|
Главная / Текущий номер журнала / ОПК: актуальная тема / ОПК, инновации и национальная безопасность /
ОПК, инновации и национальная безопасность
Оборонно-промышленный комплекс традиционно играет весьма заметную роль в российской экономике и российском государстве в целом. От состояния ОПК во многом зависит как национальная безопасность государства, так и решение вопросов технического перевооружения важнейших отраслей народного хозяйства, степень удовлетворения потребностей населения в современных товарах, способных конкурировать с лучшими мировыми образцами.
Значение ОПК для российской экономики
Практически полностью российская высокотехнологичная продукция по авиации, космосу, судостроению, изделиям электроники, оптического приборостроения изготавливается в оборонной отрасли. Доля ОПК в производстве наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью в ТЭК составляет треть, в связи — две трети, в сложной медицинской технике — более половины.
Существенной особенностью функционирования современного ОПК России является значительная роль его экспортно-ориентированного сектора в жизни страны, поскольку оборонные предприятия и организации играют значительную роль во внешнеэкономической политике государства — в части экспорта наукоемкой машиностроительной продукции и технологий, т. к. здесь производится 27 % продукции отечественного машиностроения.
От развития экспортно-ориентированного сектора ОПК зависит место России на мировых рынках высоких технологий, вооружений и военной техники. С ним связано и решение таких сложных вопросов, как организация НИОКР, скорость овладения прорывными технологиями, создание современной системы стимулирования инновационных процессов в российской экономике.
Движитель экономического развития
Инновации — движитель, локомотив современного экономического развития. Согласно экспертным оценкам, только за счет совершенствования системы управления на основе активизации инновационных процессов и использования новых эффективных продуктов, услуг, технологий и систем стратегического управления изменениями предприятия (компании) способны обеспечить 10—20 % прироста эффективности уже через год, до 60—70 % — через два, и в дальнейшем — по 20—30 % ежегодно в течение нескольких лет.
Успех экономик развитых стран, предприятий и компаний сегодня определяюще и неразрывно зависит от эффективности фундаментальных научных исследований, от интеллектуального капитала, от создания инноваций и результатов их внедрения в конкретные технологические направления. Эффективное управление инновациями позволяет ведущим странам мира завоевывать ключевые позиции практически во всех сферах жизнедеятельности, занимать высокие места в рейтингах конкурентоспособности стран и бизнеса.
ОПК и инновации
ОПК России традиционно является средоточием нововведений и высоких технологий. Здесь инновационной деятельности всегда отводилось значительное место. Реализация целей и задач «оборонки» связана с решением проблем управления инновациями, с поиском новых форм взаимодействия технологически сопряженных производств, с выработкой приоритетов и инструментов государственного регулирования развития отрасли, с формированием стратегий поведения отечественных экспортеров на мировых рынках. Инновации являются важнейшим средством достижения конкурентных преимуществ предприятиями (компаниями) отрасли.
Однако развитие отечественного ОПК в последние десятилетия характеризуется немалыми трудностями, в том числе в вопросе разработки и внедрения ноу-хау. Во многом устойчивые позиции ОПК поддерживаются благодаря заделам, сформированным в 70—80-е гг. прошлого столетия, когда, например, каждый второй суперсовременный самолет и вертолет, производимые в мире, изготавливались в нашей стране. Впрочем, это относится к общей ситуации в экономике страны: на мировом рынке наукоемкой продукции нашим государством утеряны прежние высокие позиции — доля России снизилась до мизерных 0,5 %.
В этой ситуации российским предприятиям, в том числе оборонно-промышленным, приходится с трудом конкурировать на мировом рынке. Государству регулировать их деятельность также непросто, поскольку оно владеет лишь небольшой частью их акций. Из 1,5 тыс. оборонных предприятий третью часть составляют полностью частные предприятия, а еще треть имеют смешанную форму собственности.
