|
Главная / Текущий номер журнала / VII Международный экономический форум «Сочи-2008» / Энергетическое «сердце» России /
Энергетическое «сердце» России
Что бы ни говорили оппоненты власти и просто скептики, но, кажется, и они вынуждены согласиться: Россия переживает сегодня особый период. Страна динамично возвращается на позиции крупного мирового игрока, стремясь вырваться из категории среднеразвитых стран, в которой мы прозябали в предыдущем столетии. Впервые за многие годы в стране реализуются крупные производственные и инфраструктурные проекты общенационального и мирового значения. Одним из таких проектов, безусловно, является программа комплексного промышленного освоения нефтегазовых месторождений полуострова Ямал. Многие аналитики уже сравнивают ее с глобальными свершениями советской эпохи, такими как БАМ, Магнитка, ДнепроГЭС. Профессионалы называют ее национальным проектом энергетической безопасности страны.
В пятерку ведущих держав мира
В современных условиях энергоресурсы стали одним из главных инструментов мировой политики и экономики. Нехватка углеводородов для развития новых экономик Китая и Индии спровоцировала беспрецедентный рост цен на нефть. Тема энергетической безопасности не сходит с полос европейских изданий. Россия всегда выполняет свои контрактные обязательства по поставкам нефти и газа. Но в условиях ускоренного развития мировой экономики все больше ресурсов требуется и для наших собственных нужд.
Амбициозные планы России по вхождению в пятерку ведущих индустриальных держав мира требуют соответствующего ресурсного обеспечения. Внедрение инноваций, рост отечественного обрабатывающего сектора, социальные программы должны стабильно финансироваться, причем надежда на традиционные еще с советских времен запасы углеводородов уже не выглядит обоснованной.
На совещании по вопросам развития нефтегазового комплекса в Северодвинске глава Правительства РФ В. Путин прямо заявил о том, что «российская нефтянка, так же как и газовая отрасль, подошли к серьезному рубежу. Возможности роста за счет прежней сырьевой базы и устаревших технологий фактически исчерпаны. «Будущее — за серьезным технологическим перевооружением и формированием, наряду с существующими, новых стратегических центров нефте- и газодобычи. Имею ввиду Ямал, Восточную Сибирь, Тимано-Печорскую провинцию. И конечно, будущее — за освоением богатейших запасов континентального шельфа», — подчеркнул премьер-министр Российской Федерации.
Ямалу нет альтернативы
Газпром и его подрядные организации, другие российские и международные корпорации нефтегазового сектора прилагают огромные усилия по расширению ресурсной базы в России. Вкладываются средства в проекты на Сахалине, на шельфе северных морей. Но альтернативы Ямалу, как неоднократно заявляли лидеры нашей страны, на сегодняшний день нет.
Этот полуостров, своим названием заявляющий о собственной незначительности, по запасам углеводородного сырья в 3 раза превосходит все остальные районы Сибири. В ямальской «кладовой» находится 91% запасов российского газа. Именно Ямал в ближайшие 50 лет будет главной сырьевой базой страны для добычи газа, нефти и конденсата.
В январе 2002 г. правление ОАО «Газпром» определило полуостров регионом стратегических интересов компании. Выход на Ямал имеет принципиальное значение для обеспечения роста добычи газа. Промышленное освоение месторождений Ямала позволит довести добычу газа на полуострове до 250—300 млрд куб. м в год. На Ямале открыто 11 газовых и 15 нефтегазоконденсатных месторождений, разведанные запасы газа которых составляют 10,4 трлн куб м, конденсата — 228,3 млн тонн, нефти — 291,8 млн тонн. Суммарные запасы крупнейших месторождений Ямала — Бованенковского и Харасавэйского, а также Новопортовского месторождения, лицензии на разработку которых принадлежат ООО «Газпром добыча Надым» (100%-ное дочернее общество ОАО «Газпром»), составляют 5,9 трлн куб. м газа, 100,2 млн тонн конденсата и 227 млн тонн нефти. Первоочередным объектом освоения на Ямале являются сеноман-аптские залежи Бованенковского месторождения.
