|
Главная / Текущий номер журнала / Инструменты бизнеса / CALS. информационное обеспечение промышленности /
CALS. информационное обеспечение промышленности
Информационное обеспечение промышленного производства, в особенности его ключевых секторов, ОПК и машиностроения, обоснованно считается вопросом государственной важности. От его верного решения зависит многое, и в первую очередь — безопасность страны, не говоря уже о развитии промышленности РФ и ее соответствии мировым стандартам. Проблема состоит в том, что ранее вопрос информационного обеспечения промышленности находился исключительно в компетенции государства, которое контролировало как новые научно-технические разработки, так и их внедрение, а затем — передачу новых технологий из «оборонки» в другие отрасли.
Сегодня система информационного обеспечения промышленности начинает формироваться заново. В ее основе лежат государственные приоритеты, интересы крупного бизнеса и государственных корпораций. Это — система государственно-частного партнерства на основе внедрения технологий информационной поддержки жизненного цикла изделия CALS (ИПИ).
Одним из инициаторов внедрения CALS в России был «патриарх российской промышленности», первый президент Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадий Вольский, который внес значительный вклад в формирование новой российской экономики. В 80-х гг. Аркадий Иванович был руководителем отдела машиностроения ЦК КПСС. В 1991 г. по его инициативе был образован Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). В 2002 г. А. Вольский предложил создать Международную ассоциацию по проблемам CALS.
Своими мнениями по вопросу современного состояния машиностроительной отрасли, о ее проблемах и задачах, в том числе в области информационного обеспечения, делятся заместитель председателя ГК СМ СССР по ВПВ с 1986 по 1991 г., доктор технических наук Юрий АНТИПОВ и президент Международного конгресса промышленников и предпринимателей, член Совета Федерации РФ, председатель Наблюдательного совета Международной Ассоциации по проблемам CALS (МАСС) Виктор ГЛУХИХ.
Виктор ГЛУХИХ, доктор технических наук, президент международного конгресса промышленников и предпринимателей, член Совета Федерации РФ, председатель Наблюдательного совета Международной Ассоциации по проблемам CALS (МАСС),1992–1996 гг. — председатель Государственного комитета РФ по оборонным отраслям промышленности
Юрий АНТИПОВ, доктор технических наук, заместитель председателя ГК СМ СССР по ВПВ с 1986 по 1991 г., член Редакционно-издательского совета Международной промышленной энциклопедии Информационной Поддержки жизненного цикла Изделий (CALS)
Ключевые проблемы российского машиностроения
— Юрий Евгеньевич, Виктор Константинович, какова сегодня роль ОПК в развитии российской машиностроительной отрасли? Изменилась ли она за последние годы?
Ю. Антипов:
— В советское время в оборонной отрасли концентрировалось все лучшее, что у нас было: новые технологии, современное оборудование, лучшие кадры. «Оборонка» напрямую взаимодействовала с наукой, заимствуя из нее все новейшие технические разработки. В ОПК традиционно поставлялось все самое передовое, что существовало у нас и за рубежом, начиная от технологий и заканчивая материалами. Собственно, комплекс ОПК входит в машиностроительную отрасль, играя в ней ведущую роль. И сегодня «оборонка» продолжает оставаться в числе лидеров среди секторов российского машиностроения.
В. Глухих:
— Российская машиностроительная отрасль сегодня — это 50 тыс. предприятий различных форм собственности и 4 млн специалистов. Сюда входят семь наиболее перспективных, по мнению экспертов, секторов — автомобилестроение, энергомашиностроение, производство сельхозтехники, транспортное машиностроение, оборудование для ТЭК, станкостроение и ОПК. Все эти подотрасли являются ключевыми для национальной промышленности и национальной безопасности в целом. И практически все они, за исключением, пожалуй, ОПК, в данный момент находятся в кризисном состоянии.
Можно сказать, что отрасль в целом держится на плаву за счет экспорта вооружения. Но оставлять все так, как есть, невыгодно ни для кого: ни для «оборонщиков», ни для остальных представителей машиностроительной отрасли.
