|
Главная / Текущий номер журнала / Неделя российского бизнеса / В кулуарах /
В кулуарах
Владимир ЧИБИРКИН, президент РОР «Союз работодателей Республики Мордовии», генеральный директор ОАО «Электровыпрямитель»
— Как бы вы охарактеризовали деловой климат в Мордовии?
— Неоднозначно. В Мордовии принята антикризисная программа (руководит ею Н. Меркушкин, глава Республики Мордовия), и, по сравнению с общероссийской, у нас есть особенности. В Республике хорошо развит аграрный сектор, способный при определенной поддержке увеличить объем продукции в 3—4 раза. Первый квартал 2009 года показал, что к уровню того же периода 2008 года здесь есть прирост продукции и финансов. В промышленном секторе, особенно в машиностроении, много проблем, большие издержки (система АвтоВАЗа и др.), сильный спад в кабельной промышленности, строительстве. Росхиммаш, изготавливающий цистерны для ОАО «РЖД», как градообразующее предприятие вошло в список-295, но пока объемы мало изменились.
Помогает программа по переобучению кадров и выполнению общественных работ, на что выделено 97 млн руб. из федерального бюджета. Все пункты российской антикризисной программы у нас действуют и усилены по ряду направлений. Например, приняты меры по сохранению научных центров. Строительство технопарков вводится на условиях финансирования 50 % из бюджета РФ, 50 % — РМ. Это будущие рабочие места и продукция для предприятий, работающих в первую очередь в Республике.
Наш Союз активно участвовал в ряде совещаний на уровне Приволжского ФО и Республики, мы выступали в качестве экспертов с предложениями по программе, были подписантами соглашения о работе в кризисных условиях между РЖД и РМ. Главная задача — не уменьшить объемов и сохранить коллективы. Это общая цель для Союза и руководства Республики.
Вера СУТУЛИНА,
начальник организационного отдела НП «Иркутское объединение работодателей»
— Какова социальная обстановка на предприятиях, входящих в объединение?
— Сложная обстановка на Байкальском ЦБК — его сбросы в Байкал остановлены. Но замкнутый цикл на комбинате дает только серую бумагу, не пользующуюся спросом. руководство ЦБК вынуждено сокращать 2-тысячный коллектив. А ведь это градообразующее предприятие Байкальска, являющееся поставщиком тепла для города. На других предприятиях тоже сложно: часть работников в отпусках, часть получает пособие по безработице.
— Какие меры принимало ваше партнерство?
— Уже в декабре прошлого года мы собрали президиум, пригласили представителей нашего правительства. При партнерстве была создана своя антикризисная группа, также мы направили своих представителей в правительственную антикризисную группу (ее возглавляет губернатор И. Есиповский). В целом в проект антикризисной программы работодатели внесли около 50 предложений и замечаний (от партнерства, территориальных, отраслевых союзов и от работодателей). При обсуждении были откорректированы наиболее емкие моменты (тарифы, коммунальные услуги и пр.). Еженедельный мониторинг ведется при правительстве области. В октябре 2008-го встречались с губернатором, в апреле встретимся вновь для обсуждения выполнения плана антикризисных мер. Свои предложения мы направляли и в РСПП, они уже доведены до российского правительства и частично приняты (например, по малому бизнесу).
Игорь БЕЛЫХ,
исполнительный директор РОР «Кузбасский союз работодателей», ответственный секретарь Координационного совета СФО
— Кузбасс — это в первую очередь уголь, во вторую очередь — это металлургия, это кокс, алюминий. Любые экономические проблемы отражаются на системообразующих предприятиях нашего региона. Поскольку значительно упали объемы реализации, нет заказчиков, достаточно сложно все это дело обстоит в Кузбассе. Учитывая специфику региона, в настоящее время власть предпринимает очень серьезные меры по выходу из кризисной ситуации. Губернатор А. Тулеев делает основной упор на строительство, в том числе и жилищное. Развитие строительной отрасли потянет за собой и многие другие — и производство металла, стройматериалов, цемента. у нас проходит переориентирование экономики в сторону доминирования индустриального сектора над сырьевым.
Николай УТРОБИН,
председатель РОР «Тамбовская областная ассоциация промышленников и предпринимателей», председатель совета директоров ПГ «Крата»
— Как охарактеризуете деловой климат в Тамбовской области?
