа технического регулирования: новые надежды |
Событие, которого ждали не один год, все-таки свершилось. Принципиальные поправки в ФЗ «О техническом регулировании», необходимость которых доказывалась бизнес-сообществом, в частности Комитетом РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия,... |
подробнее
|
|
Технопарк: трамплин для инноваций |
В ближайшее время на базе инфраструктуры ФГУП «ММПП «Салют» планируется создание первого в Москве Промышленно-энергетического технопарка в сфере высоких технологий. Почему именно промышленно-энергетического? Ответ на этот вопрос лежит на поверхности.... |
подробнее
|
|
|
|
|
НАШИ ПАРТНЕРЫ |
|
|