|
Главная / Текущий номер журнала / Машиностроение для ОПК / Cохранение и развитие предприятий — главная обязанность государства /
Cохранение и развитие предприятий — главная обязанность государства
Открытое акционерное общество «Аэродромные машины» (г. Великий Новгород) специализируется на разработке, производстве, ремонте средств наземного обслуживания летательных аппаратов тяжелее и легче воздуха, включая компрессорные станции, газозаправщики для кислорода, водорода, гелия, азота, а также водорододобывающие установки в интересах Министерства обороны РФ. В настоящее время «Аэродроммаш» динамично развивается, осваивая новую продукцию и успешно совершенствуя организацию своего производства.
О том, что волнует руководство предприятия на пути к достижению долгосрочных целей, рассказывает генеральный директор ОАО «Аэродромные машины» Константин ШЕВЧУК.
Кризис начался… не сегодня
— Константин Михайлович, несколько слов о том, с какими производственными результатами «Аэродроммаш» подошел к настоящему моменту и как кризисные явления в экономике страны отразились на его показателях?
— В настоящий момент, проведя глубокий анализ находящейся на вооружении газозарядной техники, «Аэродроммаш» «забросал» все инстанции многочисленными техническими предложениями по разработке новых образцов продукции, эффективность которых в 6—10 раз выше применяемых сейчас. Особого внимания заслуживает то, что нами автоматизированы процессы выдачи фиксированных доз и давлений газа, исключена трудоемкая работа ручного управления. Достаточно набрать цифровое значение дозы или давления, нажать кнопку «пуск» — и борт будет заряжен с минимальной погрешностью.
Что же касается деятельности предприятия в целом, то развиваемся мы успешно, ежегодно удваивая объемы работ. Все наши процессы лицензированы, технические решения запатентованы. Однако существуют и некоторые проблемные вопросы, к которым относятся следующие:
— недостаточное финансирование заказов, а также то, что мы ни разу не получили инфляционных компенсаций;
— износ технологического оборудования, который достиг 70 %;
— есть опасения по части недозагрузки полного портфеля заказов на этот год.
Дело в том, что в ряде выступлений руководителей страны было заявлено, что гособоронзаказ предусматривает поставку только новой техники, а финансирование ремонтов считается нецелесообразным. Следствием этого может стать развал ремонтных заводов и таких производств, как наше, где ремонты составляют 50 % от выполняемых работ. Ведь новые образцы доводятся до производства только через два-три года.
Кроме того, на сегодняшний день Министерство обороны РФ не произвело нам ни одного платежа. Задержаны зарплаты за январь, февраль, март. Предприятие перешло на трехдневную сокращенную неделю.
Словом, неуверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне для нас не нова. Ведь наше производство сильно зависит от решений, принятых наверху. А целевая политика в промышленности государством пока не разработана, и ее отсутствие создает действующим производствам большие проблемы.
«Если бы я был президентом…»
— Если рассматривать все эти проблемы вкупе с общекризисными, какие выводы и предложения по исправлению ситуации вы бы сделали?
— Когда-то, в молодые годы, меня очень увлекала рубрика в «Литературной газете» «Если бы я был директором». Сегодня, мне кажется, наибольший интерес вызвала бы рубрика «Если бы я был президентом». Потому что, став директором машиностроительного предприятия, я окунулся (обратите внимание — еще до кризиса!) вовсе не в созидательную работу, а в бесконечную борьбу за выживание. Перечислю только часть «моих» проблем данного рода.
Например, государственные контракты заключаются в лучшем случае в апреле, а заканчиваются в ноябре. В результате в течение следующих пяти месяцев мы, на свой страх и риск, ведем производство. По этой причине вынуждены часто задерживать зарплату, однако налоги на начисленную зарплату обязаны перечислить в установленный срок. При таких жестких условиях получается, что предприятие должно уплачивать в различные бюджеты иногда больше, чем имеет средств на расчетном счете. Это вынуждает все время искать законные «лазейки» для снижения налогового груза или брать кредиты под необоснованно большие проценты.
