|
Главная / Текущий номер журнала / Подробности / Площадка для выработки отраслевых стратегий /
Площадка для выработки отраслевых стратегий
Созданный немногим более года назад Департамент по взаимодействию с отраслевыми объединениями сегодня принимает самое непосредственное участие в решении сразу нескольких важнейших задач, стоящих перед Российским союзом промышленников и предпринимателей.
Об основных направлениях деятельности департамента рассказывает его руководитель Виктор ЧЕРЕПОВ.
Девиз: консолидация
— Виктор Михайлович, что побудило принять решение о создании комиссий Совета РСПП по конкурентоспособности и отраслевым стратегиям?
— Дело в том, что в ходе административной реформы были упразднены многие министерства и ведомства, которые плохо или хорошо, но все же играли роль отраслевых консолидирующих центров. Вопросы отраслевого развития стали обсуждаться на уровне всевозможных агентств, служб либо небольших отделов укрупненных министерств. При этом голос представителей бизнеса далеко не всегда мог быть услышан.
Поэтому в РСПП родилась идея заполнить этот, на мой взгляд, далеко небезопасный вакуум путем создания соответствующих комиссий. Их основная задача — консолидация бизнеса, выработка предложений по стратегиям развития отраслей.
На сегодняшний день созданы и активно работают уже 14 подобных комиссий, которые охватывают большую часть отраслей промышленности. Еще две комиссии — по металлургическому и горнорудному комплексу, по торговле и услугам — находятся в стадии формирования. В плане — создание комиссий, которые занимались бы вопросами нефте- и газодобычи, электроэнергетикой.
В состав комиссий входят более 300 представителей отраслевых союзов, ассоциаций, объединений, отдельных предприятий.
— В соответствии с какими основными принципами формируется состав комиссий?
— Изначально мы ставили перед собой задачу: привлечь к работе представителей объединений и предприятий, реально влияющих на положение дел в той или иной отрасли, являющихся выразителями интересов бизнеса в конкретном секторе экономики.
Наш департамент также активно взаимодействует с региональными отделениями РСПП, которые делегируют в состав комиссий своих представителей, тех, кто в значительной мере влияет на развитие бизнеса на местах. Тем самым мы привлекаем региональный бизнес к принятию решений на федеральном уровне.
Очень важный момент: все без исключения комиссии возглавляют люди не только в высшей степени компетентные, опытные, но и являющиеся признанными лидерами, обладающие большим авторитетом. В основном это члены Бюро Правления и Правления РСПП.
Как правило, в состав комиссий также входят представители министерств и ведомств, Государственной Думы РФ, Совета Федерации. Естественно, это повышает авторитет комиссий, а главное, положительно влияет на эффективность их работы.
— То есть, можно сказать, что уже в повседневной работе комиссий осуществляется взаимодействие бизнеса и власти…
— Да, речь идет о государственно-частном партнерстве. Причем не в виде деклараций, а через совместную работу конкретных членов комиссий, представляющих интересы государства и бизнеса. Замечу также: бизнеса не только крупного, но и малого, среднего, чьи предприятия входят в состав отраслевых союзов и ассоциаций, широко представленных в комиссиях.
— Могут ли в состав комиссий входить представители союзов и ассоциаций, не являющихся членами РСПП?
— Да, конечно, и таких примеров много. Для нас, как я уже говорил, самое важное, чтобы в комиссиях был широко представлен весь спектр интересов бизнеса в той или иной отрасли. Другое дело, что участие в работе комиссий нередко становится побудительным мотивом для вступления в РСПП. Иногда участия в двух-трех заседаниях становится достаточным, чтобы понять, что именно здесь, на площадке РСПП, представители бизнеса могут наиболее полно и успешно отстаивать свои интересы, участвовать в формировании стратегий развития конкретных отраслей экономики.
С другой стороны, мы тоже заинтересованы в том, чтобы и ряды РСПП, и состав комиссий пополнялись новыми членами. Например, совсем недавно оформило членство в РСПП ОАО «Совкомфлот» — очень крупная компания, контрольный пакет акций которой находится у государства. Наши ряды пополнились также концерном «Микроген». Он является монополистом в стране по производству многих видов сывороток и вакцин, объединяет 16 предприятий по всей России, на которых работает около 10 тыс. человек.
То есть среди новых членов РСПП есть немало предприятий и организаций, реально влияющих на состояние дел в конкретных отраслях. Участие представителей таких крупных структур в работе соответствующих комиссий, согласитесь, весьма кстати.
— Количество членов комиссий сейчас как-то регламентируется?
— Первоначально было решено, что оптимальный состав комиссий — 20—25 человек. Однако практика показала, что в ряде случаев этого явно недостаточно. Круг проблем, которые обсуждаются, например, на заседаниях комиссий по оборонно-промышленному или агропромышленному комплексам, чрезвычайно широк.
Поэтому сейчас во многих комиссиях активно создаются рабочие и экспертные группы, развиваются новые секторальные направления.
Формы работы диктует время
— Вероятно, можно говорить не только о совершенствовании организационной структуры комиссий, но и о новых формах их работы?