— Безусловно, сейчас вопрос реформирования машиностроительной отрасли стоит чрезвычайно остро. В чем вы видите основные «болевые точки» этого процесса? Каковы, на ваш взгляд, пути решения проблемы?
Ю. А.:
— Большое беспокойство вызывает система управления отраслью.
Управлять вообще — значит, обеспечивать систему взаимодействий, направленных на поддержание или улучшение функционирования объекта. Технология управленческих процессов по определению не может быть застывшей: она должна совершенствоваться по мере усложнения объектов, с одной стороны, и совершенствования технических средств и программных продуктов средств управления — с другой.
Во времена СССР промышленность и особенно ее ключевые сектора жестко контролировались государством. Тем не менее, например, в результате реформ 90-х годов единственным высшим правительственным органом, которому не нашлось правопреемника в новой России, оказалась Государственная военно-промышленная комиссия Кабинета Министров СССР, отвечавшая за одну ключевых составляющих машиностроения — ОПК. В последние годы руководство страны кардинальным образом поправила этот вопрос и продолжает уделять ему первостепенное значение.
Кроме того, ранее научные и производственные организации и предприятия объединялись с учетом ориентации на замкнутый цикл выпуска конечной продукции. В современных условиях интеграции такое «обособление» невозможно. В свете широкого распространения различного рода холдингов и концернов в настоящее время чрезвычайно актуальна задача налаживания взаимодействия различных предприятий с целью достижения конечного результата. Сейчас многие производственные предприятия, которым теоретически необходимо иметь постоянную связь между собой, функционируют сепаратно и независимо друг от друга. Таким образом, одна из наших основных проблем заключается в слабой организации управления машиностроительной отраслью, недостаточном ее контроле со стороны государства и низком уровне взаимодействия между субъектами промышленного производства.
Эксперты считают, что в данный момент некоторые отрасли машиностроения отстают от мировых стандартов на 20–30 лет. Наши позиции мирового лидера были утеряны в «лихие» 90-е — из-за политической перестройки экономики. И только в последнее время, благодаря усилиям руководства страны, мы начали возвращать утраченное лидерство.
В. Г.:
— Действительно, существующая модель управления машиностроением давно уже перестала отвечать современным требованиям. Что же касается современного состояния отрасли и ее отставания от мирового уровня, то здесь, по моему мнению, следует искать причины не только в несовершенном управлении. Следует помнить, что во времена реформ и экономических преобразований предприятия просто не могли уделять внимание таким жизненно важным вещам, как модернизация оборудования и введение в действие новых технологий. И сейчас, по данным Госкомстата, средний возраст оборудования, которым укомплектована отрасль, составляет 20 лет! Подобное наблюдается у 70 % от всего количества предприятий. Причем оборудование устаревает не только морально, но и физически, и с каждым годом этот процесс идет все быстрее. Сейчас достаточно трудно выпускать конкурентоспособную продукцию даже на относительно новых линиях — тех, чей возраст равен приблизительно пяти годам. Что тогда скажешь об оборудовании, реальный возраст которого составляет несколько десятков лет?
Еще одна проблема, тесно связанная с оборудованием, — новые технологии. В этом отношении также наблюдается отставание, правда, не такое катастрофичное. У нас есть «мозги», которые способны создать уникальные научные разработки.
Но — мы не можем реализовать эти разработки из-за устаревшего оборудования. Получается замкнутый круг. Кроме того, научную мысль надо опять-таки стимулировать и развивать; необходимо, чтобы наши ученые и разработчики постоянно совершенствовали свои знания и были в курсе всех мировых тенденций. Это одно из обязательных условий конкурентоспособности на мировом рынке!
Иными словами, в состоянии отечественного машиностроения я вижу три проблемы: это, как говорил Юрий Евгеньевич, несовершенное управление отраслью, плачевное состояние оборудования и недостаточное развитие информационной составляющей, такой как развитие новых технологий и интеграции наших разработок с мировыми.
Как управлять информационными потоками
— Тем не менее четкая модель управления информацией остается одной из основ реформирования отрасли?
