|
Главная / Текущий номер журнала / VII Международный экономический форум «Сочи-2008» / Стратегия 2020 Дальневосточное измерение /
Стратегия 2020 Дальневосточное измерение
17—18 июня с. г. в Хабаровске состоялось заседание Координационного совета объединений РСПП в ДФО, посвященное вопросам реализации федеральной программы развития Дальнего Востока и Забайкалья. В заседании участвовали члены Правления РСПП, руководители дальневосточных региональных объединений работодателей. Одновременно в Хабаровске прошел межрегиональный форум РСПП, где были обсуждены вопросы социального партнерства.
Корректировка макростратегии
Заседание совета в первую очередь связано с рассмотрением разработанного в Минрегионразвития РФ проекта Концепции совершенствования региональной политики в России, в который деловое сообщество решило внести свои коррективы. Кроме того, мнение предпринимательских структур должно быть учтено в работе Правительства РФ, продолжающего формировать Стратегию развития Дальневосточного региона до 2025 г. По мнению члена совета Общественной палаты РФ, председателя комиссии по региональному развитию Вячеслава Глазычева, необходимо также создать Агентство по развитию Дальнего Востока — негосударственную экспертную организацию, куда войдут региональные, муниципальные органы власти, мощные предпринимательские объединения с подключением к сотрудничеству комитетов Совета Федерации и Госдумы РФ.
Обсуждение вопросов развития ДФО важно еще и потому, что разногласия в позициях бизнеса, федеральной и региональных властей пока есть. Не случайно советник министра Минрегионразвития Андрей Соколов назвал наиболее проблемным именно региональный аспект госполитики, заявив, что власти субъектов Федерации «сами не знают, как должен развиваться регион». С такой позицией не согласились ни в правительствах регионов, ни в РСПП. Между тем сам федеральный документ Концепции вызвал множество нареканий и в региональных органах власти, и в бизнес-структурах. Впрочем, в целом проект Концепции на заседании все же был одобрен при условии внесения в него множества поправок.
Что же касается непосредственно реализации федеральной программы развития Дальнего Востока и Забайкалья (на которую государство намерено выделить 600 млрд руб.), то управление ею предполагается передать частным компаниям в рамках пилотного проекта с осуществлением жесткого правительственного контроля за его ходом. Государство внесет свой вклад в строительство дорог, мостов и других объектов инфрастуктуры, все остальное станет делом бизнес-сообщества.
Как заметил вице-президент РСПП, председатель КС объединений РСПП в ДФО, член совета директоров «Евраз-Групп С. А.» Александр Абрамов, «государство — самый плохой инвестор, и ни одно государство в мире еще не продемонстрировало качество инвестиций», а потому к реализации общественно значимых задач необходимо привлекать более эффективного, заинтересованного в снижении издержек частного собственника, как «поступают во всех цивилизованных странах мира».
Такую позицию разделяет и министр экономического развития и внешних связей Хабаровского края Александр Левинталь, подчеркнувший, что «управляющие компании, в отличие от чиновников, могут более эффективно использовать финансовые потоки, которые по целевому назначению определяются государством». Кроме того, по его мнению, «развитие Дальнего Востока напрямую зависит от инновационных технологий», а «строить стратегию развития региона невозможно без учета связей между близлежащими субъектами ДФО».
Выполнению именно этой важной задачи — выработке консолидированной позиции бизнеса по проблемам развития всех субъектов округа — и послужило данное расширенное заседание КСО РСПП.
Механизмы движения
Представители крупного бизнеса прежде всего отметили, что необходимо призвать все уровни власти к созданию благоприятных условий для притока в ДФО инвестиций, что в первую очередь касается корректировки тарифной, налоговой и таможенной политики в округе.
Это, в том числе, очень актуально для лесопромышленного комплекса в связи с начавшимся поэтапным введением «запретительных» пошлин на экспорт круглого леса. В отрасли срочно требуется введение гибкого налогового и других механизмов, стимулирующих приток инвестиций в лесопереработку, центром которой станет целлюлозобумажный комбинат в Хабаровске.
Формы господдержки, по мнению А. Абрамова, могут быть различными: например, можно включить накопительный механизм «запретительных» пошлин с последующим предоставлением этих средств под банковские гарантии компаниям, обязующимся построить перерабатывающие мощности, не исключены и другие виды участия государства в этих процессах. Важно, подчеркнул А. Абрамов, донести до власти понимание того, что инвестировать в лесопереработку для бизнеса сейчас невыгодно: внутренняя доходность ЦБК составляет всего 9% при 17—18% выплат по банковским кредитам. Поэтому, заметил он, власть и бизнес вынуждены будут договориться по части создания условий, необходимых для роста объемов ЦБК в регионе.