— Да, конечно. Так, вначале планировалось, что комиссии будут собираться не реже раза в квартал — с заранее определенной повесткой каждого заседания. Практика, однако, показала, что этого явно недостаточно. Сегодня многие комиссии ежемесячно обсуждают интересующие их вопросы, которые, как правило, требуют выработки консолидированной позиции. Чаще всего они связаны с проблемами вступления России в ВТО, налогового администрирования, механизмов финансового регулирования. Комиссиям по оборонно-промышленному комплексу, здравоохранению и медицинской промышленности, лесопромышленному комплексу и многим другим приходится оперативно решать проблемы, которые невозможно распланировать заранее.
Например, недавно в Нижнем Новгороде прошло заседание Комиссии по банкам и банковской деятельности, посвященное выработке критериев отбора банков для взаимодействия с Банком развития. Предусмотреть необходимость проведения этого заседания во время формирования плана работы на год было, конечно, невозможно.
Кстати, обсуждение в Нижнем Новгороде — хорошая иллюстрация того, что отраслевые комиссии все чаще проводят выездные заседания в регионах, на базе крупных предприятий, где можно наглядно познакомиться либо с достижениями, передовым опытом конкретной отрасли, либо с наиболее характерными проблемами. Например, вопросы стратегии развития химической и нефтехимической промышленности обсуждались в Нефтекамске, лесопромышленного комплекса — в Балахне. Сейчас в рамках Нижегородского форума «Россия единая» планируется проведение выездного заседания Совета РСПП по выставочной деятельности.
— В ходе заседаний иногда возникают ситуации, когда становится очевидным: обсуждаемый вопрос входит в компетенцию не одной отрасли, для его решения необходимо знать мнение коллег из другой комиссии…
— Да, такое случается нередко, это вполне естественно. При обсуждении целого ряда вопросов интересы различных отраслей пересекаются. Поэтому появилась потребность в проведении совместных заседаний нескольких комиссий. Яркий тому пример — обсуждение Комиссией по транспорту и Комиссией по машиностроительному комплексу одинаково важных и для железнодорожников, и для машиностроителей документов: «Стратегии развития транспортного машиностроения РФ в 2007—2010 годах и на период до 2015 года» и «Основных направлений стратегии развития железнодорожного транспорта России на период до 2030 года».
Нам удалось наладить хорошее взаимодействие с Торгово-промышленной палатой. Совместные заседания наших комиссий с соответствующими комитетами ТПП можно назвать уже традиционными. Этому способствует и тот факт, что многие активные члены комиссий РСПП одновременно работают в комитетах ТПП. Достаточно сказать, что, например, Виктор Иванов, возглавляющий у нас Комиссию по химии и нефтехимии, в то же время руководит работой аналогичного Комитета ТПП.
Мы также учитываем, что многие вопросы, которые рассматриваются на заседаниях комиссий, имеют большое общественное звучание. Поэтому недавно мы провели, причем, считаю, очень успешно, первое совместное заседание нашей Комиссии по здравоохранению и медицинской промышленности с Комиссией Общественной палаты РФ по вопросам здравоохранения, которую возглавляет Леонид Рошаль.
Обсуждался целый ряд вопросов, связанных с реализацией приоритетного национального проекта «Здоровье». На заседание были приглашены также представители Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, Российской академии медицинских наук.
Наконец, мы практикуем проведение заседаний комиссий совместно с Правлением РСПП и Коллегией Минпромэнерго РФ. В таком формате уже обсуждались вопросы развития лесопромышленного комплекса, электронной промышленности, химии и нефтехимии. Это особенно важно, так как Минпромэнерго является конечной инстанцией, которая вносит предложения по развитию отраслей в Правительство РФ. От эффективности таких заседаний в значительной степени зависит действенность работы комиссий РСПП.
— На сегодняшний день с начала работы даже тех комиссий прошел год. Тем не менее уже можно, наверное, говорить о каких-то значимых результатах их деятельности?
— Основная задача комиссий, как я уже говорил, — выработка консолидированных позиций бизнеса в отношении стратегий развития отраслей. Комиссии вносят подготовленные предложения на рассмотрение членами Бюро Правления РСПП. После утверждения на Бюро решение комиссии становится уже официальной позицией РСПП, на основании которой президент Российского союза промышленников и предпринимателей уполномочен обращаться по этим вопросам в Правительство РФ, Государственную Думу ФС РФ, Администрацию Президента РФ, к лидерам регионов, руководителям министерств и ведомств.
Многие наработки комиссий Совета РСПП по конкурентоспособности и отраслевым стратегиям оказались действенными. Замечания, дополнения к стратегиям развития ряда отраслей, в частности, поступившие от комиссий по банкам и банковской деятельности, по машиностроению, по химии и нефтехимии, по легкой и текстильной промышленности, по АПК — направлялись в Правительство РФ, были учтены при выработке решений.
Очень важный момент — конкретные предложения комиссий теперь обсуждаются и учитываются еще на ранних стадиях разработки документов, до их обсуждения в правительстве. Это регулярно происходит, например, на совместных заседаниях Правления РСПП и Коллегии Минпромэнерго РФ.
