голос российского бизнеса
Промышленник России
Промышленник России
Сентябрь 2012 / Главная тема

Александр Лейбович: «Бизнес заинтересован в прозрачной системе квалификаций»

О формировании новой системы квалификаций России, основанной на компетентностном подходе и профессиональных стандартах, о системе независимой оценки и сертификации квалификации, дающей возможность рынку труда получать достоверную информацию о качестве подготовки кадров, рассказывает Александр ЛЕЙБОВИЧ, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций РСПП, первый заместитель директора Федерального института развития образования.

«Бизнес заинтересован в прозрачной системе квалификаций»

– Тема профессиональных стандартов прозвучала в одном из первых указов Президента РФ Владимира Путина, что говорит об её актуальности. Какие, по вашему мнению, были предпосылки к указу?

– Действительно, в одном из своих первых указов президент Путин обозначил задачу перехода на профессиональные стандарты как основу развития новой системы квалификаций для России. Перед Россией стоит серьёзная задача перехода на  инновационный путь развития, а это невозможно без коренной смены парадигмы развития квалификаций.

Мы хорошо понимаем: несмотря на то, что система квалификаций в РФ модернизировалась последние 20 лет, идеологически она берёт начало ещё в  советском периоде, когда систем квалификации, например для специалистов с  высшим образованием, практически не разрабатывалось.

Но сейчас наступило другое время, и мы не можем уже развиваться нормально в рамках системы квалификаций, которая могла выполнять свою функцию в условиях плановой, жёстко контролируемой экономики, фактически с одним собственником в лице государства и редкой сменой технологических процессов. Исходя из этих соображений, руководство страны и  поставило задачу формирования новой системы квалификаций России, которая основывалась бы на современных подходах, принятых в развитых, рыночно ориентированных системах, в том числе в Европейском союзе.

В то же время Указ Президента РФ о формировании к ноябрю этого года Национального плана развития профессиональных стандартов и разработки до 2015 года не менее 800 профессиональных стандартов возник не на голом месте.

За эти годы было разработано более 60 профессиональных стандартов. Сейчас около 150 профессиональных стандартов находится в разработке.

Примерно 5 лет назад идея создания новой системы квалификаций, основанных на  профессиональных стандартах, возникла в Российском союзе промышленников и  предпринимателей. В течение нескольких лет велась серьёзная работа по  методологическому обоснованию новых подходов к развитию квалификаций, на  апробацию этих подходов в ряде видов экономической деятельности. 

Эту работу мы вели совместно с Минобрнауки России и многими крупными компаниями, корпорациями, объединениями работодателей.

– Что удалось сделать за это время?

– Мы фактически сформировали определённый пул экспертов, которые освоили новую методологию, могли консультировать компании, взявшие на себя миссию первопроходцев по формированию профессиональных стандартов.

За эти годы было разработано более 60 профессиональных стандартов. Сейчас около 150 профессиональных стандартов находится в разработке. Этот процесс инициативный, он был основан на понимании работодателями необходимости отказа от устаревших квалификационных справочников и перехода к профессиональным стандартам, которые не только содержательно являются более современными с точки зрения описания квалификаций, но и методологически ориентированы на целостный анализ и описание видов трудовой деятельности в рамках бизнес-процессов.

Создаваемая система квалификаций даст возможность определить требования и к работникам уровня квалифицированных рабочих, и к работникам, осуществляющим поддержку технологического процесса, и к управленцам, администраторам, которые выполняют руководство развитием технологических процессов в отрасли.

– Какой основной принцип заложен в профессиональных стандартах?

– Методологически профессиональные стандарты основываются на современных подходах к анализу трудовых процессов. Целостность анализа и описания требований к квалификации работников, занятых в трудовом процессе, – это главный принцип разработки профессиональных стандартов. Естественно, приходится рассматривать трудовую деятельность, осуществляемую на различных квалификационных уровнях, ориентируясь на компетентностный подход к сути квалификации.

Для того чтобы навести определённый порядок в понимании трактовки квалификационных уровней в целом в стране и сделать нашу систему квалификаций прозрачной для наших зарубежных партнёров, используется такой инструмент, как Национальная рамка квалификаций.

– Как кратко описывается этот документ?

