|
Главная / Текущий номер журнала / Сочи-2008: промышленность, наука, образование / Крутой маршрут МИИТовских студентов /
Крутой маршрут МИИТовских студентов
Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) является не только старейшим вузом нашей страны, он по праву считается одним из лучших российских университетов. Сегодня МИИТ — это восемь институтов, четыре факультета, более 60 инженерно-технических, экономических, юридических, гуманитарных специальностей, каждая из которых интересна и востребована на транспорте и в других отраслях экономики.
О том, как готовят высококлассных специалистов в области железнодорожного строительства, о формах успешного сотрудничества рассказывает директор Института пути, строительства и сооружений, доктор технических наук, профессор Валерий МАЛЬЦЕВ.
— Валерий Павлович, какие цели института являются сегодня главными, чего вы ждете от своих выпускников?
— Транспортную сеть страны сравнивают с кровеносной системой живого организма. Качество ее работы от локального уровня до глобальных масштабов оказывает самое непосредственное влияние на государство, на повседневную жизнь страны. Задача нашего института — готовить достойных специалистов в этой области. Железные и автомобильные дороги, мосты, тоннели, другие транспортные сооружения, их проектирование, строительство и эксплуатация — это область знаний, которая во все времена была и всегда будет актуальна. Мы уверенно можем сказать, что будущее нашей страны зависит от нас и наших выпускников.
— Что помогает поддерживать уровень подготовки, необходимый для решения сложнейших задач современного железнодорожного строительства?
— Институт пути, строительства и сооружений (ИПСС) был образован в 1997 году путем объединения трех строительных факультетов: «Мосты и тоннели», «Промышленное и гражданское строительство», «Строительство железных дорог». Таким образом, совершенно справедливо можно считать, что ИПСС родился, как и МИИТ, в 1896 году, и ему 112 лет. За более чем вековую историю постоянного развития и совершенствования строительного образования в МИИТе в целом, и в ИПСС в частности, создан уникальный образовательный комплекс, который готовит инженеров-строителей транспортных сооружений в соответствии с самыми современными требованиями мирового уровня. Трудно найти крупный проект современного строительства, в котором не принимали бы участие выпускники МИИТа. Это и Московский метрополитен, Останкинская башня, здание МГУ на Ленинских горах, храм Христа Спасителя, БАМ и др. В энциклопедии «Транспортное строительство» более 60 статей посвящены выдающимся строителям — выпускникам МИИТа. Кроме специального образования, наш образовательный комплекс уникален тем, что планомерно и очень успешно развивает умственные способности человека. Поэтому после получения диплома инженера-строителя выпускники МИИТа могут занимать и крупные государственные должности. Примеры тому: Алексей Гордеев — Министр сельского хозяйства России, Александр Музыкантский — министр в правительстве Москвы, Игорь Колесников — заместитель префекта СВАО Москвы, Вдалимир Воробьев — вице-президент ОАО «РЖД» и многие другие. Такой высокий уровень подготовки объясняется тщательно продуманной и отработанной системой обучения, прекрасной лабораторной базой, высококвалифицированным составом профессоров и преподавателей.
— Ректор МИИТа Борис Лёвин в одном из недавних своих интервью посетовал на то, что государственная политика в сфере образования не способствует качественной подготовке будущих железнодорожников. Государство не может финансировать подготовку студентов на должном уровне, а бизнесу создает такие условия, при которых на инвестирование может решиться только самый рисковый бизнесмен. Как в вашем вузе удается решать проблему финансирования учебного процесса?
— Вопрос финансирования в настоящее время является крайне острым. Несколько раз в год эта проблема обсуждается на конференциях трудового коллектива МИИТа. Сейчас около одной четвертой бюджета университета составляют средства из госбюджета России, а три четверти зарабатывает сам МИИТ за счет внебюджетной деятельности. В первую очередь это платная образовательная деятельность. Ежегодно в МИИТ поступает около 2 тыс. человек на бесплатное обучение, и столько же мы принимаем тех, кто готов платить за обучение сам или получил поддержку предприятия. Одной их важных статей дохода является повышение квалификации работников отрасли. Всегда МИИТ, кроме образовательной деятельности, вел научно-исследовательскую работу. Жизнь заставила в последние 10 лет резко ее активизировать. В десятки раз увеличились объемы договоров, созданы новые направления, лаборатории, центры. МИИТ получил статус научного учреждения.
