|
Главная / Текущий номер журнала / VII Международный экономический форум «Сочи-2008» / Основной капитал. Нижегородский опыт обновления /
Основной капитал. Нижегородский опыт обновления
Инвестиций всегда не хватает, и для того чтобы они поступали в область, необходимо, чтобы регион по своим характеристикам отличался от других, гарантируя потенциальному инвестору исключительные преференции.
Одной из таких преференций, работающих на инвестиционную привлекательность Нижегородской области, является наличие сильной Ассоциации промышленников и предпринимателей (НАПП). Подобные структуры существуют по всей России. Но именно НАПП отличается развитым промышленным потенциалом, производственными фондами, технологиями, кадрами высочайшей квалификации.
Мотивация деловой активности
В деятельности Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей особое место занимает стимулирование инвестиционной и инновационной активности предприятий—членов НАПП. Свою работу Ассоциация ведет системно, опираясь на «Программу деятельности НАПП на 2008—2012 годы», основными направлениями которой являются:
- создание режима наибольшего благоприятствования для производства и предпринимательства;
- участие в процессе регулирования тарифов на продукцию и услуги естественных монополий;
- совершенствование федеральной, областной и муниципальной налоговой политики, стимулирующей развитие товарного производства;
- повышение эффективности работы организаций—членов НАПП;
- содействие социальному прогрессу;
- привлечение инвестиций и заказов;
- поддержка инновационной деятельности предприятий и организаций как важнейшего условия производства конкурентоспособного продукта;
- участие в подготовке и переподготовка кадров для промышленных предприятий.
Основные приоритеты развития в промышленности определены «Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года». Сегодня для региона наиболее важно качественное изменение автомобилестроения, информационных технологий, химической и нефтехимической, авиационной и металлургической отраслей.
Для создания наиболее полного и правильного организационного процесса реализации стратегических планов приняты соответствующие законы, в подготовке которых Ассоциация принимала самое активное участие.
В феврале 2006 г. под председательством В. Шанцева начал свою работу Инвестиционный совет, который за два с небольшим года рассмотрел более 1 тыс. заявок, одобрив около 800. Общая капитализация этих проектов составила 800 млрд руб. А результатом осуществления станет создание предприятий с общей численностью рабочих мест около 90 тыс., где средняя зарплата будет выше среднероссийской.
За последние несколько лет инвестиции в основной капитал выросли в 2 раза. По объему реализованных инвестиций в основной капитал Нижегородская область вышла на 13-е место в России. Так, за 2005 г. вложения в основной капитал по крупным и средним предприятиям составили 43,5 млрд руб., за 2006 г. — 65 млрд руб., а за 2007 г. — 91,2 млрд руб. В ближайшей перспективе, по расчетам регионального правительства, объем инвестиций достигнет 250 млрд руб.
Среди крупных реализуемых инвестпроектов Нижнего Новгорода нельзя не отметить проекты Группы «ГАЗ», ОАО «Горьковский металлургический завод» и др.
Предложения НАПП учтены
Географическое положение — одно из привлекательных факторов Нижегородской области: здесь исторически сформировался удобный комплексный транспортный узел. Традиционно развито автомобилестроение, которое концентрируется на предприятиях Группы «ГАЗ». Стоит отметить, что на Горьковский автозавод работает около 100 предприятий области, обеспечивая его необходимыми автокомпонентами. Солидный научно-технический потенциал региона сконцентрирован на предприятиях, которые работают на оборонно-промышленный комплекс.
С приходом в область губернатором В. Шанцева вопрос о поддержке инвестиционных проектов стал решаться практически. Прежде всего это выразилось принятием в феврале 2006 г. постановления Правительством НО «О порядке и условиях предоставления инвестиционным проектам статуса приоритетных, заключения инвестиционных соглашений и контроля за ходом их реализации». Практически все предложения НАПП в этом документе были учтены, в том числе и вопрос, связанный с сокращением срока рассмотрения заявок на придание инвестиционному проекту статуса приоритетного с четырех месяцев, как это предусматривалось ранее, до трех. Теперь инвестор, предоставив полный пакет необходимых документов Инвестиционному совету, в течение 103 дней может получить полное согласование проекта.