– Национальная рамка квалификаций – это документ общего характера. Он  связывает систему труда с системой образования и подготовки кадров и определяет наиболее общий взгляд на требования к работникам определённых квалификационных уровней, которые различаются в стране.

Должен сказать, что сейчас выработан и общий европейский подход к  определению квалификационных уровней и описанию квалификаций, который объединён в документе, называемом Европейская рамка квалификаций. Это некие рекомендации, некий формат соглашений, который выработан представителями разных стран, чтобы понимать друг друга, сделать транспарентной систему подготовки кадров и более мобильными – трудовые ресурсы.

Национальная рамка квалификаций разработана силами Министерства образования и науки Российской Федерации, РСПП и ряда институтов, научно-методических подразделений компаний, корпораций.

Этот документ уже не один год широко обсуждается. В настоящее время он  де-факто уже используется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации для разработки отраслевых квалификационных рамок.

Раскрывая такое понятие, как Национальная рамка квалификаций, надо рассмотреть несколько вопросов: какие квалификационные уровни различаются в  России и в чём состоит основная задача подготовки профессионалов на различных квалификационных уровнях.

Мы в данном случае соблюдаем преемственность с общеевропейскими подходами, но с небольшой разницей. В РФ на высших квалификационных уровнях до сих пор различаются уровень кандидата наук и уровень доктора наук. Уровень кандидата наук в целом считается эквивалентным уровню PHD в европейской системе, а  уровень доктора наук фактически уникален на сегодняшний день для России и ряда других стран бывшего социалистического лагеря. Таким образом, мы имеем на один квалификационный уровень больше.

– А сколько всего уровней предусмотрено?

– Национальная рамка квалификаций РФ насчитывает не восемь квалификационных уровней, как в Европе, а девять. Но в целом подход примерно аналогичный. Мы  имеем целостное описание требований к работникам соответствующего квалификационного уровня – наиболее общее, которое характерно для большинства отраслей.

При этом используется определённая система дескрипторов, то есть способов описания требований к работникам определённого квалификационного уровня через характеристику способов применения знаний и умений, которыми они должны обладать, а также через формулировку требований к общей компетентности специалиста.

В сущности, такой набор дескрипторов характерен и для международных подходов к формированию квалификационных рамок, хотя мы, естественно, учитывали особенности развития российской терминологии в таких сферах, как экономика труда, педагогика профессионального образования, которые исторически были у нас хорошо развиты.

Квалификационные уровни, которые заложены в рамке квалификаций, имеют свою собственную интерпретацию в каждой отрасли экономики, в каждом виде экономической деятельности. Эта специфика обычно отражается в документах, которые называются отраслевыми квалификационными рамками.

– Очевидно, между профессиональными стандартами и квалификационными рамками существует непосредственная связь.

– Конечно, в сущности, это различные стадии единого процесса проектирования системы квалификаций. В то же время профессиональный стандарт отвечает более детально на вопрос, в чём состоит профессиональная деятельность работника в  конкретном бизнес-процессе, на конкретном квалификационном уровне.

По сути дела, мы имеем в профессиональных стандартах детализированное описание трудовой деятельности через описание трудовых функций, которые должен выполнять специалист.

Набор трудовых функций в рамках производственного процесса, конечно, разный для рабочего, техника, инженера, управленца и т.д. Но мы при этом видим содержание трудовой деятельности целостной команды. В этом особенность профессионального стандарта.

Разумеется, профессиональный стандарт может быть использован для решения самого разного круга задач. Исторически у нас профессиональный стандарт был ориентирован в качестве некоего своеобразного технического задания системе образования на подготовку кадров, поскольку именно в этой области сейчас рынок труда испытывает наибольший дискомфорт (именно на этапе взаимосвязи с системой профессионального образования и рынком труда).

Система независимой оценки и сертификации квалификации должна стать основой получения рынком достоверной и регулярной информации о качестве подготовки кадров.

Естественно, профессиональный стандарт должен служить основой для независимой оценки квалификации работников, для подтверждения квалификационного уровня. Это тоже важная область применения этих документов.

– Какие материалы используются при подготовке профессионального стандарта в той или иной области?

– В качестве основы для разработки профессионального стандарта привлекаются материалы, документы, регламентирующие трудовые процессы на наиболее передовых предприятиях отрасли. Используются, конечно, международные материалы и  стандарты. Более того, мы считаем, что у нас должна быть создана процедура не  только разработки национальных профессиональных стандартов, но и процедура признания современных перспективных зарубежных профессиональных стандартов.

