|
Главная / Текущий номер журнала / VII Международный экономический форум «Сочи-2008» / Искусство управления инвестиционным ритмом территорий /
Искусство управления инвестиционным ритмом территорий
Вопросы обеспечения региональных инвестиционных проектов сегодня особенно актуальны. Ведь от успешной их реализации зависит не только экономическая состоятельность субъекта Федерации, но и качество жизни в нем. Поэтому на повестку дня выходят задачи совершенствования государственно-частного партнерства — как на макротерриториях федеральных округов, так и в отдельных регионах.
Вопросы по теме мы задали члену бюро правления РСПП , председателю Координационного совета объединений РСПП в Сибирском федеральном округе, председателю правления Регионального объединения работодателей «Кузбасский союз работодателей», председателю совета директоров ЗАО «Трансмашхолдинг» Андрею БОКАРЕВУ.
Как включить механизмы продвижения?
— Андрей Рэмович, в июле 2008 года Комитет РСПП по ГЧП и инвестиционной политике и Секция по ГСП Общественного совета при Минрегионе России провели совещание, посвященное организации подготовки и продвижения проектов, претендующих на финансирование за счет средств инвестиционного фонда. Как член Бюро Правления РСПП, не могли вы прокомментировать обсуждавшиеся вопросы обеспечения региональных инвестиционных проектов?
— Вопросов по инвестиционным проектам в стране накопилось много, особенно по региональному инвестированию. Главными инструментами в их решении как раз и являются различные виды государственно-частного партнерства. Однако при достаточно развитом федеральном законодательстве о ГЧП региональное правовое поле в этой сфере пока, по сути, не сформировано ни в одном субъекте России. Поэтому первоочередная наша задача — разработать качественное региональное законодательство о ГЧП, которое будет способствовать росту региональных экономик, как за счет региональных и федеральных бюджетных вложений, так и за счет вклада отечественных и международных инвесторов.
Региональное законодательство должно взять на себя функции определения конкретных механизмов взаимодействия органов власти субъекта РФ и инвестора — инициатора проекта. Это позволит снизить правовые риски и устранить законодательные пробелы, а также улучшить условия привлечения финансовых ресурсов на банковском и фондовом рынках и будет способствовать повышению привлекательности государственно-частных проектов для инвесторов.
— Каким может быть инструментарий ГЧП в регионах?
— Есть много апробированных механизмов, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки.
Например, механизм концессии. Он предусматривает финансовые поступления в экономику региона извне и не приводит к увеличению нагрузки на бюджет. Однако концессии пока создаются относительно редко.
Существует и такой механизм, как особые экономические зоны. Опыт работы особых зон неоднозначен. Сам по себе статус ОЭЗ не способен реализовать промышленный и инновационный потенциал регионов. Здесь мы, к сожалению, сталкиваемся с проблемами несовершенства регионального законодательства, регламентирующего вопросы участия в этих процессах региональной и муниципальной властей.
То же самое касается и специальных экономических и административных режимов, а также различных технопарков и бизнес-инкубаторов. Создаваемые технопарки могут быть успешными только в том случае, если они получают необходимые преференции от государства, будь то на федеральном или региональном уровне. Пока законодательная основа для этого проработана недостаточно. Позитивные примеры, конечно, есть. Скажем, в рамках госпрограммы «Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий» в 2007—2010 годах из федерального бюджета должно поступить около 8 млрд рублей для подготовки отведенных под строительство технопарков земельных участков, еще 12 млрд выделят регионы и около 160 млрд — частный бизнес. Ожидаемый уже к 2011 году оборот продукции от технопарков составит 100 млрд рублей в год. Однако пока таких проектов недостаточно.
Существуют федеральные инструменты инвестирования, такие как инвестиционный фонд или госкорпорации. Через них государство финансирует отдельные проекты: например, подготовку к сочинской Олимпиаде, развитие нанотехнологий, реформы ЖКХ и др. Эти механизмы предназначены прежде всего для реализации очень крупных программ, имеющих как минимум межрегиональный характер.