— Совместно с губернатором мы создали антикризисную группу, и она эффективно работает. Поэтому удалось смягчить влияние кризиса в ноябре-декабре и особенно в январе. Крупного сокращения на предприятиях нет, есть сокращенный рабочий день. Два предприятия — Маршанская мануфактура и Котовский лакокрасочный завод — подошли к банкротству. Но были приняты меры: из членов Союза создали комиссию по восстановлению их экономики.
Областная антикризисная программа создавалась совместно с нашим объединением и предусматривает несколько направлений. Первое — создание спроса на региональную продукцию. Сейчас готовим большую выставку «Товары, которые мы производим». Это поможет прояснить нужды области и расширить в несколько раз муниципальные и региональные заказы. Второе — проблема энергосбережения. Она вообще перспективна. Рассматриваем современные энергосберегающие технологии, решили организовать такие заказы, которые бы стимулировали их внедрение. Третье — планируем соглашения с банками, с тем чтобы найти средства на инвестиционные проекты регионального значения. Думаем также ввести продуктовые, целевые кредиты и все-таки облегчить ставки рефинансирования.
Евгений УСКОВ,
генеральный директор Объединения работодателей «Московский областной союз промышленников и предпринимателей»
— Какой климат сложился в московском Объединении?
— Климат в нашем Объединении конструктивный. Готовимся провести съезд, где рассмотрим все моменты, отразившиеся на предприятиях в связи с кризисом. Хотя в Московской области его последствия пока не так жестоки: за последние годы предприятиями созданы определенные заделы, экономика их была стабильная, продукция пользовалась спросом. Мы рассматриваем очень актуальные вопросы по кадровому обеспечению, по подготовке предприятий к вступлению в ВТО, по реконструкции и техперевооружению предприятий.
Однако в конце 2008 года, когда кризис затронул все сферы деятельности, наши предприятия попали в обстановку недостаточного спроса даже на очень качественную продукцию, начали поступать отказы даже по ранее заключенным договорам. С учетом положения в области утверждена программа антикризисных мер. Наше Объединение присутствует на заседаниях правительства, обсуждая программу во всех сферах. Невзирая на кризис, мы поднимаем вопросы стимулирования предприятий к техперевооружению — пусть не сегодня, но к 2010 году по этой части будет разработана ведомственная программа Министерством промышленности и науки Московской области. Также мы стремимся найти в правительстве поддержку в погашении ставки рефинансирования Центробанка порядка двух третей из областного бюджета. Надо отметить, у нас установился неплохой контакт с Правительством МО, и мы действительно равные социальные партнеры в трехстороннем соглашении. Так что намерены использовать всю силу своей консолидации.
Александр ТРЕТЬЯКОВ,
председатель Объединения работодателей Омской области:
— Как характеризуется социальная обстановка в Омской области, и что предпринимает ваше Объединение в связи с кризисом?
— Обстановка в области стабильная: готовились к худшему — и получили неплохой результат, во многом благодаря предыдущей работе. Когда еще только начинались проблемы, возник вопрос: как снижать издержки? И такой инструмент, как «увольнение рабочих», наше Объединение отвергло сразу. Изначально мы нацеливали руководителей на то, чтобы не разрушать команды. Ведь без коллективов мы не сможем работать ни в кризис, ни после него. Можно говорить о сокращении рабочего дня, недели, об отпусках. Понятно, что это тоже своего рода скрытая безработица, но она лучше, чем массовые увольнения. А в итоге мы сами удивились статистике: официальная безработица в начале 2009 года у нас даже снизилась по сравнению с тем же периодом 2008-го.
Еще один позитивный фактор — оперативное взаимодействие с региональной властью и федеральными органами. В декабре на правительственном заседании по антикризисным мерам наше объединение как один из инициаторов разработало ряд задач. Это дало толчок к принятию ряда программ в начале 2009 года. Совместно с главным управлением занятости области мы провели уже два мероприятия среди коллег-работодателей по снятию напряженности на рынке труда. По проблемам кризиса прошло три круглых стола, связанных с формулировкой наших предложений для региональной и для муниципальной власти. Все это позволяет использовать разные формы материальной поддержки работников, находящихся под угрозой увольнения.
Валерий ЦЫБАНЕВ,
генеральный директор Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей:
— Что делает ваша Ассоциация по минимизации последствий кризиса?
— Пытаемся выжить. Первое в рамках возможного — организовывать внутренний спрос, то есть максимально загрузить мощности за счет гособоронзаказа, госзаказа, облзаказа. Второе — работаем на стыке банк—предприятие, с тем чтобы отладить процессы, связанные с растущими кредитами. Третье — вопросы экономии издержек. Организовываем обучение наших предприятий: например, учим их программе бережливости при минимальных затратах, которая была разработана в свое время фирмой Тойота и внедрена на ГАЗе.
