Главная / Текущий номер журнала / VII Международный экономический форум «Сочи-2008» / Бюджетные деньги вернутся в казну сторицей /
Бюджетные деньги вернутся в казну сторицей
Уровень экономики Ростовской области сегодня позволяет причислять ее к наиболее динамично развивающимся субъектам Российской Федерации. По объемам валового регионального продукта область входит в число первых 20 регионов страны. Начиная с 2001 г., помимо ВРП, постоянно растет промышленное производство, причем темпами более высокими, чем в среднем по России. Область стабильно занимает 2-е место среди регионов ЮФО по объемам производства продукции сельского хозяйства. Из года в год увеличивается объем инвестиций в основной капитал.
Подробнее об этом рассказывает глава Администрации Ростовской области Владимир ЧУБ.
Ключевые направления развития
Своеобразие Ростовской области придают ее ключевое местоположение (на магистралях от севера к югу России), статус (центр Южного федерального округа) и бренды, связанные с рекой Дон.
К базовым точкам роста можно причислить и работу в конце 90-х по поиску эффективных собственников для крупнейших бюджетообразующих предприятий Дона, и создание комфортных условий для привлечения инвестиций, а также стимулирование развития малого бизнеса, преодоление синдрома «шахтерских территорий», создание буквально с нуля новых производств и даже отраслей экономики. В качестве примера можно назвать автомобильную промышленность.
Крупнейшие предприятия области не просто сохранили свой потенциал: сегодня именно они составляют ядро донской промышленности, определяют социально-экономическое развитие региона, специализацию на рынке высокотехнологичной продукции. Речь прежде всего о предприятиях оборонно-промышленного комплекса, которые практически все входят либо готовятся к вхождению в состав крупнейших государственных корпораций: «Роствертол», «Алмаз», ТНТК им. Бериева. Ну и конечно, это известные предприятия области: «Ростсельмаш», «НЭВЗ», «Тагмет», «Алкоа металлург Рус».
В последние годы говорят уже не о закрытии, а о строительстве новых шахт. Начала добычу угля «Шерловская-Наклонная», строится «Быстрянская-1,2», в стадии завершения разработка проекта шахты на участке «Садкинский-Восточный». Есть намерения строить «Обуховскую-1» и «Кадамовскую» шахты.
На Дону проектируются и вводятся новые генерирующие мощности. Ростовская область является одним из основных поставщиков энергии для регионов Северного Кавказа, при этом значительная доля местных энергоресурсов направляется на собственное развитие.
Все эти позиции являются стержневыми, определяют лицо региона.
Уникальным в своем роде был опыт по принятию в 2004 г. и реализации областного закона «О приоритетном развитии шахтерских территорий».
В 2007 г. Ростовская область стала первым регионом России, принявшим закон «О зонах экономического развития». Главная его цель — комплексное решение задач программы социально-экономического развития региона, обеспечение роста уровня экономического развития муниципальных образований, создание условий для производства новых видов продукции, внедрение наиболее прогрессивных технологий и производств, развитие туризма и рекреационной деятельности.
Консолидированный бюджет области уже несколько лет является социально ориентированным. На решение социальных вопросов в 2007—2009 гг. в казне предусмотрено 42 млрд руб. Эти средства предназначены для ликвидации бедности (по итогам минувшего 2007 г. за чертой бедности в области находится 15,7% населения, за счет роста реальных денежных доходов населения эта цифра ежегодно уменьшается); для выплаты достойной заработной платы работникам бюджетной сферы и индексации пенсий. Социальную помощь сегодня получают 1,6 млн жителей Дона, из них поддержкой регионального уровня пользуется 1,2 млн человек. Только в нынешнем году ее объем вырос в 1,4 раза.
С прошлого года по уровню обеспеченности жильем на человека Ростовская область вышла на среднероссийский показатель — 21 кв. м. Уровень газификации жилищного фонда достиг в минувшем 2007 г. почти 75%.
Последовательно снижается норматив доли собственных затрат семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг. В области исходят из того, что люди не должны тратить на эти цели более 15% от зарплаты. Поначалу в регионе ввели дотации в таком объеме, чтобы эта цифра не превышала 22%, потом — 20%, сейчас — 18%. И в течение последующих двух лет планируется довести эту цифру до 15%.
Значительные ассигнования ежегодно направляются на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт региональных, межмуниципальных, внутригородских, межпоселковых дорог, проездов, тротуаров, дворовых территорий. Строятся спортивные залы и физкультурно-оздоровительные комплексы, учреждения здравоохранения, культуры и социального обслуживания населения. Только в прошлом году на эти и другие цели областная казна выделила более 15 млрд руб.
Экономический рост: стратегия и тактика
Откуда власть берет средства на поддержку социально незащищенных граждан, развитие социальной инфраструктуры? Ответ прост: постоянно повышается уровень доходной части областного бюджета. Более того, сегодня стоит задача постепенно сокращать объем федеральных дотаций и уже к 2009 г. перевести регион в разряд самообеспечивающих.