Я думаю, опыт, который накоплен в ряде стран Европейского союза и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, должен быть активно использован у нас при формировании нового поколения профессиональных стандартов.

Второе, что является основой разработки профессиональных стандартов, –  определённая методика, определённый макет или формат профессионального стандарта, который выработан в результате серьёзных дискуссий, серьёзной апробации методологических подходов.

Недавно Комиссия РСПП по профессиональным стандартам рассмотрела и приняла уже вторую редакцию макета профессиональных стандартов.

Мы исходим из того, что содержание трудовой деятельности – это специфика конкретного бизнес-процесса, конкретной области профессиональной деятельности, но мы должны иметь сопоставимую систему документов, которые постепенно будут восприниматься как хорошо знакомые документы различными пользователями профессиональных стандартов.

Естественно, формат этих документов должен быть единым. Так же, как существует, например, единый формат образовательных стандартов в сфере подготовки квалифицированных рабочих и специалистов.

Мы готовы передать новому министерству труда соответствующие материалы, документы, оказать при необходимости консультационную помощь, чтобы мы не ходили по кругу, каждый раз начиная жить с самого начала, а двигались вперёд. Очень важно, чтобы каждый следующий этап был развитием того, что накоплено на  предыдущих этапах.

– Какие организации участвуют или могут участвовать в разработке профессиональных стандартов?

– Мы считаем, что основными стейкхолдерами процесса формирования профессиональных стандартов являются работодатели и их объединения. Российский бизнес заинтересован в том, чтобы система квалификаций была прозрачной, чтобы с  рынка труда он мог получать специалистов и иметь представление о них на основе профессиональных стандартов. Понимать, кого они берут на работу.

Но также и система образования заинтересована, чтобы выпускники пользовались спросом на рынке труда. Сами наши граждане, получая соответствующую профессию, специальность в учебном заведении, хотят, чтобы их квалификации были оценены работодателем по достоинству, чтобы они получили достойное рабочее место и  достойную зарплату, могли успешно конкурировать с зарубежными коллегами.

Хотя мы рассматриваем объединения работодателей, прежде всего отраслевые объединения работодателей, как основных заинтересованных партнёров в разработке профессиональных стандартов, разумеется, профессиональные стандарты могут разрабатываться не только ими, но и другими заинтересованными организациями, например торгово-промышленными палатами.

По определённым направлениям в качестве основных инициаторов формирования профессиональных стандартов, на наш взгляд, могли бы выступать и  профессиональные сообщества специалистов.

Примерами могут служить сфера адвокатуры, сфера фриланса, многие другие направления, когда непосредственно носители самой профессии могут быть заинтересованы в формировании определённых стандартов профессиональной деятельности, чтобы на рынок выходили действительно хорошие специалисты, а не те, кто может скомпрометировать данный вид деятельности в глазах потребителя.

Надо сказать, что у нас значительную долю экономики по-прежнему занимают компании с государственным участием либо непосредственно государственные структуры. Разумеется, в данном случае государство выступает в качестве работодателя и должно заниматься формированием профессиональных стандартов в  тех областях, в которых доминирует на рынке труда. Это такие области, как система образования, система здравоохранения, система социального обеспечения, различные области силовых ведомств.

Важно отметить, что для формирования Национального плана развития профессиональных стандартов для различных видов экономической деятельности должны быть определены ответственные организации, которые возьмут на себя роль локомотива в этом процессе.

Набор трудовых функций в рамках производственного процесса, конечно, разный для рабочего, техника, инженера, управленца и т.д. Но мы при этом видим содержание трудовой деятельности целостной команды.

С другой стороны, организация этой работы требует постоянного и серьёзного внимания. Не всегда отраслевые объединения работодателей обладают соответствующим организационным, финансовым, административным ресурсом, который требуется, чтобы запустить процесс, организовать диалог в соответствующей отрасли.

Мы считаем, будет важно и полезно, если в целом ряде отраслей координирующую функцию на себя возьмут соответствующие ведомства, отвечающие за развитие тех или иных сфер российской экономики, опираясь, разумеется, на мнение бизнеса.