Недавно состоялось собрание членов ассоциации по вопросу о расширении доступа предприятий к финансам с участием губернатора Валерия Шанцева и всех ведущих банкиров. У финансистов тоже проблемы: они живут в риск, упал потребительский спрос на кредиты. Как следствие, компании, связанные кредитами, не могут произвести продукцию, а деньги от предыдущих кредитов не вернутся в банк. Социальная обстановка на предприятиях сложная: идет сокращение, особенно в автопроме.
Как разорвать этот порочный круг проблем? Договариваться. На региональном уровне нами принято решение о предоставлении госгарантий со стороны правительства области — несколько миллиардов рублей на эти цели выделено. Хотя это кредиты под хорошие проценты. Но и предприятиям тоже предъявляется ряд требований. Так что будем работать, искать выходы из множества проблем.
Сергей СМОЛЕНЦЕВ,
заместитель председателя, исполнительный директор Координационного совета объединений РСПП в ДФО
— Ситуация с тарифами естественных монополий сейчас очень непростая. Как вы можете прокомментировать курс выбранной политики и его влияние на экономику Дальнего Востока?
— На мой взгляд, тарифная политика нуждается в разумном регулировании. Это в интересах выравнивания условий для регионов и компаний, в интересах справедливой конкуренции, и, в конце концов, в интересах формирования единого экономического пространства в Российской Федерации.
К сожалению, действующая тарифная политика на транспорте фактически превращает российский Дальний Восток в экономический остров. Транспортный тариф зачастую делает бессмысленной перевозку продукции в центральные регионы России. При этом в значительной степени потребность дальневосточных компаний покрывается поставками из центральных областей, несмотря на дороговизну перевозки и наличие возможностей собственного производства такой продукции на предприятиях Дальнего Востока. Поэтому главная задача нашего Координационного совета — налаживание кооперационных производственных связей в округе. Будем настойчиво использовать для ее решения как информационные технологии, так и организационный потенциал региональных объединений работодателей. Есть надежда на деятельную поддержку региональных властей, которые проявляют заинтересованность в том, чтобы на нашем сайте собирался полный «банк информации» о производственных возможностях и потребностях предприятий округа.
— Законодательный проект запрета на экспорт круглого леса, несомненно, направлен на сохранение лесного богатства и повышение количества предприятий, занимающихся лесопереработкой. Но ведь у большинства предприятий нет мощностей для переработки, и вряд ли они появятся от запретительных мер. Как обстоит ситуация в этой отрасли на Дальнем Востоке?
— В кризисном состоянии мирового рынка запрет на экспорт круглого леса сказался на нас негативно. Безусловно, перевод российского лесного комплекса на производство продукции глубокой переработки леса выглядит идеологически привлекательным. А фактически это привело к тому, что позиции российских лесоэкспортеров в одночасье оказались практически утраченными. Потому что с принятием Россией ограничительных решений по вывозу круглого леса мировой рынок кругляка не прекратил своего существования, и уходом российских поставщиков немедленно воспользовались предприятия Новой Зеландии, Канады, занявшие бывший российский сегмент рынка.
В итоге пока получилось, как обычно: реализация решения отодвинута, а негативный результат уже достигнут. В тяжелом положении оказались коллективы, рабочие отрасли, которые не могут с легкостью сменить мотопилу на тонкий инструмент краснодеревщика, а поселок лесозаготовителей превратить в центр высоких технологий с той скоростью, с какой принимаются судьбоносные для них решения.
Переход к более высокой степени переработки сырья — это правильное направление, но и российский сегмент на мировом рынке круглого леса не хотелось бы отдавать.
Анатолий КАРАЧИНСКИЙ,
член Бюро Правления РСПП, руководитель комиссии РСПП по реформе образования, президент Группы компаний «Информационные бизнес системы»
— Одним из приоритетов развития государства на ближайшую перспективу обозначено инновационное развитие. Как, на ваш взгляд, может быть решен этот вопрос? Что сегодня нового в этой связи произошло?
