|
Главная / Текущий номер журнала / Новосибирская область. Самолетостроение / Новая идеология НАПО им. В.П. Чкалова /
Новая идеология НАПО им. В.П. Чкалова
Вряд ли можно подвергнуть сомнению то, что одним из основных поставщиков авиационной техники для ВВС России остается ОАО «Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова». За всю историю своего существования, которая насчитывает уже 76 лет, заводом выпущено около 29 тыс. самолетов различных типов. Причем в годы Великой Отечественной отсюда ежедневно отправлялся на фронт полк самолетов.
И несмотря на определенный спад в авиационной промышленности, произошедший в последние десятилетия, здесь выпускают новую технику: суперсовременный истребитель-бомбардировщик Су-34, многоцелевой пассажирский Ан-38, а в ближайших планах — новый российский региональный самолет SSJ.
На страже неба России
ОАО «НАПО им. В. П. Чкалова», наряду с другими авиапредприятиями, входит в состав ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой». С середины 50-х гг. новосибирский завод начал многолетнее плодотворное сотрудничество с ОКБ «Сухого», результатом которого стал выпуск истребителей Су-9, Су-11, Су-15, Су-24 различных модификаций. И сегодня НАПО им. В. П. Чкалова — один из основных производителей самолетов марки «Су».
В 90-гг. на заводе освоен выпуск бомбардировщика Су-34, включенного в государственную программу вооружения. Этот бомбардировщик призван сменить в составе ВВС фронтовой бомбардировщик Су-24 и, частично, дальний бомбардировщик Ту-22М. Среди самолетов своего класса Су-34 обладает отличными ТТХ, обеспечивающими ему преимущество по многим параметрам. Самолет предназначен для поражения воздушных, наземных, морских и надводных целей (в т. ч. малоразмерных и подвижных), для ведения самостоятельных и групповых операций днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, в условиях противодействий, создаваемых противником, помех, огневого воздействия. Кроме того, он способен вести воздушную разведку. НАПО им. В. П. Чкалова получило госзаказ на серийное производство авиационного комплекса Су-34. Первые Су-34 переданы ВВС России летом 2007 г. Планируется заключение долгосрочного контракта на несколько десятков самолетов.
Гражданские проекты
Параллельно с работой над боевой авиатехникой, в соответствии с конверсионнной программой в начале 90-х, новосибирцы приступили к освоению нового для предприятия проекта — строительству гражданского многофункционального самолета Ан-38. Летом текущего года АНТК им. Антонова (Украина) и ОАО «НАПО им. В. П. Чкалова» подписали соглашение о модернизации самолета Ан-38 и создания на его базе новых модификаций. Вариант Ан-38-100, оснащенный двигателями компании Honeywell и воздушными винтами Hartzell, сможет перевозить около 30 пассажиров со скоростью 405 км/ч на расстояние 900 км. Интерес к подобной авиатехнике проявляют не только в России, но и в странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.
С 2004 г. совместно с Комсомольским-на-Амуре авиационным производственным объединением и другими российскими и зарубежными предприятиями ОАО «НАПО им. В. П. Чкалова» работает над проектом SSJ-100 — новым российским региональным самолетом, идущим на замену Ту-134. По мнению специалистов, СуперДжет имеет прекрасные перспективы и большой экспортный потенциал. На опытные машины предприятие изготавливает каркасы носовой и хвостовой частей фюзеляжа, горизонтального и вертикального оперения. Для серийных машин будут поставляться отсеки, максимально подготовленные к окончательной сборке самолета — с установленными агрегатами, оборудованием и приборами. Уже в этом году должен взлететь первый самолет SSJ.
Техническое перевооружение — на первый план
На протяжении своей многолетней истории новосибирский завод решал важнейшие государственные задачи по созданию новых боевых самолетов для укрепления обороноспособности страны. Но ситуация, сложившаяся в стране в 90-е гг., поставила ОАО «НАПО им. В. П. Чкалова», как и все предприятия ВПК, в тяжелые условия выживания. Отсутствие госзаказа негативно сказалось на возможности обновлять производство, технологическую базу, вести постоянную работу по подготовке и закреплению кадров. Тем не менее трудности не сломили руководство завода, они стали своеобразным стимулом для осуществления комплексного обновления структуры завода, технического перевооружения предприятия на основе внедрения новейшего высокопроизводительного оборудования с ЧПУ, цифровых технологий управления и инжиниринга. Конечно, приобретение уникального высокотехнологичного оборудования, освоение и внедрение современных технологий требуют больших финансовых вложений. Но от темпов технического перевооружения зависит эффективность работы предприятия, его конкурентоспособность. Сегодня основной упор делается на повышение эффективности производства. Кооперация в рамках холдинга «Сухой» и Объединенной авиастроительной корпорации, а также взаимодействие с предприятиями города и области — все это позволит значительно увеличить выпуск продукции, как военного, так и гражданского назначения без пропорционального увеличения численности работников.