Направления работы с инвесторами
Инвестиционная политика области включает комплекс мер, направленных на работу с инвесторами по двум основным направлениям. Во-первых, правительство самостоятельно формирует крупные инвестиционные парки кластерного типа. Во-вторых, выделяет бизнесу земельные участки для реализации уже готовых инвестиционных проектов. Причем особо значимым присваивается статус приоритетного с предоставлением налоговых и других преференций.
Закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области» определяет срок действия налоговых льгот, который ограничен сроком окупаемости инвестпроекта и составляет не более пяти лет со дня начала финансирования. В отдельных случаях этот срок может быть продлен.
Национальное рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило Нижегородской области статус территории с минимальными законодательными рисками для инвестора. В 2007 г. это агентство присвоило области 12-й рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России. Осенью прошлого года нами получены кредитные рейтинги от двух международных рейтинговых агентств — Moody’s Investors Service и Fitch Ratings, которые при оценке региона отметили хорошие показатели исполнения бюджета, стабильный экономический рост и низкий уровень долговой нагрузки. Несомненно, это веское основание для повышения интереса области со стороны не только отечественных, но и зарубежных инвесторов.
На активизацию инвестиционной активности в области значительно влияет и оперативность решения вопросов выделения земельных участков для реализации инвестпроектов. Его механизм показан на рисунке 1.
Инвестиционные зоны и кластеры
Формирование сети инвестиционных зон в Нижегородской области — новое направление работы. Вокруг Нижнего Новгорода уже сложилось «кольцо» промышленных объектов, в результате чего ни свободных площадок, ни мощностей практически не осталось. Для определения новых инвестиционных территорий в рамках реализации Стратегии правительством разработаны средне- и долгосрочные программы, в том числе предусматривающие строительство жилья, объектов здравоохранения, физкультурно-оздоровительных комплексов, определены привлекательные территории, подкрепленные инженерной и социальной инфраструктурой и ресурсами. Сегодня восемь таких зон дают возможность реализовать инвестиционные проекты на площадках с уже подведенной инженерией и гарантируют эффективное вложение средств в развитие инженерных коммуникаций.
Параллельно с формированием инвестзон правительство области разрабатывает проекты создания кластеров.
В настоящее время идет работа по созданию технопарка информационных технологий «Анкудиновка». Решается вопрос с инженерным обеспечением и коммуникациями за счет областного бюджета, формируется пул резидентов технопарка.
Ядром второго кластера — Индустриально-логистического парка — является один из семи федеральных опорных контейнерных терминалов ОАО «РЖД».
Целью формирования третьего кластера — «Российский центр переработки ПВХ» — является максимальная переработка продукции строящегося завода по производству ПВХ. Это совместный проект ОАО «Сибур» и компании «Солвей».
Кроме того, планируется создание кластера автомобилестроения и автокомпонентов с целью размещения автосборочных производств. В настоящее время строится завод дорожной техники Liebherr.
Оперативность в корректировке документов
Эффективным механизмом решения проблем, возникающих у инвестора на этапах: от выбора и согласования, до реализации проектов являются межведомственные рабочие группы. Конструктивный диалог инвестора, органов исполнительной власти и всех задействованных структур наглядно прослеживается на примерах компаний Liebherr, Stora Enso, «Рус-Винил», «Сибур-Нефтехим».
Однако в законодательстве Нижегородской области по поддержке инвестиционной деятельности в процессе работы выявились и определенные недостатки. Об этом шел предметный разговор на первом форуме нижегородских промышленников 28 февраля текущего года. При активном участии ОЗС, правительства и НАПП была создана рабочая группа, осуществившая мониторинг практики применения закона, в ходе которого выявлено, что у предприятий, реализующих инвестиционные проекты, возникают трудности при составлении отчетности для налоговых органов. В частности, практически от всех субъектов мониторинга поступили предложения по уточнению определения периода действия налоговых льгот и даты начала их применения, упорядочению процедуры согласования перечня льготируемого имущества с налоговыми органами, изменению сроков предоставления отчетности и т. д.