В третьем квартале 2011 г. профильным подразделениям ОАО «Газпром» поручено обеспечить ввод в эксплуатацию первых пусковых комплексов по обустройству Бованенковских залежей производительностью не менее 15 млрд куб. м газа в год и системы магистральных газопроводов Бованенково — Ухта. Проектный объем добычи газа на Бованенковском месторождении определен в 115 млрд куб. м в год. В перспективе объем добычи газа увеличится до 140 млрд куб. м в год. Для вывода добытого газа в единую систему газопровода необходимо построить газотранспортную систему общей протяженностью 2451 км, включая новый газотранспортный коридор Бованенково — Ухта протяженностью около 1100 км. Уже очевидно: одно только Бованенково может обеспечить половину того объема, который сейчас Газпром экспортирует в Европу.
Задачи, которые предстоит решить на Ямале, поистине грандиозны. По амбициозности они, пожалуй, вполне сопоставимы с планами освоения космического пространства. Правда, полет человека на Марс и Луну мы планируем на долгосрочную перспективу. А вот богатства Ямала страна должна взять, что называется, уже сегодня, чтобы с новой силой забилось энергетическое «сердце» России, чтобы наша нефтянка и газовая отрасль сделали качественный шаг вперед — к новым технологиям, к новым рубежам конкурентоспособности. Наверное, нет ни одного совещания по проблемам ТЭК, где бы не поднималась эта тема, где не звучало бы слово «Ямал».
Сооружение в арктических широтах
В этом регионе сегодня сконцентрированы серьезные инвестиционные, технологические и кадровые ресурсы. Известно, что освоение нефтегазоконденсатных месторождений полуострова на 20% увеличивает число трудовой занятости в регионе, дает округу порядка 50 тыс. новых рабочих мест. Привлекать в регион квалифицированные кадры помогают твердые социальные гарантии, которые дают молодым специалистам подрядные организации Газпрома. Во многих газпромовских структурах социальный пакет для молодых специалистов уже сегодня значительно шире, чем у многих других предприятий.
Не секрет, что газ на Ямале придется добывать в сложнейших природно-климатических и геологических условиях. Бованенковские залежи находятся в одном из самых труднодоступных районов полуострова. Однако уникальность территории является мощным импульсом для разработки новых технологий в бурении, добыче, геологоразведке, дает дополнительный толчок развитию академической науки. В научных и проектных институтах страны разрабатываются уникальные технологии. Яркой иллюстрацией этой работы является сооружение уникального мостового перехода через пойму реки Юрибей, которая оказалась основным препятствием на пути к Бованенковским газовым залежам. По заказу Газпрома строительство моста ведет ОАО «Мостострой-13». Это будет самый длинный в мире мост за Полярным кругом протяженностью 4 км. Он является составной частью железнодорожной ветки Обская — Бованенково — основной транспортной магистрали к Бованенковскому газоконденсатному месторождению. Подобных сооружений в арктических широтах еще не было. Специально для этой стройки была разработана и впервые применена в условиях Заполярья технология строительства опор способом погружения металлических свай-оболочек в вечномерзлые грунты. Строительство моста планируется осуществить в рекордно короткие сроки — за 17 месяцев. Подобных примеров в практике мостостроения еще не было. Обычно даже при круглогодичном режиме работ аналогичные сооружения возводятся в течение 36 месяцев. Из-за особенностей ямальского климата строительные работы на Юрибее ведутся фактически лишь в зимний период. Опережение обусловлено конкретными сроками и четкостью задач, которые ставит перед железнодорожными строителями заказчик — ОАО «Газпром». Их выполнению способствует использование в строительстве железной дороги уникальных производственных технологий, техники и оборудования, изготовленных по спецзаказу для ведения работ в условиях Крайнего Севера.
Транспортное освоение Ямала
На совещаниях разного уровня не раз подчеркивалось, что сооружение транспортной системы является первоочередной задачей при освоении Бованенково. Она позволит принципиально изменить схему доставки материальных ресурсов, необходимых для освоения месторождения, реализовать главную задачу — ввести Бованенково в эксплуатацию строго в намеченные сроки. С окончательным вводом в эксплуатацию железной дороги Обская — Бованенково цена доставки грузов упадет в разы. Это значительно уменьшит объем инвестиций, необходимых для освоения ямальских нефтегазоконденсатных месторождений.
