|
Главная / Текущий номер журнала / ОПК: модернизация авиатехники / В бою побеждает интеллект /
В бою побеждает интеллект
«Удельные затраты на создание экспертных интеллектуальных систем на борту современного самолета в 2—3 раза дороже проектирования самого планера. Это говорит не только о сложности задач, стоящих перед разработчиками интеллектуальных технологий, но и о роли «бортового разума» для повышения боевых возможностей авиационной техники», — рассказывает генеральный директор ЗАО «Гефест и Т» Александр ПАНИН.
На передовой — малая компания
— Меня иногда спрашивают с удивлением: «Как силами малого предприятия можно решать такую сложнейшую техническую задачу, как совершенствование интеллекта боевого самолета?». На что даю наглядный ответ. Все знают, что гвоздь удобнее забивать одному человеку, бревно нести двум — третий в данном случае уже будет мешать. То есть число исполнителей той или иной работы должно быть целесообразным для условий ее выполнения. Наше предприятие было создано в то время, когда понятие «модернизация авиационной техники» приобретало совершенно новый смысл. Конечно же, такие шаги предпринимались и ранее. Но далеко не в том объеме, что сейчас. В отечественных ВВС лишь МиГ-21 можно назвать классическим примером реализации долгосрочной стратегии совершенствования стоящего на вооружении самолета. В доперестроечный период возможности бюджета позволяли создавать широкую номенклатуру авиационной техники. Под перечень новых тактических задач проектировался новый самолет. В 90-е возникла проблема повысить точность ударов бомбардировщиков, но уже в условиях значительной ограниченности средств. Решение задачи совершенствования возможностей фронтового ударного самолета за сравнительно малые деньги оказалось целесообразным поручить именно нашему малому инновационному предприятию ЗАО «Гефест и Т». Конкурентов тогда у нас практически не было. Мы были одни из первых, вышедших на рынок с подобными услугами. В то экономически нестабильное время, когда многие предприятия катастрофически теряли высококвалифицированные кадры, нам удалось сконцентрировать у себя в компании лучших специалистов, людей, отдавших авиации многие годы. Кроме того, уже тогда мы четко представляли себе и выгоды, которые открываются на пути стратегии последовательной модернизации боевой авиационной техники.
На испытаниях как в бою
Начиная с 1992 г., вплоть до 1996 г. государственный заказ по модернизации бортовых систем бомбардировщика Су-24М исполнялся «Гефестом» на уровне системных НИРов. Необходимо было провести исследования, доказывающие, что можно создать программный продукт, адаптирующий работу комплексов бортового оборудования самолетов под решение современных задач. В 1996 г. начались ОКР, потом серийная поставка усовершенствованных системных блоков на действующие самолеты.
На сегодняшний день принципиальное отличие нашей продукции, предлагаемой на рынок модернизации фронтового бомбардировщика, заключается прежде всего в его высоком качестве, гораздо более низкой себестоимости и, как отмечают заказчики, в несколько раз большей эффективности. Такие результаты в немалой степени были достигнуты благодаря особым подходам, сложившимся и отработанным уже на самых начальных этапах существования предприятия. Сжатые сроки и заданная стоимость выполнения модернизации Су-24М потребовали проведения работ непосредственно в условиях строя. Отработка систем происходила в процессе учебно-боевой подготовки летчиков на аэродроме Липецкого центра. Безусловно, полеты для пилотов проходили в мирном режиме. Но для инженеров уровень ответственности вполне можно было бы назвать боевым. Наши специалисты максимально учитывали рекомендации летчиков и оперативно дорабатывали новое бортовое оборудование. Сегодня технология модернизации отшлифована так, что ее можно выполнять прямо в полках. Это позволяет специалистам «Гефеста» при необходимости в кратчайшие сроки усовершенствовать максимальное число самолетов.
Одним из главных приоритетов при проектировании бортовых интеллектуальных систем является их надежность — во время полета нельзя перезапустить бортовой компьютер. Тут мы придерживаемся общего для конструкторов и программистов правила: «Не создавай больше необходимого». Совершенствование интеллекта самолета означает не нагромождение решений, а выполнение функциональных задач с минимальными затратами.
Вместе с тем простота в данном случае — понятие, конечно же, условное. Если до модернизации устаревшее бортовое оборудование ограничивало летно-технические возможности летательного аппарата, то после установки новых системных блоков его летные данные используются практически на 100 %.
СПРАВКА
Под модернизацией подразумевается изменение конструкции агрегатов или состава бортового оборудования существующего летательного аппарата в соответствии с новыми требованиями, нормами, достижениями науки и техники, при котором существенно улучшаются его летно-технические и тактико-экономические показатели.