Забота о кадрах
Подготовка высококвалифицированного персонала — одна из стратегических задач ОАО «НАПО им. В. П. Чкалова». Подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров осуществляются на профессиональной основе, как в собственном учебном центре, так и в сервисных центрах фирм, поставляющих свое оборудование на завод. Один из таких центров — фирмы «Хандтманн» создан при заводе.
Руководство области и города Новосибирска помогает в организации бюджетного обучения в Новосибирском государственном техническом университете, в обеспечении молодых и кадровых работников жильем. Студенты самолетостроительного факультета НГТУ и авиастроительного колледжа проходят в объединении производственную и преддипломную практику. Лучшие из них приглашаются сюда на работу.
Привлечение и закрепление кадров — комплексная и многогранная задача, которую руководство завода решает с широким привлечением профсоюза и актива коллектива. В объединении действует положение о порядке выплат компенсаций за снимаемое внаем жилье, завод помогает своим работникам получить ссуды на приобретение квартир, выступая гарантом перед банками. На очереди мероприятия по улучшению медицинского обслуживания и организации питания.
Начавшийся процесс обновления и модернизации производства должен привести к изменению как структуры завода, так и идеологии коллектива. Нацеленность на достижение высоких результатов с минимальными издержками, открытость к сотрудничеству и четкость в исполнении собственных обязательств, стремление к лидерству в своей области — эти качества позволят коллективу ОАО «НАПО им. В. П. Чкалова» успешно решать стоящие перед ним задачи.
ИЗ ИСТОРИИ
В 1931 г. на окраине Новосибирска состоялась закладка завода горного оборудования, а в 1936 г. постановлением Совета Труда и Обороны СССР заводу определен новый профиль — самолетостроение. Уже через год поднялся в воздух первый, построенный на заводе, самолет И-16. В довоенное время здесь освоено производство еще одного истребителя — ЛаГГ-3. Затем были созданы такие известные типы самолетов, как Як-7, Як-9. В декабре 1939 г. заводу присвоено имя Героя Советского Союза В. П. Чкалова. В годы Великой Отечественной войны завод выпускал до 30 самолетов в день. В послевоенный период был налажен выпуск реактивных истребителей-перехватчиков МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Як-28П.
С 1972 г. началась поставка в ВВС страны бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла Су-24 и в последующие годы его модификаций Су-24М, Су-24МР, Су-24МК.
В конце 80-х гг. на предприятии приступили к производству постановочной серии новейшего многофункционального самолета четвертого поколения, которому затем было присвоено обозначение Су-34.
|
Бизнес и регионы: работа в тандеме или встреча на перекрестке? |
Благополучие России как федеративного государства предполагает высокий уровень жизни во всех ее субъектах, обеспечить который может эффективная социально-экономическая политика, проводимая центром и региональными властями. Финансовое обеспечение ее реализации в современных... |
подробнее
|
|
Площадка для выработки отраслевых стратегий |
Созданный немногим более года назад Департамент по взаимодействию с отраслевыми объединениями сегодня принимает самое непосредственное участие в решении сразу нескольких важнейших задач, стоящих перед Российским союзом промышленников и предпринимателей. Об основных... |
подробнее
|
|
Виктор Толоконский: Новосибирская область — сосредоточение конкурентных преимуществ |
26 июля 2007 г. состоялось очередное заседание Правительства Российской Федерации. Среди рассматриваемых вопросов, кроме реализации приоритетных национальных проектов, особое внимание уделялось анализу уровня социально-экономического развития, стратегических приоритетов и целевых программ,... |
подробнее
|
|
Модернизация экономики и инвестиционная политика |
В конце 80-х гг. по экономическому потенциалу Новосибирская область была в первой десятке регионов РСФСР. Доля промышленности региона в общероссийском производстве составляла в 1985—1990 гг. 1,4—1,6 %. Основу экономического потенциала... |
подробнее
|
|
Сотрудничество с властью как инструмент стабильности |
Одно из стратегических направлений деятельности Западно-Сибирской магистрали — формирование высокоэффективной региональной политики, строительство равноправных партнерских отношений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. |
подробнее
|
|
|
|
|
НАШИ ПАРТНЕРЫ |
|
|