Сегодня можно с уверенностью сказать: взятые обязательства железнодорожные строители выполнят. По планам руководства Газпрома, в 2010 г. железная дорога должна быть полностью введена в строй для грузовых перевозок. По ней пойдут строительные материалы и техника на Бованенково. В 2011 г. предполагается открыть регулярное движение пассажирских и пригородных поездов до месторождения. С 1 июля 2008 г. генеральным заказчиком строительства железнодорожной линии Обская — Бованенково является Газпромтранс. Сам по себе статус генерального заказчика для компании, которая является одним из лидеров по перевозке железнодорожных грузов, не нов. Но сегодня перед предприятием стоит задача, по сути, не имеющая аналогов в мире, — построить за Полярным кругом в условиях вечной мерзлоты железнодорожную ветку протяженностью порядка 600 км.
На уровне государства транспортному освоению Ямала уделяется сегодня едва ли не больше внимания, чем разработке новых газовых и нефтяных ресурсов. И это вполне понятно. Железная дорога не только ускорит ввод добывающих промыслов, но и позволит продолжить масштабные геологоразведочные работы в этом регионе.
Минимизация экологического ущерба при освоении месторождений — одна из главных задач газовых проектов, которые реализует на Ямале компания «Газпром». Методология, которая используется при освоении месторождений, позволяет в течение двух-трех лет фактически полностью восстановить экосистему региона. Железнодорожная ветка Обская — Бованенково уже стала своего рода элементом природного ландшафта.
Большой газ Ямала
Старожилы Ямала говорят, что разворачивающиеся сегодня на полуострове работы напомнили им о временах открытия «большого газа» 60—70-х гг. прошлого столетия. Однако если в советские годы полуостров осваивали, руководствуясь единственным принципом — «газ любой ценой», то сегодня государство в первую очередь старается думать о людях — тех, кто помогает стране добывать газ. В округе возводится комфортабельное жилье для газовиков и строителей, строятся новые детские сады, школы. Не секрет, что уровень средней зарплаты в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) один из самых высоких по стране. В апреле 2008 г. по инициативе объединения работодателей ЯНАО уровень минимальной заработной платы в округе был повышен до 7200 руб. Это самый высокий уровень среди субъектов РФ.
Помощь Газпрома коренному населению округа заключается в развитии исконного промысла, оленеводства, рыболовства и в строительстве перерабатывающих линий, заводов по приему продукции. Другими словами, подход Газпрома и его подрядных организаций к нуждам осваиваемой территории по-настоящему системный и многоплановый. Совсем неслучайно глава Ямальского района Андрей Нестерук ставит в пример своим производственникам компании, работающие на строительстве железнодорожной ветки Обская — Бованенково, — ОАО «Нефтересурсы» и ОАО «Ямалтрансстрой» — как образец по установлению конструктивных партнерских отношений с коренным населением Ямала. Ведь транспортными строителями проводится систематическая работа по развитию социальной инфраструктуры для коренного населения региона: только по разделу компенсационного строительства было построено более 100 различных объектов для коренных народов полуострова Ямал.
Большой газ Ямала нужен России. Это вопрос геополитических интересов страны, конкурентоспособности ее национальной экономики. И конечно, в этом — залог динамичного развития Ямало-Ненецкого автономного округа, многих других российских регионов, роста благосостояния россиян. И газ новых месторождений Ямала пойдет по трубе в назначенный срок — чуть больше, чем через 1200 дней. Сейчас этот обратный отсчет до начала большого газа стал для Ямала настоящим календарем. С этой датой сверяют свои планы крупнейшие компании, работающие на Ямале. Это — важнейший ориентир новой Энергетической стратегии России.
А для романтиков хочется добавить, что Ямал, несмотря на свою суровость, обладает невероятной притягательной силой — кто побывал там однажды, непременно мечтает вернуться в этот край, где общение с первозданной природой делает людей добрыми и мудрыми.
