Текущий номер журнала:
Новосибирская область. Политика конкурентноспособности.
ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
Полный список объявлений
Добавить объявление
 

Главная / Текущий номер журнала / Новосибирская область. Власть и бизнес / Модернизация экономики и инвестиционная политика /

Модернизация экономики и инвестиционная политика

В конце 80-х гг. по экономическому потенциалу Новосибирская область была в первой десятке регионов РСФСР. Доля промышленности региона в общероссийском производстве составляла в 1985—1990 гг. 1,4—1,6 %. Основу экономического потенциала Новосибирской области составляли пять групп отраслей: оборонный комплекс (на предприятиях ВПК производилось почти две трети промышленной продукции региона); научно-образовательный комплекс; гражданское машиностроение (в области было сконцентрировано до 40 % машиностроительного производства Западной Сибири); агропромышленный комплекс и транспортная инфраструктура общегосударственного и межрегионального значения. Об инновационной политике и инвестиционной деятельности рассказывает первый заместитель губернатора Новосибирской области, член Правления
СППНСО  Василий ЮРЧЕНКО.

Изменение структуры экономики региона

В период рыночных реформ особенно пострадали базовые для Новосибирской области отрасли машиностроения, составляющие основу высокотехнологичного производства, — приборостроение, электроника и микроэлектроника, стали убыточны почти все предприятия, выпускавшие электронную и радиотехническую промышленность. Отсутствие в Новосибирской области конкурентоспособного сырьевого сектора экономики, в основном представляющего российские регионы на внешних рынках, не дало региону в эти годы дополнительных импульсов развития, как в других субъектах Федерации, расположенных на территории Сибири и имеющих значительные запасы природных ресурсов.

К концу 90-х гг. отставание области по основным показателям социально-экономического развития от среднероссий­ского уровня продолжало увеличиваться, и, по комплексной оценке Минэкономразвития РФ, область стала занимать среди российских регионов лишь 40—44-е места.

Вместе с тем, в эти годы произошла определенная трансформация в специализации Новосибирской области: наряду с сохранением основного научного и промышленного потенциала, усилились позиции региона в транспортно-логистической сфере деятельности, межрегиональной торговле и банковских услугах. В результате этих и иных институциональных преобразований в экономике области значительно выросла доля негосударственного сектора, и к концу 90-х гг. здесь было занято уже 75 % от общей численности занятых и сосредоточено более 60 % основных фондов. Доля услуг в структуре валового регионального продукта возросла с 40,2 % в 1995 г. до 48,4 % в 2000 г. и до 57,1 % в 2003 г.

Перед областью стояла сложная задача разработки и осуществления новой социально-экономической и налогово-бюджетной политики с целью восстановления производственного потенциала региона и ускоренного преодоления последствий кризиса переходного периода.

Новосибирская область в целом уступает большинству сибирских регионов по объемам и разнообразию природных ресурсов. В условиях ограничений по трудовым и природным ресурсам был взят курс на использование других важнейших потенциальных источников и факторов роста нашего региона, таких как:

  • выгодное экономико-географическое положение НСО, что дает возможность формирования здесь крупнейшего в России логистического центра и мультимодального транспортного узла как главной составной части транспортной системы на востоке страны;
  • наличие уникального научно-образовательного комплекса, который предполагает масштабное использование его разработок на предприятиях области с ориентацией на развитие высокотехнологичной наукоемкой продукции (в том числе на основе конверсии предприятий ВПК), а также функционирование здесь третьего по масштабам в России центра подготовки и переподготовки специалистов в различных областях знаний;
  • реализация предпосылок для превращения Новосибирска в межрегиональный финансово-деловой центр Сибирского федерального округа;
  • интенсификация сельскохозяйственного производства с ориентацией на углубленную переработку сельскохозяйственной продукции и организация новой системы экономических отношений «Новосибирск — сельские районы области».

Полученные результаты

В результате последовательного проведения модернизированной экономической политики в последние годы область демонстрировала высокие темпы роста в промышленности, сельском хозяйстве, торговле; увеличивались инвестиции в реальный сектор экономики; возросли реальные доходы населения; улучшились финансовые показатели предприятий и организаций, что способствовало росту доходной базы региона; начался процесс технологического обновления и освоения производства конкурентоспособной продукции. Начиная с 2001 г., темпы роста ВВП и промышленности региона заметно превышали среднероссийские, а объем доходов бюджета увеличился в 3,3 раза.

Рост валового регионального продукта за 2005—2006 гг. составил в сопоставимых ценах 118 % (в среднем по России менее 113 %). Вследствие устойчивого развития промышленного комплекса, составляющего более 45 % ВРП, за последние два года на 16 % вырос индекс физического объема промышленного производства (в среднем по стране на 8 %).