Для выравнивания потенциальных возможностей с целью привлечения инвесторов не только в промышленно развитые районы области, Правительством НО было внесено изменение в Положение «О порядке и условиях предоставления инвестиционным проектам статуса приоритетных, заключения инвестиционных соглашений и контроля за ходом их реализации». Отныне статус приоритетного может быть предоставлен инвестиционному проекту, реализуемому на территории Нижегородской области, при его осуществлении в дотационном районе или при объеме инвестиций свыше 100 млн руб.
На основании статистических данных Нижегородстата и Министерства экономики Правительства Нижегородской области в НАПП был проведен анализ состояния дел с инвестициями в основной капитал промышленных предприятий области, который представлен в прилагаемом графике, наглядно показывающим, что:
- за 1999—2007гг. инвестиции в фактических ценах в экономику области увеличились в 8,3 раза, а за 2005—2007 гг. — в 2,1 раза;
- в эти же периоды инвестиции в фактических ценах в промышленность области увеличились в 7,3 раза и в 1,74 раза соответственно;
- вложение средств в машиностроение и металлообработку как в основную отрасль промышленности увеличились с 2,8 млрд руб. в 1999 г. до 5,5 млрд руб. в 2007 г. (в 2 раза);
- поступление инвестиций в основную отрасль промышленности — машиностроение и металлообработку, которая была и должна быть основным конкурентным преимуществом экономики и промышленности Нижегородской области в России, по мнению НАПП, недостаточное.
Региональная власть и НАПП обязаны вести работу по изменению состояния с поступлением инвестиций в промышленность Нижегородской области за счет:
- внутренних возможностей;
- активного участия в исполнении Закона области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области» и Закона области от 1 ноября 2007 г. №144-З, позволяющего стимулировать обновление основных фондов за счет существенного уменьшения налога на имущество на вновь вводимые основные фонды в 2008—2010 гг.;
- большего вовлечения собственных финансовых средств по принципу: «Российским инновациям — российский капитал»;
- повышения инвестиционной привлекательности Нижегородской области;
- совершенствования федерального законодательства по привлечению инвестиций в Россию.
Промышленники бьют тревогу
Одной из инициатив Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей стало письмо Председателю Правительства РФ В. Путину. Промышленники бьют тревогу в связи с увеличением цен на электроэнергию и природный газ.
В письме, в частности, говорится, что «Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года», принятая правительством региона и утвержденная в Министерстве экономики и развития России, строится в первую очередь на приоритетном развитии инновационных отраслей промышленности: машиностроения, металлургии, химии и нефтехимии, оборонных отраслей промышленности. В то же время эти отрасли энергоемки, металлоемки и имеют невысокую рентабельность. Анализ влияния роста цен на энергоносители, проведенный на 44 предприятиях области, показал, что в первом квартале 2008 г. цены на электроэнергию возросли на 40%, на природный газ — на 30%, стоимость металла, начиная с 1 апреля, повысилась в среднем на 40%, а с 01.07.2008 г. — в 1,5—2 раза. Согласно прогнозам, к 2011 г. рентабельность на большинстве нижегородских предприятий снизится в среднем до 2—7%. Нижегородские промышленники убеждены, что выправлять ситуацию возможно только за счет коренной модернизации действующих предприятий: замены устаревшего оборудования и внедрения новых технологий.
Однако перевооружаться сегодня можно только за счет иностранного оборудования и технологий. Для этого нужны деньги, кредиты. Для многих кредиты слишком дороги, поскольку в российских банках кредитная ставка от 15 до 18% годовых. В феврале ставку рефинансирования в России подняли на 0,25%, а в апреле — еще на 0,25%. Теперь ставка рефинансирования Центрального банка равна 10,5%. У коммерческих банков — еще больше. В то время как кредиты на Западе дают под 3—5%.
Кроме того, если приходится закупать импортные станки, не производящиеся в России, невозможно их приобрести беспошлинно. Причем размер пошлины достигает 15—20% стоимости оборудования. Выходит, что иностранные конкуренты закупают то же оборудование по значительно более низким ценам.
