|
Главная / Текущий номер журнала / Новосибирская область. Власть и бизнес / Сотрудничество с властью как инструмент стабильности /
Сотрудничество с властью как инструмент стабильности
Одно из стратегических направлений деятельности Западно-Сибирской магистрали — формирование высокоэффективной региональной политики, строительство равноправных партнерских отношений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
ИЗ ДОСЬЕ
Александр Витальевич Целько родился в 1956 г. в Чистоозерном районе Новосибирской области. Окончил Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта в 1978 г. Свой трудовой путь он прошел от составителя поездов до начальника Западно-Сибирской, а позже Южно-Уральской железных дорог. С мая 2000 г. работал заместителем министра путей сообщения, затем первым заместителем министра путей сообщения Российской Федерации. В настоящее время Александр Витальевич возглавляет Западно-Сибирскую железную дорогу — одну из важнейших транспортных артерий страны, соединяющую регионы Сибири и Дальнего Востока с центром России.
Надежная поддержка власти
Партнерство между администрацией Новосибирской области, мэрией г. Новосибирска и Западно-Сибирской магистралью строится на основе Соглашений о взаимодействии и сотрудничестве, история подписания которых насчитывает уже 10 лет. Соглашения из года в год становятся все более конкретными и из документа, носившего декларативный характер, стали крепкой основой взаимовыгодного сотрудничества в решении широкого круга задач.
Возглавляя координационный Совет по транспорту Межрегиональной ассоциации «Сибирское Соглашение», губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский глубоко вникает в проблемы транспортной отрасли, отлично понимает значение и влияние транспортного комплекса на экономику региона. Он хорошо знаком с перспективами и программами развития различных видов транспорта в Сибири. Железнодорожники ощущают твердую поддержку администрации области в проведении реформы на железнодорожном транспорте, в заинтересованном обсуждении законопроектов, касающихся преобразований. Новосибирская область стала одной из первых, кто принял на местном уровне нормативный документ по реструктуризации задолженности по налогам железной дороги в областной бюджет и списании долгов по пеням и штрафам.
Пригородные пассажирские перевозки стали прибыльными
Важное место в разделах Соглашений занимают вопросы организации пассажирских перевозок в пригородном сообщении. Все пригородные пассажирские перевозки на территории Новосибирской области осуществляются пригородной пассажирской компанией ОАО «Экспресс-пригород», учредителями которой, наряду с ОАО «РЖД», стали администрация Новосибирской области и мэрия Новосибирска. Сегодня можно объективно сказать, что компания развивается с положительной динамикой: так, например, только в 2006 г. перевезено около 34 млн. человек, в том числе 11,2 млн. пассажиров льготных категорий, которым оказано услуг на сумму 175,4 млн. руб. Совместными усилиями железнодорожников и администрации Новосибирской области удалось добиться значительного улучшения качества обслуживания пассажиров пригородных поездов и с
2003 г. сделать данный вид деятельности безубыточным. Итогом работы в 2006 г. стала прибыль 1,9 млн. руб.
На завершающей стадии находится разработка областной целевой программы развития транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на 2007—2010 гг., утверждать которую предстоит на сессии областного Совета депутатов. Ее появление станет логическим результатом современного этапа деятельности пригородной пассажирской компании «Экспресс-пригород».
Прерогатива не только железнодорожников
Идут годы, меняются стереотипы. Теперь организация пригородных перевозок является прерогативой не только железнодорожников. Сегодня эта роль федеральным законом (№ 183-ФЗ) отведена субъектам. И местные власти это осознают. Поэтому на сессии Новосибирского областного Совета депутатов в 2007 г. принят областной закон «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области», в подготовке которого принимали участие специалисты Западно-Сибирской железной дороги, пригородной компании «Экспресс-пригород». В составе Новосибирского областного Совета депутатов активно работают четыре депутата-железнодорожника. Вопросы выделения средств на железнодорожный транспорт при формировании бюджета на предстоящий год, рассмотрение проектов законов и других нормативных актов, касающихся работы транспорта, участие в заседаниях комитетов и комиссий, — все это постоянно находится в их поле зрения и в немалой степени способствует тому, что отношение у власти к железнодорожному транспорту и его проблемам внимательное и конструктивное.
Последнее время все более заметное место в Соглашениях занимают разделы совместного с администрацией области развития инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Пассажирам становится комфортнее
На Западно-Сибирской планомерно и последовательно реализуется программа строительства новых и реконструкция старых вокзалов. За несколько лет в области появились много новых вокзалов. В качестве примера можно привести районные центры Мошково, Тогучин, Каргат, Карасук. В 2007 г. после реконструкции преобразился вокзал на станции Крахаль.