То есть если раньше правительство, принимая какое-либо решение, как бы ставило бизнес перед фактом, а уже потом, спустя какое-то время вносило (или не вносило) поправки, на которых особенно настаивало бизнес-сообщество, то теперь ситуация изменилась. Во многом благодаря работе комиссий Совета РСПП по конкурентоспособности и отраслевым стратегиям бизнес встроен в процесс принятия решений на всех стадиях проработки вопроса. Думаю, такое положение в одинаковой степени отвечает интересам и власти, и предпринимательского сообщества, делает государственно-частное партнерство более эффективным.
ООР «РСПП» — союз союзов
— Виктор Михайлович, помимо работы с комиссиями Совета РСПП по конкурентоспособности и отраслевым стратегиям, какие направления в деятельности руководимого вами департамента можно отнести к числу приоритетных?
— С 1 ноября текущего года вступает в силу Закон «Об объединениях работодателей». Поэтому сейчас мы особенно активно привлекаем новых членов в Общероссийское объединение работодателей «РСПП», содействуем созданию отраслевых объединений работодателей. Причины понятны. Как известно, только объединения работодателей могут представлять интересы бизнеса в трехсторонних комиссиях, участвовать в подписании как Генерального, так и отраслевых трехсторонних соглашений на федеральном и региональном уровнях.
Привлечение новых членов в ООР «РСПП» зачастую проходило параллельно с формированием составов комиссий Совета РСПП по конкурентоспособности и отраслевым стратегиям. Мы успешно работали со многими союзами и ассоциациями, которые, являясь работодателями, представляют интересы большого количества работников конкретной отрасли. Например, Российская ассоциация аптечных сетей, вступив в объединение работодателей, в то же время принимает активное участие в работе Комиссии по здравоохранению и медицинской промышленности. То же можно сказать и об ассоциации «Росфарм», которая представляет производителей и дистрибьюторов в области фармацевтики.
Сейчас мы ведем переговоры о вступлении в ООР «РСПП» Союза транспортников России, который возглавляет Виталий Ефимов. Он же, кстати, руководит работой Комитета по транспорту ТПП. Мы хотим не только привлечь этот Союз в наше объединение работодателей, но и организовать совместную работу комитета ТПП и Комиссии по транспорту РСПП.
— То есть основной акцент делается на привлечение в объединение работодателей крупных союзов и ассоциаций?
— Да, ООР «РСПП» должно стать своего рода «союзом союзов», объединяющим ведущих игроков бизнеса.
В прошлом году, когда департамент еще только был организован, к 78 крупным объединениям, входящим в наш Союз, присоединилась 21 организация. За семь месяцев текущего года — еще 15. Думаю, что к началу следующего года как минимум еще 10 крупных организаций оформят свое членство в ООР «РСПП».
Активная работа комиссий, процесс формирования объединения работодателей привлекает внимание иностранных компаний, работающих на российском рынке. Недавно ряды Общероссийского объединения работодателей пополнила компания Alcoa — ведущий мировой производитель первичного алюминия, алюминиевых изделий и глинозема. Причем это — только одна из первых «ласточек». Думаю, уже в ближайшем будущем сразу несколько крупных зарубежных компаний вступят в ООР «РСПП». Причина их интереса к нашей работе очевидна: именно здесь, в Российском союзе промышленников и предпринимателей, создана и совершенствуется площадка для выработки совместных решений по стратегии развития конкретных отраслей, налаживается эффективный диалог бизнеса и власти.
|
Бизнес и регионы: работа в тандеме или встреча на перекрестке? |
Благополучие России как федеративного государства предполагает высокий уровень жизни во всех ее субъектах, обеспечить который может эффективная социально-экономическая политика, проводимая центром и региональными властями. Финансовое обеспечение ее реализации в современных... |
подробнее
|
|
Площадка для выработки отраслевых стратегий |
Созданный немногим более года назад Департамент по взаимодействию с отраслевыми объединениями сегодня принимает самое непосредственное участие в решении сразу нескольких важнейших задач, стоящих перед Российским союзом промышленников и предпринимателей. Об основных... |
подробнее
|
|
Виктор Толоконский: Новосибирская область — сосредоточение конкурентных преимуществ |
26 июля 2007 г. состоялось очередное заседание Правительства Российской Федерации. Среди рассматриваемых вопросов, кроме реализации приоритетных национальных проектов, особое внимание уделялось анализу уровня социально-экономического развития, стратегических приоритетов и целевых программ,... |
подробнее
|
|
Модернизация экономики и инвестиционная политика |
В конце 80-х гг. по экономическому потенциалу Новосибирская область была в первой десятке регионов РСФСР. Доля промышленности региона в общероссийском производстве составляла в 1985—1990 гг. 1,4—1,6 %. Основу экономического потенциала... |
подробнее
|
|
Сотрудничество с властью как инструмент стабильности |
Одно из стратегических направлений деятельности Западно-Сибирской магистрали — формирование высокоэффективной региональной политики, строительство равноправных партнерских отношений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. |
подробнее
|
|
|
|
|
НАШИ ПАРТНЕРЫ |
|
|