|
Главная / Текущий номер журнала / Неделя российского бизнеса / Из выступлений /
Из выступлений
Валерий ФЕДОРОВ,
директор ВЦИОМ
— По заказу РСПП наш институт второй год проводит опросы промышленников и предпринимателей в рамках подготовки доклада о деловом климате в России. Опрос проводился перед наступлением кризиса, в сентябре-октябре 2008 года. Были опрошены 1200 предпринимателей (по 30 в каждом субъекте РФ) в трех макроотраслях: промышленность и строительство, транспорт и связь, обслуживание и торговля. В каждой макроотрасли исследовались предприятия крупного (30%), среднего (50%) и малого бизнеса (20 %) по 150 параметрам.
По основным показателям делового климата в России в 2008 г. отмечена положительная динамика. В частности, улучшились отношение населения к предпринимателям и восприятие предпринимателями курса развития страны в целом.
Тем не менее большинство параметров были и остаются в зоне неодобрения. Наиболее критично, как наихудшие, оцениваются: возможность создания нового бизнеса с нуля, защищенность частной собственности законом, уровень социальной ответственности бизнеса, свобода отношений бизнеса и власти от коррупции, развитие законодательной базы предпринимательства. Почти ни по одному из этих показателей значимой позитивной динамики не зафиксировано (если и есть, то лишь в зоне десятых-сотых долей процента).
Из позитивных факторов на первом месте — самооценка предпринимателя (его ответ на вопрос, насколько успешно развивается ваш бизнес) — по семибалльной системе получила 4,63 балла. По вопросу «Что мешает предпринимательской деятельности в России?» выявлены две острые проблемы: недостаток квалифицированных кадров (в 2007 году — 53 %, в 2008 году — 60 %) и рост цен (2007 году — 38 %, 2008 году — 52 %). Устойчиво острыми остаются проблемы избыточно высоких налогов и неэффективного налогового администрирования (43 % и 45 %), коррупция на всех уровнях власти (42 % и 43 %) и высокие административные барьеры (41 % и 42 %). В качестве главной угрозы для своего бизнеса спустя два-три года наиболее остро воспринимаются нехватка профессиональных кадров, активная конкурентная среда и т. д. В вопросе о состоянии инфраструктуры, необходимой для ведения бизнеса, хуже всего оцениваются автодороги, плохо развиты институты коллективных инвестиций, небанковские финансовые услуги, биржи, водоснабжение и водоотведение и электроэнергетика. Неплохие результаты у телекоммуникаций, банковской системы, железных дорог, страховой инфраструктуры бизнеса (более подробно см. на http://rspp. ru/).
Анатолий ТУРЧАК,
председатель РОР «Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга»,
руководитель регионального отделения РСПП, президент компании «ЛЕНИНЕЦ»
— В проекте Программы Правительства РФ второй по значимости проблемой названа недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов экономики. Причины подобного положения — это прежде всего низкая производительность труда, сверхвысокие ставки по кредитам, постоянный рост цен и тарифов на услуги монополистов, высокие налоги, глубоко порочный способ доведения государственного оборонного заказа, инфляция, съедающая все усилия бизнеса по росту заработной платы. Несырьевой сектор работает в неконкурентной среде. Деловой климат в России для обрабатывающих производств, да еще высокотехнологичных и наукоемких, угнетает производство.
Срочно нужна промышленно-инновационная политика. Необходимо выделение в ее составе приоритетных видов научно-промышленной деятельности, создание для них протекционистского, даже сверхпротекционистского делового климата — налогового, таможенного, финансового, материального, трудового, информационного.
Это особенно важно в связи с тем, что многие эксперты говорят о том, что выход из кризиса связан с необходимостью смены существующего технологического уклада. В результате будет создана принципиально новая инновационная экономика — на основе нано-, био- и информационных технологий. В США в антикризисном плане Полсона предусмотрена поддержка промышленности за счет специального инновационного фонда, удвоение (!) расходов федерального бюджета на НИОКР и частичное финансирование новых рабочих мест в высокотехнологичных отраслях.
Проектом Программы предусмотрено снижение объема государственных инвестиций по сравнению с ранее запланированным. Это очень плохо. Нужно любой ценой, например, за счет снижения поддержки банков, увеличить объем госинвестиций. Это должно быть первым и главным условием антикризисной работы…
Важнейшей составляющей экономики России является оборонный комплекс. Он обеспечивает безопасность страны, одновременно выполняя роль главного инновационного двигателя экономики. К сожалению, именно этот сектор находится в крайне неблагоприятном деловом климате. У большинства предприятий производственный цикл — шесть-девять месяцев. Технология формирования гособоронзаказа находится в вопиющем противоречии с технологическим циклом предстоящих работ.
Предприятиям навязывают твердую фиксированную цену на продукцию по ГОЗ. Для НИОКР и продукции с длительным циклом производства — это нереально.
Несмотря на утвержденные дефляторы Минэкономразвития, заказывающие управления Минобороны РФ применяют свои, принятые внутренними документами, которые не отражают реальную рыночную действительность. Заказчики не принимают в расчет фактические затраты в случае резкого повышения в течение года цен на отдельные виды сырья, материалов, энергоресурсов.
Показатель прибыли, закладываемый в цену, каждое заказывающее управление устанавливает свой.
В настоящее время авансирование выделяется не более 40 %. До предприятий авансы доходят с опозданием, а в госконтрактах заказчик записывает пункт «…отсутствие авансирования не освобождает от исполнения контракта в полном объеме».