— Руководство страны часто говорит о том, что подготовка современного специалиста не должна вестись в отрыве от практики. Где прививаются студентам необходимые практические навыки? Какие проекты железнодорожного строительства в стране вы считаете самыми интересными с точки зрения получения опыта или выстраивания карьеры?
— Обучение инженера-строителя невозможно в отрыве от практики. Все наши студенты закрепляют свои знания и навыки в лучших строительных организациях, таких как Мосметрострой, корпорация «Ямалтрансстрой», ОАО «РЖД». Один из самых эффективных вариантов практики для профессиональной подготовки — студенческие строительные отряды, которые работают на Московской железной дороге, в Иосифо-Волоцком монастыре, на строительстве железной дороги на Ямале и во многих других местах, самых сложных и интересных с профессиональной точки зрения, где используются самые современные технологии и самая передовая техника.
— Валерий Павлович, ваш институт тесно сотрудничает с компанией «Ямалтрансстрой», помогает возводить железнодорожные линии за Полярным кругом, в том числе дорогу Обская — Бованенково. Расскажите, пожалуйста, о формах взаимодействия со строителями, о текущих задачах совместной работы.
— Взаимодействие МИИТа со строителями дороги Обская — Бованенково давнее и плодотворное. У истоков ее сооружения стояли выпускники МИИТа во главе с Владимиром Наком. В настоящее время ОАО «Ямалтрансстрой» возглавляет также выпускник МИИТа — Игорь Нак. В руководстве и на всех уровнях этой крупнейшей строительной организации трудятся наши выпускники. Невозможно их всех перечислить. МИИТ их помнит и гордится ими. Многие дети работников Ямалтрансстроя учатся в нашем вузе и через несколько лет, получив диплом, вернутся на Ямал. Каждый год наши выпускники пополняют ряды Ямалтрансстроя.
Подготовка профессиональных кадров — главная задача сотрудничества. Еще одна сторона нашего взаимодействия — повышение квалификации работников Ямалтрансстроя. Кроме того, мы заключили долгосрочный договор о научном сотрудничестве, который успешно выполняется.
— Как помогает строительству в условиях вечной мерзлоты лаборатория криологии, созданная при вашем институте? Насколько велика наукоемкость строительства современных железных дорог за Полярным кругом?
— В институте пути, строительства и сооружений МИИТа в 2008 году создана мерзлотная лаборатория. В ближайшем будущем в России железные дороги в основном планируется строить в зонах вечной мерзлоты. Без сомнения — возведение железных дорог на этой территории намного сложнее, чем в любом другом регионе. Без тщательных научных исследований здесь не обойтись. Построение научных теорий в области криологии требует обширных лабораторий и натурных испытаний. Жизнь сделала необходимым создание в России мерзлотной лаборатории, оснащенной самым современным оборудованием, к работе которой были бы привлечены лучшие научные кадры. Такая лаборатория сейчас создается в нашем институте. Подготовлено и отремонтировано помещение, идет монтаж оборудования, заказаны установки в США и других странах. Первая экспедиция мерзлотной лаборатории этим летом уже работала на Ямале. Получен богатейший материал, который в настоящее время обрабатывается.
— Как, на ваш взгляд, влияет строительство железных дорог на хрупкую экосистему Ямала? Может ли научная поддержка института минимизировать воздействие на экологию?
— Несомненно, экосиситема Ямала крайне хрупкая. Тундра требует очень бережного к себе отношения. И проектировщики, и строители это прекрасно понимают. Вызывает уважение их очень внимательное отношение к вопросам сохранения экологии. Научная поддержка этих усилий крайне необходима. Сейчас ведутся переговоры о форме сотрудничества в этой области ИПСС МИИТа и Ямалтрансстроя.
— Валерий Павлович, СМИ сообщают о работе студенческого отряда МИИТа на Ямале, на железной дороге Обская — Бованенково. Что говорят ребята о своей нелегкой практике, чего от нее ждут? Как может помочь эта практическая деятельность в учебном процессе?
— В течение нескольких лет на строительстве железной дороги Обская — Бованенково в летний период трудится студенческий строительный отряд МИИТа. В этом году их стало два. Один — путейский, другой — геодезический. Работают много и напряженно. Традиционно эти отряды получают, кроме зарплаты, еще и награды за ударный труд. Съездив один раз на Ямал, студенты стараются на следующий год попасть туда же. Завораживают и удивительная природа, и масштабы стройки, и возможность самостоятельно на практике ознакомиться с самыми современными технологиями строительства железных дорог.
