|
Главная / Текущий номер журнала / МАКС-2007 / Авиастроение станет локомотивом высокотехнологичной промышленности России /
Авиастроение станет локомотивом высокотехнологичной промышленности России
С 21 по 26 августа с. г. в подмосковном Жуковском будет проходить VIII Международный авиационно-космический салон МАКС-2007. Каждый из прошедших семи авиасалонов представлял специалистам новинки продукции оборонного комплекса России в виде перспективных самолетов, вертолетов, ракет, авионики и научных разработок. Эффективность МАКС оценивается не только количеством подписанных соглашений. МАКС — это визитная карточка России, великой авиационной державы в прошлом и текущем тысячелетии. Об этом и о том, чем же будет примечателен предстоящий МАКС-2007, корреспондент журнала «Промышленник России» беседует с Алексеем Федоровым, Президентом и Председателем Правления ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК).
– Уважаемый Алексей Иннокентьевич, какое же место занимают авиапром и авиация в современной России?
— Россия на протяжении всей истории развития воздухоплавания была в числе ведущих авиационных держав. Наша авиация всегда являлась гордостью нации, воплощением передовых научных и технических идей, катализатором научно-технического прогресса. Анализ положения России с учетом возможностей гражданской и военной авиации показывает, что приоритетное развитие и эффективное применение авиации, наряду с космическими системами, в наибольшей степени отвечает национальным интересам России. Авиация играет важнейшую роль в обеспечении национальной безопасности государства и удовлетворении внешних и внутренних транспортных потребностей, а авиационная техника занимает значительное место в международной торговле.
Все ведущие страны мира пришли к пониманию своих геополитических интересов в воздушной сфере и в космосе и резко активизируют свою деятельность в этих сферах. Около 30 стран располагают потенциалом для разработки и производства авиационной техники, самостоятельно или в кооперации с другими странами. Их опыт показывает, что специфика создания и эксплуатации авиационной техники требует государственного внимания и государственной поддержки.
— Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее. Может быть, приведете какие-то примеры?
— Не секрет, что существенную роль в развитии авиапромышленности за рубежом играет правительственная поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Так, по данным экспертов, почти половина всех государственных субсидий в промышленности США приходилась на авиакосмическую отрасль. В результате в этой отрасли почти 70% НИОКР производится за счет государственных субсидий. Необходимость государственной поддержки авиационной промышленности объясняется особенностями создания авиационной техники: длительностью срока разработки самолетов и двигателей; высокими требованиями по надежности и безопасности авиационной техники, что требует проведения большого объема компьютерного моделирования, экспериментальных работ, натурных испытаний.
Для России необходимо сохранение и развитие авиационной промышленности, так как помимо вклада в национальную безопасность страны отрасль обеспечивает развитие высоких технологий, используемых и в смежных областях экономики, а также создает значительное количество квалифицированных рабочих мест. Продукция авиапромышленности обладает высокой интеллектуалоемкостью: стоимость 1 кг магистрального самолета составляет около $1 тыс., 1 кг боевого самолета — $3 тыс., а стоимость 1 кг автомобиля — $20.
Достижения России в создании авиационной техники общепризнанны. Это дает возможность нашей стране стать равноправным игроком на рынке, интегрироваться в мировое сообщество высокоинтеллектуальных государств, реально сохранять передовые позиции в мировом авиастроении и привлекать значительные зарубежные средства в нашу промышленность.
— Что же происходит в настоящее время в российской авиационной отрасли? Какие конкретные цели преследует ОАК?
— Сегодня полным ходом идет поэтапная реализация долгосрочной программы интеграции российского авиапрома. Сохранение и последующее развитие российского авиапрома должны рассматриваться как национальная задача, обусловленная значением отрасли, как в военной, так и в гражданской сферах, и преследовать конкретные амбициозные бизнес-цели. В этой связи деятельность OAK должна обеспечить стабильное функционирование всей отрасли, ее успешное развитие, конкурентоспособность, инвестиционную привлекательность и, в конечном итоге, усиление позиций российского авиастроительного комплекса на мировом рынке. В истории новой России это первый проект отраслевой реструктуризации, проводимой в высокотехнологичной отрасли и по единому плану.
