|
Главная / Текущий номер журнала / VII Международный экономический форум «Сочи-2008» / Омский бизнес в диалоге с властью /
Омский бизнес в диалоге с властью
Со стороны федерального центра существует два подхода относительно перспектив сибирских территорий. Первый предполагает экстенсивно-потребительскую модель использования их сырьевых богатств, второй основан на том, что Сибирь — традиционный технологический и научный фундамент ОПК, потенциально трансформируемого в производство любой направленности. Пока эти две стратегии борются друг с другом, субъекты СФО самостоятельно формируют модели своего жизнеобеспечения.
О том, как видят решение социально-экономических задач своего региона власть и бизнес Прииртышья, рассказывает председатель Регионального объединения работодателей Омской области, депутат Законодательного собрания области Александр ТРЕТЬЯКОВ.
Не проситель, а партнер
Если абстрагироваться от оценок, более присущих политикам, то нам приходится работать в реальных условиях, причем работать максимально эффективно, не уповая излишне на помощь извне. Именно так и поступает региональное руководство Омской области, сумевшее создать такие условия для развития территориальной экономики, которые позволяют эффективно продвигать практически все отрасли неизбалованного сырьевыми излишками Прииртышья.
Разумеется, изначально были предприняты все меры по созданию благоприятного делового и инвестиционного климата. Омскому бизнесу, прежде всего производственному, были законодательно определены преференции, стимулирующие его активность. Это и компенсация налога на вновь создаваемое имущество в рамках инвестиционных проектов, что позволяет инвестору дополнительно вкладывать средства в развитие собственного производства, и компенсация части процентной ставки по кредитам (что, кстати, предусмотрено только для инновационных проектов).
Для нас очень важно, что при разработке путей развития и методов его интенсификации учитывается мнение бизнес-сообщества. Это стало возможным благодаря тому, что старую схему взаимодействия с властью, когда бизнес неизменно выступал просителем («выпрашивая» льготы, уменьшение уровня администрирования и т. д.), мы оставили в 90-х гг.
Сегодня бизнес вырос до той степени, что в диалоге с властью может говорить не только о формировании оптимальных условий для экономического развития, но и выступать полноценным партнером в решении тех социальных задач, от которых напрямую зависят успешность, динамика и конкурентоспособность региональной экономики. Ключевыми направлениями этой работы стали формирование и развитие цивилизованных форм трудовых отношений, координация выверенной и сбалансированной политики в вопросах заработной платы, занятости, формирования рынка труда.
Требуются кадры
К примеру, общеизвестную проблему острой нехватки квалифицированных кадров мы неоднократно обсуждали с коллегами на региональном и федеральном уровнях. Более того, она все чаще фигурирует как основная, опережая по актуальности тему избыточного контрольно-надзорного давления. Ведь сложившийся дефицит кадров ощутимо сдерживает развитие целых отраслей.
К такой ситуации нас во многом привело отсутствие со стороны негосударственного сектора экономики спланированного и целевого заказа на подготовку специалистов. Сколько нам требуется профессионалов, какого именно профиля и уровня? До недавних пор эти вопросы оставались или декларативными (с абстрактными ответами «много» и «хороших»), или риторическими.
Сейчас, во взаимодействии с профильными структурами правительства области, наше Объединение работает над формированием полномасштабного регионального «трудового» заказа. В течение этого года мы внедрим практику проведения постоянного мониторинга среди руководителей предприятий региона, с определением кадровых потребностей каждого предприятия, отрасли, региона в целом на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу. Результаты мониторинга станут фундаментом регионального заказа, сориентируют по данной тематике не только организации бюджетной сферы, но и всех работодателей региона.
В IV квартале года проведем также конференцию по частно-государственному партнерству в сфере образования. Ведь чтобы решить задачу комплексно и на годы вперед, надо выработать четко функционирующую и устраивающую все стороны систему.
Начинать следует с профориентации в школе, которой пока уделяется недостаточно внимания, затем использовать практику заключения трехсторонних контрактов между предприятием, учреждением образования и будущим работником, и, конечно, воссоздавать учебно-производственную цепочку «школа—профучилище—колледж—вуз—предприятие».
Идеология труда и зарплаты
Однако просто «вырастить» кадры недостаточно. Их надо удержать. И чем выше уровень квалификации работников, тем удержать труднее. Конечно, один из самых эффективных способов — обеспечение достойного уровня зарплаты, и это зафиксировано в нашем Трехстороннем соглашении (согласно которому, около 1200 предприятий Объединения поэтапно ее повышают: в 2007 г. по промсектору рост составил 131,8% к уровню 2006 г.). Казалось бы, все просто. Как в приписанной Александру II фразе: «Кормить надо лучше, вот и не улетят».
