Главная / Текущий номер журнала / ПОРТРЕТ РЕГИОНА / Оренбургская область / «Оренбургский радиатор»: новые технологии – будущее завода /
«Оренбургский радиатор»: новые технологии – будущее завода
ООО «Оренбургский Радиатор» специализируется на выпуске радиаторов для тракторов, сельскохозяйственных, дорожно-строительных и специальных машин, автобусов, грузовых и легковых автомобилей, которые могут эксплуатироваться в районах с умеренным, холодным и тропическим климатом. Радиаторы для тракторов и комбайнов реализуются не только в нашей стране, но и на экспорт. Исполнительный директор ООО «Оренбургский радиатор» А.В. Корнев главные перспективы предприятия связывает с освоением и производством радиаторной продукции по новой технологии «Сплиттер-Фин». Ему – слово.
СПРАВКА: Номенклатура выпускаемых изделий ЗАО «Оренбургский радиатор» насчитывает более 150 наименований, в том числе радиаторы водяные автомобильные; водяные для сельхозтехники; отопители кабин, масляные; а также сердцевины радиаторов; блоки радиаторов; радиаторы ОНВ; теплообменники ВПГ. Наибольшую долю в структуре продаж занимают радиаторы автомобильные и для сельскохозяйственной техники – 52%, отопители составляют 16%, прочие изделия – 32% от общего объема оборота продукции.
– Александр Васильевич, новая продукция обычно принимается потребителями с большой осторожностью. Пользуются ли спросом на рынке запасных частей новинки вашего предприятия?
– На сегодняшний день продукция нашего завода присутствует на конвейерах тракторных заводов Волгограда, Минска, Липецка, Онежска, комбайновых заводов Ростова и Красноярска. Самый положительный результат работы службы маркетинга предприятия – это внедрение нашей продукции в процесс комплектации существующих и создаваемых автосборочных предприятий, как российских, так и зарубежных: ВАЗ, ГАЗ, Ижмаш-Авто, KIA (Калининград), Ташкентский тракторный, Херсонский комбайновый, Южный машиностроительный (Днепропетровск), Харьковский тракторный, Тернопольский комбайновый, Кишиневский тракторный заводы.
Уже сегодня производственные мощности нашего предприятия не позволяют удовлетворить весь спрос на рынке запасных частей на теплообменники для легковых автомобилей. Вот почему мы выделили средства на создание дополнительного потока по производству автомобильных радиаторов, что в дальнейшем даст возможность увеличить мощность завода ориентировочно на 200 тыс. единиц продукции в год.
В настоящее время на производстве заняты около 1200 человек. Предприятие расположено на двух промышленных площадках города. Станочный парк – около 800 единиц. В выпуске радиаторов новой конструкции используется оборудование, не имеющее аналогов в России и СНГ. Тем не менее в кругу автомобильных производителей хорошо известна охлаждающая пластина «Сплиттер-Фин», которая позволяет производить сердцевины радиаторов из сверхтонкой медной ленты, значительно улучшающие тепловые характеристики работы двигателя.
На нашем предприятии промышленная эксплуатация линии с применением технологии «Сплиттер-Фин» была начата еще в 1999 году. И сегодня, используя новое оборудование и материалы – пластмассу, биметаллы, особо тонкие ленты и твердые припои, конструкторы завода разработали широкий ассортимент высокопроизводительных радиаторов, подходящих практически для всех марок легковых автомобилей и малотоннажных транспортных средств, производимых в России.
– Перспективы развития предприятия напрямую зависят от работы службы маркетинга и коммерции акционерного общества. Как вы оцениваете ее работу?
– Задача службы маркетинга и коммерции состоит в том, чтобы наиболее точно определить тот ряд продукции нашего предприятия, который в перспективе гарантированно будет востребован при производстве автомобилей, тракторов и автобусов как отечественного, так и импортного производства. О результатах деятельности службы можно судить по конкретным фактам. Например, на основании изучения баз данных по парку автомобилей и опроса сервисных центров, проведенных выставок, запланировано освоение более 30 моделей радиаторов по технологии «Сплиттер финн», в том числе и для автомобилей импортного производства, ведется разработка конструкторской документации на охладители надувочного воздуха (ОНВ) для автозаводов России и на экспорт.
Внутри холдинга «Уральская горно-металлургическая компания» наше предприятие и ОАО «Шадринский автоагрегатный завод» сотрудничают на основе кооперации, которая позволяет сделать процесс освоения и внедрения в производство новых технологий более гибким и экономически выгодным.