Цели авиапрома в сфере новых разработок должны формироваться с учетом современных тенденций международной кооперации на принципах риск-разделенного партнерства. Портфель продукции будет формироваться с учетом волнообразного характера спроса и смены поколений различных видов военной и гражданской авиатехники. Количество самолетостроительных проектов ОАК, получающих прямую поддержку государства, должно быть сокращено с примерно 20 до четырех-пяти. Принципы формирования и управления государственными программами должны быть дифференцированы для боевой и гражданской авиатехники, а для гражданской — учитывать требования ВТО.
Реализация стратегии развития самолетостроительного комплекса, разрабатываемой ОАК в настоящее время, учитывает наличие переходного периода, в ходе которого будут осуществляться производство и поставки на рынок ограниченного количества имеющихся на данный момент моделей воздушных судов, для которых ОАК обеспечит доведение качества и системы послепродажного обслуживания до рыночного уровня. В рамках реализации стратегии ОАК до 2025 г. на инвестиционные нужды корпорации предполагается направить более $5 млрд. через госпрограмму вооружений, федеральную целевую программу развития гражданской авиации и целевые субсидии. Примерно столько же планируется привлечь частных инвестиций, в том числе путем выхода на рынки финансового капитала. Государственная поддержка также будет осуществляться путем субсидирования процентных ставок по долгосрочным кредитам, предоставления государственных субсидий по лизинговым платежам и финансирования увеличения уставного капитала ОАК. Обеспечение финансирования экспортных поставок будет осуществляться путем предоставления государственных гарантий согласно действующему порядку государственной поддержки экспорта высокотехнологичной продукции.
Цели государства по отношению к авиапрому состоят в создании соответствующих условий и структуры отрасли, гарантированно обеспечивающих военную безопасность государства, эффективно функционирующую инфраструктуру авиаперевозок как одну из основ обеспечения целостности государства и конкурентоспособность отрасли на глобальных рынках в интересах перехода к несырьевой модели экономического роста страны.
Российское самолетостроение во взаимодействии со стратегическими партнерами, в том числе в Юго-Восточной и Центральной Азии, должно быть позиционировано на мировом авиарынке в качестве третьего крупного центра, наряду с США и Западной Европой. Конкуренция на рынках авиационной техники должна быть перенесена с локального уровня борьбы за государственные ресурсы и заказы на уровень международный, в том числе предусматривающий конкуренцию с крупнейшими производителями гражданской и боевой авиации. Стратегия продвижения на внешние рынки также предусматривает развитие кооперации в производстве и сервисном обслуживании авиатехники с местными партнерами.
Авиационная промышленность России для успешного развития должна сегодня решить одну из важнейших задач — обеспечить себя квалифицированными кадрами. Как отмечают многие отечественные аналитики, запас прочности авиапрома практически исчерпан. Налицо значительное старение кадров, в отрасль неохотно идут молодые специалисты, разрушена система подготовки и повышения квалификации персонала. При этом состояние кадров в авиационной промышленности невозможно рассматривать в отрыве от общего состояния отрасли. Многие проблемы, с которыми сталкивается отечественное авиастроение, вызваны причинами внутреннего характера, такими как низкий уровень управленческой культуры, консерватизм и изоляционизм, отсутствие навыков работы в высококонкурентной рыночной среде, боязнь перемен.
ОАК, став центром интеграции российского авиастроения, ставит перед собой смелую задачу превратить отрасль в привлекательного работодателя и вернуть авиастроению былой престиж. Среди первоочередных планов корпорации, осуществление которых уже началось, можно назвать формирование эффективной системы оплаты труда, основанной на достижении результатов, создание системы непрерывного корпоративного обучения, направленной на повышение квалификации сотрудников отрасли, и совместная с государством активизация работы в области совершенствования системы высшего и среднего образования для авиастроения. Это позволит не только обучить и привлечь, но и удержать кадры, столь необходимые ОАК. Авиастроение должно стать локомотивом российской высокотехнологичной промышленности; динамично развивающейся отраслью, в которой можно сделать карьеру и получить интересную и увлекательную работу.
ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК)
ОАК создана по указу Президента РФ В.В. Путина от 20 февраля 2006 г. и зарегистрирована в ноябре 2006 г. с уставным капиталом 96,7 млрд. руб. Доля государства составляет 90,1%. Председателем совета директоров ОАК избран первый вице-премьер Правительства РФ С.Б. Иванов. Цель создания корпорации — консолидация российских самолетостроительных предприятий и повышение их конкурентоспособности на мировом рынке.
На первом этапе формирования в уставный капитал корпорации были переданы принадлежащие государству пакеты: 100% акций АХК «Сухой», 86% МАК «Ильюшин», 65,8% ОАО «Туполев», 58% Финансовой лизинговой компании, 38% ОАО «Ильюшин Финанс Ко», 38% нижегородского завода «Сокол», 25,5% Комсомольского-на-Амуре авиаобъединения им. Гагарина, 25,5% Новосибирского авиаобъединения им. Чкалова, 15% объединения «Авиаэкспорт». Частные акционеры внесли в ОАК 38,2% акций «Иркута», в обмен получив 9,9% акций ОАК.
На втором этапе формирования ОАК должны быть акционированы ФГУП «РСК «МиГ» и ФГУП «Казанское авиапроизводственное объединение им. Горбунова». 100% акций каждого из этих предприятий также будут переданы в ОАК.
— Какими, на ваш взгляд, успехами и достижениями МАКС-2007 войдет в историю авиации и космонавтики?
— В настоящее время МАКС, идея которого заключается в демонстрации российских высоких технологий и открытости внутреннего рынка для совместных проектов с использованием передовых достижений зарубежных партнеров, по праву занимает ведущее место в рейтинге крупнейших мировых авиационных форумов. МАКСы отличают высокий уровень организации и представительства. Решение о проведении салона принимает Правительство РФ. В Оргкомитет МАКС входят министры, руководители ведомств и крупнейших научно-производственных центров авиационно-космической отрасли. В официальном открытии МАКС традиционно принимает участие Президент Российской Федерации.
На авиасалоне экспозиция ОАК разместится в двух больших павильонах — один павильон займет военная авиация, а второй поделят между собой гражданская и транспортная авиация. У нас есть что показать нашим гостям. И, конечно же, мы надеемся, что проведение восьмого МАКС-2007 станет очередным заметным событием в жизни страны и послужит целям интеграции России в мировое аэрокосмическое сообщество, расширения внутренних кооперационных связей, а также возродит величие авиационных праздников в России и повысит интерес у молодежи к авиации и космосу.
|
Вопросы ценообразования в строительстве |
14 июня состоялось очередное заседание Комиссии по строительному комплексу Совета РСПП по конкурентоспособности и отраслевым стратегиям, на котором обсуждались состояние и проблемы ценообразования в строительстве и на рынке жилой недвижимости. |
подробнее
|
|
НПФ «Микран»: признанное качество производимой продукции |
Научно-производственная фирма «Микран» — современное наукоемкое, высокотехнологичное предприятие с установившимся производственным процессом и высоким признанным качеством выполняемых работ и производимой продукции. Компания представлена на рынках цифровых радиорелейных линий связи, радиоизмерительных... |
подробнее
|
|
Выход на мировой рынок как магистральный путь развития отечественного авиапрома (по опыту Корпорации «Иркут») |
Последние несколько лет в стране активно идет обсуждение путей развития отечественной авиастроительной отрасли. В ходе этих дискуссий стало предельно ясно, что емкость внутреннего рынка как военной, так и гражданской авиации... |
подробнее
|
|
Репутацию нам создает продукция… |
С российской авиатехникой всегда было сложно конкурировать в надежности и простоте обслуживания. Не исключение и летательные аппараты, выпускаемые вот уже почти на протяжении 70 лет Улан-Удэнским авиационным заводом. Со стапелей... |
подробнее
|
|
РСПП и Минобрнауки РФ намерены совместно повышать качество профессионального образования |
25 июня 2007г. президент РСПП А. Шохин и Министр образования и науки РФ А. Фурсенко подписали Соглашение о взаимодействии. Как говорится в сообщении Департамента социальной политики и трудовых отношений РСПП,... |
подробнее
|
|
|
|
|
НАШИ ПАРТНЕРЫ |
|
|