Более того, любая ошибка в бухгалтерской отчетности ведет к камеральной проверке — и не по конкретному вопросу, а с представлением огромной горы копий договорных, финансовых, бухгалтерских документов. Помимо того, что это многодневный бесполезный труд многих работников предприятия, это еще и нерациональная загрузка налоговых работников. Причем в случае разногласий представители налогового органа направляют нас в суд. Это сколько же необходимо содержать судов, чтобы разрешать такие мелочные претензионные проблемы? И почему налоговая инспекция имеет полномочия создавать проблемы, но не имеет полномочий их решать?
Как видите, конкретные задачи предприятия у нас никак не могут быть выполнены его руководителем и неизменно выходят на уровень «если бы я был президентом»… Но соль даже не в этом. Главное, что как-то незаметно, опираясь на менталитет нашего народа, а именно на его доверие к власти, мы сползли к самому худшему варианту государственного устройства, а перспективные рыночные отношения фактически применили во вред нашему народу и государству…
— Простите, но рыночные отношения никогда не были ни человечными, ни даже справедливыми, если рассматривать их с точки зрения социальных выгод — они были всегда жесткими и даже жестокими по определению. А с другой стороны, и плановая экономика советских времен имела множество своих пороков, не так ли?
— Разумеется. Во времена Л. Брежнева, например, величайшим пороком было уже одно то, что мощнейшую державу возглавляла группа престарелых личностей, для которых проблемы личного здоровья затмили проблемы государства. В эпоху М. Горбачева соцлагерь, созданный благодаря бесчисленным жертвам наших дедов и прадедов, был в одночасье разменян на чужую демократию и аплодисменты исконных недоброжелателей и завистников мощи нашей Родины. Во времена Б. Ельцина великий Советский Союз братских республик мы бездумно разменяли на посулы и обещания Запада, а героические усилия и труд миллионов защитников, созидателей и строителей социализма были разменяны на нищету, убогость, беспомощность и безработицу граждан собственной страны. Именно тогда приоритеты совести и патриотизма были подменены культом личного обогащения, а спокойный переход к денежно-товарным отношениям при снижении административного вмешательства (что было возможно!) — на бездумную приватизацию с фактическим грабежом, прежде всего трудящихся, а затем и с уничтожением большей части хозяйств и предприятий.
А ведь первоначально призыв к переходу на рыночную экономику имел совсем другое значение, вовсе не такое, какое понятие «рыночная экономика» приняло сейчас…
Работа над ошибками
— В чем же, на ваш взгляд, были допущены главные экономические ошибки, и чем это чревато для нашего сегодняшнего развития?
— Лично я полагаю, что никакой фатальной необходимости в проведении ваучеризации и стихийном отпуске цен в то время не было. Начинать нужно было с организации рынка земли. Наличие большого числа совхозов, колхозов, кооперативов в своей основной массе соответствовало и обеспечивало конкурентность и рыночность. Достаточно было бы отменить госзакупочные цены в этом секторе и позволить хозяйствам выращивать и продавать свою продукцию где угодно, по свободным ценам, а госзакупки осуществлять на рынках или в этих же хозяйствах, но по договорным ценам. В итоге такие хозяйства получили бы хорошие доходы, неизбежно востребовали бы необходимую инфраструктуру — банковскую, перерабатывающие предприятия, сельхозтехнику. Началось бы строительство дорог, школ, производств и т. д. Это была возможность создать и отрегулировать систему, в которую постепенно вовлеклась бы промышленность страны в целом! При этом мы смогли бы почти наверняка сохранить Советский Союз, не произошло бы катастрофического снижения производства, и духовно-нравственная атмосфера в обществе была бы сохранена. Постепенно выросло бы и уважение к рублю — рублю, заработанному в равных стартовых условиях, а не приватизированному «по-чубайсовски»…
А к чему мы пришли сейчас? Скажем, призывы к демократии утверждали активное участие народа в управлении государством на всех уровнях. А что мы имеем фактически? Все вопросы в стране решаются кулуарно, на всех уровнях навязан принцип «в целях получения прибыли», но настоящая прибыль сконцентрирована в руках немногочисленной группы лиц, остальных к ней не допускают. Причем 80—90 % работающего населения обложено непомерными налогами, обязательными отчислениями и платежами в различные фонды, наподобие пенсионного, платежами за обязательное медобслуживание, обучение, поборами за принудительную приватизацию и страхование, завышенными ценами на продукты питания, за фиктивные услуги ЖКХ, топливо и т. д.