В последнее время в структурной политике государства существенное внимание уделяется развитию отечественного ОПК, сохранившего значительные позиции на мировом рынке наукоемкой продукции. Это объяснимо и понятно: приоритетное развитие данного сектора поможет российской экономике занять достойное место на мировом рынке высоких технологий и стимулировать инновационные процессы. Ясно и то, что для этого необходимы соответствующие макроэкономические условия и регуляторы, которые должны включать в себя эффективный механизм государственной научно-технической и промышленной политики. На это в частности направлены усилия по созданию национальной инновационной системы, определяющей приоритетные направления инновационной деятельности и способствующей повышению конкурентоспособности отечественной экономики.
Приоритетные векторы развития
Активизация инновационной деятельности ОПК представляется ключевым элементом в оптимизации его работы. В качестве приоритетных направлений развития ОПК экспертами, как правило, называются следующие: содействие процессам концентрации средств прежде всего на разработке и производстве высокоэффективных конкурентоспособных образцов продукции; повышение эффективности военно-технического сотрудничества, расширение выпуска конкурентоспособных на мировом рынке образцов продукции; ослабление и устранение зависимости отечественного производства от зарубежных поставщиков при сохранении кооперационных связей с предприятиями государств — участников СНГ; создание условий и механизмов поддержки высокотехнологичных отраслей отечественной промышленности на внешних рынках, в том числе механизмов государственной поддержки; использование передовых информационных технологий, обеспечение информатизации при осуществлении НИОКР; проведение разумной политики по закреплению квалифицированных кадров, стимулированию их научной и производственной деятельности; развитие сектора высокотехнологичных промышленных услуг, включая сети консалтинговых, маркетинговых, информационно-аналитических центров, лизинговых, страховых и других компаний; совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей процессы реформирования и развития высокотехнологичных отраслей отечественной промышленности, оборонной промышленности в частности, ее инновационной деятельности в особенности.
Важной задачей, решаемой ОПК, является реформирование научной сферы, создание диверсифицированных центров науки и технологий, в которых должны быть собраны сохранившие дееспособность научные и научно-конструкторские подразделения научных организаций ОПК, а также ряда институтов РАН, традиционно на протяжении многих десятилетий работавших на «оборонку». Представляется целесообразным создание инновационных (инновационно-инвестиционных) фондов и ассоциаций — интегрированных систем холдингового типа, основной принцип деятельности которых — интегрированный менеджмент в формате «инновация — инвестор — предприятие — рынок».
Качественное формирование нового облика ОПК зависит от реализации выше указанных мероприятий в комплексе с мероприятиями федеральных программ и целенаправленного аккумулирования ресурсов государства на ключевых направлениях.
Уместно заметить, что ОПК играет заметную роль во внешнеэкономической стратегии государства по расширению экспорта наукоемкой продукции, ведь на ее долю приходится около 35 % экспорта машин и оборудования. За счет реализации продукции экспортно-ориентированного сектора государство ежегодно получает в казну несколько миллиардов долларов.
Однако чтобы соответствовать современным требованиям, управление инновациями в ОПК, на наш взгляд, требует развития прежде всего ввиду того, что недостаточно ориентировано на использование интеллектуального ресурса в качестве основного звена данного процесса.
Принципы инновационной политики и Стратегия-2020
Представляется, что в основу развития должны быть положены стратегическое планирование, разработка долгосрочных инноваций, а также руководство основными принципами формирования государственной инновационной политики РФ, к которым относятся:
- признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции и качества жизни населения;
- обеспечение государственного регулирования инновационной деятельностью в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;
- концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;
- пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;
- создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности;
- государственная охрана прав и интересов субъектов инновационной деятельности и интеллектуальной собственности;
- активизация международного сотрудничества в инновационной сфере;
- укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности.
От качества реализации принципов государственной инновационной политики РФ зависит состояние и будущее как каждого в отдельности предприятия (компании), каждой отдельной отрасли (в т. ч. оборонной), так и российской экономики в целом. К этому уместно добавить: от реализации инновационной политики зависит осуществление Стратегии-2020, которая предусматривает «нарастить объем выпуска инновационной продукции к 2020 году в 5—6 раз», что является весьма непростой задачей. И конечно же, от этого напрямую зависит уровень национальной безопасности нашего государства, создание необходимых условий для полноценной жизнедеятельности граждан, общества и государства.