Модернизация позволяет избежать проведения дорогостоящего цикла создания полностью новых моделей летательных аппаратов, сохранить в производстве и эксплуатации хорошо освоенные типы, придав им качественно новые свойства.
Третье поколение с перспективными задатками
Ответ на вопрос «Почему в качестве самолета для модернизации был выбран Су-24М?» вижу в том, что и сегодня эта машина является единственным ударным фронтовым комплексом в ВВС, способным решать различные задачи «по земле» как по номенклатуре средств поражения, так и по условиям применения, независимо от географического расположения объектов удара.
В 1970-е гг. по своему замыслу Су-24М открывал новое — третье поколение боевых самолетов. За 30 лет его эксплуатации в боевых частях он единожды переоснащался бортовыми системами — прицельно-навигационным комплексом и вооружением. Но бомбардировщик получился настолько перспективным для дальнейшего совершенствования, что на сегодняшний день эти возможности далеко не исчерпаны. Самолет позволяет летному составу выполнять поставленные задачи днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, отлично приспособлен для работы на малой высоте в условиях большой турбулентности.
На мой взгляд, трудно переоценить важность всего процесса модернизации Су-24М. Каждая система, которой сегодня оснащается этот самолет, по-своему уникальная. В том числе такой продукт модернизации, как электронная карта местности. Она позволяет экипажу отслеживать как ранее намеченные цели, так и вновь появившиеся (скрытые) объекты противника в реальном масштабе времени, оперативно сообщать о них на пункты управления и незамедлительно наносить удары имеющимися средствами поражения.
Внедрение интеллектуальных систем, которыми занимается предприятие «Гефест и Т», расширяет функциональные возможности бортового оборудования, связанные с управлением, оценкой боевой обстановки, боеспособностью самолета и всех систем. Они позволяют значительно снизить нагрузку и оказать помощь летчику в боевых ситуациях, оценить степень угрозы самолету со стороны воздушных и наземных средств поражения. Мы проектируем и устанавливаем на летательный аппарат и новый класс систем — бортовые оперативно-советующие экспертные системы типовых ситуаций полета, предназначенные для оказания интеллектуальной помощи при решении указанных задач.
Ведем разработку средств, применяемых по оперативной цели с оперативной точки маршрута. Эта задача очень актуальна уже тем, что позволяет успешно бороться с террористами, которые, как известно, о своем появлении заранее не сообщают.
На пути к качественному превосходству в воздухе
В ходе модернизации Су-24М решается достаточно широкий круг вопросов, которые найдут применение в создании самолетов пятого поколения и, конечно, беспилотных летательных аппаратов. Понятно, что выход на эти рубежи обязателен для российских ВВС. Он продиктован экономикой и современной тактикой ведения боевых действий. В последние годы возникли и новые требования к безопасности полетов. Мировая статистика показывает, что около 70—80 % авиационных происшествий связано с «человеческим фактором». В первую очередь из-за того, что экипаж, принимая решение, вынужден использовать информацию от значительного количества систем: пилотажной, навигационной, прицельной, радиолокационной. Выполнить такой объем функций в процессе решения различных задач невозможно без объединения вышеперечисленных средств в комплексные интегрированные системы и обеспечения эффективного взаимодействия с экипажем. Поэтому при модернизации существующих и разработке новых бортовых комплексов сегодня наблюдается тенденция их широкой интеграции с различными информационными системами для беспрерывного мониторинга воздушной обстановки, повышения уровня автоматизации бортового оборудования, разработки систем поддержки принятия решений, уменьшения количества контролируемых экипажем параметров и приборов, усовершенствования информационно-управляющего поля кабин. Все эти мероприятия ведут к уменьшению времени распознавания зрительного образа, снижению вероятности ошибочного восприятия информации, повышению резервов внимания экипажа.
О перспективах развития «бортового разума»
Основным отличительным качеством комплексов бортового оборудования самолетов 5-го поколения является развитая архитектура и интеллект, обеспечивающие высокую информационную поддержку выполнения полетного задания и высокий уровень автоматизации управления летательного аппарата на всех этапах полета.
Многоуровневая интеграция систем летательного аппарата и наземных комплексов в единую систему активного управления, реализованная ЗАО «Гефест и Т» при модернизации бортового и наземного оборудования самолета Су-24М, отработанная и проверенная в учебно-боевых действиях, способна существенно сократить время, затраты и освоение личным составом разработок перспективной военной техники.
СПРАВКА
Достоинства модернизации самолетов Су-24М по технологии ЗАО «Гефест и Т»:
1. Простота в переучивании и освоении практического применения СВП-24 летчиками и штурманами.