Считаю, что отрыв цен от реальности, с учетом сверхдоходов олигархических структур, банков, торговых центров и пр. — это не что иное, как спекуляция в огромных масштабах, фактически узаконенная нашим сегодняшним государственным устройством. Такая спекуляция и коррупция, вместе взятые, способны «проесть» любой бюджет и любой полезный продукт, созданный трудом всего народа! На мой взгляд, именно эти спекулятивные деньги, не являющиеся трудовыми доходами, как раз и ведут к кризису.
— Так как же, по вашему мнению, следует изменить федеральную промышленную политику, дабы исправить положение дел?
— Прежде всего я бы счел наиболее актуальным активизацию административного ресурса государства. В этом смысле высшее руководство страны сегодня усиленно демонстрирует нам:
- борьбу с коррупцией с призывом к участию в ней широкой общественности;
- противодействие экстремизму, а фактически оппозиционным силам;
- защиту частной собственности, но почему-то только самых богатых в самой бедной стране;
- внедрение и реализацию целевых инвестиционных программ;
- создание госкорпораций и агентств — (обратите внимание!) в целях концентрации имущества или эффективного расходования средств;
- обеспечение конкурентности при практическом отсутствии производственных предприятий, создающих эту самую конкурентную среду.
При этом все перечисленные направления сопровождаются заявлениями о необходимости ограничить участие госслужащих в решении хозяйственных вопросов с целью профилактики получения взяток от граждан или юридических лиц.
На мой взгляд, ссылка на «широкую общественность» или «простой трудящийся народ» в данном случае совершенно несостоятельна. Простые граждане по возможности избегают контактов с чиновниками, а если и решают какие-то проблемы через взятки, то афишировать этого не будут, дабы не получить отмены достигнутых результатов. И вообще, простому человеку, на мой взгляд, в сложившейся социально-экономической ситуации глубоко безразлично все, что не касается лично его и его близких. Простому человеку нужна в первую очередь работа. И сохранение предприятий — это сохранение рабочих мест. Это и есть наиболее существенная социальная помощь, которую обязано обеспечить государство.
Кроме того, наша страна сейчас как никогда остро нуждается в сокращении бюрократического аппарата. Ожидаемый результат — сокращение коррупции во столько раз, во сколько раз будет сокращен госаппарат, учитывая также значительную экономию средств на его содержание. В то же время необходимо всеми способами добиваться активизации административного ресурса, кардинально изменив его структуру и идеологию.
Но самое главное заключается в том, чтобы госчиновники, руководители министерств и предприятий были ответственны:
-
за конкретные планы строительства, производства, обеспечения и т. д.;
-
за справедливое отношение к подчиненным и гражданам при их обращении за помощью, направление их не в суд и прокуратуру, а к чиновнику, в чьем ведении находится решение вопроса;
-
за аморальные и коррупционные действия подчиненных;
-
за исполнение обязанностей не только в соответствии с буквой закона, а в целях достижения справедливости и разумности, с пользой для страны;
-
за защиту труженика, инвалида, больного и просто честного человека.
На деле же чиновничий аппарат у нас огромен, а мы заставляем людей решать проблемы только через суд! При этом в нашей стране так исторически сложилось, что прокуратура и суды ассоциируются в сознании каждого россиянина с органами наказания, а чиновники-управленцы — с государством. В то же время необходимо отчетливо понимать, что, лишая управленцев возможности участия в решении насущных вопросов, мы не только отторгаем граждан от участия в делах государства, но и подрываем идеологию единства общества, единства России.
