|
Главная / Текущий номер журнала / Наукоемкие технологии и производство / Кадровые проблемы оборонно-промышленного комплекса России и пути их решения /
Кадровые проблемы оборонно-промышленного комплекса России и пути их решения
Пятнадцатилетний перерыв в развитии и уход квалифицированных специалистов угрожают разрывом поколений и регрессом, как в высокотехнологичных отраслях промышленности, так и в высшей школе. Почти все крупные предприятия оборонно-промышленного комплекса России испытывают сегодня острый кадровый голод. Вузы получают массу заявок от предприятий ракетно-космического, авиационного, радиоэлектронного профилей, готовых каждый год принимать десятки молодых специалистов. Однако этот спрос не удовлетворяется.
Причин такого положения дел несколько. Основной из них является низкая, не соответствующая сложности работы оплата труда инженерного корпуса на большинстве крупных предприятий. Отсюда — снижение престижа инженерной деятельности и сокращение количества обучающихся в вузах на инженерных специальностях.
Другой причиной кадрового кризиса является недостаточная практическая подготовка и слабая профессиональная ориентация студентов в университетах. Академичный характер обучения в условиях устаревшего и не соответствующего современному уровню учебно-лабораторного оборудования, в десятки раз меньшее по сравнению с ведущими западными университетами бюджетное финансирование, отсутствие какого-либо аналога разрушенной системы распределения молодых специалистов приводят к тому, что многие выпускники российских вузов не работают по полученной специальности, а уходят в коммерческие структуры, где и работа легче, и зарплата в полтора-два раза выше.
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, созданный в 1962 г. специально для удовлетворения потребностей оборонно-промышленного комплекса на востоке страны и ставший за 45 лет своего существования одним из ведущих вузов России, прилагает большие усилия по решению накопившихся в области образования проблем. Ключевыми направлениями деятельности руководства ТУСУРа являются, во-первых, привлечение внебюджетных средств для дополнительного финансирования учебного и научного процессов и, во-вторых, разработка и внедрение новых инновационных образовательных технологий подготовки специалистов.
Внебюджетные средства университета достигли в 2006 г. 500 млн руб., что составляет 64 % общего дохода (без учета временных субсидий по выигранному вузом конкурсу инновационных программ). Основными источниками внебюджетных средств стали платные образовательные услуги (63 %) и НИОКР (30 %). Для увеличения дохода от платных образовательных услуг разработана и с успехом функционирует разветвленная система дистанционного образования (более 100 представительств), а кроме того, в 10 городах создана сеть филиалов университета.
Образовательный центр «Школьный университет» охватывает более 250 городов и населенных пунктов. По объему научных исследований и разработок ТУСУР занимает второе место за Уралом, а выработка на одного преподавателя превышает 277 тыс. руб., что является одним из лучших показателей в России. Успехи в области научной деятельности достигнуты за счет сохранения в 90-е гг. основного кадрового потенциала научных работников и расширения сети научных учреждений университета. По примеру Оксфордского университета ТУСУР формирует единый учебно-научно-образовательный комплекс с окружающими его наукоемкими фирмами, возглавляемыми в основном выпускниками университета, которые оказывают вузу содействие в развитии и расширении учебной и научной работы.
В 2006 г. Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники вошел в число 17 университетов России, выигравших конкурс на реализацию инновационных программ по приоритетному национальному проекту «Образование». Одним из основных элементов инновационной образовательной программы ТУСУРа является разработанная и внедренная в университете технология группового проектного обучения (ГПО), позволяющая, в том числе, решать проблемы подготовки кадров для военно-промышленного комплекса. Цель ГПО — практическое закрепление знаний и навыков проектной, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности на примере разработки небольшими группами студентов инновационных проектов создания устройств, систем или программных продуктов. Каждый проект является воплощением свежих инновационных идей и предложений, которые могут быть реализованы в форме создания новых наукоемких изделий и технологий, востребованных на рынке или в промышленности. Связи с предприятиями ОПК позволяют организовать выполнение реальных проектов по их заявкам.
Работа проектной группы организуется как составная часть процесса подготовки специалистов. Реализация идеи проходит все основные стадии опытно-конструкторских работ: от технического задания до опытного образца. Для выполнения проектов на всех кафедрах организованы специальные лаборатории ГПО, в которых оборудованы рабочие места студентов, а также участки общего пользования: монтажные, макетные, испытательные и пр. Лаборатории оснащены современной вычислительной техникой, новейшим измерительным и технологическим оборудованием.
Сегодня есть все основания считать, что широкое внедрение технологии ГПО позволит существенно повысить профессиональную ориентацию студентов и будет содействовать решению кадровых проблем ОПК России путем подготовки «кадровых десантов» на предприятия комплекса.
|
Сергей Иванов: «ОПК готов к развитию высоких технологий» |
«ОПК вышел из кризиса, завершается период его восстановления и начинается этап интенсивного развития», — подчеркивает Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Сергей ИВАНОВ в интервью, которое он дал «Промышленнику России» |
подробнее
|
|
Владислав Путилин: «Инновации в ОПК: предпосылки государственно-частного партнерства» |
Первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ — Министр РФ Владислав ПУТИЛИН об основных направлениях дальнейшего реформирования оборонно-промышленного комплекса, об инновационной политике ОПК |
подробнее
|
|
Валерий Никулин: «Задачи, решение которых мы готовы взять на себя» |
О задачах, решение которых готова сегодня взять на себя Комиссия по ОПК Совета РСПП по конкурентоспособности и отраслевым стратегиям |
подробнее
|
|
ММПП «Салют». Концентрация новых идей и возможностей |
|
подробнее
|
|
Павел Стороженко: «Нужна система внедрения научных разработок» |
«Продукция элементоорганической и специальной химии определяет развитие большинства высокотехнологичных отраслей промышленности, особенно тех, которые обеспечивают национальную и технологическую безопасность России», — считает генеральный директор ГНИИХТЭОС Павел СТОРОЖЕНКО |
подробнее
|
|
Точное время российской промышленности |
Результаты ключевых международных сличений — предмет особой гордости ФГУП «ВНИИФТРИ». Благодаря институту Россия принадлежит к мировой метрологической элите и занимает свое полноправное место наряду с Германией, Италией, США и Японией |
подробнее
|
|
«ВНИИРА-Навигатор». На переднем крае мировой авионики |
ЗАО «ВНИИРА-Навигатор» сегодня работает над созданием нового поколения навигационно-посадочной аппаратуры и средств управления полетом, соответствующих всем международным нормам |
подробнее
|
|
Высокой степени защита |
ОАО «НИИСА» на протяжении многих лет занимает одну из лидирующих позиций в российском сегменте систем комплексного наблюдения и управления оперативной обстановкой на суше и на море |
подробнее
|
|
|
|
|
НАШИ ПАРТНЕРЫ |
|
|