|
Главная / Текущий номер журнала / VII Международный экономический форум «Сочи-2008» / Александр Шохин: «Мы — за устойчивые партнерские отношения с властью» /
Александр Шохин: «Мы — за устойчивые партнерские отношения с властью»
Президент РСПП Александр Шохин дал интервью «ПР» в преддверии открытия Седьмого международного инвестиционного форума «Инвестиции — путь развития экономики России», на котором, в частности, запланировано обсудить не только заявленную в названии повестку дня, но и вопросы долгосрочного регионального развития РФ, в том числе аспекты проектного инвестирования и формирования эффективных механизмов частно-государственного партнерства при реализации приоритетных проектов. Предлагаем вашему вниманию его ответы.
РСПП в зоне влияния
— Александр Николаевич, в одном из ваших интервью сказано, что, придя в РСПП, вы поставили себе задачу делать «проект, который называется «Создание ведущего бизнес-объединения в стране, с которым считаются власть и бизнес-сообщество». Как сейчас вы оцениваете выполнение этой задачи?
— Поставленная задача успешно реализуется, хотя нет предела совершенству. РСПП сегодня принимает активное участие во всех законодательных инициативах, влияющих на судьбу бизнес-сообщества. Причем РСПП — это орган лоббирования позиций не конкретных отраслей, а интересов бизнеса в целом. В этом мы отличаемся от отраслевых союзов, министерств и ведомств. При каждом шаге мы взвешиваем не только возможные выгоды для конкретной отрасли, но и последствия планируемых действий для других отраслей. Руководство страны последнее время все активнее общается с нашим Союзом и вовлекает нас в нормотворческую деятельность, прислушивается к мнению бизнеса. На регулярной основе проходят встречи с Президентом Российской Федерации.
Но сейчас РСПП — не просто организация, продвигающая интересы бизнеса в законотворческой сфере, а «проводник» реформ.
Кроме того, учитывая несовершенство российской судебной системы, мы создали при РСПП эффективно работающую систему альтернативного решения споров, что немаловажно для наших предпринимателей, так как им предоставляется возможность внесудебного решения спорных вопросов.
Также РСПП регулярно устраивает семинары для разъяснения появившихся возможностей и методов их реализации. Последний яркий пример — проведение семинара для региональных чиновников по вопросу возможности получения средств Инвестфонда. Это мероприятие вызвало большой интерес, и в июле была открыта общественная приемная РСПП по вопросам предоставления бюджетных ассигнований из Инвестфонда РФ.
СПРАВКА
В РСПП сегодня состоят более 100 отраслевых и региональных союзов и ассоциаций, представляющих ключевые сектора экономики России (ТЭК, машиностроение, инвестиционно-банковскую сферу, оборонно-промышленный комплекс, химическое производство, легкую и пищевую промышленность, сферу услуг и др.). Это свыше 320 тыс. представителей организаций всех форм собственности во всех регионах РФ, производящих в совокупности более 60% ВВП страны.
Согласно ФЗ «Об объединениях работодателей», в 2006 г. наряду с общественной организацией учреждено Общероссийское объединение работодателей «РСПП» (с числом членов более 190 общероссийских и региональных организаций работодателей и компаний), которое представляет бизнес в процессах социального партнерства. Сформированы Федеральный и Экспертный советы РСПП, под руководством членов Бюро Правления Союза действуют комитеты и рабочие группы по ключевым направлениям экономической и социальной политики. Работают Совет РСПП по конкурентоспособности и отраслевым стратегиям и его отраслевые комиссии.
Приоритеты госполитики
— Президент России Дмитрий Медведев озвучил приоритеты политики государства в виде четырех «И»: инфраструктура, интеллект, инновации, инвестиции. Что требуется бизнесу для того, чтобы стать не только главным «пользователем», но и главным «реализатором» этого заявления, то есть создателем всех этих «И»?