Сергей КИСЕЛЕВ,
д. ф. н., профессор кафедры национальной безопасности Российской академии госслужбы при Президенте РФ
|
Сергей Иванов: «Кризис усложняет, но не отменяет задачи» |
Несмотря на негативные последствия мирового экономического кризиса, дальнейшее развитие оборонно-промышленного комплекса выделено государством одним из приоритетных направлений экономики в ближайшие кризисные и посткризисные годы. Такой акцент в расстановке опорных точек... |
подробнее
|
|
Роскосмос. Стратегия масштабного освоения |
В России — в стране таких титанов конструкторской мысли, как Константин Циолковский и Сергей Королев, в стране первого человека Земли, преодолевшего ее притяжение, Юрия Гагарина — космонавтика как отрасль изначально... |
подробнее
|
|
ОПК, инновации и национальная безопасность |
Оборонно-промышленный комплекс традиционно играет весьма заметную роль в российской экономике и российском государстве в целом. От состояния ОПК во многом зависит как национальная безопасность государства, так и решение вопросов технического... |
подробнее
|
|
Владимир Лузянин: «Предприятиям ОПК нужна продуманная политика государственного содействия» |
Нижегородское ОАО «Гидромаш» — ведущее российское предприятие по разработке, производству и испытаниям шасси, гидроцилиндров и гидроагрегатов для всех типов летательных аппаратов. Основано в 1805 г. как каретная фабрика. С 30-х... |
подробнее
|
|
Кризис и актуальные проблемы технического регулирования |
Обостряющиеся в условиях финансово-экономического кризиса проблемы реализации Федерального закона «О техническом регулировании», практики разработки и введения в действие технических регламентов тревожат специалистов в области стандартизации и сертификации. Генеральный директор ОАО... |
подробнее
|
|
Петр Красовский: «Метрология — лицо цивилизации» |
Сегодня нет такого вида человеческой деятельности, где не использовалась бы метрология. Ее стратегическая задача — обеспечивать потребности государства и общества в объективных и достоверных результатах измерений в целях промышленного и... |
подробнее
|
|
Владимир Надеин: «Энергобезопасность страны — дело общее» |
ООО «НГБ-Энергодиагностика» — одна из ведущих организаций страны в сфере независимого технического надзора, экспертизы, консультаций и сертификации. Здесь работают специалисты, чья известность выходит за пределы России. Эксперты компании принимали самое... |
подробнее
|
|
Диалог двух президентов |
13 апреля 2009 г., в первый день Недели российского бизнеса, состоялась встреча Президента РФ Дмитрия Медведева с президентом Российского союза промышленников и предпринимателей Александром Шохиным. |
подробнее
|
|
Деловой климат в России: |
14 апреля в рамках Недели российского бизнеса состоялось совместное заседание членов экспертного и федерального советов РСПП, а также руководителей региональных отделений союза. Поводом к встрече послужил выход в свет ежегодного... |
подробнее
|
|
Оздоровление кризисом |
В рамках Недели Российского бизнеса в первый день Форума Российского союза промышленников и предпринимателей прошла сессия «Проблемы оздоровления финансовой системы». В центре внимания были вопросы финансовой и банковской системы и... |
подробнее
|
|
Время действовать |
Основным мероприятием Недели стал ежегодный Всероссийский форум промышленников и предпринимателей, в котором приняли участи представители власти и бизнеса. Участники Форума выразили убежденность в том, что значимость диалога государства с бизнесом... |
подробнее
|
|
Точка зрения |
Современный этап развития российского государства характеризуется усилением влияния государства в экономике, усилением социальной направленности проводимых мероприятий и повышенным вниманием власти к реализации инфраструктурных и инновационных проектов. Свои комментарии по этим... |
подробнее
|
|
|
|
|
НАШИ ПАРТНЕРЫ |
|
|