Или вот вам еще один пример. Сейчас довольно широко рекламируется подача деклараций доходов госслужащих как один из методов борьбы с коррупцией. Однако сведения, указанные в декларациях, как правило, выглядят очень неубедительно, особенно с учетом реальных доходов и реального имущества, которым владеют те или иные конкретные чиновники. А ведь все вопросы, связанные с коррупцией, чрезвычайно важны, и их необходимо рассматривать, на мой взгляд, гораздо шире. Сейчас, в ситуации кризиса, особенно важно выявлять все нетрудовые доходы и детально разработать законодательную процедуру конфискации этих доходов в госбюджет. Руководство страны при этом могло бы заметно прибавить себе авторитета, если бы публично установило верхнюю планку доходов для любого физического лица.
Контратака на кризис
— Итак, какие антикризисные меры вы считаете наиболее важными?
— Прежде всего надо отметить, что финансовый кризис позволил гораздо глубже выявить проблемы, существующие внутри нашего общества, и особенно заметно активизировал вскрытие «болячек» в реальном секторе экономики, ибо проблемы конкретных промышленных предприятий — это всегда отражение проблем всей страны в конкретных условиях того или иного производства.
На мой взгляд, взгляд практика с огромным стажем работы в ОПК, необходима срочная корректировка идеологии и структуры управления промышленностью. Что касается идеологии, то, мне кажется, что наибольшего внимания и поддержки заслуживает статья Ю. Лужкова в «Российской газете». Не могу не согласиться с тем фактом, что идеология «получения прибыли», фактически узаконившая любые махинации, которые зачастую с созидательными целями ничего общего не имеют, себя изжила. Сферы обслуживания и торговли развиваются при этом очень интенсивно, а сфера производства продолжает падать. Это означает только одно: следует на законодательном уровне закрепить перераспределение прибыли таким образом, чтобы увеличить конкурентоспособность промышленного производства по сравнению с другими сферами.
Любой руководитель, любой предприниматель, работающий в реальном секторе, знает, что наши предприятия не способны комплектовать отечественную технику изделиями собственного производства, что многих комплектующих нет в номенклатуре поставок, нет специализированных институтов и заводов, которые бы их производили. И с каждым днем мы теряем независимость от иностранного производства изделий, которые раньше разрабатывали и производили сами. И фактически получается, что для страны более важна сейчас проблема отсутствия конкретных производств, чем конкурентность. Поэтому в стратегическом плане независимость от иностранных производств является приоритетом развития.
У нас же существующие и вновь созданные министерства, госкорпорации, агентства — все какие-то виртуальные, с функциями скорее коммерческими и посредническими, нежели созидательными, которые зачастую не несут никакой ответственности за организацию конкретной работы. В то же время тысячи предприятий ОПК никем не управляются, хотя и привлекаются к выполнению гособоронзаказа.
Напрашивается вывод, что данная конструкция госинститутов управления не то что не эффективна, но даже вредна. И остается только сожалеть, что начиная с 80-х годов прошлого столетия Россия как государство из «застойного» превратилось в социально несправедливое, коррумпированное, настолько зависимое от импорта и доллара! Для меня совершенно очевидно, что по причине отсутствия Госплана и целевых министерств в стране воцарился производственный хаос. И расчет на то, что предприниматели сами отрегулируют воспроизводство нужных товаров и изделий, не оправдался.
СПРАВКА
Продукция ОАО «Аэродроммаш»
-
Средства удержания самолетов А3202-0000.
-
Передвижные газозаправщики ПГЗ-2500, 2МВ 9401, 2МВ 9402, Г-2А.
-
Унифицированная газозарядная станция УГЗС. М.
-
Станция компрессорная полевая водородная ПВК-320.
-
Водорододобывающая установка ВУ-500.
-
Газовая система старта аэростатических аппаратов ГСС-21.
ОАО «Аэродроммаш» выполняет опытно-конструкторские работы по созданию: газозаправщика водорода и гелия на 5000 м3, 400 кгс/см2; водорододобывающей установки, производительностью 900 м3/час; газозарядной станции на 400 кгс/см2 на все виды газов, включая водород, гелий, кислород.