— Инновационное развитие — понятие само по себе очень широкое. Россия имеет большой потенциал в этом направлении. Но, к сожалению, об этом у нас только говорится, но ничего не делается. Давайте посмотрим на Индию. Кто мог себе представить 30 лет назад, что сегодня она будет зарабатывать на экспорте от продажи интеллектуальных услуг почти $50 млрд?!.. А все потому, что за инновационным развитием индусов стоит мощное государство, для которого экспорт является ключевой задачей. У нас этим никто не интересуется. Даже не понятно, кто отвечает за инновационную политику в России. Я не знаю такого человека. А невозможно добиться никакого прогресса, когда нет ответственного лица. Вот в чем проблема.
Нужно учесть еще один факт. На мой взгляд, одна из причин кризиса в России — недиверсифицированная структура экспорта. Он у нас в основном сырьевой. Если мы сделаем его только инновационным, тоже ничего хорошего не получится. Примером может служить Южная Корея, обладающая мощным инновационным экспортом. Да, они делают самые лучшие в мире танкеры, тяжелые грузовики и т. д., но во времена кризиса это никому не нужно. Поэтому для такой страны, как мы, необходим сбалансированный экспорт.
Для начала надо определиться с целью инновационного развития. Либо мы ставим задачу диверсификации, либо стимулируем и перевооружаем российские предприятия. Это абсолютно разные стратегии. А пока я вижу у нас только одну систему стимулирования, разных нет. Потому что мы боимся себе признаться в том, что не можем решить управленческую задачу по администрированию разных налогов для разных секторов экономики.
Андрей НЕЧАЕВ,
президент банка ОАО «Российская финансовая корпорация», председатель совета директоров Единой национальной страховой компании,
Министр экономики РФ в 1991–1993 гг.
— В развитии отечественной экономики в 2009 году обозначались три тенденции: возрастание роли государства в экономике, социальность социальной деятельности государства и ее активизация, повышенное внимание к развитию инфраструктуры и инновационных проектов. Какова ваша точка зрения?
— Усиление роли государства и чрезмерное его вмешательство в экономику у нас произошло гораздо раньше, когда фактически без провозглашения этого был взят курс на строение модели, похожей на модель государственного капитализма. Если бы мы взяли до кризиса любой сколько-нибудь значимый сектор, то увидели бы, за малым исключением, что там ключевую роль играет либо государственная компания, либо контрольно государственная. Это «Лукойл», «Роснефть», «Транснефть», «Рособоронэкспорт», «ВТБ» и т. д. Список можно продолжать не бесконечно, но очень долго. И то, что в кризис произошло еще большее усиление государственного сектора, настораживает и вызывает крайнюю опасность. Если сделать еще поправку на уровень российского бюрократизма и коррупции, то к государству как к хозяйственному субъекту следует относиться особенно осторожно.
Что касается государства в роли социальной политики, это, безусловно, нормально. Хотя в кризис наше правительство именно в социальной политике оказалось неподготовленным. Когда выделили первые деньги на программы трудоустройства безработных, переквалификацию, внутреннюю миграцию и т. д., их не к чему было применять, деньги долгое время были невостребованными. Потому что в регионах отсутствуют программы по данным направлениям.
К инновациям у меня двойственное отношение. Потому что у нас на уровне принципов, приоритетов, общих тезисов, в той же антикризисной программе, они провозглашены. Но, если проанализировать конкретные мероприятия, деньги, которые выделяются, то мы обнаружим, что на самом деле ничего нет. Ни государственного финансирования, ни налогового стимулирования.
Елена ПАНИНА,
депутат Государственной Думы РФ, заместитель председателя Комитета ГД по промышленности
— В развитии отечественной экономики в 2009 году обозначались три тенденции: возрастание роли государства в экономике, социальность социальной деятельности государства и ее активизация, повышенное внимание к развитию инфраструктуры и инновационных проектов. Что вы думаете по этому поводу?
— Все три направления сами по себе абсолютно правильные, но, к сожалению, они развиваются не в том русле. Беда в том, что у нас все идет не по мировому опыту, а куда-то вкривь и вкось.
Социальная политика в реальном секторе должна быть более активной. Ее цель реально создавать и развивать рабочие места, помогать удерживаться на плаву. А у нас что? Любой бизнес не сможет выдержать тех процентов, которые заявлены для кредитно-заемных оборотных средств, в итоге их нет. При таких условиях бизнес становится нерентабельным, он все равно разорится, потому что продукция предприятия не найдет сбыта. Наша социальность сводится к тому, что мы искусственно латаем дыры и поддерживаем занятость. Такая же картина прослеживается в повышении пенсий. Заявлено, что минимальная пенсия у пенсионеров будет повышена до прожиточного минимума пенсионера. И никто не задается вопросом: каков он? А я вам скажу, три с небольшим тысяч рублей. Можно прожить на этот минимум?