Но… Ни в одной экономике мира зарплата не появляется из ничего. Упрощенно, ее рост напрямую зависит от роста производительности труда. Из «ничего» (то есть из пустой денежной массы) появляется инфляция. И инфляционные признаки «перегрева экономики» отмечают сегодня практически все эксперты.
С другой стороны, зарплата — это и уровень жизни, и покупательский спрос, который расширяет рынки сбыта, тем самым стимулируя производство. Поэтому сложная взаимосвязь всех этих составляющих предполагает крайнюю аккуратность в выработке политики по столь социально резонансной теме, как заработная плата.
Уместно вспомнить здесь и наш совместный с властью опыт предоставления преференций для инновационных проектов (сопряженных, как известно, с рисками и требующих существенных затрат). Для их бизнес-привлекательности и были законодательно закреплены в регионе механизмы, стимулирующие внедрение в производство новых технологий и разработок. Все это повышает и производительность труда, и уровень зарплаты.
Не менее значимой задачей власти и бизнеса может стать реализация совместных проектов по строительству экономичного социального жилья. В первую очередь для молодых специалистов. Традиционная жилищная «проблема проблем» могла бы решаться общими усилиями при содействии как в упрощении разрешительных процедур, так и в обеспечении новостроек инженерными сетями.
Безусловно, те социальные задачи, которые перед нами ставят власть и общество, крайне важны для бизнеса, прежде всего с точки зрения сугубо экономической. А именно — возможности подготовить, привлечь и сохранить кадры. Кстати, мировые исследования показывают, что если вкладывать средства «в человека», рост производительности труда достигает 27%, если в технику — то 15%. Люди влияют на производство больше, чем технологии. А потому нам просто необходимо выстраивать совместно с властью своеобразную «идеологию труда».
Монополия должна быть прозрачна
Опыт, полученный в своем регионе, мы стараемся перенести на уровень общефедеральный. Например, вместе с коллегами из РСПП предлагаем федеральной власти варианты разрешения одной из главных наших проблем, а именно проблемы взаимодействия, или скорее взаимопонимания, между монополиями и всем остальным бизнесом. Разница подходов в этом блоке противоречий выступает фактором не только сдерживающим, но и значительно снижающим конкурентоспособность всей экономики.
Наше объединение придерживается ясной позиции по данному вопросу. Публичность и прозрачность принятия решений о повышении тарифов, как и об их увеличении при реализации инвестиционных программ, должны быть обеспечены экономическим обоснованием (с приложением расчетной части), с которым потребители имеют право ознакомиться. Прозрачности можно достичь в том числе через создание механизма нашего присутствия как наблюдателей в ФЭК и РЭК, поскольку в них должна быть представлена и сторона потребителей.
Договоры на оказание услуг, ради исключения споров и неоднозначного толкования положений, должны быть унифицированными и иметь заключение проведенного согласования с органами контроля (ФАС) и государственной власти (Правительства РФ либо органов власти субъекта Федерации). Плата за подключение к ресурсам монополистов должна быть компенсирована потребителю в форме приобретенных (полученных) на эту сумму акций монополии (дополнительная эмиссия, либо собственные акции, выкупленные у акционеров и подлежащие продаже в соответствии с ФЗ от 26.12.1995 №208 «Об акционерных обществах»).
И наконец, нужны оптимизация и сокращение гигантских непрофильных внутренних расходов в компаниях-монополистах с государственным участием: от приведения в осмысленные рамки зарплатной политики их топ-менеджмента до разумного уровня внутрикорпоративной инфраструктуры с ее объектами недвижимости, не связанными с производственной деятельностью. Отрадно, что по этому пути пошел Газпром. Остается надеяться, что за ним последуют остальные, пока более привыкшие покрывать любые свои расходы за счет потребителей, которые и так «никуда не денутся».
Сегодня мы достаточно продуктивно взаимодействуем и с федеральной, и с региональной властью. Ведь в своевременном определении проблем, разработке мер по их преодолению и эффективном планировании заинтересованы и власть, и бизнес, и общество. Только объединенные, скоординированные и экономически целесообразные каждодневные усилия позволят всем нам реже интересоваться стоимостью барреля нефти на Нью-Йоркской и Лондонской товарно-сырьевых биржах, а значит, почувствовать уверенность в поступательном развитии диверсифицированной российской экономики.