Есть и такой механизм, как комплексное развитие территорий (КРТ). Оно осуществляется через локальные проекты на определенной территории и предусматривает их обеспечение энергетической, транспортной и коммунальной инфраструктурой. К настоящему моменту уже получили предварительное одобрение правительственной Инвесткомиссии такие программы, как «Нижнее Приангарье», «Южная Якутия», «Развитие Забайкалья». Но при этом вопросы их реализации на местах тоже проработаны недостаточно, а ведь чем глубже региональные власти вовлечены в такие проекты, тем выше оказывается в результате их мультипликативный эффект.
Относительно новая для нас форма поддержки из федерального бюджета — ассигнования в региональные инвестиционные фонды. Проекты регионального значения могут рассчитывать на поддержку из инвестфонда при соблюдении некоторых условий. Согласно новым правилам подготовки и отбора региональных инвестиционных проектов, их стоимость должна составлять не менее 500 млн рублей (вместо прежних 5 млрд). Обязательная доля участия частного инвестора в проекте выросла с 25 до 50% от общей стоимости. Обязательным стало и участие в проекте средств региона, объем которых определяется с учетом его бюджетной обеспеченности.
Сейчас идет работа над «Белой книгой» рекомендаций региональным органам власти по совершенствованию регионального законодательства о ГЧП. При содействии Минрегионразвития России регионы проводят комплексный аудит своего правового поля в этой сфере, который необходим для дальнейшей разработки профильного законодательства.
Сибирский вектор макроразвития
— Как вы оцениваете современный уровень и перспективы развития сибирских субъектов РФ?
— Сибирские регионы в последние годы заметно улучшили свои показатели, преодолели спад производства и начали переход к экономическому росту. Красноярский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская и Томская области по многим аспектам вышли в число российских лидеров.
Конечно, при этом нас не устраивает то, что в Сибири уровень жизни населения ниже, чем в среднем по России, и отток людей в европейскую часть страны продолжается. Для того чтобы переломить ситуацию, нам придется обеспечить в Сибири более высокие темпы роста, чем по в среднем по стране. Добыча и переработка богатейших природных ресурсов дает нам достаточную фору (в т. ч. за счет экспорта) для того, чтобы подтянуть все остальные, несырьевые сектора.
Сейчас в Сибири началась реализация крупных «сырьевых», а с ними и инфраструктурных проектов. Это и освоение месторождений полиметаллов в Читинской области, и строительство нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», и постройка железной дороги Курагино — Кызыл, которая ускорит разработку Элегестского месторождения коксующегося угля в Республике Тыва. В рамках проекта «Нижнее Приангарье» закладывается строительство сразу нескольких новых заводов: алюминиевого, целлюлозно-бумажного, цементного, газоперерабатывающего, двух металлургических.
В нескольких регионах закладываются особые экономические зоны туристско-рекреационного типа (в Алтайском крае, Иркутской области, республиках Бурятия и Алтай) и технопарки.
СПРАВКА
По данным Росстата, за 1997—2007 гг. темпы роста объема инвестиций в основной капитал Кемеровской области увеличились в 9,4 раза (в среднем по России — в 11,2 раза) — в 2007 г. по этому показателю область вышла на первое место в СФО. За тот же период темпы роста иностранных инвестиций в Кузбасс увеличились в 8,1 раза (по России — в 7,9 раза).
Кузбасский регион как зона роста
— Несколько слов о состоянии экономики и инвестиционной политике в Кемеровской области, к которой вы как председатель регионального объединения работодателей имеете прямое отношение.