В конце прошлого года постановлением Правительства РФ было разрешено некоторые виды станков покупать беспошлинно. Тем не менее в перечне нет многих видов станков и механизмов, необходимых нижегородским предприятиям. Например, оборудование для бумкомбината «Волга» поставляется беспошлинно. В то время как запасные части к нему требуют уплаты пошлины. Поэтому в вопросе покупки высокотехнологичного оборудования отечественные производители оказались в неравном положении по сравнению с иностранными.
Налоговая система должна стимулировать
Налоговая система в России по-прежнему несовершенна и очень часто меняется. Сегодня назрела острая необходимость снижения налогов: на прибыль и социального. К тому же налоговая система должна иметь стимулирующий характер. Нужна государственная поддержка инвестиционной и инновационной деятельности. В Нижегородской области предприятия, которые осуществляют приоритетные проекты, освобождаются от уплаты налога на имущество сроком на пять лет, от налога на прибыль, им уменьшается арендная плата, даются льготные кредиты и другие преференции. Однако этими льготами пользуется слишком мало предприятий. В основном это организации, занимающиеся торговлей, строительством, коммунальным хозяйством. А вот машиностроительных заводов среди них немного, поскольку инвестор чаще вкладывается в те отрасли, где можно получить быструю отдачу. Предприятия машиностроения для развития и модернизации вынуждены использовать собственные средства, которых зачастую недостаточно. Например, компания «Базовый элемент» давно уже владеет Горьковским автомобильным заводом, но по-настоящему вкладывать деньги в развитие предприятия стала лишь пару лет назад, закупив необходимые технологии в Великобритании и США.
Власти Нижегородской области поддерживают промышленность. В ноябре 2007 г. принят региональный закон о стимулировании обновления основных фондов в течение трех лет за счет существенного уменьшения налога на имущество. По этому закону первый год после эксплуатации нового оборудования налог на имущество вообще не взимается. Второй год — четверть налога. Третий год — половина.
К вопросу о тарифах
НАПП понимает, что в условиях рынка тарифы должны соответствовать мировым. Но тогда в переходный период до 2011 г. государство должно создать условия для честной конкуренции с иностранными производителями: давать, как на Западе, дешевые кредиты, разрешить беспошлинное приобретение зарубежных технологий, вести стимулирующую налоговую политику. Иначе российские предприятия окажутся на грани банкротства.
По предложению НАПП и Нижегородской региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 27 мая 2008 г. был рассмотрен вопрос «О предельных уровнях цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 годов». Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей инициировала рассмотрение вопроса «О влиянии уровня тарифов естественных монополий на конкурентоспособность российского бизнеса» на Федеральном совете РСПП.
Тревоги Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей не остались без внимания Правительства РФ и были им услышаны. Это подтверждается тем, что при проведении совещания 24 июля 2008 г. в Нижнем Новгороде по теме «О мерах по развитию черной металлургии и обеспечению металлопродукцией внутреннего рынка» Председатель Правительства РФ В. Путин первоочередной проблемой в черной металлургии, требующей серьезного решения на государственном уровне, назвал рост цен на металлы. На совещании были названы причины роста цен, среди их — повышение спроса, нестабильность мировых рынков, рост издержек и цен на сырье и т. д. Глава правительства дал необходимые поручения, исполнение которых изменит ситуацию к лучшему, как в металлургии и в машиностроении, так и во всей отечественной промышленности.
Совершенное законодательство, инвестиционная привлекательность региона, экономическая и социальная стабильность, долговременная налоговая и тарифная политика — когда мы этого достигнем, будут реализованы идеи В. Путина, высказанные в программной речи «В России должна быть создана максимально комфортная конкурентная среда: и для привлечения инвестиций прежде всего в высокотехнологичные отрасли, и для ведения бизнеса».
