Главная / Текущий номер журнала / Академия бизнеса / Новый Таможенный кодекс: упрощенные процедуры таможенного оформления /
Новый Таможенный кодекс: упрощенные процедуры таможенного оформления
Этой публикацией наш журнал открывает цикл статей, посвященных различным аспектам таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. Данную рубрику будут вести высококвалифицированные специалисты Международной ассоциации по правовым и налоговым вопросам – ЗАО «И.Л.Т.С.» (тел. 921-30-73, ). Слово – директору таможенно-правового департамента ЗАО «И.Л.Т.С.», кандидату юридических наук И.Б. Новокшонову.
В связи со вступлением в силу нового Таможенного кодекса наша задача – показать, какие преимущества дает новое таможенное законодательство для бизнес-сообщества, предупредить о возможных проблемах и негативных изменениях.
Первую статью мы решили посвятить новым процедурам таможенного оформления, которые сам Таможенный кодекс называет упрощенными.
Необходимость законодательной регламентации таких процедур назрела давно. Несмотря на провозглашение ГТК России своего стремления к упрощению и ускорению таможенного оформления, учету передового зарубежного опыта, практика давала многочисленные обратные примеры. Таможенные процедуры стали называть даже дополнительным, нелегитимным административным барьером на пути продвижения импортных товаров на российский рынок.
Действовавшая в таможенных органах практика составления так называемых «белых списков», в рамках которых отдельные таможенные процедуры упрощались для добросовестных, по мнению ГТК России, импортеров, вызывала много нареканий из-за неясных критериев включения и условий нахождения в таких списках.
Новый Таможенный кодекс впервые на законодательном уровне дал ответы на основные вопросы: каким критериям должен отвечать импортер, чтобы получить право на использование упрощенных процедур таможенного оформления, и в чем, собственно, заключаются более либеральные таможенные правила.
Статья 68. Таможенного кодекса определила три критерия, которым должен отвечать импортер для использования упрощенных процедур.
Во-первых, на день обращения в таможенный орган с заявлением о применении специальных упрощенных процедур импортер не должен иметь вступивших в силу в отношении него и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, предусмотренных следующими статьями Кодекса об административных правонарушениях: 16.1, 16.2, 16.3, 16.9, 16.15, 16.17, 16.18, 16.20, 16.22.
Необходимо обратить внимание на то, что импортер не должен иметь именно вступивших в силу и неисполненных постановлений. Если же правонарушения допускались ранее и наложенные санкции исполнены или административное расследование только ведется или же происходит процесс обжалования – все это не должно являться основаниями для отказа в распространении на участника ВЭД упрощенных процедур таможенного оформления.
Во-вторых, импортер должен вести систему учета своей коммерческой документации в порядке, определяемом ГТК России ( Порядок ведения системы учета коммерческой документации лицами, в отношении которых установлены специальные упрощенные процедуры таможенного оформления, утвержден приказом ГТК России от 30.09.2003 № 1077.). Такая система учета должна дать возможность таможенным органам сопоставить содержащуюся в ней информацию со сведениями, заявленными импортером при производстве таможенного оформления товаров.
В третьих, организация, претендующая на использование специальных упрощенных процедур, должна на момент обращения уже осуществлять внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет. Трехлетний период – это та временная граница, которая, по мнению законодателя, отделяет добропорядочных участников ВЭД от так называемых «фирм-однодневок», создаваемых для проведения одной-двух незаконных внешнеторговых операций, а затем бесследно исчезающих.
Приведенный перечень условий является исчерпывающим, и таможенный орган не может предъявлять каких-либо дополнительных требований или отказать в применении упрощенных процедур, мотивируя это чем-либо иным, нежели несоблюдением со стороны импортера названных критериев.
Сами специальные упрощенные процедуры таможенного оформления заключаются в следующем:
· подача периодической таможенной декларации, т.е. подача одной таможенной декларации на все товары, перемещаемые через таможенную границу в течение определенного периода времени;
· выпуск товаров до подачи таможенной декларации, т.е. таможенная декларация, может быть подана в течение 45 дней уже после выпуска товаров;
· проведение таможенного оформления и хранение товаров на объектах импортера, без помещения ввезенных товаров на склад временного хранения.
Несомненно, возможность применения указанных процедур существенно ускорит таможенное оформление и снизит издержки импортера. При этом приведенный перечень является открытым и, в принципе, «упрощению» может быть подвергнута почти любая таможенная процедура, предусмотренная Таможенным кодексом.
Получение права на применение упрощенных процедур таможенного оформления описано в Таможенном кодексе в общих чертах. Согласно п. 2 ст. 68 Таможенного кодекса, лицо, претендующее на применение названных процедур, обращается в таможенный орган с заявлением в письменной форме. В этом заявлении указываются сведения о заявителе и его внешнеэкономической деятельности. При этом заявитель должен представить письменное обязательство о согласии вести систему учета своей коммерческой документации в порядке, утвержденном приказом ГТК России от 30.09.2003 № 1077, а также о согласии обеспечивать доступ должностных лиц таможенных органов к указанной системе учета.
Согласно письму ГТК России от 30.12.03 г. № 01-06/50851 «О порядке действий при применении статьи 68 Таможенного кодекса Российской Федерации» заявление о применении специальных упрощенных процедур импортерам следует направлять в ГТК России.
В целом подход ГТК России к внедрению упрощенных процедур заключается в их индивидуализации с учетом интересов каждого конкретного импортера. В данной связи в ближайшее время не будут разработаны типовые модели упрощенных процедур.
Таким образом, каждый импортер, обращающийся в ГТК России, должен заранее определить, какие процедуры таможенного оформления он хотел бы упростить с учетом интересов своего внешнеторгового бизнеса, и, кроме того, быть готовым принять участие в разработке соответствующей технологической схемы таможенного оформления.
На наш взгляд, для того чтобы утвержденные таможней документы действительно упростили таможенные процедуры и ускорили таможенное оформление, импортеру на этапе их подготовки целесообразно привлечь в качестве своих представителей высокопрофессиональных консультантов, специализирующихся на применении таможенного законодательства и хорошо знающих современные таможенные технологии. Кроме того, и внедрение в организации импортера разработанного ГТК России порядка учета коммерческой документации может потребовать использования услуг внешних консультантов – аудиторов.
ЗАО «И.Л.Т.С.» имеет в своем штате высококвалифицированных юристов и специалистов по таможенным технологиям с опытом работы в таможенных органах готовых осуществить грамотное сопровождение таких проектов.
|