— Так что же теперь следует предпринять конкретно в промышленности?
— Прежде всего вернуться к государственному планированию:
- оценить имеющиеся ресурсы;
- выявить существующий дефицит научно-исследовательских учреждений, заводов, конкретных изделий; кадровый дефицит, дефицит сырьевых и материальных ресурсов;
- запланировать необходимое строительство и последовательность устранения дефицита, ликвидировать опасную зависимость от зарубежных поставок;
- запланировать расходы и цены на исходные материалы.
Причем возвращаться к стратегическому планированию нужно через отраслевые министерства, ставя перед ними конкретные задачи по налаживанию разработок и производств, строительству новых предприятий, воспроизводству научных и производственных кадров. На рыночных отношениях это не скажется, а вот координация обеспечит целенаправленное развитие всей промышленности — вместо размазывания госбюджета по каким-то инвестиционным программам, не имеющим ни конкретного содержания, ни конкретной формы и границ по результатам и срокам.
Но самое плохое то, что управление инвестициями сегодня поручается не ученым, научно-техническим или производственным специалистам, а коммерсантам, которых интересует только коммерческая выгода, а не технический результат.
В связи с этим считаю необходимым:
- ввести ограничения по заработной плате не только госслужащим, но и участникам бизнеса, а дивиденды на период кризиса перечислять в бюджет;
- ввести переменную шкалу налогов на собственность и доходы (чем больше собственность и выше доходы, тем больше должны быть отчисления в бюджет), а малоимущих и безработных освободить от налогов и обязательных платежей до минимума;
- установить (хотя бы на год) твердые государственные цены на исходное сырье и материалы, энергоресурсы, сельхозпродукты. Тем самым все предприятия будут поставлены в равные условия, и справедливое ценообразование производимых товаров и продукции будет обеспечено.
В заключение хотелось бы сделать некоторые выводы.
Все вышесказанное представляет собой хотя и неполную, но все же попытку анализа кризисных явлений применительно к России. Перечислю еще раз их основные причины и «этапы развития». Вследствие бесконтрольного отпуска цен и тотальной приватизации в нашей стране в начале 90-х годов практически остановилось производство. В большинстве отраслей создалось катастрофическое положение дел ввиду полного отсутствия средств как на счетах предприятий, так и у населения. Трудоспособное население страны при этом вынуждено было начать заниматься исключительно торговлей, а на уровне государства, в связи с отсутствием спроса внутри страны, все возможные ресурсы (в основном сырьевые) были переориентированы на экспорт по демпинговым ценам. Большинство новоиспеченных хозяев продавали все — и заводы, и военную технику, и лес… Многие из них именно в этот период прошли свои «университеты» и получили «высшее образование», став истинными профессионалами в вопросах коррупции и безнаказанного воровства.
Во многом благодаря этому в Россию огромным потоком потекли второсортные товары и колоссальные инвестиции в форме кредитов, предназначенных главным образом для закупки этих же самых товаров. У общества создалось впечатление относительного благополучия. В результате в течение 90-х годов переориентации производимых ресурсов на внутреннее потребление сделано не было; не строились и не модернизировались заводы, не создавались сельхозпредприятия. Руководство страны и олигархические структуры чувствовали себя при этом достаточно комфортно, а среди политических партий не нашлось мощного инициатора для реформирования сложившейся ситуации.
В настоящее время, на мой взгляд, было бы наиболее целесообразно приложить максимум усилий, экономических и политических, к восстановлению совместного со странами СНГ хозяйства, т. к. именно в них, в каждой из них были ранее заложены и интегрированы в общее целое взаимосвязанные производственные ресурсы. Ведь разобщили нас не столько границы и национальная принадлежность, сколько различия интересов правительств в борьбе за собственность и ресурсы.