Беседовал Александр ЮДЕЛЬСОН
|
Сочи-2008. Зеленый свет — инвестициям |
18—21 сентября в Сочи пройдет Седьмой международный инвестиционный форум «Инвестиции — путь развития экономики России». Организаторами мероприятия выступили МЭРТ РФ, Министерство иностранных дел РФ, Минрегионразвития РФ, аппарат полномочного представителя Президента... |
подробнее
|
|
Александр Шохин: «Мы — за устойчивые партнерские отношения с властью» |
Президент РСПП Александр Шохин дал интервью «ПР» в преддверии открытия Седьмого международного инвестиционного форума «Инвестиции — путь развития экономики России», на котором, в частности, запланировано обсудить не только заявленную в... |
подробнее
|
|
Александр Ткачев: «Вы еще не знаете о Кубани?..» |
Кубанская земля уже давно известна как регион, где созданы по-настоящему комфортные условия для успешного осуществления инвестиционных проектов, включая прогрессивную законодательную базу, эффективно действующую систему сопровождения по принципу «одного окна». Решение о... |
подробнее
|
|
Эльвира Набиуллина: «Наши цели амбициозны» |
Проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации обсуждался на пленарном заседании Общественной палаты 4 июля 2008 г. С основным докладом на заседании выступила Эльвира НАБИУЛЛИНА, Министр экономического развития Российской Федерации. Представляя... |
подробнее
|
|
Виктор Вексельберг: «Нужно выдвигать системные и понятные вопросы» |
17 июля 2008 г. в Екатеринбурге состоялось очередное заседание Координационного совета Российского союза промышленников и предпринимателей в Уральском федеральном округе. |
подробнее
|
|
Инвестиции — на повышение качества жизни |
Московская область по рейтингу национального агентства «Эксперт РА» входит в список ведущих регионов в группе «Высокий потенциал — умеренный риск». Подмосковье является одним из наиболее привлекательных регионов для инвесторов. Основное... |
подробнее
|
|
Интеграционные проекты ученых Сибири |
Проведение фундаментальных и прикладных исследований в интересах общества, интеграция академической и отраслевой науки, содействие развитию наукоемких производств относятся к числу основных приоритетов Российской академии наук. На ближайшие пять лет важнейшая... |
подробнее
|
|
Бюджетные деньги вернутся в казну сторицей |
Уровень экономики Ростовской области сегодня позволяет причислять ее к наиболее динамично развивающимся субъектам Российской Федерации. По объемам валового регионального продукта область входит в число первых 20 регионов страны. Начиная с... |
подробнее
|
|
Инвестиционные горизонты Северной столицы |
По данным ведущих мировых рейтинговых агентств, Санкт-Петербург сегодня является одним из наиболее привлекательных для инвестиций российских городов. Местные власти укрепляют имидж Северной столицы, создавая максимально благоприятные условия для инвестиций, представляя... |
подробнее
|
|
Частный капитал пошел в АПК |
С улучшением макроэкономической ситуации в России аграрный сектор становится все более привлекательным для отечественных и иностранных инвесторов. Реализация приоритетного нацпроекта «Развитие АПК», меры по исполнению федеральных и региональных целевых сельхозпрограмм... |
подробнее
|
|
ЛУКОЙЛ. Энергия Юга России |
Наряду с добычей и переработкой нефти и газа, производством нефтепродуктов и продуктов нефтехимии, своим предназначением ЛУКОЙЛ считает содействие регионам их дальнейшему экономическому росту, социальной стабильности, процветанию и прогрессу, обеспечение сохранения... |
подробнее
|
|
ММК осуществляет рекордные инвестиции |
Основная стратегическая цель ОАО «ММК» — сохранение долгосрочной конкурентоспособности на мировом рынке металлопроката. Для достижения стратегических целей Магнитогорский металлургический комбинат реализует беспрецедентную по масштабам инвестиционную программу, которая охватывает десятилетний период... |
подробнее
|
|
ПИК-Автотранс. Новый игрок на рынке автоперевозок |
Основное направление деятельности ООО «ПИК-Автотранс» — оказание автотранспортных услуг для строительных предприятий Группы компаний ПИК, включая круглосуточную перевозку специальным автотранспортом железобетонных изделий, крупногабаритных и тяжеловесных грузов для строительства муниципального и... |
подробнее
|
|
|
|
|
НАШИ ПАРТНЕРЫ |
|
|