По мнению экспертов, Дон способен стать «регионом-локомотивом» всего юга страны и обеспечивать интеграцию России в глобальный рынок.
В ноябре прошлого года Законодательным собранием области была утверждена Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 г. В соответствии с ней уже в ближайшее время предстоит запустить эффективные механизмы, способствующие сохранению прежних темпов экономического развития и дальнейшему росту экономики.
В стратегии особо подчеркнуто, что Ростовская область имеет уникальную возможность сформировать на своей территории инновационно-технологическую и образовательную инфраструктуру мирового уровня за счет создания Южного федерального университета. Университет уже создан. На стадии проработки — проекты развития инфраструктуры.
На территории Донского края выделены четыре зоны опережающего развития: Ростовская агломерация, Волгодонская система расселения, территория Восточного Донбасса и Юго-Восточная аграрная зона.
Это — стратегия. А среди особо важных задач на ближайшую перспективу необходимо назвать сохранение и рост инвестиционной привлекательности области. На ее территории определены пять площадок, которые планируется обеспечить необходимой инфраструктурой: дорогами, системами водоснабжения и водоотведения, газовыми и электросетями. Область готова вкладывать в эту сферу бюджетные деньги, чтобы потом они сторицей вернулись в казну, когда на этих инвестиционных площадках заработают новые предприятия.
Еще одно направление — развитие сельского хозяйства, и в частности животноводства. Сейчас на Дону реализуется несколько крупных проектов строительства птицеводческих и свиноводческих комплексов. Но нужны проекты и по выращиванию крупного рогатого скота, планируется развивать овцеводство.
И наконец, создание крупных торговых центров. Сегодня они активно развиваются в донской столице. Но чем хуже в этом смысле Таганрог, Шахты, Волгодонск, Новочеркасск? Областные власти намерены продолжить ранее выбранную тактику привлечения известных мировых брендов, таких как METRO, IKEA, Auchan, но уже и за пределы донской столицы.
В ближайшие два-три года будет развиваться туризм. Колоритная казачья история, знаменитые земляки — Калинин, Закруткин, Чехов, Шолохов — это наше достояние. Одновременно с созданием игорной зоны (на границе Ростовской области и Краснодарского края) решено разрабатывать зону рекреации. Туристов просто не могут не заинтересовать Азов и Таганрог с их многовековой историей, Ростов, Старочеркасск, Новочеркасск, побережье Азовского моря, где планируется организовать детский курорт.
На реализацию более чем 100 мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры туристской отрасли, формирование и продвижение донского турпродукта в областной казне предусмотрено почти 200 млн руб.
Подсчитано, что при грамотном использовании имеющихся у области преимуществ объем въездного и внутреннего туризма можно увеличивать на 10,5% ежегодно.
Приоритеты социальной политики
В социальной политике приоритеты областной власти остаются прежними: сделать все возможное для повышения благосостояния жителей Дона, помочь малоимущим, окружить заботой стариков и детей.
На Дону проживают более 348 тыс. ветеранов труда. Однако существующий федеральный закон не затрагивал значительную часть населения области — пожилых людей, которые долго и добросовестно трудились на благо родного края, но высоких наград не добились. У них есть большой стаж работы, причем основная часть трудовой деятельности прошла на территории Ростовской области.
Областной закон «о Ветеранах труда Ростовской области» вступил в силу с 1 октября 2007 г. Он предусматривает для ветеранов труда Ростовской области те же льготы, что и для ветеранов- «федералов»: бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте по всей области, компенсация расходов на оплату жилого помещения и др. За время работы закона новое почетное звание получили почти 42 тыс. человек.
К актуальным социальным новациям можно отнести работу по открытию в области сети многофункциональных центров. Единственный в России многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных социальных услуг был открыт в г. Новочеркасске в январе 2008 г.
Ежедневно центр обслуживает более 200 человек. Он действует по принципу «одного окна» и оказывает 46 различных видов услуг. Первые месяцы работы центра показали, что подобные социальные учреждения востребованы. Опыт МФЦ еще будет изучаться, но уже сегодня планируется открыть подобные центры в Шахтах, Таганроге, Ростове, Гуково.
Одно из главных направлений развития социальной сферы — охрана здоровья населения области. В течение последних лет общие объемы финансовых средств, направляемых на развитие здравоохранения, увеличились в полтора раза и составили 15,2 млрд руб. в 2007 г. В текущем году размер общего финансирования отрасли составит 18 млрд руб. Активно продолжается реализация приоритетного национального проекта «Здоровье», на что из федерального бюджета было выделено 1,9 млрд руб.
В области не просто проводится определенная работа, а реализуются целевые программные мероприятия по борьбе с распространением заболеваний, имеющих социально-значимый и массовый характер, например, туберкулезом. Проводятся вакцинации, принимаются меры по предупреждению развития заболеваний, вызываемых ВИЧ-инфекцией, профилактике и лечению сахарного диабета и др. Финансирование всего комплекса целевых мероприятий из средств областного бюджета за текущий год составило 181,2 млн руб.
