Главная / Текущий номер журнала / Бизнес-идея / Зеленый коридор – российским автоперевозчикам /
Зеленый коридор – российским автоперевозчикам
О деятельности Ассоциации международных автомобильных перевозчиков наш корреспондент беседует с ее президентом Юрием СУХИНЫМ.
ИЗ ДОСЬЕ Юрий Сергеевич СУХИН окончил Харьковский автодорожный институт. Трудовую деятельность начал в должности главного инженера автобазы. Работал начальником Главного управления международных автомобильных сообщений «Совтрансавто», с 1983 по 1990 год – министр автомобильного транспорта РСФСР. В 1990 году избран президентом АСМАП.
Награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак почета», Дружбы, почетной грамотой Правительства РФ. Заслуженный работник транспорта РСФСР, доктор транспорта, академик Академии транспорта России.
– Юрий Сергеевич, насколько успешно сегодня российские автоперевозчики участвуют в международном грузообороте, и какие показатели успеха являются для вас определяющими?
– Основным критерием является рыночная доля отечественных перевозчиков в международных автоперевозках. Именно по этому показателю можно определить, насколько конкурентоспособны наши предприятия по сравнению с иностранными транспортными компаниями. Ныне международные автоперевозки осуществляют две с половиной тысячи российских предприятий, которые обеспечивают работой 125 тысяч граждан.
Рынок международных перевозок грузов автомобильным транспортом вырос в России по сравнению с 1990 годом почти в 10 раз и составил свыше 19 млн. тонн в год. За этот период объем перевозок, выполненный российскими перевозчиками, увеличился в 5 раз. В прошлом году, например, российскими автоперевозчиками было перевезено товаров на сумму 13 млрд. долларов. Автомобильный транспорт обеспечивает 26 процентов внешнеторгового оборота страны. Сегодняшняя емкость российского рынка международных автоперевозок оценивается экспертами в 3–3,2 млрд. долларов. При этом на долю отечественных перевозчиков приходится лишь около трети. Все это доказывает, что имеются огромные возможности для дальнейшего развития национального рынка.
Президент России поставил задачу к 2010 году удвоить ВВП страны. Этого невозможно добиться без мобилизации всех ресурсов экономики. Наш сектор экономики (и это видно из вышеизложенного) является важным резервом ее подъема. По экспертным оценкам, в ближайшие годы емкость рынка международных автоперевозок России достигнет 4,5–5 млрд. долларов в год. Российские перевозчики могли бы освоить до 60% рынка, а следовательно, ежегодно вносить в бюджет страны примерно 800 млн. долларов. Но необходимо, чтобы законодательные и исполнительные органы поняли значение нашей работы для России.
Президент РФ назвал национальной идеей конкурентоспособность страны. Это полностью относится к российским международным автоперевозкам.
СПРАВКА АСМАП – некоммерческая организация, объединяющая и обслуживающая около 2000 российских предприятий и организаций, осуществляющих международные перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом. АСМАП – член Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ), Международной федерации экспедиторов, Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП РФ), Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), участвует в работе органов по транспорту Европейской Экономической комиссии ООН, поддерживает связи с национальными ассоциациями перевозчиков. При участии АСМАП создан Комитет связи МСАТ – МЭК СНГ. В рамках ТПП РФ по инициативе Ассоциации образован Комитет по поддержке предпринимательства в сфере транспорта и экспедирования. Региональные представительства АСМАП работают в Санкт-Петербурге, Владивостоке, Калининграде, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани, Саратове, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону.
– Какие проблемы в сфере международных автомобильных перевозок наиболее актуальны сегодня для российских транспортников?
– Одной из важнейших причин, препятствующих развитию рынка международных автоперевозок, является несовершенство отечественной нормативной правовой базы. Яркий пример – введение дорожных и иных сборов в странах наших конкурентов и замороженные еще пять лет назад решения российского правительства по введению ответных мер на территории нашей страны. Только при транзите по территории Республики Беларусь российские перевозчики ежегодно выплачивают более 6,5 млн. долларов. При этом налоговое бремя на российских перевозчиков выше, чем на белорусских. Естественно, если государство не учитывает конъюнктуру рынка и взимает налоги со своих больше, чем с чужих, то это прямая поддержка иностранных конкурентов и ощутимые потери для российского бюджета.