Алла ЧЕБОТАРЕВА
|
Сочи-2008. Зеленый свет — инвестициям |
18—21 сентября в Сочи пройдет Седьмой международный инвестиционный форум «Инвестиции — путь развития экономики России». Организаторами мероприятия выступили МЭРТ РФ, Министерство иностранных дел РФ, Минрегионразвития РФ, аппарат полномочного представителя Президента... |
подробнее
|
|
Александр Шохин: «Мы — за устойчивые партнерские отношения с властью» |
Президент РСПП Александр Шохин дал интервью «ПР» в преддверии открытия Седьмого международного инвестиционного форума «Инвестиции — путь развития экономики России», на котором, в частности, запланировано обсудить не только заявленную в... |
подробнее
|
|
Александр Ткачев: «Вы еще не знаете о Кубани?..» |
Кубанская земля уже давно известна как регион, где созданы по-настоящему комфортные условия для успешного осуществления инвестиционных проектов, включая прогрессивную законодательную базу, эффективно действующую систему сопровождения по принципу «одного окна». Решение о... |
подробнее
|
|
Эльвира Набиуллина: «Наши цели амбициозны» |
Проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации обсуждался на пленарном заседании Общественной палаты 4 июля 2008 г. С основным докладом на заседании выступила Эльвира НАБИУЛЛИНА, Министр экономического развития Российской Федерации. Представляя... |
подробнее
|
|
Виктор Вексельберг: «Нужно выдвигать системные и понятные вопросы» |
17 июля 2008 г. в Екатеринбурге состоялось очередное заседание Координационного совета Российского союза промышленников и предпринимателей в Уральском федеральном округе. |
подробнее
|
|
Инвестиции — на повышение качества жизни |
Московская область по рейтингу национального агентства «Эксперт РА» входит в список ведущих регионов в группе «Высокий потенциал — умеренный риск». Подмосковье является одним из наиболее привлекательных регионов для инвесторов. Основное... |
подробнее
|
|
Интеграционные проекты ученых Сибири |
Проведение фундаментальных и прикладных исследований в интересах общества, интеграция академической и отраслевой науки, содействие развитию наукоемких производств относятся к числу основных приоритетов Российской академии наук. На ближайшие пять лет важнейшая... |
подробнее
|
|
Бюджетные деньги вернутся в казну сторицей |
Уровень экономики Ростовской области сегодня позволяет причислять ее к наиболее динамично развивающимся субъектам Российской Федерации. По объемам валового регионального продукта область входит в число первых 20 регионов страны. Начиная с... |
подробнее
|
|
Инвестиционные горизонты Северной столицы |
По данным ведущих мировых рейтинговых агентств, Санкт-Петербург сегодня является одним из наиболее привлекательных для инвестиций российских городов. Местные власти укрепляют имидж Северной столицы, создавая максимально благоприятные условия для инвестиций, представляя... |
подробнее
|
|
Частный капитал пошел в АПК |
С улучшением макроэкономической ситуации в России аграрный сектор становится все более привлекательным для отечественных и иностранных инвесторов. Реализация приоритетного нацпроекта «Развитие АПК», меры по исполнению федеральных и региональных целевых сельхозпрограмм... |
подробнее
|
|
ЛУКОЙЛ. Энергия Юга России |
Наряду с добычей и переработкой нефти и газа, производством нефтепродуктов и продуктов нефтехимии, своим предназначением ЛУКОЙЛ считает содействие регионам их дальнейшему экономическому росту, социальной стабильности, процветанию и прогрессу, обеспечение сохранения... |
подробнее
|
|
ММК осуществляет рекордные инвестиции |
Основная стратегическая цель ОАО «ММК» — сохранение долгосрочной конкурентоспособности на мировом рынке металлопроката. Для достижения стратегических целей Магнитогорский металлургический комбинат реализует беспрецедентную по масштабам инвестиционную программу, которая охватывает десятилетний период... |
подробнее
|
|
ПИК-Автотранс. Новый игрок на рынке автоперевозок |
Основное направление деятельности ООО «ПИК-Автотранс» — оказание автотранспортных услуг для строительных предприятий Группы компаний ПИК, включая круглосуточную перевозку специальным автотранспортом железобетонных изделий, крупногабаритных и тяжеловесных грузов для строительства муниципального и... |
подробнее
|
|
|
|
|
НАШИ ПАРТНЕРЫ |
|
|