|
Главная / Текущий номер журнала / Инструменты бизнеса / CALS-технологии. Ключевой элемент ведения бизнеса /
CALS-технологии. Ключевой элемент ведения бизнеса
ОАО «Научно-производственное объединение «Сатурн» — машиностроительная компания, специализирующаяся на проектировании, производстве и сервисном обслуживании газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации, судов ВМФ, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок.
Программа действий научно-производственного объединения, созданного в результате скоординированных усилий государства, менеджмента и акционеров, включает формирование национальной компании, конкурентной на мировом рынке авиационных двигателей и газовых турбин. При этом одним из основных направлений развития объединения является активное внедрение современных CALS-технологий.
Наш собеседник — генеральный директор ОАО «НПО «Сатурн» Юрий ЛАСТОЧКИН.
— Юрий Васильевич, как вы считаете, какую роль могут сыграть технологии CALS для российской промышленности?
— Концепция сквозной поддержки изделия на всех этапах его жизненного цикла является ключевой для успеха. Мы должны соответствовать по уровню затрат и по качеству поставляемых продуктов ведущим зарубежным производителям. А еще лучше — превосходить их.
На Западе CALS-технологии являются основой взаимоотношений между заказчиком и поставщиком сложной техники. Именно они определяют, как контролировать процесс разработки и производства, собирать необходимую информацию о поведении изделия в эксплуатации. Причем эти данные становятся прозрачны не только для исполнителя работ, но и для заказчика. Фактически весь этот набор технологий преследует одну цель — сделать заказчика более информированным о продукте, при этом обеспечивая ее высокое качество. Если мы хотим работать на международном рынке, мы должны играть по тем правилам, к которым там все уже привыкли.
В России все еще существует значительный потенциал для разработки новой техники, но концепции послепродажного обслуживания, работы на опережение проблем заказчика сравнительно новы для нас. Это мы чувствуем по международным проектам, в которых участвуем, в частности, по совместной работе с французскими и индийскими партнерами.
— Расскажите, пождалуйста, о том, что делается и уже сделано для внедрения CALS-технологий в НПО «Сатурн»?
— Для современной авиадвигателестроительной компании CALS-технологии являются ключевым элементом ведения бизнеса, поскольку только на основе концепции непрерывной поддержки жизненного цикла изделия можно обеспечить необходимый уровень проектирования, производства и послепродажной поддержки.
Например, виртуальное моделирование конструкции позволяет сократить затраты на ее доводку «в металле». Цикл проектирования нового изделия можно разбить на два этапа: первый — разработка конструкции, второй — изготовление опытных образцов, их испытание и доводка до необходимых параметров. Соотношение затрат времени и ресурсов между этими этапами приблизительно оценивается 1:10. Таким образом, основной эффект от внедрения информационных технологий поддержки жизненного цикла в процесс проектирования можно получить за счет уменьшения количества опытных экземпляров, изготавливаемых на втором этапе, времени их испытания и т. д. Это позволяет сократить общий цикл разработки нового авиадвигателя до трех-четырех лет, а затраты на его создание уменьшить в 5—6 раз. Необходимо стремиться к тому, чтобы вообще избежать испытаний для доводки конструкции, выполняя только испытания, обязательные для сертификации авиационного двигателя. Поэтому уже более семи лет на нашем предприятии нет ни одного кульмана. Конструктора и технологи ведут все разработки только с помощью компьютеров.
При создании систем управления производством мы используем современные концепции, такие как «управление цепочками поставок». В данном случае понятие «цепочка поставок» включает все действия, способствующие поставке изделий и услуг клиенту в указанных количествах, с соответствующим качеством и в необходимые сроки. Эта концепция расширяет понятие управления и информационного сопровождения за границы предприятия и охватывает весь участок поставок, от самого дальнего поставщика до клиента.
О послепродажной поддержке. Если отечественный производитель намерен продавать свою технику на мировом рынке, нужно обеспечить современный уровень сервиса. Без него невозможны высокие показатели летной годности и существенное сокращение издержек заказчиков. А для решения этой задачи требуется, в частности, новейшая информационная система, построенная на принципах CALS. Здесь должны использоваться такие технологии, как электронная коммерция, предоставление авиакомпаниям доступа к каталогам запчастей и технической документации через Интернет и т. д.
В связи с этим в НПО «Сатурн» ведется также внедрение информационной системы послепродажной поддержки, что стимулировано несколькими причинами. В первую очередь предприятию нужно оперативно отслеживать состояние всех двигателей, находящихся в эксплуатации, с точки зрения поддержания летной годности и соответствия всем эксплуатационным нормам. Кроме того, цикл изготовления ряда запчастей может превышать 6 месяцев, поэтому нужно прогнозировать состояние двигателя и заранее планировать заказ запчастей и ремонт.