— Предпринимательское сообщество полностью одобряет выбор основных четырех направлений развития и, мы надеемся, станет полноправным партнером по их реализации. Главный шаг — взаимодействие бизнеса с государством в законотворческой сфере. РСПП уже готов представить свои предложения «12 законов за 3 года». Предлагаемые законодательные инициативы должны коснуться образовательной системы, составления долгосрочных программ развития, функционирования госкорпораций, финансовой системы, естественных монополий, ГЧП, налоговой, промышленной и внешнеэкономической политик, закона о земле, реформирования судебной системы, проблемы рейдерства.
Работа в этих направлениях уже ведется.
— Сейчас весьма модными стали понятия «инвестиционный проект», «целевая федеральная программа», «развитие субъектов РФ до 2020 года», на которые государством выделяются немалые бюджетные средства. Что, на ваш взгляд, может сделать бизнес, чтоб данные проекты стали действительно эффективными, и что нужно сделать для бизнеса со стороны правительства, чтоб он мог реализовать эти программы? Возможно ли управление крупнейшими проектами отдать в частные «руки» при жестком контроле государства, или государственное управление более эффективно?
— Все зависит от особенностей каждого проекта, но в большинстве случаев оптимальный формат организации управления — это государственно-частные партнерства, позволяющие добиться сочетания эффективности рыночной и социальной ориентированности государственной моделей. К сожалению, понятие ГЧП до сих пор не определено законодательно, и нет четкого распределения прав и обязанностей сторон при реализации такого партнерства. Необходима работа в этом направлении со стороны правительства, без соответствующей законодательной базы такой формат взаимодействия вряд ли будет действительно партнерским. Это касается не только ГЧП. Согласно опросу, проведенному РСПП, основным требованием бизнеса является формирование законодательных условий деятельности бизнеса и обеспечение их выполнения. Именно возможность нормально работать, не опасаясь рейдерских захватов и судебного произвола, конкурентная среда и стимулирующая политика со стороны государства позволят добиться эффективного выполнения поставленных задач.
Хочется отметить, что многие из этих проектов уже попали в руки госкорпораций. Фактически они сейчас занимают привилегированное положение по сравнению с основными участниками рынка. Для того чтобы полученные ими бюджеты использовались по назначению, необходимо добиться их максимальной прозрачности — публично доступной отчетности, информации о ходе реализации проектов и т. д. Со стороны государства для этого требуется в первую очередь совершенствование существующего законодательства.
Есть и примеры активного участия бизнеса в подобных проектах — Министерство экономического развития Российской Федерации продекларировало возможность передачи двух федеральных целевых программ частным управляющим компаниям. В этом случае важно обеспечение эффективного контроля и содействия со стороны государства за выполнением этих программ — именно в формате наблюдения, а не чрезмерного вмешательства в бизнес-процессы. Бизнес, со своей стороны, ждет, когда государство от деклараций перейдет к практике.
Интеграция «больших» и «малых»
— Действительно, сейчас в стране создается множество крупных вертикально интегрированных структур (например, в авиастроении и т. п.), которые, с одной стороны, решают вопросы заказов на продукцию, а с другой, пока не включают в сферу интересов корпораций «мелкого смежника» — производителя комплектующих. На ваш взгляд, эти вопросы расставит по местам время, или нужны какие-либо действенные меры влияния на поведение государства в этих вопросах?
— Что касается авиастроения, то, например, ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» является практически госкорпорацией. В целом же позиция должна быть универсальной — госкорпорации не должны препятствовать развитию конкурентной среды. Как только появляется недобросовестная конкуренция — когда госкорпорация начинает использовать свою «аффилированность» с государством и привилегированный статус — должны быть приняты соответствующие меры по ограничению ее неправомерной деятельности. Госкорпорация должна быть прозрачной, информация о ее работе и использованию средств должна быть публично доступной, если это, конечно, не противоречит национальной безопасности. Не должно происходить монополизации рынка и вытеснения с него других участников — в идеале, госкорпорация не должна ничем отличаться в правах и условиях деятельности от остальных компаний, и обеспечивать эффективность своей деятельности за счет внутренних ресурсов, а не государственной «крыши».