Сегодня часто звучат слова о социальной политике компаний, о социальной направленности антикризисной политики государства… По сути, это и есть фактическое признание востребованности нынешним обществом социализма (слова одного корня). Общественно направленный капитализм с товарно-денежными отношениями, соответствующий стандартам мировой экономики и с плановой экономикой по примеру Советского Союза, на мой взгляд, и может стать образцовой моделью государственного устройства России.
Беседовала Алла ЧЕБОТАРЕВА
|
Сергей Иванов: «Кризис усложняет, но не отменяет задачи» |
Несмотря на негативные последствия мирового экономического кризиса, дальнейшее развитие оборонно-промышленного комплекса выделено государством одним из приоритетных направлений экономики в ближайшие кризисные и посткризисные годы. Такой акцент в расстановке опорных точек... |
подробнее
|
|
Роскосмос. Стратегия масштабного освоения |
В России — в стране таких титанов конструкторской мысли, как Константин Циолковский и Сергей Королев, в стране первого человека Земли, преодолевшего ее притяжение, Юрия Гагарина — космонавтика как отрасль изначально... |
подробнее
|
|
ОПК, инновации и национальная безопасность |
Оборонно-промышленный комплекс традиционно играет весьма заметную роль в российской экономике и российском государстве в целом. От состояния ОПК во многом зависит как национальная безопасность государства, так и решение вопросов технического... |
подробнее
|
|
Владимир Лузянин: «Предприятиям ОПК нужна продуманная политика государственного содействия» |
Нижегородское ОАО «Гидромаш» — ведущее российское предприятие по разработке, производству и испытаниям шасси, гидроцилиндров и гидроагрегатов для всех типов летательных аппаратов. Основано в 1805 г. как каретная фабрика. С 30-х... |
подробнее
|
|
Кризис и актуальные проблемы технического регулирования |
Обостряющиеся в условиях финансово-экономического кризиса проблемы реализации Федерального закона «О техническом регулировании», практики разработки и введения в действие технических регламентов тревожат специалистов в области стандартизации и сертификации. Генеральный директор ОАО... |
подробнее
|
|
Петр Красовский: «Метрология — лицо цивилизации» |
Сегодня нет такого вида человеческой деятельности, где не использовалась бы метрология. Ее стратегическая задача — обеспечивать потребности государства и общества в объективных и достоверных результатах измерений в целях промышленного и... |
подробнее
|
|
Владимир Надеин: «Энергобезопасность страны — дело общее» |
ООО «НГБ-Энергодиагностика» — одна из ведущих организаций страны в сфере независимого технического надзора, экспертизы, консультаций и сертификации. Здесь работают специалисты, чья известность выходит за пределы России. Эксперты компании принимали самое... |
подробнее
|
|
Диалог двух президентов |
13 апреля 2009 г., в первый день Недели российского бизнеса, состоялась встреча Президента РФ Дмитрия Медведева с президентом Российского союза промышленников и предпринимателей Александром Шохиным. |
подробнее
|
|
Деловой климат в России: |
14 апреля в рамках Недели российского бизнеса состоялось совместное заседание членов экспертного и федерального советов РСПП, а также руководителей региональных отделений союза. Поводом к встрече послужил выход в свет ежегодного... |
подробнее
|
|
Оздоровление кризисом |
В рамках Недели Российского бизнеса в первый день Форума Российского союза промышленников и предпринимателей прошла сессия «Проблемы оздоровления финансовой системы». В центре внимания были вопросы финансовой и банковской системы и... |
подробнее
|
|
Время действовать |
Основным мероприятием Недели стал ежегодный Всероссийский форум промышленников и предпринимателей, в котором приняли участи представители власти и бизнеса. Участники Форума выразили убежденность в том, что значимость диалога государства с бизнесом... |
подробнее
|
|
Точка зрения |
Современный этап развития российского государства характеризуется усилением влияния государства в экономике, усилением социальной направленности проводимых мероприятий и повышенным вниманием власти к реализации инфраструктурных и инновационных проектов. Свои комментарии по этим... |
подробнее
|
|
|
|
|
НАШИ ПАРТНЕРЫ |
|
|