2. Необходимая навигационно-пилотажная и поисково-прицельная информация вполне достаточна, значительно снижает психофизиологическую нагрузку экипажа, удобна, позволяет экипажу слаженно работать на всех этапах применения фронтового бомбардировщика по его предназначению днем и ночью.
3. Упрощена работа экипажа при выполнении атак наземных целей со «свободного маневра» для исключения прямолинейности, шаблонности и снижения потерь от огневого противодействия противника.
4. Простота и удобство применения самолета Су-24М с СВП-24 при решении задач огневого поражения противника в интересах общевойскового командира в ходе выполнения боевого полета в динамике ведения боя (операции).
Созданная специалистами ЗАО «Гефест и Т» технология модернизации самолета позволяет значительно сократить количество испытательных полетов не только Су-24М, но и другой авиатехники. Суть в том, чтобы при этом проводить модернизацию и испытания летательных аппаратов непосредственно в строю.
|
Сергей Иванов: «Кризис усложняет, но не отменяет задачи» |
Несмотря на негативные последствия мирового экономического кризиса, дальнейшее развитие оборонно-промышленного комплекса выделено государством одним из приоритетных направлений экономики в ближайшие кризисные и посткризисные годы. Такой акцент в расстановке опорных точек... |
подробнее
|
|
Роскосмос. Стратегия масштабного освоения |
В России — в стране таких титанов конструкторской мысли, как Константин Циолковский и Сергей Королев, в стране первого человека Земли, преодолевшего ее притяжение, Юрия Гагарина — космонавтика как отрасль изначально... |
подробнее
|
|
ОПК, инновации и национальная безопасность |
Оборонно-промышленный комплекс традиционно играет весьма заметную роль в российской экономике и российском государстве в целом. От состояния ОПК во многом зависит как национальная безопасность государства, так и решение вопросов технического... |
подробнее
|
|
Владимир Лузянин: «Предприятиям ОПК нужна продуманная политика государственного содействия» |
Нижегородское ОАО «Гидромаш» — ведущее российское предприятие по разработке, производству и испытаниям шасси, гидроцилиндров и гидроагрегатов для всех типов летательных аппаратов. Основано в 1805 г. как каретная фабрика. С 30-х... |
подробнее
|
|
Кризис и актуальные проблемы технического регулирования |
Обостряющиеся в условиях финансово-экономического кризиса проблемы реализации Федерального закона «О техническом регулировании», практики разработки и введения в действие технических регламентов тревожат специалистов в области стандартизации и сертификации. Генеральный директор ОАО... |
подробнее
|
|
Петр Красовский: «Метрология — лицо цивилизации» |
Сегодня нет такого вида человеческой деятельности, где не использовалась бы метрология. Ее стратегическая задача — обеспечивать потребности государства и общества в объективных и достоверных результатах измерений в целях промышленного и... |
подробнее
|
|
Владимир Надеин: «Энергобезопасность страны — дело общее» |
ООО «НГБ-Энергодиагностика» — одна из ведущих организаций страны в сфере независимого технического надзора, экспертизы, консультаций и сертификации. Здесь работают специалисты, чья известность выходит за пределы России. Эксперты компании принимали самое... |
подробнее
|
|
Диалог двух президентов |
13 апреля 2009 г., в первый день Недели российского бизнеса, состоялась встреча Президента РФ Дмитрия Медведева с президентом Российского союза промышленников и предпринимателей Александром Шохиным. |
подробнее
|
|
Деловой климат в России: |
14 апреля в рамках Недели российского бизнеса состоялось совместное заседание членов экспертного и федерального советов РСПП, а также руководителей региональных отделений союза. Поводом к встрече послужил выход в свет ежегодного... |
подробнее
|
|
Оздоровление кризисом |
В рамках Недели Российского бизнеса в первый день Форума Российского союза промышленников и предпринимателей прошла сессия «Проблемы оздоровления финансовой системы». В центре внимания были вопросы финансовой и банковской системы и... |
подробнее
|
|
Время действовать |
Основным мероприятием Недели стал ежегодный Всероссийский форум промышленников и предпринимателей, в котором приняли участи представители власти и бизнеса. Участники Форума выразили убежденность в том, что значимость диалога государства с бизнесом... |
подробнее
|
|
Точка зрения |
Современный этап развития российского государства характеризуется усилением влияния государства в экономике, усилением социальной направленности проводимых мероприятий и повышенным вниманием власти к реализации инфраструктурных и инновационных проектов. Свои комментарии по этим... |
подробнее
|
|
|
|
|
НАШИ ПАРТНЕРЫ |
|
|