Текущий номер журнала:
МАКС-2007. Российский авиапром на взлете
ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
Полный список объявлений
Добавить объявление
 

Главная / Текущий номер журнала / МАКС-2007 / Авиастроение станет локомотивом высокотехнологичной промышленности России /

Авиастроение станет локомотивом высокотехнологичной промышленности России

С 21 по 26 августа с. г. в подмосковном Жуковском будет проходить VIII Международный авиационно-космический салон МАКС-2007. Каждый из прошедших семи авиасалонов представлял специалистам новинки продукции оборонного комплекса России в виде перспективных самолетов, вертолетов, ракет, авионики и научных разработок. Эффективность МАКС оценивается не только количеством подписанных соглашений. МАКС — это визитная карточка России, великой авиационной державы в прошлом и текущем тысячелетии. Об этом и о том, чем же будет примечателен предстоящий МАКС-2007, корреспондент журнала «Промышленник России» беседует с Алексеем Федоровым, Президентом и Председателем Правления ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК).

–  Уважаемый Алексей Иннокентьевич, какое же место занимают авиапром и авиация в современной России?

— Россия на протяжении всей истории развития воздухоплавания была в числе ведущих авиационных держав. Наша авиация всегда являлась гордостью нации, воплощением передовых научных и технических идей, катализатором научно-технического прогресса. Анализ положения России с учетом возможностей гражданской и военной авиации показывает, что приоритетное развитие и эффективное применение авиации, наряду с космическими системами, в наи­большей степени отвечает национальным интересам России. Авиация играет важнейшую роль в обеспечении национальной безопасности государства и удовлетворении внешних и внутренних транспортных потребностей, а авиационная техника занимает значительное место в международной торговле.

Все ведущие страны мира пришли к пониманию своих геополитических интересов в воздушной сфере и в космосе и резко активизируют свою деятельность в этих сферах. Около 30 стран располагают потенциалом для разработки и производства авиационной техники, самостоятельно или в кооперации с другими странами. Их опыт показывает, что специфика создания и эксплуатации авиационной техники требует государственного внимания и государственной поддержки.

— Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее. Может быть, приведете какие-то примеры?

— Не секрет, что существенную роль в развитии авиапромышленности за рубежом играет правительственная поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Так, по данным экспертов, почти половина всех государственных субсидий в промышленности США приходилась на авиакосмическую отрасль. В результате в этой отрасли почти 70% НИОКР производится за счет государственных субсидий. Необходимость государственной поддержки авиационной промышленности объясняется особенностями создания авиационной техники: длительностью срока разработки самолетов и двигателей; высокими требованиями по надежности и безопасности авиационной техники, что требует проведения большого объема компьютерного моделирования, экспериментальных работ, натурных испытаний.

Для России необходимо сохранение и развитие авиационной промышленности, так как помимо вклада в национальную безопасность страны отрасль обеспечивает развитие высоких технологий, используемых и в смежных областях экономики, а также создает значительное количество квалифицированных рабочих мест. Продукция авиапромышленности обладает высокой интеллектуалоемкостью: стоимость 1 кг магистрального самолета составляет около $1 тыс., 1 кг боевого самолета — $3 тыс., а стоимость 1 кг автомобиля — $20.

Достижения России в создании авиационной техники общепризнанны. Это дает возможность нашей стране стать равноправным игроком на рынке, интегрироваться в мировое сообщество высокоинтеллектуальных государств, реально сохранять передовые позиции в мировом авиастроении и привлекать значительные зарубежные средства в нашу промышленность.

— Что же происходит в настоящее время в российской авиационной отрасли? Какие конкретные цели преследует ОАК?

— Сегодня полным ходом идет поэтапная реализация долгосрочной программы интеграции российского авиапрома. Сохранение и последующее развитие российского авиапрома должны рассматриваться как национальная задача, обусловленная значением отрасли, как в военной, так и в гражданской сферах, и преследовать конкретные амбициозные бизнес-цели. В этой связи деятельность OAK должна обеспечить стабильное функционирование всей отрасли, ее успешное развитие, конкурентоспособность, инвестиционную привлекательность и, в конечном итоге, усиление позиций российского авиастроительного комплекса на мировом рынке. В истории новой России это первый проект отраслевой реструктуризации, проводимой в высокотехнологичной отрасли и по единому плану.

