Часто молодые выпускники вузов оказываются неготовыми к длительной методичной работе,
соблюдению жёсткого графика рабочего времени, постепенному прохождению ступенек карьерной лестницы.
Несбалансированность рынка труда и рынка образовательных услуг дискутируется экспертным сообществом не один год, однако решение проблемы не найдено.
Высказываются идеи, согласно которым следует готовить больше выпускников по специальностям, в которых ощущается наибольший дефицит, а согласно опросам работодателей различных секторов экономики, он в сильной степени характерен для реального сектора. В качестве возражения звучат мнения о том, что готовится вполне достаточное число специалистов, однако вследствие высокой межсекторальной дифференциации оплаты труда возникает активная трудовая мобильность, в результате которой значительное число специалистов не доходит до точек спроса, резко сворачивая в сторону, занимая рабочие места в сфере услуг, торговли и управления.
Поиск оптимальных форм взаимодействия работодателя и системы профессионального образования в течение последних 10 лет находится в фокусе внимания специалистов. В результате исследований, проведённых разными авторами, получены в целом сходные, но парадоксальные выводы, состоящие в следующем:
• для массового работодателя само наличие диплома о профессиональном образовании является обязательным, но недостаточным условием. Оценка кандидата работодателем производится на основе рекомендаций, с помощью собеседования/тестирования, прохождения испытательного срока;
• оценки работодателями качества подготовки выпускников вузов остаются достаточно низкими, но при этом «запрос на качество» со стороны рынка труда хотя и декларируется, но не формулируется и фактически не предъявляется;
• работодатели сетуют на оторванность профессиональной подготовки от нужд современного производства, заявляют о необходимости тесного сотрудничества с вузами, но подобное взаимодействие не получает развития, причём в последние годы всё меньше оказывается доля руководителей, которые предпочли бы при наличии финансовых ресурсов заключать договоры с вузами на подготовку нужного руководителя или специалиста.
Таким образом, предшествующие исследования свидетельствуют не только о наличии обозначенного дисбаланса, но и о неэффективности мер, предпринимаемых для того, чтобы его компенсировать. В этой ситуации исследовательской задачей становится поиск причин, закрепляющих ситуацию, непродуктивную в первую очередь с точки зрения задач модернизации национальной экономики, которая провозглашена, но не конкретизирована.
Исследователи, на которых мы ссылались, справедливо увязывали отсутствие запроса на качество с отраслью, к которой принадлежит предприятие, и его экономическим положением. Очевидно, что этот ракурс необходим, но вместе с тем требуется расширение спектра факторов, влияющих на формирование мотиваций работодателя в отношении найма будущих работников. При этом необходим анализ и сопоставление экономических интересов ключевых субъектов, определяющих основополагающие тенденции развития рынка труда. Такими субъектами являются:
• работодатели, объективно заинтересованные в поиске квалифицированных работников, согласных работать за минимально возможную заработную плату;
• система профессионального образования, помимо базовой задачи подготовки кадров для национальной экономики, заинтересованная в развитии собственного бизнеса, таком как, например, различные схемы дополнительного образования, предоставляемого на коммерческой основе, обсуждаемый переход на многоуровневую систему, расширяющую систему
• получившие профессиональное образование работники, стремящиеся получить максимальную отдачу в виде размера оплаты труда на вложенные в образование инвестиции.
Нельзя не упомянуть о факторе, по отношению к которому поведение названных субъектов вторично, но который в значительной степени его определяет, – это структура экономики, задаваемая высшими политическими интересами, проявляющимися в выборе магистрального направления развития страны: курсе на стабильность или модернизацию.
Интересы обозначенных субъектов далеко не всегда сходятся, а государственная политика, призванная их сочетать и балансировать, если и осуществляется, то недостаточно эффективно. Рекомендации, которые были бы полезны для повышения её действенности, должны строиться на анализе интересов названных субъектов, а также поиске и разработке экономических механизмов, способствующих сглаживанию существующих диспропорций.
В данной статье мы ограничимся рассмотрением общего
Часто молодые выпускники вузов оказываются неготовыми к длительной методичной работе,
соблюдению жёсткого графика рабочего времени, постепенному прохождению ступенек карьерной лестницы.