Ю. А.:
— В СССР проблеме управления информационными потоками уделялось значительное внимание. Особенно остро она встала в период широкого внедрения ЭВМ: органически включить ЭВМ в систему организационно-хозяйственного механизма невозможно без внедрения новых форм документов.
Это вообще очень сложная задача: большинство проблем совершенствования хозяйственного механизма, форм, процедур управления носит межведомственный характер. Необходима унификация процессов. Сегодня проблема взаимодействия различных предприятий с целью достижения конечного результата, а также значительного улучшения внутрифирменного планирования особенно актуальна в свете принявшего широкое распространение создания различного рода холдингов и концернов.
Одно из важнейших направлений деятельности в аспекте упорядочения информационных потоков — это скорейшее внедрение систем по информационной поддержке жизненного цикла продукции, или ЖЦП, — так называемых CALS-технологий. ЖЦП начинается от выявления потребностей, когда, по сути, определяются технические и другие требования к продукции, и заканчивается утилизацией. Сегодня эта концепция включает изучение рынка, проектирование, взаимодействие с партнерами, поставляющими комплектующие изделия или выполняющими работы по подряду, а также этапы эксплуатации и утилизации.
Глобальная причина, затрудняющая описание всего ЖЦП, состояла (и сейчас состоит) в том, что информация представляется разными способами и различными автоматизированными системами, в зависимости от оснащенности предприятия вычислительной техникой. У нас больше нет Госснаба или Госплана, на которые можно было надеяться: сегодня предприятия должны организовывать хозяйственные связи самостоятельно. Система CALS в плане «замены» этих структур оптимальна.
Объект CALS-технологий — это вся информация, касающаяся жизненного цикла изделия, производственной среды и технологии изготовления, материально-технического обеспечения, сбыта, эксплуатации, обслуживания и ремонта. Сама технология понимается как непрерывная информационная поддержка, означающая, что в любой момент ЖЦП данные о продукции могут быть доступны для совместного использования заинтересованными субъектами.
Это единая информационная модель продукции. К тому же, применение международных стандартов обеспечивает корректную интерпретацию хранимой информации везде и всюду. Кроме того, CALS решает еще одну наболевшую проблему — качества продукции. Так вот, чтобы система качества была эффективной, полномочия, процедуры и ресурсы должны быть применены в определенной последовательности — по международным стандартам серии ИСО 9000, основанным на концепции ЖЦП.
В. Г.:
— Важность развития системы информационного обеспечения промышленности только начинают осознавать. В свете этого, как уже сказал Юрий Евгеньевич, огромную роль будет играть то, насколько быстро мы воспримем мировую практику в этой области, в частности, я говорю о внедрении системы поддержки жизненного цикла изделия — системы CALS. Безусловно, переход на CALS-технологии в качестве отдельной меры не значит, что найден универсальный рецепт спасения российской промышленности. Я уже говорил, что мы используем комплексный подход, который предусматривает как внедрение системы CALS, так и реформирование модели управления машиностроительной отраслью на основе государственно-частного партнерства. Об этом говорилось на прошедшей 28 сентября 2007 года Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития машиностроения России».
Участники конференции, среди которых — ведущие российские структуры и промышленные предприятия, такие как Союз машиностроителей России, Внешэкономбанк, ОАО «Трансмашхолдинг», Российский союз промышленников и предпринимателей, считают, что проблемы машиностроения можно решить только на комплексной основе. Для этого нужны скоординированные целевые и адресные действия законодательной и исполнительной власти всех уровней, машиностроительных предприятий, научных и общественных организаций. Только в том случае, если государство, машиностроители и деловое сообщество России будут действовать вместе, а не в одиночку, у нас появится реальный шанс вывести отечественное машиностроение на ведущие позиции, как на международном, так и на внутреннем рынке.
Надеяться исключительно на частных инвесторов не имеет смысла. Мы уже прошли по этому пути и поняли его бесперспективность. Проведенная в 90-е годы приватизация предприятий не вывела нас в лидеры: в данный момент доля России на мировом рынке высоких технологий составляет около 0,5 %. При этом доля высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта — всего лишь 5 %.
