|
Главная / Текущий номер журнала / VII Международный экономический форум «Сочи-2008» / Эльвира Набиуллина: «Наши цели амбициозны» /
Эльвира Набиуллина: «Наши цели амбициозны»
Проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации обсуждался на пленарном заседании Общественной палаты 4 июля 2008 г. С основным докладом на заседании выступила Эльвира НАБИУЛЛИНА, Министр экономического развития Российской Федерации.
Представляя документ, она отметила важность общественного обсуждения Концепции и подчеркнула большое практическое значение дискуссии, организованной Общественной палатой.
«Власть может придумывать красивые лозунги, разрабатывать объемные документы, но пока по основным направлениям развития страны нет общественного согласия, эти документы будут лишь декларациями», — отметила глава Минэкономразвития РФ, подчеркнув важность того, что в процессе выработки стратегического видения развития страны консолидируются лучшие идеи и лучшие силы.
Системная картина развития
Министр рассказала участникам заседания о разработке плана действий по реализации Концепции, который готовится параллельно с завершением работы над документом. «Концепция должна дать системную картину развития России, конкретный план работы, который будет реализован совместной волей власти и общества», — подчеркнула Э. Набиуллина.
По ее словам, Концепция долгосрочного социально-экономического развития — это описание образа социально-экономического устройства страны, постановка стратегических целей по выходу России в лидеры в определенных областях и оценка тех вызовов, с которыми сталкивается и еще столкнется наше общество. Но прежде всего это программа действий по ключевым направлениям, среди которых развитие человеческого потенциала, экономических институтов, национальной инновационной системы, основных отраслей экономики. Особое внимание в документе уделено и региональной политике, и внешнеэкономическому аспекту. «Наши цели амбициозны, но проводимые оценки показывают, что они вполне реальны», — отметила министр.
Определяя образ России в 2020 г., Э. Набиуллина говорила об инновационном государстве и инновационном обществе, где интеллект и творческий потенциал человека являются ведущим фактором экономического роста и национальной конкурентоспособности. И речь идет как о технологических, так и об управленческих, социальных инновациях, инновациях во всех сферах экономики и общественной жизни, а не только в секторах, традиционно считающихся высокотехнологичными.
Возможные сценарии
В ходе разработки концепции были выделены несколько сценариев развития, сообщила Э. Набиуллина. Первый и основной — это сценарий построения инновационного общества. Другие основаны на дальнейшем продолжении сегодняшних тенденций развития — это инерционный и энерго-сырьевой сценарии. Они вполне реальны и тоже обеспечивают определенные темпы роста экономики и благосостояния, отметила докладчик, уточнив, что пока Россия по ним и развивается.
Министр экономического развития считает, что прорывной, инновационный сценарий необходим, потому что глубокий анализ неинновационых сценариев наглядно демонстрирует, что страна не только не станет глобальным лидером, но и в долгосрочной перспективе утратит сегодняшние позиции и влияние.
Были названы основные характеристики инновационного сценария: доля граждан, причисляющих себя к среднему классу, должна составлять 60—70% населения против нынешних 20—25%; средняя продолжительность жизни — не менее 75 лет; производительность труда в ключевых отраслях увеличится в 4 раза; энергоемкость экономики должна сократиться почти вдвое; Россия может занять лидерские позиции (не менее 5—10%) на мировом рынке по 8—10 позициям, включая энергетику.
Глобальные вызовы современности
Э. Набиуллина также обозначила ряд вызовов, с которыми может столкнуться Россия. Среди них новый характер глобализации с возникновением новых центров силы и влияния в мировой экономике, новая технологическая волна и появление новых стран — технологических лидеров, исчерпание источников экономического роста, за счет которых Россия держалась последние восемь лет, и, наконец, возрастание роли человеческого капитала в экономическом развитии. «Страна, не сумевшая достичь значимого прогресса в этой сфере, несмотря на богатство природных ресурсов, наличие иных конкурентных преимуществ, в долгосрочной перспективе обречена на отставание», — убеждена глава Минэкономразвития.
