|
Главная / Текущий номер журнала / Атомная промышленнось / Новая модель социального партнерства в атомной отрасли /
Новая модель социального партнерства в атомной отрасли
Основным направлением деятельности Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз работодателей атомной промышленности, энергетики и науки России» является работа на федеральном и отраслевом уровнях социального партнерства по защите интересов работодателей—членов Союза.
Сегодня Союз работодателей активно участвует в работе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) над проектами документов, определяющих вектор движения государства, общества, бизнеса в социально-трудовой сфере в условиях мирового финансового кризиса.В 2008 г. в атомной отрасли произошло изменение существовавшей долгие годы трехсторонней и формирование новой, уникальной модели социального партнерства. В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ создана Госкорпорация «Росатом», которой переданы основные функции ликвидированного Федерального агентства по атомной энергетике. Госкорпорация — некоммерческая организация, что не позволяет ей быть стороной отраслевого соглашения, однако ее координирующая роль в отрасли требует обязательного участия атомщиков в системе социального партнерства. В этой связи руководством Росатома было принято решение войти в Правление Союза работодателей, в Отраслевую комиссию по регулированию социально-трудовых отношений. При этом в Отраслевом соглашении по атомной энергетике, промышленности и науке на 2009—2011 гг. (далее — Соглашение), заключенном 13 февраля 2009 г. Союзом работодателей и отраслевым профсоюзом, Госкорпорация выступает в качестве участника, принимающего на себя широкий круг обязательств в социально-трудовой сфере. Таким образом, мы оказались первопроходцами в выстраивании социально-партнерской модели с участием госкорпорации.Необходимо подчеркнуть, что никогда ранее в истории взаимодействия Союза работодателей с профсоюзом стороны не были так ограничены во времени, отведенном на подготовку и заключение Соглашения. Тем ценнее результат проделанной работы, но с тем же связаны и возможные затруднения при реализации отдельных пунктов документа, которые следовало подвергнуть большей и формальной и смысловой шлифовке.Нам удалось убедить профсоюзы отказаться от многих нереальных требований, например, от возложения на работодателя обязанности согласовывать локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, с профсоюзным органом, поскольку отсутствие четкого и недвусмысленного понимания процедуры согласования локального нормативного акта в законодательстве (в отличие от процедуры учета мнения) может стать причиной социального конфликта.Соглашение — правовой акт, и используемые в нем термины и положения должны быть юридически определенными. Он по природе своей — компромиссный документ, поэтому отдельные предложения наших социальных партнеров, хотя и не были обоснованными с правовой точки зрения и не учитывали финансовые возможности организаций отрасли, но были приняты представителями работодателей. Так, в Соглашение включена норма, устанавливающая повышение размера месячной тарифной ставки (оклада) работника первого разряда промышленно-производственного персонала до уровня 0,8 прожиточного минимума трудоспособного населения в субъектах РФ, на территории которых расположены организации (пункт 6.2.2).Члены Отраслевой комиссии от Союза работодателей неоднократно поднимали вопрос о недопустимости увязки размера тарифной ставки и прожиточного минимума. Указывали, что это приведет к дискриминации в оплате труда работников одной организации, имеющих одинаковую квалификацию, но работающих в разных субъектах РФ.Для выполнения пункта 6.2.2 потребуется пересмотреть успешно действующую систему оплаты труда в такой ключевой организации атомной отрасли, как ОАО «Концерн Энергоатом». В целях подгонки под Соглашение действующей системы оплаты труда организации либо вообще проигнорируют этот пункт, либо будут вынуждены идти на различные ухищрения, в частности, уменьшать межразрядные коэффициенты. И это будет экономически целесообразно, но не приведет к улучшению положения работников.В связи с наличием в Соглашении таких «конфликтных» норм возрастает роль Отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений как органа, способного найти взаимоприемлемый способ применения норм Соглашения, а также проконтролировать исполнение обязательств Соглашения.От совместной, конструктивной работы социальных партнеров зависит успешная реализация заложенных в Соглашении принципов и норм, а значит и процветание отрасли.