С другой стороны, отдать полный контроль над промышленностью и ее финансирование государству также не представляется возможным — это может разрушить формирующуюся рыночную экономику. И здесь следует отметить, что мы не будем реформировать все по отдельности: отдельно — систему управления отраслью, отдельно — решать проблему износа оборудования и т. д. Нами найден комплексный способ выхода из кризиса.
— По сообщениям СМИ, переход на CALS-технологии уже осуществляется, причем ведущую роль в этом опять-таки играют предприятия ОПК. Как внедрение новейших технологий будет выглядеть на практике — с учетом преодоления всех проблем, которые только что были озвучены?
В. Г.:
— Информационная составляющая — один из основных компонентов всего проекта по выводу машиностроения на мировой уровень. По системе CALS уже работают ведущие предприятия оборонно-промышленного комплекса России и СНГ: НПО «Сатурн», ФГУП ММПП «Салют», ОАО АКХ «Сухой», украинская компания «Мотор Сич» и многие другие.
В настоящее время предпринимаются усилия по созданию необходимых условий для информационного обеспечения промышленности. В частности, решению этих задач посвящен проект по созданию комплексного, регулярно обновляемого системного информационно-методического ресурса в области информационной поддержки жизненного цикла изделий – Международная промышленная энциклопедия Информационной Поддержки жизненного цикла Изделий (CALS) и создаваемый на ее базе информационной продукт CALS/ИПИ Multimedia. Проект реализуется при поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей, Международного конгресса промышленников и предпринимателей, Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ, государственных структур РФ, ФГУП «Рособоронэкспорт», крупных промышленных корпораций и предприятий реального сектора экономики и оборонно-промышленного комплекса.
Вообще, темпы развития технологий поражают воображение. Например, в настоящее время идет создание уникального мультимедийного проекта CALS/ИПИ Multimedia — виртуального информационного комплекса, который будет работать в онлайн-режиме: вам потребовалась информация — вы тут же ее получаете, причем из источника, компетентность которого не вызывает сомнений. Всего лишь несколько лет назад подобное не представлялось возможным.
Ю. А.:
— Именно система CALS призвана способствовать развитию государственных корпораций и промышленных холдингов, исполняя объединяющую функцию. Ранее в промышленном производстве мы широко использовали СМУ (сетевые методы управления) для отдельных проектов и программ, а потом перешли к отраслевым АСУ (автоматизированным системам управления). Однако система CALS — это больше, чем автоматизация производственных процессов и приведение их к мировым стандартам. В CALS-технологиях находит отражение весь ЖЦП целиком, в полной мере проявляется необходимость единой информационной модели продукции с многократным ее использованием. К тому же применение международных стандартов обеспечивает корректную интерпретацию хранимой информации.
Эффективное партнерство — залог конкурентоспособности
— Каким образом происходит реализация принципа государственно-частного партнерства?
В. Г.:
— Как я уже говорил, государственно-частное партнерство — это совместные усилия, как со стороны государства, так и частного бизнеса. В сотрудничестве заинтересованы обе стороны: государству нужно укрепить свои позиции на мировом рынке, а инвесторов, естественно, интересует создание конкурентоспособного производства и получение прибыли. Например, сейчас ФГУП «Рособоронэкспорт» создает корпорацию «Российские технологии» (ГК «РТ»). ГК «РТ» заявляет своими целями содействие разработкам, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции. Для этого ГК обещает поддерживать на внешнем рынке российские организации-производители, создавать системы продаж высокотехнологичной продукции и, что немаловажно, своими силами привлекать инвестиции в промышленный и оборонно-промышленный комплексы. В данный момент Госдумой в первом чтении уже принят законопроект «О Государственной корпорации по содействию разработкам, производству и экспорту высокотехнологичной продукции «Ростехнологии». Реальный пример государственно-частного партнерства налицо.