«Современная экономика требует постоянного обновления знаний и навыков. Если система воспроизводства таких знаний и навыков будет неэффективна, человеческий капитал деградирует чрезвычайно быстро, и это станет самым серьезным барьером для развития, поэтому, — пояснила министр, — мы делаем ставку не просто на инновационный, а на инновационный социально-ориентированный сценарий развития».
В числе внутренних ограничений развития в докладе были названы отсутствие в стране развитой конкурентной среды и наличие барьеров для начала нового бизнеса, запуска инвестиционных проектов, тотальная энергонеэффективность экономики. По мнению Э. Набиуллиной, эти проблемы и ограничения настолько серьезны, что способны все названные вызовы превратить в риски развития России, закрыв путь к открывающимся возможностям.
Совершить инновационный порыв быстро не удастся, но это не значит, что в ближайшие годы необходимо ограничиться только импортом технологий и сохранением имеющихся научных заделов. Э. Набиуллина особо подчеркнула, что устранить названные ограничения и ответить на стоящие глобальные вызовы невозможно в рамках неинновационных сценариев, поэтому «инновационный сценарий» де-факто безальтернативен.
Инновационная экономика
По словам главы экономического ведомства, словосочетание «инновационный сценарий» за последние полгода уже стало «заезженным». «Но оттого, что мы много раз повторим его в выступлениях, этот сценарий сам не реализуется, — сказала Э. Набиуллина, — развитие экономики по инновационному пути — не данность, более того, множество тенденций последних лет указывают на то, что значимых продвижений в направлении такого развития нам сделать пока так и не удалось». «Съехать с проторенной колеи энергосырьевого развития очень сложно — и это главный вызов для нашего развития в ближайшей перспективе», — считает глава Минэкономразвития.
В то же время само по себе ускоренное развитие топливно-энергетического комплекса, максимально эффективное использование имеющихся природных ресурсов и преимуществ значительной территории не противоречит инновационному сценарию. Скорее, оно создает серьезную экономическую основу для инновационного рывка. Более того, министр считает, что ТЭК сам может стать проводником инноваций во всей экономике, внедряя самые современные технологии, и развитие его должно дополняться быстро растущими постиндустриальными секторами, сферой услуг, сектором исследований и разработок, инновационным развитием традиционных отраслей экономики.
«Многие сводят инновационную экономику к набору высокотехнологичных отраслей. Это неправильно. На самом деле — это изменение парадигмы развития. Когда владение самыми передовыми технологиями становится нормой поведения в обществе, а постоянное обновление технологий на производстве — нормой ведения бизнеса», — отметила Э. Набиуллина.
Преимущества России
«Мы базируем наш сценарий на уже имеющихся преимуществах. Они — очевидны. Огромная территория, богатая природными ресурсами и обладающая серьезным транзитным потенциалом. Исторически сильная фундаментальная наука. А главное — талант нашего народа постоянно изобретать, придумывать новое, наша предпринимательская активность», — сообщила министр.
По ее словам, нужно обеспечить как значительное увеличение объема «производства» инноваций, так и добиться максимально полного их использования в экономике. На этом пути основными мерами, по мнению разработчиков Концепции, должны быть развитие научного потенциала, научных школ, привлечение молодых исследователей к работе в секторе науки и инноваций; развитие, а в ряде случаев и создание с нуля недостающих элементов инновационной инфраструктуры, формирование инжинирингового бизнеса; повышение восприимчивости общества к инновациям. Базовой функцией государства в этой сфере должно стать финансирование науки, как фундаментальной, так и значительной части прикладной, софинансирование инициированных самим бизнесом исследований, вложение средств в образование, с тем чтобы обеспечить постоянное воспроизводство людей, способных инновации воспринимать и внедрять.
Проведение политики, основанной на этих принципах, позволит увеличить число предприятий, осуществляющих технологические инновации, с нынешних 9,7% от общего числа организаций (2005 г.) до среднего уровня по ЕС — около 40%.