Возникают вопросы: а нужно ли формировать гособоронзаказ на основе конкурсов в условиях исторически сложившегося монополизма в этом секторе? Нужно ли кредитоваться под выполнение госзаказа? Потом отдавать банкам заложенные пушки, танки и ракеты?
Представляется, что Федеральный закон №94 для гособоронзаказа не работает и требует срочного пересмотра.
Борис КУЗНЕЦОВ,
заместитель директора Межотраслевого аналитического центра
— Проблемы создает не сам по себе кризис, а те действия, которые правительство предпринимает для его преодоления и смягчения последствий. К сожалению, большая часть сильных стратегических мер страдает непродуманностью.
Основной проблемой с точки зрения делового климата является то, что правительство вынуждено нарушать многие правила, сформулированные для всех. То есть большинство антикризисных мер носят явно неприемлемый, селективный характер. Мы помогаем отдельным предприятиям, как правило, крупным и сверхкрупным. При этом мы не задумываемся, что будет со всеми остальными. Мы не задумываемся, что ставим эти предприятия, работающие в определенном секторе, в неравные условия. Как им конкурировать?
И наиболее страдающим сегментом является средний бизнес…
По экспертным оценкам, около 60 % всех ресурсов достаются крупному и сверхкрупному бизнесу. Малый и микробизнес получает 5 %. Но из этого не следует, что оставшиеся 35 % приходятся на средний бизнес. Как оценить долю, которые получают бенефициары среднего размера, сказать сложно, но это явно не сопоставимо с долей этого сектора в промышленности.
Многие антикризисные меры, по сути своей, являющиеся временными, принимаются правительством без объявления сроков прекращения, что создает для бизнеса дополнительную неопределенность. И так во время кризиса сложно планировать, прогнозировать, что дальше будет!… Мы подталкиваем бизнес к не самым эффективным решениям, которые после того, как кризис кончится, потребуют от нас усилий по выходу из этих мер.
|
Сергей Иванов: «Кризис усложняет, но не отменяет задачи» |
Несмотря на негативные последствия мирового экономического кризиса, дальнейшее развитие оборонно-промышленного комплекса выделено государством одним из приоритетных направлений экономики в ближайшие кризисные и посткризисные годы. Такой акцент в расстановке опорных точек... |
подробнее
|
|
Роскосмос. Стратегия масштабного освоения |
В России — в стране таких титанов конструкторской мысли, как Константин Циолковский и Сергей Королев, в стране первого человека Земли, преодолевшего ее притяжение, Юрия Гагарина — космонавтика как отрасль изначально... |
подробнее
|
|
ОПК, инновации и национальная безопасность |
Оборонно-промышленный комплекс традиционно играет весьма заметную роль в российской экономике и российском государстве в целом. От состояния ОПК во многом зависит как национальная безопасность государства, так и решение вопросов технического... |
подробнее
|
|
Владимир Лузянин: «Предприятиям ОПК нужна продуманная политика государственного содействия» |
Нижегородское ОАО «Гидромаш» — ведущее российское предприятие по разработке, производству и испытаниям шасси, гидроцилиндров и гидроагрегатов для всех типов летательных аппаратов. Основано в 1805 г. как каретная фабрика. С 30-х... |
подробнее
|
|
Кризис и актуальные проблемы технического регулирования |
Обостряющиеся в условиях финансово-экономического кризиса проблемы реализации Федерального закона «О техническом регулировании», практики разработки и введения в действие технических регламентов тревожат специалистов в области стандартизации и сертификации. Генеральный директор ОАО... |
подробнее
|
|
Петр Красовский: «Метрология — лицо цивилизации» |
Сегодня нет такого вида человеческой деятельности, где не использовалась бы метрология. Ее стратегическая задача — обеспечивать потребности государства и общества в объективных и достоверных результатах измерений в целях промышленного и... |
подробнее
|
|
Владимир Надеин: «Энергобезопасность страны — дело общее» |
ООО «НГБ-Энергодиагностика» — одна из ведущих организаций страны в сфере независимого технического надзора, экспертизы, консультаций и сертификации. Здесь работают специалисты, чья известность выходит за пределы России. Эксперты компании принимали самое... |
подробнее
|
|
Диалог двух президентов |
13 апреля 2009 г., в первый день Недели российского бизнеса, состоялась встреча Президента РФ Дмитрия Медведева с президентом Российского союза промышленников и предпринимателей Александром Шохиным. |
подробнее
|
|
Деловой климат в России: |
14 апреля в рамках Недели российского бизнеса состоялось совместное заседание членов экспертного и федерального советов РСПП, а также руководителей региональных отделений союза. Поводом к встрече послужил выход в свет ежегодного... |
подробнее
|
|
Оздоровление кризисом |
В рамках Недели Российского бизнеса в первый день Форума Российского союза промышленников и предпринимателей прошла сессия «Проблемы оздоровления финансовой системы». В центре внимания были вопросы финансовой и банковской системы и... |
подробнее
|
|
Время действовать |
Основным мероприятием Недели стал ежегодный Всероссийский форум промышленников и предпринимателей, в котором приняли участи представители власти и бизнеса. Участники Форума выразили убежденность в том, что значимость диалога государства с бизнесом... |
подробнее
|
|
Точка зрения |
Современный этап развития российского государства характеризуется усилением влияния государства в экономике, усилением социальной направленности проводимых мероприятий и повышенным вниманием власти к реализации инфраструктурных и инновационных проектов. Свои комментарии по этим... |
подробнее
|
|
|
|
|
НАШИ ПАРТНЕРЫ |
|
|