Ю. А.:
— К системе государственно-частного партнерства подключаются и общественные структуры. Весной нынешнего года был сформирован Союз машиностроителей России — общественная организация, деятельность которой планируется направить на выработку приоритетов и векторов для эффективной промышленной политики государства. Союз обещает стать влиятельной структурой в российской общественной жизни: он призван оказать машиностроителям содействие в решении реальных проблем — таких, например, как техническое перевооружение, модернизация производства и прочих. Заявлено, что новая организация будет действовать в интересах российского машиностроения, оказывая помощь в обмене опытом среди промышленников, налаживании межкорпоративных связей, решая проблемы взаимодействия между бизнесом и государством.
— Экспортная составляющая являлась одной из основных в машиностроении времен СССР. Способны ли мы с помощью CALS-технологий вернуть утраченные за годы реформ позиции?
В. Г.:
— Позицию одного из основных игроков на внешнем рынке необходимо вернуть. Для этого надо в первую очередь наладить выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью, произведенной в соответствии с мировыми стандартами качества. Это гарантия не только выхода на мировой рынок, но и растущих объемов продаж. Действительно, в настоящее время доля машиностроительного экспорта России в мире составляет всего 5 %, в то время как развивающегося бешеными темпами Китая — все 45. А если говорить о наших зарубежных продажах высокотехнологичной продукции, то они и вовсе ничтожны — менее 1 %. И это притом что сектор высокотехнологичного комплекса в промышленности развитых государств постоянно растет и к 2010 году достигнет $5 трлн. Для того чтобы не занять прочное место среди аутсайдеров и, более того, восстановить имидж сверхдержавы, уже в ближайшие несколько лет Россия должна завоевать на мировом рынке высокотехнологичной продукции не менее 8—10 % объема. С этой точки зрения, CALS — единственный способ достичь желаемого.
— То есть с помощью CALS российское машиностроение сможет выйти на мировой уровень всего за несколько лет?
Ю. А.:
— Да, это действительно так. Посудите сами: в данный момент многие предприятия машиностроительной отрасли всеми силами пытаются найти выход из кризиса. Да, они прекрасно осведомлены о силе технологий. В то же время все применяют разные модели управления, используют разные подходы; действия различных производств, зависимых друг от друга, зачастую не согласованы. Как следствие, неэффективно используются производственные мощности, а значит, увеличиваются затраты на производство, управленческий персонал и на непредвиденные расходы, что влечет за собой снижение рентабельности и прибыльности.
Система CALS даст российскому машиностроению существенную экономию, как времени, так и ресурсов, не говоря уже об обеспечении высокого качества конечной продукции. Только сокращение времени разработки изделий составит от 40 до 60 %, сроков вывода его на рынок — от 25 до 70 %. И так далее. То есть чем скорее мы сможем обеспечить переход производств на новые методы, тем более короткими будут сроки выхода из кризиса и, как следствие, быстрее повысятся темпы промышленного роста.
— Получается, что в конечном итоге скорость внедрения CALS на предприятиях машиностроительной отрасли сводится к обеспечению информационной составляющей…
Ю. А.:
— Механизм государственно-частного партнерства уже заработал; его роль заключается в том, чтобы решать задачи согласования и взаимодействия на всех уровнях управления. Следующий шаг — за информатизацией промышленности. И сейчас для нас жизненно важно создать необходимую информационно-методологическую среду под патронажем государства, профильных общественных организаций (таких как РСПП, ТПП РФ, РСМ, МАСС), крупных промышленных холдингов и предприятий. Решению этой задачи посвящен разработанный Международной Ассоциацией по проблемам CALS (МАСС) системный проект по содействию развития системы информационно-методического обеспечения промышленности. Это позволит в первую очередь унифицировать производство, его стандарты и регламенты, типовые решения и т. п. в соответствии с мировыми требованиями. А соответствие мировым требованиям — одно из главных условий выхода на международный рынок.
В. Г.:
— Сегодня идею перехода на систему CALS поддерживает не только государство и общественность, но и бизнес, и наука. Эффективность управления производством с помощью CALS уже доказана опытом промышленно развитых стран. Если мы выведем на должный уровень производство, это станет более чем существенным вкладом в экономическое развитие страны: как все знают, именно технологические и научные преимущества определяют степень развития государства и в конечном итоге формируют его политическую значимость.