Для того чтобы инновации внедрялись и стали реальной жизнью нашей промышленности, тоже ничего не делается. Не предоставляются налоговые каникулы, возможность приобретения оборудования без пошлины, а еще лучше по лизингу. До сих пор не заработал как следует российский венчурный фонд. В итоге разработанные нашими оборонными предприятиями технологии внедрить невозможно, и они успешно уходят за рубеж. Зато потом мы тратим гораздо больше, покупая у них готовую технику, являющуюся фактически нашей. Поэтому для начала нам нужна хотя бы нормативная база, для того чтобы путь от разработки до внедрения инноваций был максимально сокращен.
|
Сергей Иванов: «Кризис усложняет, но не отменяет задачи» |
Несмотря на негативные последствия мирового экономического кризиса, дальнейшее развитие оборонно-промышленного комплекса выделено государством одним из приоритетных направлений экономики в ближайшие кризисные и посткризисные годы. Такой акцент в расстановке опорных точек... |
подробнее
|
|
Роскосмос. Стратегия масштабного освоения |
В России — в стране таких титанов конструкторской мысли, как Константин Циолковский и Сергей Королев, в стране первого человека Земли, преодолевшего ее притяжение, Юрия Гагарина — космонавтика как отрасль изначально... |
подробнее
|
|
ОПК, инновации и национальная безопасность |
Оборонно-промышленный комплекс традиционно играет весьма заметную роль в российской экономике и российском государстве в целом. От состояния ОПК во многом зависит как национальная безопасность государства, так и решение вопросов технического... |
подробнее
|
|
Владимир Лузянин: «Предприятиям ОПК нужна продуманная политика государственного содействия» |
Нижегородское ОАО «Гидромаш» — ведущее российское предприятие по разработке, производству и испытаниям шасси, гидроцилиндров и гидроагрегатов для всех типов летательных аппаратов. Основано в 1805 г. как каретная фабрика. С 30-х... |
подробнее
|
|
Кризис и актуальные проблемы технического регулирования |
Обостряющиеся в условиях финансово-экономического кризиса проблемы реализации Федерального закона «О техническом регулировании», практики разработки и введения в действие технических регламентов тревожат специалистов в области стандартизации и сертификации. Генеральный директор ОАО... |
подробнее
|
|
Петр Красовский: «Метрология — лицо цивилизации» |
Сегодня нет такого вида человеческой деятельности, где не использовалась бы метрология. Ее стратегическая задача — обеспечивать потребности государства и общества в объективных и достоверных результатах измерений в целях промышленного и... |
подробнее
|
|
Владимир Надеин: «Энергобезопасность страны — дело общее» |
ООО «НГБ-Энергодиагностика» — одна из ведущих организаций страны в сфере независимого технического надзора, экспертизы, консультаций и сертификации. Здесь работают специалисты, чья известность выходит за пределы России. Эксперты компании принимали самое... |
подробнее
|
|
Диалог двух президентов |
13 апреля 2009 г., в первый день Недели российского бизнеса, состоялась встреча Президента РФ Дмитрия Медведева с президентом Российского союза промышленников и предпринимателей Александром Шохиным. |
подробнее
|
|
Деловой климат в России: |
14 апреля в рамках Недели российского бизнеса состоялось совместное заседание членов экспертного и федерального советов РСПП, а также руководителей региональных отделений союза. Поводом к встрече послужил выход в свет ежегодного... |
подробнее
|
|
Оздоровление кризисом |
В рамках Недели Российского бизнеса в первый день Форума Российского союза промышленников и предпринимателей прошла сессия «Проблемы оздоровления финансовой системы». В центре внимания были вопросы финансовой и банковской системы и... |
подробнее
|
|
Время действовать |
Основным мероприятием Недели стал ежегодный Всероссийский форум промышленников и предпринимателей, в котором приняли участи представители власти и бизнеса. Участники Форума выразили убежденность в том, что значимость диалога государства с бизнесом... |
подробнее
|
|
Точка зрения |
Современный этап развития российского государства характеризуется усилением влияния государства в экономике, усилением социальной направленности проводимых мероприятий и повышенным вниманием власти к реализации инфраструктурных и инновационных проектов. Свои комментарии по этим... |
подробнее
|
|
|
|
|
НАШИ ПАРТНЕРЫ |
|
|