|
Главная / Текущий номер журнала / VII Международный экономический форум «Сочи-2008» / Производство строительных материалов. Когда придет инвестор? /
Производство строительных материалов. Когда придет инвестор?
Реформа жилищно-коммунальной сферы — один из самых острых вопросов, стоящих перед российскими властями. Решением его должен стать национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Но все не так просто. Реализация проекта может потерпеть крах из-за дефицита на строительном рынке основных строительных материалов, считает руководитель Комиссии РСПП по строительному комплексу, президент Ассоциации строителей России, член Правления РСПП Николай КОШМАН. Поэтому сегодня созрела необходимость кардинальных изменений в этой сфере.
На сегодняшний день одной из самых острых проблем реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» является дефицит строительных материалов. Проблема серьезного недостатка производственных мощностей в Российской Федерации по выпуску цемента, кирпича, стекла, ячеистого бетона, деревообработки хорошо известна. Реальное отсутствие возможностей выпускать данную продукцию в необходимых количествах ставит под сомнение достижение намеченных показателей по вводу жилья. Кроме того, оборудование на действующих производствах в значительной степени изношено как физически, так и морально. Так, например, степень износа технологического оборудования в цементной промышленности достигает 70%. Чтобы обеспечить российский строительный комплекс количеством цемента, достаточным для ввода объема жилья, определенного Президентом Российской Федерации в своем послании Федеральному собранию (порядка 140 млн кв. м жилья в год), промышленность строительных материалов должна выйти на уровень производства порядка 70—85 млн тонн цемента в год, что потребует значительных капиталовложений. Необходимо подчеркнуть, что приведенные показатели учитывают только потребности жилищного строительства. Общая же потребность в цементе, включая промышленное строительство и строительство объектов коммерческой недвижимости, составит порядка 140—170 млн тонн в год при существующем производстве 60—70 млн тонн.
Почему же, несмотря на большие планы по строительству жилья и на повышенный спрос в строительных материалах, отрасль производства строительных материалов остается не самой привлекательной для инвесторов? Среди причин можно назвать длительный срок окупаемости инвестиционных проектов, административные барьеры, низкий уровень выполнения договорных обязательств участников инвестиционных процессов и т. п.
Стоимость цементного завода мощностью 2 млн тонн в год составляет более $300 млн. Таким образом, общий объем инвестиционных вложений, необходимых для ликвидации дефицита цемента с учетом реконструкции действующих производств, составляет более $10 млрд. Приблизительно такая же ситуация в настоящий момент сложилась и в производстве других строительных материалов.
Как следствие, рост цен на основные строительные материалы в 2007 г. принял угрожающие масштабы. За период с января 2007 г. по сентябрь 2007 г. средневзвешенный рост цен на основные строительные материалы, изделия и конструкции составил 21,94%. Рост себестоимости строительства составил 24,14%. Рост цен на первичном рынке жилья (в среднем, по всем регионам России) составил 12,2%. Необходимо отметить, что строительные материалы, изделия и конструкции составляют в структуре себестоимости строительства от 50 до 58%.
В этой связи для достижения динамичного и устойчивого развития производства строительных материалов целесообразно создание отдельной программы, которая должна учитывать потребности регионов в размещении соответствующих производств и создать необходимые предпосылки для привлечения частного бизнеса за счет предоставления механизмов государственной поддержки и государственного финансирования, формирования государственного заказа на выпускаемую продукцию для строительства социального жилья, а также ряд других факторов, необходимых для комплексной реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».
В качестве источников финансирования считаем возможным использовать следующие основные формы привлечения капитала.
Во-первых, это привлечение кредитных средств ведущих российских и зарубежных банков, лизинговых компаний (в части поставки оборудования), а также иностранных источников финансирования, в том числе кредитных линий банков развития других стран, таких, например, как Государственный банк развития Китая. Данная форма имеет ряд ограничений, связанных прежде всего с тем, что собственные активы инициаторов проекта должны соответствовать определенным критериям, в частности по величине (соотношение объема собственных и привлеченных средств). Учитывая необходимость массового строительства заводов промышленности строительных материалов, сформировать до 30% активов за счет собственных средств не представляется возможным.
Во-вторых, привлечение стратегического инвестора на недостающую долю активов для дальнейшей возможности получения кредита. Какой недостаток имеет этот путь? Основной принцип инвестиций — это постепенность. Начинай с малого, получилось — продолжай. Это позволяет минимизировать риски, но не позволяет в короткие сроки развернуть масштабное строительство.
В-третьих, наиболее часто применяемая в западных странах схема создания паевых инвестиционных фондов. Частота применения обусловлена прежде всего наличием многоуровневого и, как следствие, максимально надежного механизма контроля расходования средств.
Реализация проектов по данному пути проходит в два этапа. На первом этапе привлеченные денежные средства используются для формирования по каждому проекту и в целом по всем проектам минимального пакета исходно-разрешительной документации, включающего прошедший экспертизу проект и разрешение на строительство. Стоимость реализации данной стадии составляет не более 3—5% стоимости всего (всех) проектов. За счет проведения рыночной оценки сформированных пакетов и значительного увеличения их стоимости стоимость пая также увеличивается. А комплект разрешительной документации под строительство, например, цементного завода является весьма ликвидным активом. На втором этапе привлеченные денежные средства используются для реализации оставшейся части проекта. Учитывая рыночную ситуацию и описанный выше факт роста стоимости только разрешительной документации, привлечение оставшейся части средств при надлежащей его организации является достаточно несложным делом.