В этой связи поддержка проекта «Международная промышленная энциклопедия Информационной Поддержки жизненного цикла Изделий (CALS)» со стороны государственных корпораций, крупных промышленных холдингов и предприятий будет способствовать решению главной задачи по созданию государственно-корпоративной системы информационного обеспечения промышленности. Это даст возможность руководству предприятий создать эффективный инструмент по методологическому обеспечению своих специалистов и инженеров, научно-технических работников современными знаниями, опытом и практикой в области CALS-технологий в рамках проводимых реформ и модернизации промышленности, внедрению высоких технологий и систем управления производством для выпуска конкурентоспособной инновационной экспортной продукции.
Как сказал в интервью «Парламентской газете» глава ФГУП «Рособоронэкспорт» Сергей Чемезов, «нам необходимо вернуть высокотехнологичным секторам производства тот статус, который был утерян из-за переориентации экономики на сырьевой экспорт, чтобы наши инженеры, конструкторы, в том числе и военные, заслуженно составлявшие в советское время значительную часть интеллектуальной элиты страны, вернулись на промышленные предприятия, в конструкторские бюро, в научно-исследовательские центры, привели своих детей. Ведь сегодня перекос в экономике особенно чувствуется на уровне простых граждан. Оздоровление промышленного сектора экономики, реформирование высокотехнологичных производств, развитие наукоемких секторов экономики — это будущее нашей нации, будущее наших детей, залог ее экономической, политической безопасности, сохранения значительной составляющей интеллектуального ядра нашей страны».
|
Правление РСПП: реформа электроэнергетики |
На очередном заседании Правления РСПП, состоявшемся 2 октября с. г. в «Президент-отеле», была рассмотрена Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики в РФ до 2020 г. и обсуждены вопросы участия предприятий реального... |
подробнее
|
|
Экспортная политика России: пути оптимизации |
В России давно существуют предприятия, успешно работающие на мировом рынке. Однако основную долю экспорта сегодня составляет сырье. Наша страна значительно отстает от США, Германии, Японии, Китая и других стран в... |
подробнее
|
|
Социальная ответственность бизнеса: критерии оценки |
7 сентября в Саратове прошла межрегиональная конференция «Бизнес и власть: социальное партнерство и социальная ответственность». На ней обсуждались вопросы корпоративной социальной ответственности и доверия общества к бизнесу и власти, опыт... |
подробнее
|
|
ООО «НГБ-Энергодиагностика». Наши года — наше богатство |
ООО «Нефтяная и Газовая Безопасность — Энергодиагностика» занимает лидирующие позиции в сфере независимого технического надзора, экспертизы, консультаций и сертификации. Здесь работают специалисты разных областей науки и техники, чья известность выходит... |
подробнее
|
|
«Белые точки» на карте Подмосковья |
Некоммерческая организация «Московский межрегиональный нефтяной союз» была создана в 1996 г. при поддержке администрации Московской области и в настоящее время объединяет более 100 организаций и компаний, работающих в системе нефтепродуктообеспечения... |
подробнее
|
|
ОАО «Акрон». Инвестиции в будущее |
Компания «Акрон» входит в число крупнейших мировых производителей минеральных удобрений. Холдинг успешно развивается, реализуя обширную инвестиционную программу, расширяет сбытовую сеть, проводит активную социальную политику. О сегодняшних успехах и проблемах, перспективах дальнейшего... |
подробнее
|
|
Дмитрий Вент: «Мы готовим кадры для химической промышленности» |
Новомосковский институт ГОУ ВПО «Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева» является ведущим по подготовке кадров для химической промышленности Тульской области и ближайших регионов России. Институт активно практикует новые методы... |
подробнее
|
|
РЭТЗ «Энергия». Доказательство соответствия |
Продукция ОАО «Раменский электротехнический завод «Энергия» пользуется устойчивым спросом на российском рынке. За последние четыре года завод в шесть раз увеличил объемы выпуска электротехнического оборудования, одновременно улучшая его эксплуатационные характеристики. Как... |
подробнее
|
|
|
|
|
НАШИ ПАРТНЕРЫ |
|
|