Населению области предоставляется высокотехнологичная (дорогостоящая) медицинская помощь. В прошлом году впервые областные медицинские центры оказывали такую помощь жителям области и других субъектов ЮФО по федеральным квотам. В 2007 г. на оказание высокотехнологичной медицинской помощи из областного бюджета профинансировано 98,9 млн руб.
В области реализуются широкомасштабные меры по укреплению ресурсного обеспечения медицинских учреждений области: приобретение оборудования, автотранспорта. В ближайшее время в области будет осуществлено строительство областного перинатального центра. Его ежегодное финансирование из средств федерального бюджета составит 375 млн руб. Столько же будет выделено из областного бюджета на условиях софинансирования.
Одним из основных направлений деятельности администрации области можно считать борьбу с социальным сиротством и развитие семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В области 9972 ребенка находятся под опекой (попечительством) граждан, в том числе 7889 детей являются получателями ежемесячной денежной выплаты. Денежные средства выплачиваются на приобретение продуктов питания, одежды, обуви и мягкого инвентаря.
Постоянно растет сеть приемных семей. Первые приемные семьи появились в области в 1989 г. В настоящее время в области функционируют 109 приемных семей, в которых воспитываются 384 ребенка.
Развитие сети приемных семей стало возможно благодаря принятию ряда областных законодательных актов, устанавливающих меры социальной поддержки приемных семей.
С 2000 г. в области реализуется целевая программа, направленная на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За это время за счет средств областного бюджета 724 гражданина указанной категории и члены их семей смогли приобрести квартиры и дома. В 2008 г. на эти цели в областной казне предусмотрено более 308 млн рублей.
В прошлом году принята областная целевая программа улучшения демографической ситуации в Ростовской области на 2008—2010 гг. В ней предусмотрены меры, направленные на сохранение и развитие сети детских дошкольных образовательных учреждений. В 2007 г. возвращено в сеть 18 ранее перепрофилированных детских садов, капитально отремонтированы 128 дошкольных учреждений, построено три новых детсада на 370 мест.
Развитие системы образования
Реализация мер по развитию системы дошкольного образования позволит к 2010 г. увеличить охват детей дошкольным образованием до 65% и обеспечить разнообразие действующей сети.
Одна из главных целей — создать условия для получения качественного образования независимо от места жительства ребенка. Существенному прорыву в повышении доступности качественного образования для школьников способствовала областная программа обеспечения общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, школьными автобусами.
В 2007 г. в области полностью решена проблема подвоза школьников. Общее число приобретенных за счет средств бюджетов всех уровней автобусов составляет 1023 единицы на сумму более 500,0 млн руб., что является одной из самых крупных цифр в масштабах Российской Федерации. Утверждено государственной инспекцией безопасности дорожного движения 1006 школьных маршрутов общей протяженностью 21,6 тыс. км и общее количество подвозимых школьников — 36,2 тыс. человек. Школьный автобус стал неотъемлемой частью жизни сельской школы, позволяющей значительно расширить возможности развития каждого ребенка.
В 19 территориях области построены 20 малозатратных спортивных залов; в 39 территориальных образованиях смонтировано оборудование для 40 спортивных площадок при школах.
Конечно же, остаются проблемными вопросы заработной платы работников бюджетной сферы, особенно в образовании и культуре. Но те позитивные перемены, которые произошли в последнее время в социально-экономическом развитии донского региона, дают твердую уверенность в дальнейшем продвижении вперед и решении всех наболевших проблем.
Проблемы, которые предстоит решить
Донской регион имеет определенные внутренние ограничения развития. К ним относятся технологическая отсталость; низкий уровень инновационной активности; трансформация рынка труда, а именно дефицит на рынке труда, квалификационный дисбаланс и несоответствие системы профобразования запросам рынка труда. Сохраняют свою актуальность проблемы, связанные с инфраструктурными ограничениями и ростом экологических рисков (загрязнение воздуха, воды, почв).
Начиная с прошлого года, в области формируется региональный заказ на подготовку квалифицированных рабочих кадров в системе начального профессионального образования. За счет областной казны готовятся работники по наиболее востребованным рынком труда специальностям. Это позволит регулировать баланс спроса и предложения рабочей силы, исходя из потребности экономики в этих кадрах.
Понимают проблему и собственники, руководители самих предприятий. В Таганроге свои площадки для обучения предоставляют заводы «Тагмет», «Прибой», «Красный Котельщик». Подобные центры начали действовать в Ростове, Новочеркасске, Шахтах.
Значительное внимание уделяется решению экологических проблем. Достаточно сказать, что в администрации области в этом году введена должность заместителя губернатора, который непосредственно курирует эти вопросы.
Все это позволит сделать так, «чтобы лес и звери не спорили в разных ведомствах», чтобы все проблемы защиты природы сходились в одном месте. Чтобы появлялись и развивались природные парки, расчищались нерестилища, росло число зеленых насаждений в городах и поселках. Чтобы воздух и вода становились чище, а людям на тихом Дону легче жилось.
|