Правительства западных и азиатских стран долгие годы осуществляют последовательную протекционистскую политику в интересах своих перевозчиков. Принимаются законы, облегчающие их деятельность, вводятся многочисленные льготы и налоговые послабления, защищающие национальные рынки. Это позволило, к примеру, даже небольшим прибалтийским странам в кратчайшие сроки создать национальные автопарки для международных перевозок, сопоставимые (и даже превышающие) с нашим подвижным составом. На территории Китая вообще запрещена работа иностранных автоперевозчиков.
Огромный ущерб внешнеторговому обороту России наносят простои автотранспортных средств на границе.
По экспертной оценке, ежегодно российские перевозчики несут потери от простоев на границах в размере более 100 млн. долларов. Это означает, что бюджеты различных уровней ежегодно недополучают около 30 млн. долларов США. Например, только из-за задержек в пути товаров, перевозимых автомобильным транспортом через пункты пропуска на российско-финляндской границе, потери товарополучателей и товароотправителей оцениваются в год в размере 700 тыс. долларов США, что затрагивает интересы свыше 7 тысяч участников внешнеэкономической деятельности. Российские перевозчики горячо приветствуют председателя ГТК РФ г-на М.В. Ванина, заявившего о намерении «довести время оформления одного транспортного средства на границе до 10 минут».
– Простои на границе – одна из набивших уже оскомину проблем, хорошо знакомая всем автотранспортникам. Какие меры необходимо предпринять, чтобы изменить ситуацию?
– Пересмотреть по каждому автомобильному пункту пропуска (АПП) на границе технологические схемы прохождения автомобилей и товаров с учетом требований нового Таможенного кодекса РФ и утвердить на федеральном уровне нормативное время проведения всего комплекса контрольных процедур. Необходимо внедрить на автомобильных пропускных пунктах, входящих в состав международных транспортных коридоров, технологию «зеленого коридора», предусматривающую ускоренное прохождение автотранспортных средств на основе электронной передачи и подтверждения данных о товарах таможенными службами сопредельного государства. И, наконец, надо создать совместные АПП с сопредельными государствами.
– Помогают ли вам постановления российского правительства в решении многочисленных проблем отечественных автотранспортников? Как известно, за последнее время принято немало прогрессивных законов…
– Экспортная политика долгое время строилась без учета того, что Россия не производит и в обозримой перспективе не будет производить конкурентоспособных по сравнению с зарубежными тяжелых грузовиков для международных автоперевозок.
Сегодня в парке российских автотранспортных компаний, занимающихся международными перевозками грузов, 31% транспортных средств не соответствует минимальным экологическим нормам Евро-1, их эксплуатация в странах ЕС ограничена. Требованиям Евро-3 (а это завтрашний день) соответствует лишь 9% автомобилей российских перевозчиков. Однако принятое после двух лет напряженных переговоров и согласований Постановление Правительства Российской Федерации «О дополнительных мерах по государственной поддержке российского международного автомобильного транспорта» полгода невозможно было применять из-за неадекватной трактовки формулировок различными министерствами и ведомствами. Вместе с тем обновление парка автомобилей российских перевозчиков – крайне длительный процесс, требующий привлечения значительных инвестиций.
Вот уже три года обсуждается вопрос об упрощении порядка применения ставки «0» процентов по НДС. Налоговый кодекс предусматривает применение нулевой ставки при условии предоставления перевозчиками в налоговые органы копии таможенной декларации владельца груза, получение которой перевозчиком не предусмотрено Таможенным кодексом (коммерческая тайна).
Мы предприняли попытки устранить эту несогласованность при активной поддержке Торгово-промышленной палаты РФ. Президентом страны В.В.Путиным было дано прямое поручение Правительству положительно решить этот вопрос. Госдума РФ приняла соответствующие поправки в Налоговый кодекс в первом чтении. Однако вопрос до сих пор не решен. Правительство считает, что недавно вышедшее постановление Конституционного суда РФ устраняет проблему несовершенства механизма реализации законодательной нормы по НДС. Возникает логичный вопрос: почему узаконенное право применения «0» ставки НДС перевозчик должен отстаивать через суд?