Что касается вовлеченности «мелких смежников» — все зависит от того, насколько они эффективны по сравнению с обеспечением всего производственного процесса в рамках единой вертикально интегрированной структуры. Однозначного решения здесь нет. Существует «японская» модель, эффективно работающая на основании взаимодействия с небольшими конкурентными субподрядчиками на протяжении всей производственной цепочки — ориентированная таким образом на преимущества конкурентной среды. Существует «американская» — когда все производится в рамках единой интегрированной структуры и ставка делается на эффект масштаба и снижение транзакционных издержек. Поддержанию конкуренции здесь способствует внедрение системы электронных закупок и тендеров, позволяющей выявить экономически эффективные формы взаимодействия. В случае сложных высокотехнологичных производств, например, в авиастроении, обычно более оправданным является тесное взаимодействие с небольшими узкоспециализированными компаниями, особенно если учесть исторически сложившуюся территориальную диверсификацию в этой отрасли.
— Что же касается интеграции российской экономики в мировую, то известно, например, что РСПП провел огромную работу по присоединению России к ВТО. В то время как единодушия в бизнесе, особенно в региональном, по этому вопросу нет. Более того, некоторые компании вообще считают, что членство в ВТО вредно для отечественного молодого или возрождающегося производства, хотя никак не отразится на компаниях, уже вышедших на мировые рынки. Прокомментируйте, пожалуйста, в общих чертах позицию РСПП по этим вопросам.
— В данной ситуации все будет зависеть от мобильности самих предпринимателей. В течение первого года после присоединения к ВТО, по заверению наших чиновников, импортные тарифы снижаться не будут, но уже будут обнародованы график их снижения и окончательные ставки. В этот год, а в некоторых случаях и большее время (до 5 лет), сроки зависят от договоренностей со странами—членами ВТО по каждым отдельным товарам, предприниматели смогут пересмотреть свои стратегии развития и просчитать возможный ущерб от снижения таможенных тарифов и перестроить свой бизнес с наименьшими для себя потерями. Наши экспортеры, наоборот, получат выгоду от присоединения России к ВТО, так как страны—члены ВТО предоставят России режим наибольшего благоприятствования, и в ряде случаев это приведет к существенному снижению таможенных тарифов для российских товаров и, соответственно, понизит издержки российских бизнесменов.
Укрепление рублевой зоны
— Очень многое, что в РСПП провозглашалось еще несколько лет назад, сегодня взято на вооружение правительством. Например, сейчас говорится об укреплении рублевой зоны в связи с поведением доллара. Лично вы еще год назад отметили в СМИ, что «важно через закон запретить установление розничных цен в «убитых енотах», и что за «за у. е. надо штрафовать и перевоспитывать». А что все-таки надо сделать в экономике России и, может быть, стран ближнего зарубежья, чтобы укрепить рубль?
— Если говорить об удорожании российской валюты, то это «палка о двух концах». С одной стороны, это делает товары отечественных производителей уязвимыми по отношению к импортным, цена которых в рублевом выражении падает. Для экономики с большой долей экспорта это может иметь негативные последствия. С другой стороны, иностранные банки, особенно американские, начинают более охотно кредитовать отечественный бизнес, что, в общем-то, хорошо. Да и растущую инфляцию крепкий дорогой рубль немного сдерживает — в экономической теории этот эффект называется «экспортом инфляции». В любом случае удорожание рубля — процесс, имеющий неоднозначное воздействие на экономику, и здесь нужно быть очень осторожными при определении необходимых масштабов этого процесса.
Но речь шла не о росте стоимости российской валюты. Рубль должен быть в первую очередь конвертируемым — то есть иметь международное признание. Помимо устойчивых позиций в международных политических отношениях, для этого требуется формирование международного ликвидного рынка рубля и последующее создание эффективной международной системы расчетов и платежей в рублях. Эволюционное развитие российской финансовой системы, в частности образование в России международного финансового центра, безусловно, поспособствует решению этих задач. РСПП уже направил предложения по формированию МФЦ в Минэкономразвития. Но все-таки главным требованием является доверие к национальной валюте, как внутри страны, так и за ее пределами. Сейчас отечественная экономика на подъеме, и, если правительство сможет успешно справиться с инфляцией и нестабильностью в банковской сфере, то «конвертируемый рубль» имеет все шансы стать реальностью.