Только в последние четыре года реализован ряд крупных совместных проектов. Одним из них стала «Городская железная дорога» со строительством двух новых остановочных платформ в черте Новосибирска, позволившая пустить через станцию Новосибирск-Главный сквозные поезда в различные районы города. В финансировании данного проекта, кроме железной дороги, принимали участие не только администрация области, но и мэрия Новосибирска. Другим успешным делом явилась организация ускоренного железнодорожного сообщения между Новосибирском и соседними областными центрами. Теперь на маршрутах курсируют электропоезда повышенной комфортности, средства на приобретение которых выделила администрация Новосибирской области. Сегодня Новосибирск соединен маршрутами ускоренных электропоездов с Барнаулом, Кемерово, Новокузнецком, Омском и Томском.
В 2006 г. состоялось открытие нового пригородного вокзала на станции Новосибирск-Главный. Удачная реализация данного проекта оказалась возможной также благодаря участию в финансировании властей области и города.
Подарком для жителей Новосибирска стала вторая очередь Детской железной дороги, которая сразу сделалась достопримечательностью города, одним из лучших мест отдыха детей и взрослых, выполняющим при этом большую воспитательную роль. Здесь, в учебном центре, проходят занятия по различным железнодорожным профессиям более 300 старшеклассников. Инвестиции в строительство зданий и сооружений малой железнодорожной магистрали составили 563 млн. руб.
Текущий 2007 г. не стал исключением. В канун празднования Дня железнодорожника в торжественной обстановке открыт вокзал на станции Озеро Карачинское, финансирование строительства которого осуществлялось совместно железной дорогой и администрацией области.
На очереди совместная реализация областной целевой программы по развитию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на 2007—2010 гг. В ближайшей перспективе — реконструкция пассажирских платформ и строительство крупных пересадочных пунктов, обновление подвижного состава и дальнейшее активное развитие «Городской железной дороги», строительство новых вокзалов. Общий объем финансирования по данной программе составит более 2,5 млрд. руб.
Ради людей, ради безопасности
Устойчивую тенденцию к росту приобрели инвестиции ОАО «РЖД» и Западно-Сибирской железной дороги в развитие объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта на территории Новосибирской области, как в производственные объекты, так и в социальную сферу. Так, строительство технологического жилья для железнодорожников с 2003 г. осуществляется в Карасуке, Крахале, Сузуне, Барабинске, Багане, Новосибирске, на станциях Шипицыно, Кошкуль, Кокошино. Построен оздоровительно-лечебный центр в Карасуке, проведена реконструкция профилактория «Восток», детского сада №163, оздоровительно-лечебного учреждения «Локомотив» в Новосибирске.
Важная роль отводится совместной работе по обновлению пригородного подвижного состава. В 2003—2006 гг. для обслуживания жителей Новосибирской области было приобретено семь новых электропоездов и отремонтировано капитально-восстановительным ремонтом два электропоезда. На данные цели администрацией области было выделены бюджетные средства в размере 209,5 млн. руб. В 2007 г. на обновление пригородного подвижного состава в Новосибирской области инвестиционной программой Западно-Сибирской железной дороги предусмотрено вложить 349,6 млн. руб., бюджетом Новосибирской области — 53,5 млн. руб.
Но этим не ограничивается сотрудничество Западно-Сибирской магистрали с регионами. Вопросы обеспечения безопасности на железнодорожных переездах постоянно находятся в центре внимания как железнодорожников, так и местных органов власти. В 2003—2006 гг. в Новосибирской области собственными силами капитально отремонтировано 99 ж/д переездов и автоподходов к ним на общую сумму 34,1 млн. руб., за счет администрации реконструированы автоподходы к 47 железнодорожным переездам на автодорогах, относящихся к государственной собственности Новосибирской области.
Образец для подражания
Западно-Сибирская железная дорога является одним из крупнейших налогоплательщиков Новосибирской области. Только в прошлом году в консолидированный бюджет Новосибирской области перечислено налогов в сумме 1 млрд. 863,3 млн. руб., что на 20 % превышает уровень 2005 г.
Производственные связи между магистралью и промышленностью Новосибирской области носят устойчивый характер. Объем закупок оборудования, материалов и запасных частей для нужд железной дороги на промышленных предприятиях области в 2006 г. достиг 2 млрд. 269,3 млн. руб. В том же году на Западно-Сибирской железной дороге были проведены 632 конкурсные процедуры по определению поставщиков. В тендерах приняли участие более 1200 предприятий и организаций субъектов Сибирского региона.