— По объему промышленного производства Кемеровская область, на долю которой приходится 60% общероссийской добычи угля, занимает 2-е место среди сибирских регионов после Красноярского края. Всего 10 лет назад Кузбасс был, по сути, банкротом, а сейчас это один из наиболее привлекательных для инвесторов российских субъектов. По прогнозу Минэкономразвития, уже в 2007—2009 годах область войдет в лидирующую группу по абсолютным объемам инвестиций. Основные направления инвестиционной политики определены в региональной целевой программе «Повышение инвестиционной привлекательности Кемеровской области на 2007—2010 годы».
Согласно утвержденной Правительством РФ «Стратегии развития Кемеровской области до 2025 года», в течение 2008—2010 годов в экономику региона будет вложено 442 млрд рублей. В угольной отрасли заработают еще девять шахт, семь разрезов и восемь обогатительных фабрик. Для повышения безопасности добычи угля внедряется не имеющая аналогов в России программа «Метан Кузбасса», в рамках которой к 2009 году из угольных пластов будет добываться метан в объеме 5 млрд куб. м в год.
Сегодня в области отмечается рост всех ключевых экономических показателей, в том числе промышленного производства. Этот результат достигнут за счет ввода новых мощностей и вывода из эксплуатации устаревшего и экологически опасного оборудования. На эти цели в 2007 году предприятия промышленности, транспорта и связи израсходовали более 20 млрд рублей.
В 2007 году в Кузбассе открылись три новых угольных предприятия, более 10 млрд рублей инвестировано в металлургическую отрасль. В машиностроительной отрасли в 2007 году рост составил 12% к уровню 2006 года: производство кранов увеличилось в 1,3 раза, платформ — в 1,2 раза, конвейеров — в 1,6 раза, погрузчиков — в 1,4 раза.
В жилищное строительство области в 2007 году из разных источников вложено более 20 млрд рублей, за счет чего введен 1 млн кв. м жилья (на 25% выше уровня 2006 года). В рамках реализации регионального проекта «Малый бизнес» число малых предприятий выросло до 18,2 тыс. (рост к уровню 2006 года на 15,1%).
— Расскажите, пожалуйста, об инновационных кемеровских проектах.
— Для обеспечения эффективности инновационного фактора предполагается опора на разные сектора экономики. Во-первых, на отрасли, где возможно масштабное участие малых инновационных предприятий, отраслевых НИИ, ученых-разработчиков (это машиностроение, радиоэлектроника, приборостроение, производство новых материалов и др.). Во-вторых, на отрасли, где инновации не развиваются быстро по причине их высокой капиталоемкости, уникальности агрегатов и т. п. (ТЭК, электроэнергетика, тяжелое, транспортное машиностроение и др.). Во втором случае инвестиции в собственный капитал сосредотачиваются в крупных корпорациях.
В области действует система сбора данных о технологических проблемах предприятий и предложений по их решению с помощью инновационного бизнеса. Она работает уже пять лет. Этот проект награжден серебряной медалью V Московского международного салона инноваций и инвестиций.
Формируется региональный межотраслевой Внебюджетный фонд технологического развития, в который предприятия вносят отчисления на ОКР до 1,5% от объема валовой выручки. С 2007 года область участвует в проекте «Поддержка экспортно-ориентированных инновационных малых и средних предприятий» (по программе сотрудничества ЕС и России).
Высокий уровень взаимопонимания между властью и бизнесом, которого мы достигли в Кемеровской области, позволяет нам не только с оптимизмом смотреть в будущее, но и планировать реализацию масштабных проектов, которые будут иметь большое значение не только для Кузбасса, но и для окружающих регионов.