— Каковы дальнейшие планы по внедрению на предприятии новых технологий?
— CALS-технологии — это не только информационные системы, в нашем понимании — это прежде всего новые, более эффективные методы работы и соответствующие организационные структуры. В перспективе очевидна необходимость перехода от технологически специализированных цехов к структуре «продуктовых центров», например, для производства лопаток, валов и т. д. Это позволит сконцентрировать необходимый потенциал для проектирования и производства в одном локальном месте. В то же время данные центры должны будут вписываться в общую структуру программ по созданию новых двигателей — фактически работать в одном информационном поле. Законы функционирования этого поля как раз определяют CALS-технологии.
Если взглянуть на проблему более глобально — неизбежна консолидация всех российских ресурсов по разработке, производству и обслуживанию авиадвигателей. Мы должны объединить все лучшее, что умеет делать каждая компания. Фактически это та же идея «продуктовых центров», которая будет реализовываться в масштабе страны. И опять одним из ключевых аспектов построения такой интегрированной структуры станет опора на CALS-технологии — они должны определить тот язык, на котором будут «разговаривать» различные подразделения будущего холдинга.
ИЗ ИСТОРИИ
НПО «Сатурн» основано в 1916 г. в Рыбинске как автозавод «Русский Рено».
В 1924 г. предприятие было переориентировано на производство авиационных двигателей. На многие самолеты делающей первые шаги отечественной авиации 20–30-х гг. ставились двигатели, изготовленные на этом предприятии. С тех пор более 80 лет воздушный флот страны оснащается силовыми установками НПО «Сатурн».
Ряд самолетов, сыгравших немаловажную роль в воздушном противостоянии Великой Отечественной войны, также оснащался силовыми установками «Сатурна».
Первый отечественный турбореактивный двигатель и последовавшая за ним целая гамма двигателей для боевых самолетов знаменитой во всем мире марки «Су» были созданы в НПО «Сатурн».
Важным этапом в истории компании стало освоение производства двигателей серии Д-30КУ/КП для пассажирской и военно-транспортной авиации — самолетов Ту-154М, Ил-62М, Ил-76 и др.
|
Правление РСПП: реформа электроэнергетики |
На очередном заседании Правления РСПП, состоявшемся 2 октября с. г. в «Президент-отеле», была рассмотрена Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики в РФ до 2020 г. и обсуждены вопросы участия предприятий реального... |
подробнее
|
|
Экспортная политика России: пути оптимизации |
В России давно существуют предприятия, успешно работающие на мировом рынке. Однако основную долю экспорта сегодня составляет сырье. Наша страна значительно отстает от США, Германии, Японии, Китая и других стран в... |
подробнее
|
|
Социальная ответственность бизнеса: критерии оценки |
7 сентября в Саратове прошла межрегиональная конференция «Бизнес и власть: социальное партнерство и социальная ответственность». На ней обсуждались вопросы корпоративной социальной ответственности и доверия общества к бизнесу и власти, опыт... |
подробнее
|
|
ООО «НГБ-Энергодиагностика». Наши года — наше богатство |
ООО «Нефтяная и Газовая Безопасность — Энергодиагностика» занимает лидирующие позиции в сфере независимого технического надзора, экспертизы, консультаций и сертификации. Здесь работают специалисты разных областей науки и техники, чья известность выходит... |
подробнее
|
|
«Белые точки» на карте Подмосковья |
Некоммерческая организация «Московский межрегиональный нефтяной союз» была создана в 1996 г. при поддержке администрации Московской области и в настоящее время объединяет более 100 организаций и компаний, работающих в системе нефтепродуктообеспечения... |
подробнее
|
|
ОАО «Акрон». Инвестиции в будущее |
Компания «Акрон» входит в число крупнейших мировых производителей минеральных удобрений. Холдинг успешно развивается, реализуя обширную инвестиционную программу, расширяет сбытовую сеть, проводит активную социальную политику. О сегодняшних успехах и проблемах, перспективах дальнейшего... |
подробнее
|
|
Дмитрий Вент: «Мы готовим кадры для химической промышленности» |
Новомосковский институт ГОУ ВПО «Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева» является ведущим по подготовке кадров для химической промышленности Тульской области и ближайших регионов России. Институт активно практикует новые методы... |
подробнее
|
|
РЭТЗ «Энергия». Доказательство соответствия |
Продукция ОАО «Раменский электротехнический завод «Энергия» пользуется устойчивым спросом на российском рынке. За последние четыре года завод в шесть раз увеличил объемы выпуска электротехнического оборудования, одновременно улучшая его эксплуатационные характеристики. Как... |
подробнее
|
|
|
|
|
НАШИ ПАРТНЕРЫ |
|
|