Уже три года в Новосибирской области функционирует постоянно действующая комиссия, образованная администрацией области, мэрией города и руководством Западно-Сибирской железной дороги. На заседаниях, проходящих раз в квартал, рассматриваются вопросы выполнения текущего Соглашения, намечаются возможные перспективы и направления дальнейшего сотрудничества. И как результат, Соглашения, несмотря на то, что прописанные в них обязательства сторон довольно жесткие, успешно выполняются. Именно поэтому президент ОАО «РЖД» Владимир Иванович Якунин отметил, что «Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между ОАО «РЖД», администрацией Новосибирской области и мэрией Новосибирска являются образцом для всей сети железных дорог России».
Из выступления Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Иванова С.Б.
Новосибирская область и сам город Новосибирск — это сосредоточение и транспортных, и промышленных, и научных центров. Здесь расположен один из крупнейших железнодорожных логистических центров по перевалке грузов, идущих и в Среднюю Азию, и в Казахстан. Губернатор упомянул о планах создания еще более крупного транспортного терминала. Считаю, что это очень перспективный проект.
Справка
Западно-Сибирская железная дорога — важная составная часть транспортной системы страны. Она соединяет центр России с его восточными регионами, дает возможность выхода к морским портам и границам со странами Азии. На долю Западно-Сибирской магистрали сегодня приходится 20 % всей погрузки российской железнодорожной сети.
Появление Западно-Сибирской дороги напрямую связано со строительством Транссибирской магистрали. Датой основания дороги считается 15 октября 1896 г., когда один из ее участков — от Челябинска до Оби — был принят в эксплуатацию. Постепенно магистраль приобретала все большее значение, рос грузооборот. В суровые дни Великой Отечественной войны все силы работников дороги были брошены на укрепление ее технической вооруженности и пропускной способности. К концу 1950 — началу 1960-х гг. Западно-Сибирская магистраль, уже имея более разветвленную транспортную сеть, стала настоящим полигоном для испытаний и внедрения новых технологий.
В сложных финансово-экономических условиях конца XX в. сибирская транспортная магистраль продолжала работать, совершенствовалась ее структура управления. Так, отдельные участки дороги были укрупнены, часть — реорганизована. Ряд важных изменений повлекла за собой утвержденная в 2001 г. Правительством РФ Программа структурной реформы железнодорожного транспорта. Была создана крупнейшая компания России — открытое акционерное общество «Российские железные дороги», одним из филиалов которой и стала Западно-Сибирская железная дорога. В этой части транспортной системы также совершалось реформирование: развивалась инфраструктура, совершенствовалось управление перевозочным процессом. Успешно завершился эксперимент по созданию на дороге пригородных компаний: «Омск-пригород», «Кузбасс-пригород», «Алтай-пригород». В новых конкурентных условиях эффективность работы магистрали только повышалась, что было высоко оценено руководством ОАО «РЖД».
|
Бизнес и регионы: работа в тандеме или встреча на перекрестке? |
Благополучие России как федеративного государства предполагает высокий уровень жизни во всех ее субъектах, обеспечить который может эффективная социально-экономическая политика, проводимая центром и региональными властями. Финансовое обеспечение ее реализации в современных... |
подробнее
|
|
Площадка для выработки отраслевых стратегий |
Созданный немногим более года назад Департамент по взаимодействию с отраслевыми объединениями сегодня принимает самое непосредственное участие в решении сразу нескольких важнейших задач, стоящих перед Российским союзом промышленников и предпринимателей. Об основных... |
подробнее
|
|
Виктор Толоконский: Новосибирская область — сосредоточение конкурентных преимуществ |
26 июля 2007 г. состоялось очередное заседание Правительства Российской Федерации. Среди рассматриваемых вопросов, кроме реализации приоритетных национальных проектов, особое внимание уделялось анализу уровня социально-экономического развития, стратегических приоритетов и целевых программ,... |
подробнее
|
|
Модернизация экономики и инвестиционная политика |
В конце 80-х гг. по экономическому потенциалу Новосибирская область была в первой десятке регионов РСФСР. Доля промышленности региона в общероссийском производстве составляла в 1985—1990 гг. 1,4—1,6 %. Основу экономического потенциала... |
подробнее
|
|
Сотрудничество с властью как инструмент стабильности |
Одно из стратегических направлений деятельности Западно-Сибирской магистрали — формирование высокоэффективной региональной политики, строительство равноправных партнерских отношений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. |
подробнее
|
|
|
|
|
НАШИ ПАРТНЕРЫ |
|
|