Алла ЧЕБОТАРЕВА
|
Сочи-2008. Зеленый свет — инвестициям |
18—21 сентября в Сочи пройдет Седьмой международный инвестиционный форум «Инвестиции — путь развития экономики России». Организаторами мероприятия выступили МЭРТ РФ, Министерство иностранных дел РФ, Минрегионразвития РФ, аппарат полномочного представителя Президента... |
подробнее
|
|
Александр Шохин: «Мы — за устойчивые партнерские отношения с властью» |
Президент РСПП Александр Шохин дал интервью «ПР» в преддверии открытия Седьмого международного инвестиционного форума «Инвестиции — путь развития экономики России», на котором, в частности, запланировано обсудить не только заявленную в... |
подробнее
|
|
Александр Ткачев: «Вы еще не знаете о Кубани?..» |
Кубанская земля уже давно известна как регион, где созданы по-настоящему комфортные условия для успешного осуществления инвестиционных проектов, включая прогрессивную законодательную базу, эффективно действующую систему сопровождения по принципу «одного окна». Решение о... |
подробнее
|
|
Эльвира Набиуллина: «Наши цели амбициозны» |
Проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации обсуждался на пленарном заседании Общественной палаты 4 июля 2008 г. С основным докладом на заседании выступила Эльвира НАБИУЛЛИНА, Министр экономического развития Российской Федерации. Представляя... |
подробнее
|
|
Виктор Вексельберг: «Нужно выдвигать системные и понятные вопросы» |
17 июля 2008 г. в Екатеринбурге состоялось очередное заседание Координационного совета Российского союза промышленников и предпринимателей в Уральском федеральном округе. |
подробнее
|
|
Инвестиции — на повышение качества жизни |
Московская область по рейтингу национального агентства «Эксперт РА» входит в список ведущих регионов в группе «Высокий потенциал — умеренный риск». Подмосковье является одним из наиболее привлекательных регионов для инвесторов. Основное... |
подробнее
|
|
Интеграционные проекты ученых Сибири |
Проведение фундаментальных и прикладных исследований в интересах общества, интеграция академической и отраслевой науки, содействие развитию наукоемких производств относятся к числу основных приоритетов Российской академии наук. На ближайшие пять лет важнейшая... |
подробнее
|
|
Бюджетные деньги вернутся в казну сторицей |
Уровень экономики Ростовской области сегодня позволяет причислять ее к наиболее динамично развивающимся субъектам Российской Федерации. По объемам валового регионального продукта область входит в число первых 20 регионов страны. Начиная с... |
подробнее
|
|
Инвестиционные горизонты Северной столицы |
По данным ведущих мировых рейтинговых агентств, Санкт-Петербург сегодня является одним из наиболее привлекательных для инвестиций российских городов. Местные власти укрепляют имидж Северной столицы, создавая максимально благоприятные условия для инвестиций, представляя... |
подробнее
|
|
Частный капитал пошел в АПК |
С улучшением макроэкономической ситуации в России аграрный сектор становится все более привлекательным для отечественных и иностранных инвесторов. Реализация приоритетного нацпроекта «Развитие АПК», меры по исполнению федеральных и региональных целевых сельхозпрограмм... |
подробнее
|
|
ЛУКОЙЛ. Энергия Юга России |
Наряду с добычей и переработкой нефти и газа, производством нефтепродуктов и продуктов нефтехимии, своим предназначением ЛУКОЙЛ считает содействие регионам их дальнейшему экономическому росту, социальной стабильности, процветанию и прогрессу, обеспечение сохранения... |
подробнее
|
|
ММК осуществляет рекордные инвестиции |
Основная стратегическая цель ОАО «ММК» — сохранение долгосрочной конкурентоспособности на мировом рынке металлопроката. Для достижения стратегических целей Магнитогорский металлургический комбинат реализует беспрецедентную по масштабам инвестиционную программу, которая охватывает десятилетний период... |
подробнее
|
|
ПИК-Автотранс. Новый игрок на рынке автоперевозок |
Основное направление деятельности ООО «ПИК-Автотранс» — оказание автотранспортных услуг для строительных предприятий Группы компаний ПИК, включая круглосуточную перевозку специальным автотранспортом железобетонных изделий, крупногабаритных и тяжеловесных грузов для строительства муниципального и... |
подробнее
|
|
|
|
|
НАШИ ПАРТНЕРЫ |
|
|