Главная / Текущий номер журнала / Подробности / Стратегическое партнерство на международном уровне /
Стратегическое партнерство на международном уровне
В настоящее время Комитет РСПП по международному сотрудничеству — единая открытая площадка, на которой ведется консолидированный диалог по международным экономическим проблемам всего делового сообщества с государственными органами.
Опыт других стран свидетельствует о тесном взаимодействии государства и деловых кругов на международной арене. Выработка совместной стратегии действий является основой внешнеэкономической политики всех развитых стран: от США и ЕС до Австралии и Новой Зеландии.
В России подобного рода механизмы только складываются. Российские компании зачастую не имеют достаточной информации о существующих формах государственной поддержки их внешнеторговых инициатив, не используют многих государственных рычагов и по старинке предпочитают действовать самостоятельно.
Комитет призван способствовать установлению прочного и долгосрочного взаимодействия государства и бизнес-сообщества по всему спектру внешнеэкономических интересов как с государствами ближнего и дальнего зарубежья, так и с международными организациями. Комитетом уже сделаны конкретные шаги в установлении этого взаимодействия: подписаны соглашения о сотрудничестве с Всемирным банком (февраль 2005 г.), с Союзом промышленных и предпринимательских конфедераций Европы (октябрь 2005 г.), организованы официальные визиты президента Всемирного банка, руководства Союза промышленных и предпринимательских конфедераций Европы (февраль 2006 г.), руководителя Международного агентства по гарантированию инвестиций (март 2006 г.) и т. д.
Поскольку по многим вопросам интересы российских и европейских деловых кругов совпадают, такого рода работа (там, где это возможно) ведется на основе координации действий нашими партнерскими организациями в различных государствах мира. Крупнейшей из них является BUSINESSEUROPE (бывш. UNICE) — это наиболее представительная бизнес-ассоциация Европы.
Одним из примеров стратегического партнерства РСПП и BUSINESSEUROPE стало специальное расширенное заседание (3 февраля 2006 г.), посвященное выработке совместной позиции по комплексу вопросов экономического сотрудничества России и ЕС. Заседание проводилось на высоком уровне и вызывало живой отклик как деловых кругов, так и государственных органов.
Учитывая, что в 2007 г. истекает срок действия базового соглашения, регулирующего экономические связи России и ЕС — Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), РСПП активно участвует в разработке предложений бизнес-сообщества в отношении будущего механизма взаимоотношений двух сторон.
Комплексу проблем, связанных с разработкой нового СПС, было посвящено специальное заседание Комитета (14 ноября 2006 г.), в котором приняли участие помощник Президента РФ — Специальный представитель Президента РФ по вопросам взаимоотношений с Европейским Союзом С. В. Ястржембский, послы, руководители министерств и ведомств. Заседание проводилось совместно с BUSINESSEUROPE, и по его итогам было принято совместное заявление о позиции двух крупнейших бизнес-ассоциаций по проблемам разработки нового соглашения. Текст совместного заявления размещен на сайте РСПП.
«СПС с самого начала служил цели развития более тесных отношений между Россией и ЕС, давая возможность углублять наши двусторонние экономические связи. С учетом этого деловые сообщества ЕС и России хотели бы теперь установить более широкие рамки с опорой на позитивные результаты, достигнутые на основе СПС», — отмечает руководитель Комитета РСПП по международному сотрудничеству В. Ф. Вексельберг.
Суть позиций РСПП и BUSINESSEUROPE сводится к следующему: деловые круги двух стран убеждены, что существует большой потенциал для развития экономических отношений. Продекларированный стратегический характер отношений реализуется только на двустороннем уровне — с Германией, Францией, Италией, Австрией и некоторыми другими странами. На уровне ЕС — Россия этого не происходит.
Новое соглашение должно идти дальше тех условий, которые стороны получат после присоединения России к ВТО. Отношение России с ЕС в рамках ВТО — это всего лишь отношения с Европейским Союзом как с одним из 150 членов организации, деятельность которой приходится главным образом на торговую сферу.
Стратегическое партнерство должно реализовываться на основе соответствующих юридически обязывающих договоров и соглашений, отражающих и закрепляющих этот стратегический характер. Соглашение должно включать в себя «горизонтальные меры», распространяющиеся на всю экономику и секторальные соглашения, стимулирующие сотрудничество по взаимно согласованным отдельным секторам.
Либерализация торговли между двумя странами — это лишь одна из целей нового соглашения. Не менее важной задачей является стимулирование взаимных инвестиций между ними. Необходим специальный механизм, стимулирующий развитие инвестиций и обеспечивающий их гарантию как с той, так и с другой стороны. Переплетение и взаимодополнение экономик должно стать основой инвестиционного сотрудничества. Уступка в одной области (энергетика) может быть ассиметрично компенсирована уступкой в другом секторе (авиация).