Пути решения проблем
Глава Минэкономразвития РФ подробно познакомила участников заседания с мерами, которые необходимо предпринять для решения накопленных проблем.
- Преодоление сложившихся негативных демографических тенденций и стабилизация численности населения на уровне не ниже 142—143 млн человек к 2015 г. с созданием условий для ее повышения к 2025 г. до 145 млн.
- Кардинальная модернизация систем образования и здравоохранения. В своем докладе министр обозначила лишь основные направления долгосрочной политики в образовании и здравоохранении. По ее словам, система образования, ее качество — ключевой фактор развития.
«Нам необходимо повышение эффективности выполнения образованием своих традиционных функций — социализации, формирования личности, воспитания гражданских чувств, функций т. н. «социального лифта», — отметила она, — но, кроме того, система образования должна на порядок усилить свой вклад в создание и последующее воспроизводство национальной инновационной системы. Это предполагает повышение инновационности базового образования, не только профессионального, но и общего».
В проекте Концепции предлагается в первую очередь сосредоточить средства на создании 40—50 университетов мирового уровня. «Они станут локомотивами и для всей образовательной системы. Эти вузы должны стать центрами не только образования, но и серьезных научных исследований, в том числе и за счет бюджетных средств на науку», — пояснила Э. Набиуллина.
Второй задачей должно стать формирование системы непрерывного образования и новой частно-государственной системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров. «Эти преобразования, по нашей оценке, потребуют увеличения бюджетного финансирования образования с 4,1% ВВП в текущем году до 4,4—5% ВВП в 2011 году», — уточнила глава министерства.
Новая система здравоохранения должна ориентироваться на создание в обществе культа здорового образа жизни, на профилактику заболеваний, на использование новейших медицинских технологий, на защиту прав как пациентов, так и врачей, на обеспечение высочайшего уровня сервиса при оказании услуг.
- Решение проблемы дефицита кадров, в том числе и за счет повышения производительности труда, сокращения неэффективных рабочих мест, в том числе в бюджетном секторе с соответствующим переобучением и перепрофилированием специалистов. По мнению министра, необходимо использовать также потенциал межрегиональной трудовой миграции, расширить занятость инвалидов и женщин с маленькими детьми на основе развития дистанционных форм занятости.
- Эффективная система социальной защиты, которая включает в себя и обеспечение достойного уровня жизни пенсионеров, и предоставление качественных социальных услуг для «уязвимых» категорий населения, и поддержку бедного населения.
- Комфортная среда обитания. В это понятие разработчики Концепции включают не только жилищные условия, но и решение проблем с неблагоприятной экологической ситуацией, улучшение криминогенной обстановки, повышение личной безопасности граждан.
Министр указала на необходимость принятия жестких мер в сфере технического регулирования, формирования прозрачной и действенной системы санкций за нарушения, важность внедрения энергоэффективных и экологичных технологий на производстве.
«Экономическое лидерство не должно и не будет обеспечиваться за счет повышения нагрузки на природную среду. Мы хотим быть развитой страной во всех смыслах, а развитая страна должна обеспечивать высочайший уровень охраны окружающей среды», — резюмировала она.
Среди других важнейших задач до 2020 г. Э. Набиуллина назвала диверсификацию экономики, которая должна обеспечить снижение зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры, создание адекватной требованиям инновационного развития институциональной среды, включая реформу государственного управления и развитие малого бизнеса, эффективное использование «традиционных» конкурентных преимуществ Российской Федерации в энергетике и на транспорте, укрепление внешнеэкономических позиций.
Территориальное развитие
На одном направлении министр остановилась особо — это региональное развитие. По ее словам, одной из базовых реалий в сегодняшней жизни страны является региональное неравенство, которое не только не снижается, но и усиливается, причем не только в экономике, но и в социальной сфере, что крайне опасно». «Россия все в большей степени разделяется на модернизирующиеся регионы, где концентрируются лучшие человеческие ресурсы и возможности экономического роста, и депрессивные регионы, однако 2/3 населения страны живут в «средних» регионах, у которых, с одной стороны, не хватает ресурсов для развития, а с другой, государство дать им эти ресурсы неспособно», — отметила глава Минэкономразвития.