В 2005—2006 гг. на территории области введено более 40 новых, расширено и модернизировано более 340 действующих производств. Создано около 12 тыс. рабочих мест. К числу безусловно позитивных результатов экономической политики в Новосибирской области следует отнести снижение инвестиционного риска региона, который в прошлые годы оценивался достаточно высоко.

Существенно улучшились позиции региона по душевым показателям розничного товарооборота и платных услуг. В области достигнуты рост реальных располагаемых денежных доходов населения (в 1,3 раза) и снижение показателя уровня бедности. Рост объемов жилищного строитель­ства в 2006 г. составил 142 %, введено в эксплуатацию более 1 млн. кв. метров жилья. По оценкам экспертов, Новосибирская область является лидером ипотечного кредитования в Сибири, расширяются масштабы оказания государственной поддержки жителей при кредитовании на строитель­ство или приобретение жилья. По индексу экономического развития область перешла на 19-е место среди 88 субъектов Федерации, что выше среднего по стране значения данного индикатора.

Инновационная политика

Заметно усилилась действенность инновационной политики региона. Принципиальным моментом явилось принятие Правительством РФ решения о создании в Новосибирской области технопарка, ориентированного на скорейшее внедрение в производство новейших достижений сибирской науки. Профильная деятельность в технопарке будет развиваться по следующим направлениям: биомедицина и биотехнологии; информационные и телекоммуникационные технологии; приборостроение и наукоемкое оборудование; силовая электроника. В рамках выполнения программы «Силовая электроника Сибири» в 2006 г. объем производства систем и продуктов силовой электроники составил более 8 млрд. руб. В результате создания технопарка будет сформирована современная инновационная инфраструктура, достигнут прирост доли высокотехнологичной продукции в структуре ВРП, дополнительное стимулирование получат экономика региона и развитие экспортного потенциала, сформирована эффективная цепь кооперации предпринимательства, научно-образовательных центров, промышленных предприятий, создана конкурентная по мировым стандартам социально-бытовая инфраструктура, способствующая привлечению высококвалифицированных кадров и предотвращению «утечки мозгов». Создание технопарка в Новосибирском академгородке является самым крупным градостроительным проектом в азиатской части России. В 2006 г. было подписано инвестиционное соглашение о начале строитель­ства технопарка «академгородок», основанное на принципах государственно-частного партнерства с объемом планируемых инвестиций в 17 млрд. руб., и принято решение о выделении 1 млрд. руб. средств федерального бюджета на его строительство на 2007—2009 гг.

Реализуется программа развития наукограда Кольцово, градообразующим предприятием которого является государственный центр вирусологии и биотехнологий «Вектор». На базе «Вектора» размещен один из двух мировых центров по диагностике особо опасных инфекций. Специалистами центра осуществлен выпуск новейших лечебных, профилактических и диагностических препаратов для здравоохранения, сельского хозяйства и противодействия биотерроризму. За счет средств федерального и областного бюджетов завершено сооружение биотехнологического бизнес-инкубатора в Кольцово.

Создание условий для инвесторов

В Новосибирской области действует си­стема нормативных правовых актов, направленная на государственную поддержку и предоставление гарантий инвесторам. В конкурсе среди регионов РФ на лучшие законодательные условия для инвестирования Новосибирской области присуждено 3-е место. Определены перспективные направления инвестиционной деятельности, проводится процедура публичного рассмотрения крупных долгосрочных инвестиционных проектов, претендующих на государственную поддержку. Разработаны и реализуются областные программы развития социальной и инженерной инфраструктуры. В 2006 г. государственная поддержка на общую сумму более 100 млн. руб. предоставлена 13 предприятиям, реализующим крупные инвестиционные проекты. Общий объем инвестиций в рамках этих проектов, реализуемых в ближайшие три года, составит более 19 млрд. руб., предусматривается создание более 2,5 тыс. рабочих мест, а объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет области превысит 3 млрд. руб.

На решение задачи привлечения инвестиций в создание новых производств, реконструкцию и диверсификацию действующих направлена проводимая администрацией области политика стимулирования инвестиционной деятельности, организационное содействие инвесторам в решении вопросов выделения земельных участков, получения технических условий и оформления разрешительной документации. Наличие законодательной базы и улучшение инвестиционного климата способствовало реализации на территории области ряда крупных инвестиционных проектов с участием как российских, так и зарубежных инвесторов, формированию портфеля инвестиционных проектов на сумму более 316 млрд. руб.

Важным инвестиционным направлением, отвечающим приоритетам Новосибирской области, становится создание и обустрой­ство промышленно-логистических парков, что соответствует целям усиления развития региона как мощного транспортного, логистического и промышленного узла.

Данный проект будет способствовать реальному притоку как внешних, так и внутрирегиональных инвестиций, которые будут инициироваться за счет создания новых производств в промышленно-логистическом парке, а также за счет перемещения в промышленный парк существующих предприятий, продолжение деятельности которых на существующих площадках нецелесообразно. Процесс привлечения инвестиций осуществляется при помощи созданного Агентства инвестиционного развития Новосибирской области.

