|
Главная / Текущий номер журнала / Наукоемкие технологии и производство / ММПП «Салют». Концентрация новых идей и возможностей /
ММПП «Салют». Концентрация новых идей и возможностей
19 ноября Председатель Правительства РФ Виктор Зубков посетил ФГУП «ММПП «Салют» — старейшее предприятие российского авиадвигателестроения, отметившее накануне свое 95-летие.
На предприятии было проведено совещание по вопросам развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в машиностроении с участием руководителей отраслевых министерств, агентств, департаментов. Речь, в частности, шла о совместной работе государства, науки и производства над реализацией инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной инновационной продукции гражданского и двойного назначения.
Ознакомившись с работой завода, премьер-министр отметил, что сегодня ММПП «Салют» может стать примером для других машиностроительных предприятий в сфере финансирования НИОКР.
В ходе посещения В. Зубковым «Салюта» были не только рассмотрены и обсуждены проблемы инновационного развития, но и на опыте конкретного предприятия показаны реальные пути решения некоторых из них.
В настоящее время инновационный характер разработок «Салюта», имеющего статус Федерального научно-производственного центра, обеспечивают семь конструкторских бюро, девять научно-технологических центров и два института — Научно-исследовательский институт двигателестроения и Институт целевой подготовки специалистов по двигателестроению (структура РГТУ-МАТИ им. К. Э. Циолковского). Здесь работают 14 докторов и 122 кандидата технических наук.
На предприятии функционирует развитая система информационного обеспечения создания инновационной продукции и технологий производства.
Сегодня коллектив «Салюта» активно формирует научно-технический задел по разработке силовой установки для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). Причем совместные работы с ведущими институтами, конструкторскими бюро, предприятиями промышленности и научно-исследовательскими учреждениями Минобороны РФ ведутся без привлечения бюджетных средств.
За короткий период времени специалисты «Салюта» завершили разработку двух двигателей для боевой авиации, что само по себе уникальное достижение, так как в современной России многие авиационные КБ десятилетиями вообще не создавали новых авиадвигателей.
Подтверждением высокой конкурентоспособности новых изделий может служить тот факт, что двигателями АИ-222-25 для самолета Як-130, помимо российских ВВС, заинтересовались Алжир и Венесуэла, а турбореактивными двухконтурными двигателями Д-436Т для самолета Бе-200 — Греция и Португалия.
В настоящее время начинается производство деталей двигателей из новейших, так называемых «композиционных материалов», которые обладают уникальными прочностными характеристиками и способностью выдержать температуры до 1500 °С.
Высокий инновационный потенциал предприятия с успехом используется и в интересах других отраслей экономики страны. На предприятии также накоплен большой опыт по переделке отработавших авиационных двигателей в газотурбинные установки для электростанций.
На «Салюте» «создан научный центр, который не только производит двигатели, но и разрабатывает, сертифицирует установки, незаменимые в топливно-энергетическом комплексе, авиастроении, газоперекачке», — подчеркнул Ю. Елисеев.
«Я думаю, что предприятие, выбранное сегодня для проведения мероприятия, — хороший пример быстрого проведения исследований и внедрения их результатов в продукцию на рынке. Не только в виде двигателей к самолетам, но и газотурбинных установок для электроэнергетики, опреснителей воды и т. д.», — отметил В. Христенко, также присутствовавший на заседании.
За последние пять лет предприятие затратило около 4,5 млрд рублей на НИОКР, из которых только 220 млн рублей, т. е. 4,9 % — из федерального бюджета.
Цифры эти тем более примечательны, поскольку сегодня, к сожалению, такой опыт, скорее исключение, чем правило. Об этом, в частности, говорил в ходе совещания на «Салюте» «Виктор Зубков.
Он отметил, что одним из инструментов государственной поддержки инновационного развития промышленности является механизм софинансирования перспективных НИОКР в рамках федеральных целевых программ, а также «непрограммных» средств.
Как сказал В. Зубков, «под все эти программы резервируются бюджетные средства, и немалые. Их общий объем с 2005 по 2010 год составит примерно 200 млрд рублей. Примерно столько же должно прийти из внебюджетных источников. Однако они идут медленно. К примеру, по ФЦП «Национально-технологическая система», рассчитанной на 2007—2011 годы: в 2007 году было запланировано из внебюджетных средств 4,9 млрд рублей, а по итогам девяти месяцев привлечено всего полмиллиарда, т. е. 10 %».
Председатель Правительства РФ отметил, что в основном расчет делается только на господдержку. Слабо используются и созданные институты развития.
Принимавший участие в совещании Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко высказал мнение, что правительство должно прекращать те НИОКР, в которых нет достаточного софинансирования со стороны бизнеса.