Для формирования внятной региональной политики, считает Э. Набиуллина, прежде всего нужно организовать серьезную работу по изучению перспектив развития регионов и возможностей создания новых центров роста. Необходимо также вести работу по территориальному планированию. «У нас есть целый ряд эффективных инструментов — государственные инвестиционные программы, перестройка межбюджетных отношений, регулирование развития транспортной и энергетической инфраструктуры, — продолжила министр, — используя их, нам необходимо сформировать новую сбалансированную модель пространственного регионального развития России, имеющую при этом инновационный социально ориентированный характер».
Направления региональной политики
По мнению специалистов Минэкономразвития, новая региональная политика должна быть сконцентрирована на ряде важнейших направлений.
Во-первых, это развитие научно-технического и образовательного потенциала крупных городских агломераций европейской части и городов Сибири с высоким качеством населения и динамичной инновационной и образовательной инфраструктурой.
Во-вторых, это создание сети территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства (в авиационной промышленности, судостроении, автомобильной, атомной промышленности, производстве новых материалов, информатике и телекоммуникациях), с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах.
В-третьих, необходимо создание территориально-производственных кластеров, ориентированных на глубокую переработку сырья и производство энергии, обеспечивающих освоение новых ранее неосвоенных территорий.
В-четвертых, это создание и развитие туристско-рекреационных зон на Черноморском побережье, на Алтае, Байкале, Камчатке и российском Севере, в том числе с использованием механизма особых экономических зон.
Наконец, пятая задача — развитие крупных транспортно-логистических и производственных узлов Северо-Запада, Юга России и Дальнего Востока.
Решение этих задач должно позволить обеспечить опережающее развитие наиболее перспективных, но в настоящее время недостаточно быстро растущих регионов. По расчетам специалистов, при росте ВВП России в 2020 г. в 2,4 раза экономический рост в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах составит 2,7—2,9 раза, Поволжья и Урала — 3—3,3 раза.
Этапы стратегии—2020
Названные в докладе направления действий будут реализовываться в три этапа.
На первом этапе до 2012 г. необходимо добиться максимально эффективной реализации тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в «традиционных» сферах — энергетике, транспорте, аграрном секторе, переработке природных ресурсов. Одновременно будут создаваться институциональные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем этапе перевод российской экономики в режим инновационного развития.
На втором этапе до 2017 г. на основе реализации созданных заделов необходимо кардинальное повышение конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу, улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики.
И только третий этап, начинающийся в 2018 г., предусматривает закрепление лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и развитие в режиме инновационной социально-ориентированной экономики.
«Таким образом, наши перспективы дальнейшего развития зависят в огромной степени от активности на первом этапе — в следующие четыре года, — когда должны быть приняты основные решения, закладывающие фундамент будущей России», — подытожила министр. «При этом, — добавила министр, — необходимо научиться в сложных ситуациях выбора между необходимостью решения текущих, важных и злободневных, но все-таки тактических задач и решением задач, создающих фундамент для долгосрочного развития, все-таки делать выбор в пользу будущего».
«И в этой связи общественный диалог, общественный консенсус не только по целям и задачам Концепции, но и по конкретным направлениям действий — ключевой фактор успеха нашей политики», — отметила в заключение Э. Набиуллина.