В определённых случаях эту функцию могут на себя взять и общероссийские объединения работодателей – РСПП, «ОПОРА России». Может быть, торгово-промышленная палата общефедерального уровня.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о функциях профессиональных стандартов и их связи с образовательными стандартами.

– Одной из наиболее важных функций профессионального стандарта является роль методологического мостика между реальным рынком труда, сферой труда и сферой профессионального образования (сферой подготовки кадров).

Надо сказать, что за последние годы в обществе сложилось устойчивое представление (зачастую обоснованное), что качество подготовки кадров не  соответствует требованиям современных работодателей. Зачастую система образования и сфера труда говорят просто на разных языках.

Профессиональный стандарт может стать основой для такого диалога, поскольку содержит и описание профессиональной деятельности, и требования к компетенциям будущего специалиста.

С точки зрения общих требований, компетенций и полноценного описания определенных видов деятельности, которыми должен овладеть выпускник, профессиональный стандарт может использоваться как источник информации для разработчиков образовательных стандартов и программ.

Одна из важных функций профессионального стандарта, на наш взгляд, должна состоять в том, что на его основе необходимо строить систему оценки качества подготовки выпускников. Именно выпускник в конечном итоге является конечным результатом образовательного процесса, а не образовательный стандарт и не образовательная программа.

Механизмы для такой оценки сегодня уже формируются. Они не являются чем-то уникальным для России. Такого рода механизмы существуют в разных формах с  учётом национальной специфики в разных странах мира. Мы считаем, что такой механизм должен выстраиваться параллельно с разработкой профессиональных стандартов в рамках национального плана.

Такой механизм мы называем механизмом независимой оценки квалификации. Или иногда называем это сертификацией квалификации. Я думаю, очень многим сейчас уже знакомо это понятие. Такие процедуры создаются в рамках совместной работы Минобрнауки России, Рособрнадзора, РСПП, Национального агентства развития квалификаций.

Подобные процедуры должны быть запущены в действие уже в 2013 году, поскольку с начала 2013 года будут уже появляться блоки профессиональных стандартов – реально уже принятые и утверждённые в соответствии с новым механизмом.

Система независимой оценки и сертификации квалификации, по сути, должна стать основой получения рынком достоверной и регулярной информации о качестве подготовки кадров. Мы сможем решить главную проблему – проблему преодоления недоверия рынка труда к качеству подготовки выпускников. Она, к сожалению, в  последние годы серьёзно влияет на взаимоотношения образования и бизнеса.

В этих условиях можно ожидать и роста инвестиционной активности бизнеса по  отношению к профессиональному образованию. Бизнес будет понимать, за что он  платит, кому он платит, на какие результаты он может рассчитывать.

Я хочу подчеркнуть, что наши зарубежные партнёры проявляют очень большой интерес к нашим подходам, к нашим разработкам в сфере профессиональных стандартов. Готовы участвовать в этом процессе и вкладывать в него интеллектуальные, финансовые и организационные ресурсы.

– Предусматривают ли разработчики профессиональных стандартов возможность появления новых профессий, необходимость обновления прежних?

– Как показывает опыт разработки профессиональных стандартов, который был накоплен за последние несколько лет, в ходе разработки профессиональных стандартов осуществляется функция не только и не столько фиксации профессиональной деятельности, которая характерна для современного состояния развития экономики: осуществляется прогноз развития квалификаций в  соответствующем секторе.

Одновременно будут возникать предложения по изменению самой структуры профессии, специальности, которые могут оказать существенное влияние на  действующие классификаторы, на дальнейшее развитие подготовки кадров для данной отрасли. Разработчики профессиональных стандартов должны смотреть на несколько шагов вперёд.

В этом смысле профессиональный стандарт может выполнять и прогностическую функцию, хотя здесь нужно искать серьёзный разумный компромисс, чтобы кадры, которые готовятся в соответствии с профессиональными стандартами, находили для себя реальное место в российской экономике.

Таким образом, новая система профессиональных стандартов (а если шире, то  новая национальная система квалификаций) поможет объединить единой методологической линией все направления кадрового обеспечения российского рынка труда и повышения качества трудовых ресурсов как базового условия инновационного развития экономики.ПР

Главная тема

Мониторинг

Бизнес и общество

Финансы, рынки, компании

Отрасль

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!