Тем более что заработавшие «запретительные» пошлины не дают бизнесу времени на раскачку. Промедление грозит тем, что российские рынки сбыта «кругляка» будут просто «подарены» канадцам, китайцы же все равно найдут способы «не потеряться» в новых условиях. Вице-губернатор Еврейской АО Геннадий Антонов привел пример, как в ответ на наши «запреты» китайская провинция Хэйлунцзян тут же предложила организовать лесопереработку в ЕАО. Причем наши соседи понимают это по-своему: как отметил председатель регионального объединения работодателей в ЕАО Марк Кауфман, «Китайцы рубят лес на территории автономии, продают его себе сами и вывозят в Поднебесную. В итоге налог с прибыли у нас равен нулю, налоги с работающих — тысяча рублей в год на человека», а уж если «перетащили через границу свою старую лесопилку — то давайте им льготы за вложение инвестиций». Эти примеры лишний раз убеждают в необходимости корректировки законодательства как в лесной, так и в других отраслях.
При этом представители бизнеса подчеркивают, что индустрия лесопереработки в регионе не может возникнуть по мановению волшебной палочки, особенно в удаленном от центра ДФО, где низкая плотность населения при высоких авиа- и железнодорожных тарифах не дает развиваться российским рынкам. Если же рассчитывать на более «требовательные» рынки стран АТР, то их тоже не одолеть без поддержки Правительства РФ.
Партнерство предполагает равноправие
Заседание КС РСПП продолжил межрегиональный форум «Социальное партнерство в регионах России», где обсуждение плавно перетекло в плоскость проблем социальной ответственности бизнеса. Примечательно, что в этой сфере роль посредника в переговорах власти и бизнеса (уже традиционно) берет на себя РСПП, имеющий в каждом субъекте Федерации свои структурные подразделения, а потому площадка Координационного совета объединений РСПП в ДФО опять же стала весьма полезной для всех участников.
В решении социальных задач в ДФО у власти и бизнеса нет иного пути, кроме как договариваться. В этом смысле заключение трехсторонних соглашений в регионах между государством, профсоюзами и работодателями серьезно продвинуло работу вперед. Правда, как отметил исполнительный вице-президент РСПП Владимир Передерий, «в первых соглашениях 90% прав было у государства и наемных работников, а 90% обязанностей — у работодателей». Сейчас ситуация все же движется в направлении соблюдения равноправия всех сторон при нахождении общих точек интересов.
В Хабаровском крае, например, трехстороннее соглашение ежегодно подписывается в течение 15 лет, и это значительно помогает в выработке взаимополезных решений. Ярким подтверждением того явилось подписание тройственного соглашения между правительством, краевым объединением организаций профсоюзов и Союзом работодателей края о региональном минимуме зарплаты, согласно которому с 1 января 2009 г. зарплата в крае не может быть ниже официального прожиточного минимума. В отношении ответственности бизнеса здесь тоже не возникает проблем: как заметил А. Левинталь, «никого не надо тянуть за уши в социальные программы — все знают, доброе дело зачтется».
В других субъектах ДФО предприниматели тоже не сторонятся участия в социальных программах. Однако все субъекты РФ на Дальнем Востоке волнует вопрос отсутствия в округе северных госнадбавок, существовавших в советские времена. Сейчас, когда государство устранилось от компенсации неудобств жизни населения в северных областях страны, проблема в огромной степени ложится на плечи бизнеса: ведь именно работодатель должен обеспечить такую зарплату и такой соцпакет работнику, чтобы его не «сманили» в более благоприятные регионы.
Особенно это касается молодежи, которая, несмотря на реализацию в регионах ДФО крупных бизнес-проектов, все равно выезжает на учебу в центральные области РФ и обратно не возвращается. А потому кадровая проблема производств особенно остра для округа. Привлечение же более дешевой иностранной силы на Дальний Восток тоже требует корректировки законодательной базы, тем более что от этого страдают «свои» незанятые «рабочие руки». Оставляет желать лучшего и позиция местных профтехучилищ и вузов: они работают на спрос населения, а потому выпускают, как было озвучено на заседании, «визажистов» и «экономистов» вместо того, чтобы идти навстречу реальным потребностям возрождающихся в ДФО производств.
Не развиваются в Дальневосточном регионе, известном своей уникальной природой, и программы по туризму — стоимость перелета или переезда к потенциальным курортам не становится меньше, да и уровень сервиса без протекционистской госполитики регионам не поднять.