Цели авиапрома в сфере новых разработок должны формироваться с учетом современных тенденций международной кооперации на принципах риск-разделенного партнерства. Портфель продукции будет формироваться с учетом волнообразного характера спроса и смены поколений различных видов военной и гражданской авиатехники. Количество самолето­строительных проектов ОАК, получающих прямую поддержку государства, должно быть сокращено с примерно 20 до четырех-пяти. Принципы формирования и упра­вления государственными программами должны быть дифференцированы для боевой и гражданской авиатехники, а для гражданской — учитывать требования ВТО.

Реализация стратегии развития самолетостроительного комплекса, разрабатываемой ОАК в настоящее время, учитывает наличие переходного периода, в ходе которого будут осуществляться производство и поставки на рынок ограниченного количества имеющихся на данный момент моделей воздушных судов, для которых ОАК обеспечит доведение качества и системы послепродажного обслуживания до рыночного уровня. В рамках реализации стратегии ОАК до 2025 г. на инвестиционные нужды корпорации предполагается направить более $5 млрд. через госпрограмму вооружений, федеральную целевую программу развития гражданской авиации и целевые субсидии. Примерно столько же планируется привлечь частных инвестиций, в том числе путем выхода на рынки финансового капитала. Государственная поддержка также будет осуществляться путем субсидирования процентных ставок по долгосрочным кредитам, предоставления государственных субсидий по лизинговым платежам и финансирования увеличения уставного капитала ОАК. Обеспечение финансирования экспортных поставок будет осуществляться путем предоставления государственных гарантий согласно действующему порядку государственной поддержки экспорта ­высокотехнологичной продукции.

Цели государства по отношению к авиапрому состоят в создании соответствующих условий и структуры отрасли, гарантированно обеспечивающих военную безопасность государства, эффективно функционирующую инфраструктуру авиаперевозок как одну из основ обеспечения целостности государства и конкуренто­способность отрасли на глобальных рынках в интересах перехода к несырьевой модели экономического роста страны.

Российское самолетостроение во взаимодействии со стратегическими партнерами, в том числе в Юго-Восточной и Центральной Азии, должно быть позиционировано на мировом авиарынке в качестве третьего крупного центра, наряду с США и Западной Европой. Конкуренция на рынках авиа­ционной техники должна быть перенесена с локального уровня борьбы за государственные ресурсы и заказы на уровень международный, в том числе предусматривающий конкуренцию с крупнейшими производителями гражданской и боевой авиации. Стратегия продвижения на внешние рынки также предусматривает развитие кооперации в производстве и сервисном обслуживании авиатехники с местными партнерами.

Авиационная промышленность России для успешного развития должна сегодня решить одну из важнейших задач — обеспечить себя квалифицированными кадрами. Как отмечают многие отечественные аналитики, запас прочности авиапрома практически исчерпан. Налицо значительное старение кадров, в отрасль неохотно идут молодые специалисты, разрушена система подготовки и повышения квалификации персонала. При этом состояние кадров в авиационной промышленности невозможно рассматривать в отрыве от общего состояния отрасли. Многие проблемы, с которыми сталкивается отечественное авиастроение, вызваны причинами внутреннего характера, такими как низкий уровень управленческой культуры, консерватизм и изоляционизм, отсутствие навыков работы в высококонкурентной рыночной среде, боязнь перемен.

ОАК, став центром интеграции российского авиастроения, ставит перед собой смелую задачу превратить отрасль в привлекательного работодателя и вернуть авиастроению былой престиж. Среди первоочередных планов корпорации, осуществление которых уже началось, можно назвать формирование эффективной си­стемы оплаты труда, основанной на достижении результатов, создание системы непрерывного корпоративного обучения, направленной на повышение квалификации сотрудников отрасли, и совместная с государством активизация работы в области совершенствования системы высшего и среднего образования для авиастроения. Это позволит не только обучить и привлечь, но и удержать кадры, столь необходимые ОАК. Авиастроение должно стать локомотивом российской высокотехнологичной промышленности; динамично развивающейся отраслью, в которой можно сделать карьеру и получить интересную и увлекательную работу.  

ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК)

ОАК создана по указу Президента РФ В.В. Путина от 20 февраля 2006 г. и зарегистрирована в ноябре 2006 г. с уставным капиталом 96,7 млрд. руб. Доля государства составляет 90,1%. Председателем совета директоров ОАК избран первый вице-премьер Правительства РФ С.Б. Иванов. Цель создания корпорации — консолидация российских самолетостроительных предприятий и повышение их конкурентоспособности на мировом рынке.

На первом этапе формирования в уставный капитал корпорации были переданы принадлежащие государству пакеты: 100% акций АХК «Сухой», 86% МАК «Ильюшин», 65,8% ОАО «Туполев», 58% Финансовой лизинговой компании, 38% ОАО «Ильюшин Финанс Ко», 38% нижегородского завода «Сокол», 25,5% Комсомольского-на-Амуре авиаобъединения им. Гагарина, 25,5% Новосибирского авиаобъединения им. Чкалова, 15% объединения «Авиаэкспорт». Частные акционеры внесли в ОАК 38,2% акций «Иркута», в обмен получив 9,9% акций ОАК.

На втором этапе формирования ОАК должны быть акционированы ФГУП «РСК «МиГ» и ФГУП «Казанское авиапроизводственное объединение им. Горбунова». 100% акций каждого из этих предприятий также будут переданы в ОАК.

— Какими, на ваш взгляд, успехами и достижениями МАКС-2007 войдет в историю авиации и космонавтики?

— В настоящее время МАКС, идея которого заключается в демонстрации российских высоких технологий и открытости внутреннего рынка для совместных проектов с использованием передовых достижений зарубежных партнеров, по праву занимает ведущее место в рейтинге крупнейших мировых авиационных форумов. МАКСы отличают высокий уровень организации и представительства. Решение о проведении салона принимает Правительство РФ. В Оргкомитет МАКС входят министры, руководители ведомств и крупнейших научно-производственных центров авиационно-космической отрасли. В официальном открытии МАКС традиционно принимает участие Президент Российской Федерации.

На авиасалоне экспозиция ОАК разместится в двух больших павильонах — один павильон займет военная авиация, а второй поделят между собой гражданская и транспортная авиация. У нас есть что показать нашим гостям. И, конечно же, мы надеемся, что проведение восьмого МАКС-2007 станет очередным заметным событием в жизни страны и послужит целям интеграции России в мировое аэрокосмическое сообщество, расширения внутренних кооперационных связей, а также возродит величие авиационных праздников в России и повысит интерес у молодежи к авиации и космосу.



Вопросы ценообразования в строительстве
14 июня состоялось очередное заседание Комиссии по строительному комплексу Совета РСПП по конкуренто­способности и отраслевым стратегиям, на котором обсуждались состояние и проблемы ценообразования в строительстве и на рынке жилой недвижимости.
подробнее
НПФ «Микран»: признанное качество производимой продукции
Научно-производственная фирма «Микран» — современное наукоемкое, высокотехнологичное предприятие с установившимся производственным процессом и высоким признанным качеством выполняемых работ и производимой продукции. Компания представлена на рынках цифровых радиорелейных линий связи, радиоизмерительных...
подробнее
Выход на мировой рынок как магистральный путь развития отечественного авиапрома  (по опыту Корпорации «Иркут»)
Последние несколько лет в стране активно идет обсуждение путей развития отечественной авиастроительной отрасли. В ходе этих дискуссий стало предельно ясно, что емкость внутреннего рынка как военной, так и гражданской авиации...
подробнее
Репутацию нам создает продукция…
С российской авиатехникой всегда было сложно конкурировать в надежности и простоте обслуживания. Не исключение и летательные аппараты, выпускаемые вот уже почти на протяжении 70 лет Улан-Удэнским авиационным заводом. Со стапелей...
подробнее
РСПП и Минобрнауки РФ намерены совместно повышать качество профессионального образования
25 июня 2007г. президент РСПП А. Шохин и Министр образования и науки РФ А. Фурсенко подписали Соглашение о взаимодействии. Как говорится в сообщении Департамента социальной политики и трудовых отношений РСПП,...
подробнее
 
НАШИ ПАРТНЕРЫ
 
103070, г. Москва, Старая площадь, д. 10/4, к. 406,
тел: (095) 748-41-46, e-mail:
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!