Игорь НАК, генеральный директор ОАО «Ямалтрансстрой», депутат Тюменской областной думы, руководитель Ямало‑Ненецкого регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей
|
Сочи-2008. Зеленый свет — инвестициям |
18—21 сентября в Сочи пройдет Седьмой международный инвестиционный форум «Инвестиции — путь развития экономики России». Организаторами мероприятия выступили МЭРТ РФ, Министерство иностранных дел РФ, Минрегионразвития РФ, аппарат полномочного представителя Президента... |
подробнее
|
|
Александр Шохин: «Мы — за устойчивые партнерские отношения с властью» |
Президент РСПП Александр Шохин дал интервью «ПР» в преддверии открытия Седьмого международного инвестиционного форума «Инвестиции — путь развития экономики России», на котором, в частности, запланировано обсудить не только заявленную в... |
подробнее
|
|
Александр Ткачев: «Вы еще не знаете о Кубани?..» |
Кубанская земля уже давно известна как регион, где созданы по-настоящему комфортные условия для успешного осуществления инвестиционных проектов, включая прогрессивную законодательную базу, эффективно действующую систему сопровождения по принципу «одного окна». Решение о... |
подробнее
|
|
Эльвира Набиуллина: «Наши цели амбициозны» |
Проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации обсуждался на пленарном заседании Общественной палаты 4 июля 2008 г. С основным докладом на заседании выступила Эльвира НАБИУЛЛИНА, Министр экономического развития Российской Федерации. Представляя... |
подробнее
|
|
Виктор Вексельберг: «Нужно выдвигать системные и понятные вопросы» |
17 июля 2008 г. в Екатеринбурге состоялось очередное заседание Координационного совета Российского союза промышленников и предпринимателей в Уральском федеральном округе. |
подробнее
|
|
Инвестиции — на повышение качества жизни |
Московская область по рейтингу национального агентства «Эксперт РА» входит в список ведущих регионов в группе «Высокий потенциал — умеренный риск». Подмосковье является одним из наиболее привлекательных регионов для инвесторов. Основное... |
подробнее
|
|
Интеграционные проекты ученых Сибири |
Проведение фундаментальных и прикладных исследований в интересах общества, интеграция академической и отраслевой науки, содействие развитию наукоемких производств относятся к числу основных приоритетов Российской академии наук. На ближайшие пять лет важнейшая... |
подробнее
|
|
Бюджетные деньги вернутся в казну сторицей |
Уровень экономики Ростовской области сегодня позволяет причислять ее к наиболее динамично развивающимся субъектам Российской Федерации. По объемам валового регионального продукта область входит в число первых 20 регионов страны. Начиная с... |
подробнее
|
|
Инвестиционные горизонты Северной столицы |
По данным ведущих мировых рейтинговых агентств, Санкт-Петербург сегодня является одним из наиболее привлекательных для инвестиций российских городов. Местные власти укрепляют имидж Северной столицы, создавая максимально благоприятные условия для инвестиций, представляя... |
подробнее
|
|
Частный капитал пошел в АПК |
С улучшением макроэкономической ситуации в России аграрный сектор становится все более привлекательным для отечественных и иностранных инвесторов. Реализация приоритетного нацпроекта «Развитие АПК», меры по исполнению федеральных и региональных целевых сельхозпрограмм... |
подробнее
|
|
ЛУКОЙЛ. Энергия Юга России |
Наряду с добычей и переработкой нефти и газа, производством нефтепродуктов и продуктов нефтехимии, своим предназначением ЛУКОЙЛ считает содействие регионам их дальнейшему экономическому росту, социальной стабильности, процветанию и прогрессу, обеспечение сохранения... |
подробнее
|
|
ММК осуществляет рекордные инвестиции |
Основная стратегическая цель ОАО «ММК» — сохранение долгосрочной конкурентоспособности на мировом рынке металлопроката. Для достижения стратегических целей Магнитогорский металлургический комбинат реализует беспрецедентную по масштабам инвестиционную программу, которая охватывает десятилетний период... |
подробнее
|
|
ПИК-Автотранс. Новый игрок на рынке автоперевозок |
Основное направление деятельности ООО «ПИК-Автотранс» — оказание автотранспортных услуг для строительных предприятий Группы компаний ПИК, включая круглосуточную перевозку специальным автотранспортом железобетонных изделий, крупногабаритных и тяжеловесных грузов для строительства муниципального и... |
подробнее
|
|
|
|
|
НАШИ ПАРТНЕРЫ |
|
|