Затрону еще один важнейший для нас вопрос. Это проблема облегчения и ускорения процедуры получения виз для российских граждан. Для международных перевозчиков получение виз – вопрос жизни и смерти их бизнеса. Введение шенгенских виз существенно ухудшило положение наших перевозчиков. Получив визу, например, через Посольство Финляндии, российский водитель имеет право ездить только в эту страну. То есть он фактически лишается права выезжать в другие страны Шенгенского пространства на срок действия выданной визы.
– Насколько уровень профессиональной подготовки перевозчиков влияет на их конкурентоспособность? Актуальна ли для России в целом и ее регионов проблема нехватки высококвалифицированных кадров?
– Разумеется, одним из важнейших условий повышения конкурентоспособности перевозчиков является уровень их профессиональной компетентности. В различных программах исследований доказана прямая зависимость между ними: чем выше уровень профессиональной подготовки, а следовательно, компетентность, тем более конкурентоспособным является перевозчик. Конечно же, должный уровень профессиональной подготовки поможет не только повысить финансовую устойчивость перевозчика, но и будет способствовать решению общественно значимых проблем: повышения безопасности движения, защиты окружающей среды и т.д.
В ЕС очень серьезно подходят к профессиональной подготовке и определению уровня компетентности автоперевозчиков. Большинство крупных ассоциаций автоперевозчиков в этих странах имеют учебные центры, работающие в единой сети под эгидой головного центра ассоциации.
Еще в 1993 году в результате успешного внедрения проекта АСМАП, финансируемого по программе TACIS, нами были созданы учебно-консультационные центры. Расположенные в различных регионах России (Москва, Санкт-Петербург, Брянск, Омск, Саратов, Хабаровск, Екатеринбург, Калининград, Краснодар, Ростов, Улан-Удэ, Набережные Челны), они осуществляют подготовку международных автоперевозчиков, специалистов транспортных фирм, водителей-международников. Причем содержание курсов и методика преподавания едины, поскольку качественные параметры учебного процесса разрабатываются и контролируются головным московским центром.
В 2003 году открыт новый учебный центр АСМАП в г. Светлогорске. Центр стал базой для обучения и отдыха работников международного автомобильного транспорта, а также для проведения международных заседаний и конференций по актуальным вопросам международных автомобильных перевозок.
– Есть ли какие-то конкретные результаты от проведения такой работы?
– В результате огромной работы, проведенной АСМАП, российские автоперевозчики, закончившие курс квалификационной подготовки, становятся обладателями дипломов Академии международного союза автомобильного транспорта (МСАТ), удостоверяющих, что его владелец обучен в соответствии с требованиями, изложенными в директивах стран ЕС по допуску к профессии, а также критериями качества, установленными Минтрансом России. С 1993 по 2002 годы в центрах прошли подготовку свыше 42000 человек.
– Какую поддержку российским автоперевозчикам, на ваш взгляд, могла бы оказать такая организация, как РСПП?
– Во-первых, мы видим много позиций, где направления нашей деятельности совпадают или могли бы совпасть. Это совместные инициативы по совершенствованию законодательной базы, в том числе и в сфере международных автомобильных перевозок.
Во-вторых, мы могли бы сотрудничать в привлечении российских импортеров и экспортеров к перевозкам грузов, прежде всего силами отечественных предприятий – международных автомобильных перевозчиков. Осуществить в нынешнем году акцию: «Российские грузы – российским перевозчикам». Да, остаются условия равной конкуренции, но при этом предпочтение – российским перевозчикам. Так поступают в отношении своих перевозчиков во всех странах.
В-третьих, весьма полезным могла бы стать совместная деятельность на региональном уровне между отделениями РСПП и представительствами АСМАП с целью усиления сотрудничества перевозчиков, импортеров и экспортеров на местах.
И, наконец, мы надеемся, что РСПП, оценив важность тех проблем, которые ставит сегодня АСМАП, найдет возможность их обсудить на одном из заседаний правления в 2004 году.
Беседовала Алла ВИКТОРОВА
|