Как заметил В. Передерий, «Если просчитать вес социальной нагрузки на бизнес, то, по оценкам Норникеля, она составляет 30% к налоговым обязательствам. Тем не менее надо находить пути взаимодействия. Ведь в стране с 1861 года нет крепостного права, и любой работник может перейти в конкурирующую фирму — если сочтет, что там зарплата выше и условия лучше». Словом, сейчас, когда каждый россиянин волен выбирать себе не только профессию, но и место проживания в стране, без эффективного диалога власти и бизнеса в ДФО не обойтись.
Алла ВИКТОРОВА
|
Сочи-2008. Зеленый свет — инвестициям |
18—21 сентября в Сочи пройдет Седьмой международный инвестиционный форум «Инвестиции — путь развития экономики России». Организаторами мероприятия выступили МЭРТ РФ, Министерство иностранных дел РФ, Минрегионразвития РФ, аппарат полномочного представителя Президента... |
подробнее
|
|
Александр Шохин: «Мы — за устойчивые партнерские отношения с властью» |
Президент РСПП Александр Шохин дал интервью «ПР» в преддверии открытия Седьмого международного инвестиционного форума «Инвестиции — путь развития экономики России», на котором, в частности, запланировано обсудить не только заявленную в... |
подробнее
|
|
Александр Ткачев: «Вы еще не знаете о Кубани?..» |
Кубанская земля уже давно известна как регион, где созданы по-настоящему комфортные условия для успешного осуществления инвестиционных проектов, включая прогрессивную законодательную базу, эффективно действующую систему сопровождения по принципу «одного окна». Решение о... |
подробнее
|
|
Эльвира Набиуллина: «Наши цели амбициозны» |
Проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации обсуждался на пленарном заседании Общественной палаты 4 июля 2008 г. С основным докладом на заседании выступила Эльвира НАБИУЛЛИНА, Министр экономического развития Российской Федерации. Представляя... |
подробнее
|
|
Виктор Вексельберг: «Нужно выдвигать системные и понятные вопросы» |
17 июля 2008 г. в Екатеринбурге состоялось очередное заседание Координационного совета Российского союза промышленников и предпринимателей в Уральском федеральном округе. |
подробнее
|
|
Инвестиции — на повышение качества жизни |
Московская область по рейтингу национального агентства «Эксперт РА» входит в список ведущих регионов в группе «Высокий потенциал — умеренный риск». Подмосковье является одним из наиболее привлекательных регионов для инвесторов. Основное... |
подробнее
|
|
Интеграционные проекты ученых Сибири |
Проведение фундаментальных и прикладных исследований в интересах общества, интеграция академической и отраслевой науки, содействие развитию наукоемких производств относятся к числу основных приоритетов Российской академии наук. На ближайшие пять лет важнейшая... |
подробнее
|
|
Бюджетные деньги вернутся в казну сторицей |
Уровень экономики Ростовской области сегодня позволяет причислять ее к наиболее динамично развивающимся субъектам Российской Федерации. По объемам валового регионального продукта область входит в число первых 20 регионов страны. Начиная с... |
подробнее
|
|
Инвестиционные горизонты Северной столицы |
По данным ведущих мировых рейтинговых агентств, Санкт-Петербург сегодня является одним из наиболее привлекательных для инвестиций российских городов. Местные власти укрепляют имидж Северной столицы, создавая максимально благоприятные условия для инвестиций, представляя... |
подробнее
|
|
Частный капитал пошел в АПК |
С улучшением макроэкономической ситуации в России аграрный сектор становится все более привлекательным для отечественных и иностранных инвесторов. Реализация приоритетного нацпроекта «Развитие АПК», меры по исполнению федеральных и региональных целевых сельхозпрограмм... |
подробнее
|
|
ЛУКОЙЛ. Энергия Юга России |
Наряду с добычей и переработкой нефти и газа, производством нефтепродуктов и продуктов нефтехимии, своим предназначением ЛУКОЙЛ считает содействие регионам их дальнейшему экономическому росту, социальной стабильности, процветанию и прогрессу, обеспечение сохранения... |
подробнее
|
|
ММК осуществляет рекордные инвестиции |
Основная стратегическая цель ОАО «ММК» — сохранение долгосрочной конкурентоспособности на мировом рынке металлопроката. Для достижения стратегических целей Магнитогорский металлургический комбинат реализует беспрецедентную по масштабам инвестиционную программу, которая охватывает десятилетний период... |
подробнее
|
|
ПИК-Автотранс. Новый игрок на рынке автоперевозок |
Основное направление деятельности ООО «ПИК-Автотранс» — оказание автотранспортных услуг для строительных предприятий Группы компаний ПИК, включая круглосуточную перевозку специальным автотранспортом железобетонных изделий, крупногабаритных и тяжеловесных грузов для строительства муниципального и... |
подробнее
|
|
|
|
|
НАШИ ПАРТНЕРЫ |
|
|