Мы постоянно работаем над тем, чтобы расширить круг наших заказчиков: изучаем спрос и расширяем номенклатуру выпускаемых изделий. Служба маркетинга завода «Оренбургский радиатор» проводит исследования и в области неавтомобильных отраслей (железнодорожный транспорт, передвижные электростанции и пр.).
– Сейчас много говорят о вступлении России в ВТО. Для российских предприятий – это, прежде всего, возможность сформировать эффективный бизнес на качественно новом уровне. Связываете ли вы планы развития предприятия с возможностью вывода продукции на мировой рынок?
– Наш завод существует уже более 60 лет, и в период СССР были годы, когда продукция поставлялась более чем в 50 стран мира. К сожалению, после дефолта зарубежных партнеров стало меньше, однако по-прежнему оренбургские радиаторы востребованы в таких странах, как Пакистан, Вьетнам, Венгрия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Молдавия, Узбекистан и других.
Наша продукция присутствует на мировом рынке несколько десятков лет, и вступление России в ВТО, без сомнения, даст возможность выйти предприятию на новый рубеж. Однако прогнозировать стопроцентный успех для российских бизнесменов после вступления в ВТО сложно, судите сами: цены на все энергоносители должны быть приравнены к мировым, а это может не лучшим образом повлиять не только на стоимость используемых в производственном процессе материалов, конечную цену продукции, но и на заработную плату работников предприятий.
Совсем недавно я прилетел с международной выставки, проходящей во Франции. В многочисленных павильонах были представлены практически все крупнейшие мировые производители радиаторов, а это около 30 фирм. Я внимательно изучил продукцию конкурентов и пришел к выводу, что на сегодняшний день качество изделий оренбургских производителей нисколько не хуже зарубежных, а по отдельным показателям даже лучше. Кстати, в этом году мы продлили международный сертификат соответствия качеству продукции ISO 9000. В ближайшей перспективе – внедрение системы управления качеством на соответствие ISO 9001. На предприятии создано специальное подразделение, которое контролирует процесс сертификации нашей продукции. Совсем недавно на «Оренбургском радиаторе» был проведен внутренний аудит.
То, что касается технологий, оснащения производства, на мой взгляд, все это требует пересмотра. Нам необходимо крупные средства вкладывать в реконструкцию, перевооружение наших предприятий, внедрять передовые технологии, оснащать производство современным оборудованием.
– На территории России производством радиаторов занимается не только ваш завод, назовите основных конкурентов.
– В настоящее время основные конкуренты для нас – это Лихославльский радиаторный завод, «Авторадиатор» (Мариуполь), «Бугурусланский завод радиатор», «Теплообменник» (Нижний Новгород), «Бузулукский механический завод», «Автомаш-Радиатор» (Бишкек), «Алпас» (Волгодонск). Продукция этих предприятий существенно отличается по таким показателям, как размер, вес, себестоимость, используемые материалы.
– Вами внедряются новые технологии, а значит, и персонал должен повышать уровень квалификации. Какая работа проводится в этом направлении на Оренбургском радиаторе?
– Для того чтобы производство оставалось конкурентоспособным, внедрения новых технологий недостаточно, развитие предприятия во многом зависит от уровня профессионального мастерства специалистов. Весь производственный персонал должен хорошо понимать, какие серьезные планы необходимо реализовать. Наши работники с удовольствием осваивают все новое. Руководители всех уровней прошли специальное обучение. Регулярно совершенствует свои знания и рабочий персонал. Мы приветствуем любые формы повышения квалификации, очень популярны семинары. Обсуждаются вопросы повышения качества продукции, расширения числа покупателей. Мы считаем, необходимо сделать все, чтобы учесть максимум требований современного потребителя, а это не только соответствие продукции ГОСТу.
– Быть руководителем предприятия с коллективом численностью более тысячи человек – нелегкое бремя. И здесь важно, чтобы все управленческие решения были правильно и своевременно реализованы. Как удается контролировать процесс работы предприятия? Каким образом осуществляется обратная связь?
– Во-первых, существует программа перспективного развития ООО «Оренбургский радиатор», которая предусматривает дальнейшее наращивание объемов производства и расширение номенклатуры выпускаемой продукции с учетом целей, задач и приоритетов, определенных «Концепцией развития автомобильной промышленности России» на период до 2010 года. Во-вторых, все перспективные задачи сформированы в годовых и месячных планах. Выполнение их четко контролируется на всех уровнях производства. Обратная связь осуществляется как на совещаниях, так и на еженедельных и ежедневных планерках.