Ольга ЯКУНИНА
|
Сочи-2008. Зеленый свет — инвестициям |
18—21 сентября в Сочи пройдет Седьмой международный инвестиционный форум «Инвестиции — путь развития экономики России». Организаторами мероприятия выступили МЭРТ РФ, Министерство иностранных дел РФ, Минрегионразвития РФ, аппарат полномочного представителя Президента... |
подробнее
|
|
Александр Шохин: «Мы — за устойчивые партнерские отношения с властью» |
Президент РСПП Александр Шохин дал интервью «ПР» в преддверии открытия Седьмого международного инвестиционного форума «Инвестиции — путь развития экономики России», на котором, в частности, запланировано обсудить не только заявленную в... |
подробнее
|
|
Александр Ткачев: «Вы еще не знаете о Кубани?..» |
Кубанская земля уже давно известна как регион, где созданы по-настоящему комфортные условия для успешного осуществления инвестиционных проектов, включая прогрессивную законодательную базу, эффективно действующую систему сопровождения по принципу «одного окна». Решение о... |
подробнее
|
|
Эльвира Набиуллина: «Наши цели амбициозны» |
Проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации обсуждался на пленарном заседании Общественной палаты 4 июля 2008 г. С основным докладом на заседании выступила Эльвира НАБИУЛЛИНА, Министр экономического развития Российской Федерации. Представляя... |
подробнее
|
|
Виктор Вексельберг: «Нужно выдвигать системные и понятные вопросы» |
17 июля 2008 г. в Екатеринбурге состоялось очередное заседание Координационного совета Российского союза промышленников и предпринимателей в Уральском федеральном округе. |
подробнее
|
|
Инвестиции — на повышение качества жизни |
Московская область по рейтингу национального агентства «Эксперт РА» входит в список ведущих регионов в группе «Высокий потенциал — умеренный риск». Подмосковье является одним из наиболее привлекательных регионов для инвесторов. Основное... |
подробнее
|
|
Интеграционные проекты ученых Сибири |
Проведение фундаментальных и прикладных исследований в интересах общества, интеграция академической и отраслевой науки, содействие развитию наукоемких производств относятся к числу основных приоритетов Российской академии наук. На ближайшие пять лет важнейшая... |
подробнее
|
|
Бюджетные деньги вернутся в казну сторицей |
Уровень экономики Ростовской области сегодня позволяет причислять ее к наиболее динамично развивающимся субъектам Российской Федерации. По объемам валового регионального продукта область входит в число первых 20 регионов страны. Начиная с... |
подробнее
|
|
Инвестиционные горизонты Северной столицы |
По данным ведущих мировых рейтинговых агентств, Санкт-Петербург сегодня является одним из наиболее привлекательных для инвестиций российских городов. Местные власти укрепляют имидж Северной столицы, создавая максимально благоприятные условия для инвестиций, представляя... |
подробнее
|
|
Частный капитал пошел в АПК |
С улучшением макроэкономической ситуации в России аграрный сектор становится все более привлекательным для отечественных и иностранных инвесторов. Реализация приоритетного нацпроекта «Развитие АПК», меры по исполнению федеральных и региональных целевых сельхозпрограмм... |
подробнее
|
|
ЛУКОЙЛ. Энергия Юга России |
Наряду с добычей и переработкой нефти и газа, производством нефтепродуктов и продуктов нефтехимии, своим предназначением ЛУКОЙЛ считает содействие регионам их дальнейшему экономическому росту, социальной стабильности, процветанию и прогрессу, обеспечение сохранения... |
подробнее
|
|
ММК осуществляет рекордные инвестиции |
Основная стратегическая цель ОАО «ММК» — сохранение долгосрочной конкурентоспособности на мировом рынке металлопроката. Для достижения стратегических целей Магнитогорский металлургический комбинат реализует беспрецедентную по масштабам инвестиционную программу, которая охватывает десятилетний период... |
подробнее
|
|
ПИК-Автотранс. Новый игрок на рынке автоперевозок |
Основное направление деятельности ООО «ПИК-Автотранс» — оказание автотранспортных услуг для строительных предприятий Группы компаний ПИК, включая круглосуточную перевозку специальным автотранспортом железобетонных изделий, крупногабаритных и тяжеловесных грузов для строительства муниципального и... |
подробнее
|
|
|
|
|
НАШИ ПАРТНЕРЫ |
|
|