СПРАВКА
Миссия ООР «РСПП»:
- поддерживать эффективные cоциально-трудовые отношения, способствующие высокой конкурентоспособности и увеличению доходов предприятий, росту производительности труда, безопасности рабочих мест, профессиональному и карьерному росту, обучению и саморазвитию работников, повышению качества и уровня их жизни, достижению разумного баланса между рабочим и свободным временем;
- способствовать устойчивому развитию самостоятельных и ответственных компаний, которое отвечает долгосрочным экономическим интересам бизнеса, способствует социальному миру, безопасности и благополучию граждан, сохранению окружающей среды, соблюдению прав человека;
- способствовать балансу интересов собственников и акционеров, государства, наемных работников, поставщиков и потребителей, общественных институтов и других сторон, затрагиваемых деятельностью членов РСПП.
Результаты совместных усилий
— Назовите, пожалуйста, несколько самых значительных, по вашему мнению, побед в налаживании Российским союзом промышленников диалога власти и бизнеса, касающихся государственно-частного партнерства, а также решения задач краткосрочного и долгосрочного развития страны до 2020 года.
— В настоящий момент отношения бизнеса и власти вышли на качественно новый уровень — в их основе лежат принципы взаимного доверия — именно то, что требуется для устойчивых партнерских отношений. На сегодняшний день уже заложены основы законодательной базы по развитию ГЧП на федеральном уровне. К сожалению, на уровне регионов все еще очень «сырое». Необходимо формирование качественного регионального законодательства в этой сфере, согласованного с федеральным и определяющего конкретные механизмы взаимодействия бизнеса и власти. Это поможет обеспечить существенный рост региональной экономики за счет привлечения инвестиций российских компаний регионального и общефедерального значения.
Стоит отметить, что в этом направлении ведется активная работа со стороны государства — недавно были приняты новые правила функционирования Инвестиционного фонда. Теперь финансовая планка для региональных проектов снижена в 10 раз — до 500 млн рублей, пересмотрены принципы выделения приоритетов, критерии отбора и принятия проектов, введено понятие «комплексного проекта» — объединяющего в себе несколько смежных. Принятые меры открывают двери для региональных проектов и существенно расширяют их спектр.
Что касается решения задач экономического развития страны — впервые бизнес-сообщество является активным участником диалога с государственными структурами, и это конструктивное участие: к мнению деловых кругов стали прислушиваться. РСПП совместно с Минэкономразвития провел несколько обсуждений, касающихся «Концепции 2020». В последней версии документа нашли отражения многие позиции и поправки, высказывавшиеся представителями бизнес-структур. Хотелось бы, чтобы в дальнейшем уже на ранних стадиях подготовки подобных программных документов привлекалось больше экспертов от бизнеса.
Хочу отдельно отметить подвижки в налоговой системе — многие предложения РСПП теперь тоже взяты на вооружение. Вот, например, мы постоянно говорили о необходимости снижения ставки НДС. И это действительно привело к результату – Минэкономразвития России поддерживает предложение о снижении ставки, что нашло отражение в “Концепции 2020” . Это говорит, в общем, о том, что диалог власти и бизнеса больше стал действительно двухсторонним и, в частности, об эффективности работы РСПП.