Владимир ЛУЗЯНИН, председатель Координационного совета объединений РСПП Приволжского федерального округа, президент Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей, президент НОАО «Гидромаш»
|
Сочи-2008. Зеленый свет — инвестициям |
18—21 сентября в Сочи пройдет Седьмой международный инвестиционный форум «Инвестиции — путь развития экономики России». Организаторами мероприятия выступили МЭРТ РФ, Министерство иностранных дел РФ, Минрегионразвития РФ, аппарат полномочного представителя Президента... |
подробнее
|
|
Александр Шохин: «Мы — за устойчивые партнерские отношения с властью» |
Президент РСПП Александр Шохин дал интервью «ПР» в преддверии открытия Седьмого международного инвестиционного форума «Инвестиции — путь развития экономики России», на котором, в частности, запланировано обсудить не только заявленную в... |
подробнее
|
|
Александр Ткачев: «Вы еще не знаете о Кубани?..» |
Кубанская земля уже давно известна как регион, где созданы по-настоящему комфортные условия для успешного осуществления инвестиционных проектов, включая прогрессивную законодательную базу, эффективно действующую систему сопровождения по принципу «одного окна». Решение о... |
подробнее
|
|
Эльвира Набиуллина: «Наши цели амбициозны» |
Проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации обсуждался на пленарном заседании Общественной палаты 4 июля 2008 г. С основным докладом на заседании выступила Эльвира НАБИУЛЛИНА, Министр экономического развития Российской Федерации. Представляя... |
подробнее
|
|
Виктор Вексельберг: «Нужно выдвигать системные и понятные вопросы» |
17 июля 2008 г. в Екатеринбурге состоялось очередное заседание Координационного совета Российского союза промышленников и предпринимателей в Уральском федеральном округе. |
подробнее
|
|
Инвестиции — на повышение качества жизни |
Московская область по рейтингу национального агентства «Эксперт РА» входит в список ведущих регионов в группе «Высокий потенциал — умеренный риск». Подмосковье является одним из наиболее привлекательных регионов для инвесторов. Основное... |
подробнее
|
|
Интеграционные проекты ученых Сибири |
Проведение фундаментальных и прикладных исследований в интересах общества, интеграция академической и отраслевой науки, содействие развитию наукоемких производств относятся к числу основных приоритетов Российской академии наук. На ближайшие пять лет важнейшая... |
подробнее
|
|
Бюджетные деньги вернутся в казну сторицей |
Уровень экономики Ростовской области сегодня позволяет причислять ее к наиболее динамично развивающимся субъектам Российской Федерации. По объемам валового регионального продукта область входит в число первых 20 регионов страны. Начиная с... |
подробнее
|
|
Инвестиционные горизонты Северной столицы |
По данным ведущих мировых рейтинговых агентств, Санкт-Петербург сегодня является одним из наиболее привлекательных для инвестиций российских городов. Местные власти укрепляют имидж Северной столицы, создавая максимально благоприятные условия для инвестиций, представляя... |
подробнее
|
|
Частный капитал пошел в АПК |
С улучшением макроэкономической ситуации в России аграрный сектор становится все более привлекательным для отечественных и иностранных инвесторов. Реализация приоритетного нацпроекта «Развитие АПК», меры по исполнению федеральных и региональных целевых сельхозпрограмм... |
подробнее
|
|
ЛУКОЙЛ. Энергия Юга России |
Наряду с добычей и переработкой нефти и газа, производством нефтепродуктов и продуктов нефтехимии, своим предназначением ЛУКОЙЛ считает содействие регионам их дальнейшему экономическому росту, социальной стабильности, процветанию и прогрессу, обеспечение сохранения... |
подробнее
|
|
ММК осуществляет рекордные инвестиции |
Основная стратегическая цель ОАО «ММК» — сохранение долгосрочной конкурентоспособности на мировом рынке металлопроката. Для достижения стратегических целей Магнитогорский металлургический комбинат реализует беспрецедентную по масштабам инвестиционную программу, которая охватывает десятилетний период... |
подробнее
|
|
ПИК-Автотранс. Новый игрок на рынке автоперевозок |
Основное направление деятельности ООО «ПИК-Автотранс» — оказание автотранспортных услуг для строительных предприятий Группы компаний ПИК, включая круглосуточную перевозку специальным автотранспортом железобетонных изделий, крупногабаритных и тяжеловесных грузов для строительства муниципального и... |
подробнее
|
|
|
|
|
НАШИ ПАРТНЕРЫ |
|
|