Из анализа официальной статистики следует, что сырьевая и сервисная (включая государственные услуги) экономика, сформировавшаяся в России, имеет прочную кадровую основу, которую производит система профессионального образования, в то время как наукоёмкие виды деятельности, напротив, такой основы не имеют.
Социологические данные
Информация, полученная в ходе интервью, показала, что, как правило, руководители предприятий, использующих как инновационные, так и традиционные технологии, оценивают уровень профессиональной подготовки нанимаемых специалистов достаточно критически. Это касается претендентов, имеющих и высшее, и среднее профессиональное, и начальное профессиональное образование.
Требования к нанимаемым сотрудникам варьируются в зависимости от отраслевой принадлежности, специфики выпускаемой продукции или оказываемых услуг, степени диверсификации предприятия. Так, на предприятиях, осуществляющих свою деятельность в отраслях, ориентированных на освоение современных технологий, разрабатывающих и производящих сравнительно новые образцы продукции, предъявляются более высокие требования к уровню профессиональной подготовки специалистов.
Респонденты склоняются к необходимости проведения государством переаттестации и закрытия вузов,
предоставляющих некачественные образовательные услуги.
Общая оценка уровня претендентов на вакантные позиции достаточно негативная. Кратко суть претензий состоит в изменении самого характера мотивации молодого поколения, в завышенном уровне экспектаций в отношении должностной позиции и уровня материального вознаграждения, не подтверждённых реальными знаниями, трудовыми навыками, опытом. Респонденты, представляющие промышленные предприятия, неоднократно отмечали, что чрезмерные материальные амбиции молодых специалистов выражаются не только в требованиях высокой заработной платы, но и в установлении высокого уровня оплаты труда сразу без подтверждения уровня квалификации. Часто молодые выпускники вузов оказываются неготовыми к длительной методичной работе, соблюдению жёсткого графика рабочего времени, постепенному прохождению ступенек карьерной лестницы. Вместе с тем большинство респондентов, представляющих реальный сектор экономики, сознают, что зарплата, предлагаемая молодым специалистам, невысока, социальный пакет либо вовсе не предлагается, либо включает только одну или несколько позиций, предприятие не в состоянии предложить
Одно из часто упоминаемых респондентами критических замечаний в адрес нанимаемых специалистов состоит в том, что они получают достаточно поверхностные знания, не обладают систематизированным мышлением, не способны самостоятельно ставить и анализировать проблему. Причиной снижения навыков самостоятельного аналитического мышления, творческого подхода к решению проблем является в том числе распространение потребительской культуры среди молодёжи в условиях бурного развития
На промышленных предприятиях при найме на должностные позиции, требующие высокой квалификации, подтверждённой соответствующими дипломами, в качестве особого требования к кандидату предъявляется наличие опыта работы в данной сфере. Критерий «опыт» имеет определённое смысловое наполнение. Это не просто количество проработанных лет в определённой сфере деятельности. «Опыт» включает в себя также наличие клиентской базы для предприятий торговли, знание специальных прикладных программ, стандартов в сфере промышленного производства.
Представители промышленных предприятий традиционных отраслей наибольшую потребность испытывают в квалифицированных рабочих кадрах, имеющих начальное и среднее специальное образование: станочники, литейщики, штамповщики и тому подобные специальности. В то же время отмечается сокращение численности специалистов по рабочим профессиям и снижение уровня их квалификации; ответы примерно таковы: «Мы очень мало принимаем, в последние годы пришёл один или два человека», «Невысокий уровень. Они даже не знают станков, не видели нового оборудования».
Преобладающая часть респондентов высказывала мнение, что в настоящее время существует определённый переизбыток высших учебных заведений вследствие чрезмерного распространения коммерческих вузов, ориентированных на подготовку по экономическим и юридическим специальностям, а также менеджменту. При этом коммерческие вузы чаще всего дают некачественное образование. В результате на рынке труда наблюдается значительный перекос в сторону вышеназванных специальностей при остром дефиците естественнонаучных специальностей и специальностей технического профиля. Большинство респондентов, представляющих производственные предприятия (фармакология, машиностроение), выражали подобную точку зрения. В связи с такой оценкой респонденты склоняются к необходимости проведения государством переаттестации и закрытия вузов, предоставляющих некачественные образовательные услуги. ПР
Елена АВРААМОВА,
д.э.н., проф., руководитель отдела исследований образования
Института гуманитарного развития мегаполиса
при Правительстве Москвы
Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!