Алла ЧЕБОТАРЕВА
|
Сочи-2008. Зеленый свет — инвестициям |
18—21 сентября в Сочи пройдет Седьмой международный инвестиционный форум «Инвестиции — путь развития экономики России». Организаторами мероприятия выступили МЭРТ РФ, Министерство иностранных дел РФ, Минрегионразвития РФ, аппарат полномочного представителя Президента... |
подробнее
|
|
Александр Шохин: «Мы — за устойчивые партнерские отношения с властью» |
Президент РСПП Александр Шохин дал интервью «ПР» в преддверии открытия Седьмого международного инвестиционного форума «Инвестиции — путь развития экономики России», на котором, в частности, запланировано обсудить не только заявленную в... |
подробнее
|
|
Александр Ткачев: «Вы еще не знаете о Кубани?..» |
Кубанская земля уже давно известна как регион, где созданы по-настоящему комфортные условия для успешного осуществления инвестиционных проектов, включая прогрессивную законодательную базу, эффективно действующую систему сопровождения по принципу «одного окна». Решение о... |
подробнее
|
|
Эльвира Набиуллина: «Наши цели амбициозны» |
Проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации обсуждался на пленарном заседании Общественной палаты 4 июля 2008 г. С основным докладом на заседании выступила Эльвира НАБИУЛЛИНА, Министр экономического развития Российской Федерации. Представляя... |
подробнее
|
|
Виктор Вексельберг: «Нужно выдвигать системные и понятные вопросы» |
17 июля 2008 г. в Екатеринбурге состоялось очередное заседание Координационного совета Российского союза промышленников и предпринимателей в Уральском федеральном округе. |
подробнее
|
|
Инвестиции — на повышение качества жизни |
Московская область по рейтингу национального агентства «Эксперт РА» входит в список ведущих регионов в группе «Высокий потенциал — умеренный риск». Подмосковье является одним из наиболее привлекательных регионов для инвесторов. Основное... |
подробнее
|
|
Интеграционные проекты ученых Сибири |
Проведение фундаментальных и прикладных исследований в интересах общества, интеграция академической и отраслевой науки, содействие развитию наукоемких производств относятся к числу основных приоритетов Российской академии наук. На ближайшие пять лет важнейшая... |
подробнее
|
|
Бюджетные деньги вернутся в казну сторицей |
Уровень экономики Ростовской области сегодня позволяет причислять ее к наиболее динамично развивающимся субъектам Российской Федерации. По объемам валового регионального продукта область входит в число первых 20 регионов страны. Начиная с... |
подробнее
|
|
Инвестиционные горизонты Северной столицы |
По данным ведущих мировых рейтинговых агентств, Санкт-Петербург сегодня является одним из наиболее привлекательных для инвестиций российских городов. Местные власти укрепляют имидж Северной столицы, создавая максимально благоприятные условия для инвестиций, представляя... |
подробнее
|
|
Частный капитал пошел в АПК |
С улучшением макроэкономической ситуации в России аграрный сектор становится все более привлекательным для отечественных и иностранных инвесторов. Реализация приоритетного нацпроекта «Развитие АПК», меры по исполнению федеральных и региональных целевых сельхозпрограмм... |
подробнее
|
|
ЛУКОЙЛ. Энергия Юга России |
Наряду с добычей и переработкой нефти и газа, производством нефтепродуктов и продуктов нефтехимии, своим предназначением ЛУКОЙЛ считает содействие регионам их дальнейшему экономическому росту, социальной стабильности, процветанию и прогрессу, обеспечение сохранения... |
подробнее
|
|
ММК осуществляет рекордные инвестиции |
Основная стратегическая цель ОАО «ММК» — сохранение долгосрочной конкурентоспособности на мировом рынке металлопроката. Для достижения стратегических целей Магнитогорский металлургический комбинат реализует беспрецедентную по масштабам инвестиционную программу, которая охватывает десятилетний период... |
подробнее
|
|
ПИК-Автотранс. Новый игрок на рынке автоперевозок |
Основное направление деятельности ООО «ПИК-Автотранс» — оказание автотранспортных услуг для строительных предприятий Группы компаний ПИК, включая круглосуточную перевозку специальным автотранспортом железобетонных изделий, крупногабаритных и тяжеловесных грузов для строительства муниципального и... |
подробнее
|
|
|
|
|
НАШИ ПАРТНЕРЫ |
|
|