Есть еще один путь, который в сложившейся ситуации и при наличии желания органов государственной власти переломить ее в лучшую сторону является наиболее оптимальным, — это прямое участие государства как минимум на первой стадии реализации программы по строительству заводов строительных материалов. При этом формы участия государства могут быть разными, в том числе это и создание государственной корпорации.
Почему этот путь наиболее оптимален? Прежде всего потому, что сокращаются до минимума сроки оформления исходно разрешительной документации.
Кроме того, возможно использовать механизм налоговых льгот для участников данной программы, что позволит сократить срок окупаемости проектов на 40% и является чрезвычайно привлекательным фактором для инвестиций. Этот путь является также и самым действенным с точки зрения воздействия на цены. Все участники рынка понимают, что с государством спорить практически невозможно, и дело здесь не в административном давлении, а в масштабах.
Для успешной реализации проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» необходимо искать пути для снижения себестоимости строительства, а это напрямую связано с вложением денег в научные разработки, в которых остро нуждается строительная отрасль. В настоящее время появляется много новых научных разработок, связанных прежде всего с энергоэффективными и энергосберегающими технологиями домостроения и производства строительных материалов. Однако не всегда эти разработки востребованы рынком, поскольку частные инвесторы опасаются новаций, предпочитая вкладывать средства в традиционные технологии. В этой связи прямое участие государства в инвестирование передовых технологий будет способствовать прогрессу в жилищно-строительной сфере.
|
Сочи-2008. Зеленый свет — инвестициям |
18—21 сентября в Сочи пройдет Седьмой международный инвестиционный форум «Инвестиции — путь развития экономики России». Организаторами мероприятия выступили МЭРТ РФ, Министерство иностранных дел РФ, Минрегионразвития РФ, аппарат полномочного представителя Президента... |
подробнее
|
|
Александр Шохин: «Мы — за устойчивые партнерские отношения с властью» |
Президент РСПП Александр Шохин дал интервью «ПР» в преддверии открытия Седьмого международного инвестиционного форума «Инвестиции — путь развития экономики России», на котором, в частности, запланировано обсудить не только заявленную в... |
подробнее
|
|
Александр Ткачев: «Вы еще не знаете о Кубани?..» |
Кубанская земля уже давно известна как регион, где созданы по-настоящему комфортные условия для успешного осуществления инвестиционных проектов, включая прогрессивную законодательную базу, эффективно действующую систему сопровождения по принципу «одного окна». Решение о... |
подробнее
|
|
Эльвира Набиуллина: «Наши цели амбициозны» |
Проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации обсуждался на пленарном заседании Общественной палаты 4 июля 2008 г. С основным докладом на заседании выступила Эльвира НАБИУЛЛИНА, Министр экономического развития Российской Федерации. Представляя... |
подробнее
|
|
Виктор Вексельберг: «Нужно выдвигать системные и понятные вопросы» |
17 июля 2008 г. в Екатеринбурге состоялось очередное заседание Координационного совета Российского союза промышленников и предпринимателей в Уральском федеральном округе. |
подробнее
|
|
Инвестиции — на повышение качества жизни |
Московская область по рейтингу национального агентства «Эксперт РА» входит в список ведущих регионов в группе «Высокий потенциал — умеренный риск». Подмосковье является одним из наиболее привлекательных регионов для инвесторов. Основное... |
подробнее
|
|
Интеграционные проекты ученых Сибири |
Проведение фундаментальных и прикладных исследований в интересах общества, интеграция академической и отраслевой науки, содействие развитию наукоемких производств относятся к числу основных приоритетов Российской академии наук. На ближайшие пять лет важнейшая... |
подробнее
|
|
Бюджетные деньги вернутся в казну сторицей |
Уровень экономики Ростовской области сегодня позволяет причислять ее к наиболее динамично развивающимся субъектам Российской Федерации. По объемам валового регионального продукта область входит в число первых 20 регионов страны. Начиная с... |
подробнее
|
|
Инвестиционные горизонты Северной столицы |
По данным ведущих мировых рейтинговых агентств, Санкт-Петербург сегодня является одним из наиболее привлекательных для инвестиций российских городов. Местные власти укрепляют имидж Северной столицы, создавая максимально благоприятные условия для инвестиций, представляя... |
подробнее
|
|
Частный капитал пошел в АПК |
С улучшением макроэкономической ситуации в России аграрный сектор становится все более привлекательным для отечественных и иностранных инвесторов. Реализация приоритетного нацпроекта «Развитие АПК», меры по исполнению федеральных и региональных целевых сельхозпрограмм... |
подробнее
|
|
ЛУКОЙЛ. Энергия Юга России |
Наряду с добычей и переработкой нефти и газа, производством нефтепродуктов и продуктов нефтехимии, своим предназначением ЛУКОЙЛ считает содействие регионам их дальнейшему экономическому росту, социальной стабильности, процветанию и прогрессу, обеспечение сохранения... |
подробнее
|
|
ММК осуществляет рекордные инвестиции |
Основная стратегическая цель ОАО «ММК» — сохранение долгосрочной конкурентоспособности на мировом рынке металлопроката. Для достижения стратегических целей Магнитогорский металлургический комбинат реализует беспрецедентную по масштабам инвестиционную программу, которая охватывает десятилетний период... |
подробнее
|
|
ПИК-Автотранс. Новый игрок на рынке автоперевозок |
Основное направление деятельности ООО «ПИК-Автотранс» — оказание автотранспортных услуг для строительных предприятий Группы компаний ПИК, включая круглосуточную перевозку специальным автотранспортом железобетонных изделий, крупногабаритных и тяжеловесных грузов для строительства муниципального и... |
подробнее
|
|
|
|
|
НАШИ ПАРТНЕРЫ |
|
|