Александр ИВАНОВ, руководитель сектора нормативно-правового обеспечения ОООР «Союз работодателей атомной промышленности, энергетики и науки России»
|
Сергей Иванов: «Кризис усложняет, но не отменяет задачи» |
Несмотря на негативные последствия мирового экономического кризиса, дальнейшее развитие оборонно-промышленного комплекса выделено государством одним из приоритетных направлений экономики в ближайшие кризисные и посткризисные годы. Такой акцент в расстановке опорных точек... |
подробнее
|
|
Роскосмос. Стратегия масштабного освоения |
В России — в стране таких титанов конструкторской мысли, как Константин Циолковский и Сергей Королев, в стране первого человека Земли, преодолевшего ее притяжение, Юрия Гагарина — космонавтика как отрасль изначально... |
подробнее
|
|
ОПК, инновации и национальная безопасность |
Оборонно-промышленный комплекс традиционно играет весьма заметную роль в российской экономике и российском государстве в целом. От состояния ОПК во многом зависит как национальная безопасность государства, так и решение вопросов технического... |
подробнее
|
|
Владимир Лузянин: «Предприятиям ОПК нужна продуманная политика государственного содействия» |
Нижегородское ОАО «Гидромаш» — ведущее российское предприятие по разработке, производству и испытаниям шасси, гидроцилиндров и гидроагрегатов для всех типов летательных аппаратов. Основано в 1805 г. как каретная фабрика. С 30-х... |
подробнее
|
|
Кризис и актуальные проблемы технического регулирования |
Обостряющиеся в условиях финансово-экономического кризиса проблемы реализации Федерального закона «О техническом регулировании», практики разработки и введения в действие технических регламентов тревожат специалистов в области стандартизации и сертификации. Генеральный директор ОАО... |
подробнее
|
|
Петр Красовский: «Метрология — лицо цивилизации» |
Сегодня нет такого вида человеческой деятельности, где не использовалась бы метрология. Ее стратегическая задача — обеспечивать потребности государства и общества в объективных и достоверных результатах измерений в целях промышленного и... |
подробнее
|
|
Владимир Надеин: «Энергобезопасность страны — дело общее» |
ООО «НГБ-Энергодиагностика» — одна из ведущих организаций страны в сфере независимого технического надзора, экспертизы, консультаций и сертификации. Здесь работают специалисты, чья известность выходит за пределы России. Эксперты компании принимали самое... |
подробнее
|
|
Диалог двух президентов |
13 апреля 2009 г., в первый день Недели российского бизнеса, состоялась встреча Президента РФ Дмитрия Медведева с президентом Российского союза промышленников и предпринимателей Александром Шохиным. |
подробнее
|
|
Деловой климат в России: |
14 апреля в рамках Недели российского бизнеса состоялось совместное заседание членов экспертного и федерального советов РСПП, а также руководителей региональных отделений союза. Поводом к встрече послужил выход в свет ежегодного... |
подробнее
|
|
Оздоровление кризисом |
В рамках Недели Российского бизнеса в первый день Форума Российского союза промышленников и предпринимателей прошла сессия «Проблемы оздоровления финансовой системы». В центре внимания были вопросы финансовой и банковской системы и... |
подробнее
|
|
Время действовать |
Основным мероприятием Недели стал ежегодный Всероссийский форум промышленников и предпринимателей, в котором приняли участи представители власти и бизнеса. Участники Форума выразили убежденность в том, что значимость диалога государства с бизнесом... |
подробнее
|
|
Точка зрения |
Современный этап развития российского государства характеризуется усилением влияния государства в экономике, усилением социальной направленности проводимых мероприятий и повышенным вниманием власти к реализации инфраструктурных и инновационных проектов. Свои комментарии по этим... |
подробнее
|
|
|
|
|
НАШИ ПАРТНЕРЫ |
|
|