Необходима четко зафиксированная процедура и механизм участия деловых кругов в разработке новых инструментов сотрудничества. Главный смысл — правительства перед разработкой какой-либо меры обязаны пройти консультации со своими деловыми кругами в рамках детально регламентированной процедуры, предусматривающей определенные этапы, сроки и т. д.
Результатом действий по вовлечению российских деловых кругов в процесс содержательной разработки нового соглашения с Евросоюзом стало Расширенное совещание РСПП по проблемам совершенствования торгово-экономических отношений России с Европейским союзом, состоявшееся 6 июля 2007 г. Стенограмма совещания размещена на странице Комитета по международному сотрудничеству на сайте РСПП.
В совещании приняли участие около 200 представителей российских и зарубежных компаний — флагманов отечественного и иностранного бизнеса, а также представители государственных органов, ответственных за разработку торгово-экономической политики России с ЕС.
В. Ф. Вексельберг обратил внимание на заметное несоответствие в последнее время экономической и политической составляющих взаимоотношений с нашим ключевым внешнеэкономическим партнером — Европейским Союзом. На фоне рекордных цифр инвестиций и товарооборота (товарооборот России с ЕС за 2006 г. вырос на 30 % и составил $231 млрд) политические отношения остаются на недостаточно высоком уровне. Именно так можно охарактеризовать ситуацию с разработкой нового соглашения о стратегическом партнерстве, которое стало заложником действий одной страны в ущерб интересов всех остальных европейских государств.
Кроме того, руководитель Комитета отметил, что договорно-правовая основа отношений, в центре которой — Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, знаменовавшее собой прорыв в отношениях с ЕС в середине 90-х гг., сегодня не отвечает уровню и потенциалу торгово-экономических отношений России с ЕС.
Министр иностранных дел РФ С. В. Лавров поддержал стремление бизнеса с обеих сторон вести консолидированный диалог с правительствами в рамках разработки соглашения.
Комитет РСПП по международному сотрудничеству планирует инициировать работу по совершенствованию российского законодательства в части регулирования взаимодействия государственных органов и деловых кругов во внешнеэкономической сфере и приглашает все заинтересованные стороны к обсуждению этого вопроса.
На базе Комитета создан и действует Деловой совет Россия — ЮАР, учрежденный совместно с Торгово-промышленной палатой РФ 5—6 сентября 2006 г. в ходе официального визита в ЮАР Президента РФ В. В. Путина. Деловой совет состоит из двух частей — российской (председатель В. Ф. Вексельберг) и южноафриканской (председатель Т. Секуале). Совет провел несколько заседаний, одно из которых было приурочено к официальному визиту в ЮАР Председателя Правительства РФ М. Е. Фрадкова в марте 2007 г. Основная миссия Делового совета — служить проводником интересов среднего и мелкого бизнеса, которые, в отличие от крупного бизнеса, зачастую не имеют необходимых ресурсов для расширения своего бизнеса на международном уровне.
Комитет принял активное участие в организации визита делегации РСПП в Вашингтон 26—28 ноября 2007 г. В делегацию РСПП вошли президент РСПП А. Н. Шохин, руководитель Комитета В. Ф. Вексельберг, руководители крупнейших российских компаний. В ходе визита состоялись встречи с Министром торговли США К. Гутьерресом, представителем США на торговых переговорах С. Шваб, заместителем Госсекретаря США Р. Джефри и др. В переговорах были затронуты актуальные темы российско-американского сотрудничества, в частности проблема присоединения России к ВТО, отмена поправки Джексона-Вейника, а также комплекс вопросов инвестиционного сотрудничества.
По итогам визита Комитет выступил одним из инициаторов возрождения экономического делового диалога между бизнес-кругами России и США. В этих целях 12 декабря 2007 г. была организована специальная встреча с американскими компаниями, действующими на территории России.
Во встрече приняли участие президент РСПП А. Н. Шохин, первый заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации А. И. Денисов, посол США в России У. Бернс, руководитель Комитета РСПП по международному сотрудничеству В. Ф. Вексельберг и другие.
За несколько лет работы Комитет РСПП по международному сотрудничеству приобрел репутацию надежного партнера в глазах органов государственной власти, посольств иностранных государств, российских и зарубежных компаний. Он стал авторитетной структурой, представляющей интересы предпринимателей как внутри страны, так и на международной арене, позволяющей формулировать консолидированную позицию российского бизнеса, определяющую векторы внешнеэкономического развития страны. Членский состав Комитета также постоянно расширяется.
В случае заинтересованности в работе Комитета просим обращаться: тел./факс +7 (495) 720-4993;
Комитет РСПП по международному сотрудничеству
|