В Новосибирской области на протяжении последних лет отмечается рост инвестиционной активности. Доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте в 2006 г. составила 14,6 % (1999 г. — 11 %). 59 % общего объема инвестиций в основной капитал области составляют собственные средства предприятий. Более 45 % капитальных вложений предприятиями и организациями области было направлено на техническое обновление производств.

В общем объеме инвестиций в основной капитал наибольшую долю (более 45 %) составляют инвестиции в обрабатывающие производства, транспорт и связь. В связи с реализацией крупных инвестиционных проектов реконструкции, расширения и модернизации предприятий области только за 2006 г. в 1,7 раза увеличились капитальные вложения в такие виды деятельности, как добыча полезных ископаемых, производство пищевых продуктов; в 2,2 раза — в металлургическое производство, деревообработку, производство электрооборудования. Почти в 1,5 раза возросли инвестиции в строительство, в 1,4 раза — в здравоохранение.

Общий объем иностранных вкладов, поступивших в нефинансовый сектор экономики области, за 2006 г. увеличился на 12,3 % (до $80,7 млн.), в том числе прямые инвестиции — в 2,9 раза.

Повышение эффективности государственного управления

В Новосибирской области постоянно и целенаправленно ведется совершенствование механизмов исполнения органами государственной власти своих полномочий. Областной бюджет на очередной финансовый год составляется на основе перспективного финансового плана. Формируются и доводятся до главных распорядителей средств областного бюджета предельные объемы бюджетного финансирования на очередной финансовый год, которые определяют целевой характер расходов. С целью достижения эффективности использования бюджетных средств при централизованных закупках товаров для нужд учреждений социальной сферы размещение заказов на поставку продукции осуществляется на конкурсной основе с использованием системы электронного мониторинга цен.

В целях повышения эффективности и качества управления местными финансами ежемесячно проводится проверка соблюдения муниципальными образованиями Новосибирской области требований Бюджетного кодекса РФ. Ведется работа по разработке методических рекомендаций, административных регламентов предоставления государственных услуг областными исполнительными органами государственной власти. Сформирован основной перечень услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями, формируются нормативы финансовых затрат на единицу предоставляемых государственных услуг и разработка заданий областным государственным учреждениям на предоставление услуг. Формируется система муниципальной статистики в разрезе всех 490 муниципальных образований области.

Таким образом, направления, положенные в основу развития региона на стыке веков, подтвердили свою эффективность, позволили достичь политической и социальной стабильности в обществе, обеспечить повышение уровня жизни и качества населения региона, увеличить доходы бюджета за счет расширения налогооблагаемой базы и сокращения теневого сектора экономики. Дальнейшие возможности роста Новосибирской области в новом тысячелетии базируются на научно-обоснованной политике использования совокупности всех потенциальных точек роста (научно-образовательный потенциал, структура и перспективы производства, ресурсы, территория и т. д.), заложенной в Стратегии социально-экономического развития области на период до 2025 г.



Бизнес и регионы: работа в тандеме или встреча на перекрестке?
Благополучие России как федеративного государства предполагает высокий уровень жизни во всех ее субъектах, обеспечить который может эффективная социально-экономическая политика, проводимая центром и региональными властями. Финансовое обеспечение ее реализации в современных...
подробнее
Площадка для выработки отраслевых стратегий
Созданный немногим более года назад Департамент по взаимодействию с отраслевыми объединениями сегодня принимает самое непосредственное участие в решении сразу нескольких важнейших задач, стоящих перед Российским союзом промышленников и предпринимателей. Об основных...
подробнее
Виктор Толоконский: Новосибирская область — сосредоточение конкурентных преимуществ
26 июля 2007 г. состоялось очередное заседание Правительства Российской Федерации. Среди рассматриваемых вопросов, кроме реализации приоритетных национальных проектов, особое внимание уделялось анализу уровня социально-экономического развития, стратегических приоритетов и целевых программ,...
подробнее
Модернизация экономики и инвестиционная политика
В конце 80-х гг. по экономическому потенциалу Новосибирская область была в первой десятке регионов РСФСР. Доля промышленности региона в общероссийском производстве составляла в 1985—1990 гг. 1,4—1,6 %. Основу экономического потенциала...
подробнее
Сотрудничество с властью как инструмент стабильности
Одно из стратегических направлений деятельности Западно-Сибирской магистрали — формирование высокоэффективной региональной политики, строительство равноправных партнерских отношений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
подробнее
 
НАШИ ПАРТНЕРЫ
 
103070, г. Москва, Старая площадь, д. 10/4, к. 406,
тел: (095) 748-41-46, e-mail:
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!