Еще один важный фактор, оказывающий отрицательное влияние на конкурентоспособность продукции многих российских предприятий, — изношенное, морально устаревшее технологическое оборудование. В своем выступлении на совещании В. Зубков заметил, что таких станков только на предприятиях Роскосмоса — более 70 %. За последние пять лет обновление парка составило менее одного процента. «Указанные факторы приводят к росту себестоимости, увеличению по технологическим причинам количества отклонений от требований конструкторской документации. Это в итоге, естественно, снижает конкурентоспособность продукции», — сказал премьер-министр.
В этой связи в качестве наглядного положительного примера он также привел «Салют». Сегодня предприятие располагает высокотехнологичной производственной базой и имеет около 700 единиц нового оборудования с ЧПУ.
За последние пять лет здесь выделено 6,4 млрд руб. из собственных средств на техническое перевооружение.
При этом в основных цехах срок эксплуатации оборудования — от трех до семи лет. Современные высокоточные и высокопроизводительные станки позволяют не только диверсифицировать производство, но и выпускать двигатели следующего поколения с самыми современными характеристиками.
Не все уникальное оборудование, работающее в цехах предприятия, — импортное. Во-первых, в последнее время «отрасль станкостроения в стране начала развиваться», — считает Ю. Елисеев. Во-вторых, «Салют» сам осваивает производство современных металлообрабатывающих станков нескольких наименований. Причем не только для собственных нужд. Генеральный директор сообщил, что уже шесть станков проданы в Индию, осуществляются поставки и в Китай.
25 сентября 2007 г. Председатель Правительства РФ Виктор Зубков подписал распоряжение о реорганизации ФГУП «Омское моторостроительное объединение им. П. И. Баранова» путем присоединения к ФГУП «ММПП «Салют» в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 11 августа 2007 г. «О федеральном государственном унитарном предприятии «Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют».
Указ фактически расширил существующую интегрированную структуру на базе «Салюта», в которую к моменту его подписания уже входили: ВМЗ «Салют», МКБ «Гранит», МКБ «Горизонт», НТЦ НИИД, ОАО «Топаз» (г. Кишинев), «Прибор» (г. Бендеры).
Главной целью создания данной структуры является дальнейшая концентрация интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов для реализации перспективных программ в области газотурбостроения, в том числе создания авиадвигателей нового поколения.
По словам генерального директора ФГУП «ММПП «Салют» Юрия Елисеева, «потребность России в газотурбинных двигателях постоянно растет, поскольку сферы применения газотурбинных двигателей не ограничиваются военной и гражданской авиацией. Такие сектора, как железнодорожный транспорт, энергетика, судостроение, нефте- и газодобыча, являются перспективными сферами применения нашей продукции. Таким образом, «Салют» через несколько лет по праву станет национальным центром развития российского газотурбостроения».
|
Сергей Иванов: «ОПК готов к развитию высоких технологий» |
«ОПК вышел из кризиса, завершается период его восстановления и начинается этап интенсивного развития», — подчеркивает Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Сергей ИВАНОВ в интервью, которое он дал «Промышленнику России» |
подробнее
|
|
Владислав Путилин: «Инновации в ОПК: предпосылки государственно-частного партнерства» |
Первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ — Министр РФ Владислав ПУТИЛИН об основных направлениях дальнейшего реформирования оборонно-промышленного комплекса, об инновационной политике ОПК |
подробнее
|
|
Валерий Никулин: «Задачи, решение которых мы готовы взять на себя» |
О задачах, решение которых готова сегодня взять на себя Комиссия по ОПК Совета РСПП по конкурентоспособности и отраслевым стратегиям |
подробнее
|
|
ММПП «Салют». Концентрация новых идей и возможностей |
|
подробнее
|
|
Павел Стороженко: «Нужна система внедрения научных разработок» |
«Продукция элементоорганической и специальной химии определяет развитие большинства высокотехнологичных отраслей промышленности, особенно тех, которые обеспечивают национальную и технологическую безопасность России», — считает генеральный директор ГНИИХТЭОС Павел СТОРОЖЕНКО |
подробнее
|
|
Точное время российской промышленности |
Результаты ключевых международных сличений — предмет особой гордости ФГУП «ВНИИФТРИ». Благодаря институту Россия принадлежит к мировой метрологической элите и занимает свое полноправное место наряду с Германией, Италией, США и Японией |
подробнее
|
|
«ВНИИРА-Навигатор». На переднем крае мировой авионики |
ЗАО «ВНИИРА-Навигатор» сегодня работает над созданием нового поколения навигационно-посадочной аппаратуры и средств управления полетом, соответствующих всем международным нормам |
подробнее
|
|
Высокой степени защита |
ОАО «НИИСА» на протяжении многих лет занимает одну из лидирующих позиций в российском сегменте систем комплексного наблюдения и управления оперативной обстановкой на суше и на море |
подробнее
|
|
|
|
|
НАШИ ПАРТНЕРЫ |
|
|