Путем создания и внедрения нового оборудования, развития опытно-экспериментальной и испытательной базы к 2005 году мы планируем достигнуть объема выпуска радиаторной продукции в 550 тыс. штук.
По радиаторному производству нами установлены следующие краткосрочные цели: освоить выпуск новых изделий по традиционной технологии; переориентировать большую часть производства на технологию «Сплиттер-Фин». К долгосрочным целям можно отнести расширение ассортимента изделий, изготовленных с применением данной технологии; увеличение модельного ряда радиаторов для импортных автомобилей; обеспечение наиболее полной загруженности новых цехов и модернизация существующих.
Мы стараемся четко придерживаться намеченного курса, однако по ходу реализации планов иногда возникают и непредвиденные обстоятельства, тогда приходится находить другие решения задач, искать компромиссы.
– Какие преобразования на ООО «Оренбургский радиатор» предусмотрены программой модернизации?
– В соответствии с программой модернизации можно выделить следующие основные направления совершенствования радиаторного производства на нашем заводе:
-
Развитие опытно-экспериментальной и испытательной базы по отдельной программе.
-
Реконструкция действующего производства.
-
Приобретение и внедрение высокопроизводительной линии изготовления охлаждающих трубок для всего модельного ряда теплообменников.
-
Развитие и внедрение технологии «Сплиттер-Фин» в конструкцию новых разработок радиаторов.
– Как вы оцениваете уровень социальной защищенности работников ООО «Оренбургский радиатор»?
– Прежде всего, на предприятии существует коллективный трудовой договор. Ежегодно в феврале-марте на заводе проводится конференция, на которой обсуждаются как выполнение текущего трудового договора, так и планы на следующий год. Коллективный договор – объемный документ, в котором оговорено все, в том числе социальная программа: от обеспечения медицинским страхованием до размеров материальной помощи, форм поощрений. Вот один из многочисленных примеров помощи в сфере медицины: частичная оплата работникам нашего предприятия услуг по протезированию зубов. Профсоюзная организация ООО «Оренбургский радиатор» ведет активную работу с ветеранами. Детям сотрудников оплачивается отдых в оздоровительных лагерях.
Возобновили конкурсы на профессиональное мастерство среди работников предприятия: стропальщиков, сборщиков, паяльщиков и др. Традицию проведения подобных мероприятий мы восстановили недавно, а чтобы усилить интерес к ним, каждое конкурсное соревнование стараемся сделать особенно ярким и запоминающимся. Недавно закончился конкурс на профмастерство среди работников транспортного цеха, одно из заданий многие из участников вспоминают до сих пор: необходимо было проехать дистанцию на автомобиле со стоящим на его капоте стаканом воды. Программа была продумана до мелочей, предусматривала не только конкурсные, но и культурные мероприятия. Призы и грамоты получили только победители, но конкурс стал настоящим праздником для всех его участников. Об отношении к спортивным мероприятиям говорят многочисленные кубки, завоеванные на спартакиадах. Причем в спортивных состязаниях принимают участие все: от руководителя до работников цехов. Словом, культурная и спортивная жизнь на предприятии проходит не менее интенсивно, чем производственная. И коллектив от этого только крепнет.
ИЗ ИСТОРИИ: История ООО «Оренбургский радиатор» началась в 1941 году, когда из Одессы в Оренбург был эвакуирован завод «Автозапчасть» Наркомата среднего машиностроения. В начале Великой Отечественной мощности завода были ориентированы в основном на производство взрывателей для 82-миллиметровых мин. Однако уже в 1942 году завод «Автозапчасть» получил новое задание – освоить производство запасных частей для тракторного парка МТС и совхозов. В 1946 году произошла полная переориентация завода на выпуск запасных частей к тракторам и комбайнам, а в 1947-м предприятие переведено из Наркомата среднего машиностроения в Министерство тракторной и автомобильной промышленности. В дальнейшем завод неоднократно преобразовывался и менял название. Производственные мощности предприятия постоянно совершенствовались, открывались новые производственные подразделения, осваивался выпуск новых видов продукции. Так, к осени 1992 года из производственного объединения «Радиатор» создано акционерное общество открытого типа «Радиатор». С 1994 года начались ускоренные разработки и производство автомобильных радиаторов. Через два года установлены первые контакты со шведской фирмой «Оутокумпу», благодаря чему в последующие годы на заводе был освоен выпуск высокоэффективных автомобильных радиаторов с поверхностью охлаждения типа «Сплиттер-Фин». В январе 2000-го предприятие вошло в состав холдинга АО «Уральская горно-металлургическая компания».
Подготовила Оксана ГЛУБОКОВСКАЯ
|