Держи слово смолоду
– Николай Иванович, само название «группа компаний», как понимаю, подразумевает, в первую очередь, широко разветвленную дилерскую сеть на автомобилестроительных производствах и предприятиях по поставкам комплектующих…
– Золотое зерно в этих словах есть, хотя и не все так просто. Для лучшего понимания условий, в которых развивается фирма, требуется небольшой экскурс в историю ее создания. Костяк «Риал-Трейдинг Авто» составили специалисты технического университета МАДИ, а значит, достаточно сведущие в тех процессах, по которым шло развитие современного автомобилестроения. И уже первые сделки по продаже техники нашим клиентам показали необходимость более тесной кооперации с предприятиями-производителями.
Сами знаете, насколько были трудны девяностые годы, особенно их начало, для налаживания нормальных партнерских отношений. Все строилось на взаимозачетах. Ну а приватизация привела к тому, что некоторые солидные производства в одночасье лопались как мыльный пузырь. И тогда «иди-свищи» вложенные в предполагаемую продукцию средства. Но даже в таких условиях мы смогли обрасти клиентской базой, а главное, приобрели доверие у производителей, как надежный заказчик, всегда своевременно отвечающий по платежам, твердо держащий слово. Понятно, случались и промахи, когда связывались с недобросовестными покупателями техники и затем долго искали свои кровные. Могу с гордостью сказать, что мы выиграли в те годы все арбитражные суды. И, возвращая зачастую лишь остатки потерянного, стремились вложить их в предприятия, с которыми постоянно работали: в виде инвестиций, комплектующих, материалов, сырья. Взамен получали конкурентоспособную технику и – полное доверие наших партнеров. То есть в фирме никогда не стремились жить по принципу «купи-продай», а всегда участвовали в конкретном производстве. А значит, это подразумевало наше полноправное участие в создании конкретного образца техники.
Одновременно шел поиск специалистов для создания серьезной клиентской базы по приобретению техники. Они должны были ясно представлять различные направления автомобильного производства, действовать разумно с позиций компании, которую бы представляли. Так в «Риал-Трейдинг Авто», как в структурное подразделение с широкими полномочиями, вошел ряд сотрудников московского представительства Ивановского краностроительного завода. Они немало сделали для восстановления доброй славы кранов из «ситцевого края». За счет хорошей реализации продукции ивановская марка на рынке вновь стала значимой. Но рамки деятельности для большинства работников оказались несколько тесными. А в «Риал-Трейдинг Авто» они получили не только возможность использовать наработанные контакты на более широком поле, но и перспективу профессионального роста. Сейчас направление продажи автокранов и сопутствующей им техники считается одним из основных. Налажено деловое сотрудничество не только с Иваново, но и с предприятиями, считающимися ведущими в данном направлении автомобильного производства. К примеру, с Камышинским заводом «Газпром-Кран». Главный его ориентир – продажа автокранов большой грузоподъемности. Пятьдесят, семьдесят тонн. И так далее… Почти по каждой позиции мы среди основных заказчиков.
Тем более в Камышине сегодня установлено современное оборудование, с помощью которого есть возможность выпускать технику максимально возможной грузоподъемности. С полным циклом готовности, когда на одной заводской территории происходит реализация задачи от подготовки документации до комплектации и сборки изделия. Заказчику лишь остается в итоге включить стартер, нажать на педали и выехать за проходную. О потенциале этого предприятия можно судить по тому, что мы сейчас реализуем совместно с его коллективом проект по созданию крана грузоподъемностью 160 тонн. Он до полной готовности будет доводиться прямо в цехах предприятия. Учитывая сложность задачи, мы поставили в Камышин из Белоруссии шасси, которые выдерживают большую нагрузку. Технике ведь придется работать в труднодоступных районах Сибири, на нефтяных скважинах.
Золотой запас партнеров
– Добрые отношения с большинством автомобильных заводов, их смежников – и поныне наш неуменьшающийся золотой запас. Все сразу их и не перечислишь. Назову основных партнеров, с которыми связывают долголетние дружеские связи. Среди них Минский автомобильный завод, завод «Могилевтрансмаш», Минский автобусный завод, «Амкодор», «Газпром-Кран», «Автокран» из Иваново, Галичский автокрановый завод, «Тверьстроймаш», Ржевский механический завод. Особые отношения у нас с коллективом Минского завода колесных тягачей. Но об этом скажу несколько позже, так как в первую очередь именно на примере нашего сотрудничества с данным предприятием наглядно видны плоды взаимодействия на низовом уровне экономик двух стран – Беларуси и России, осознание, насколько велика сила притяжения наших народов. Каким бы делом они ни занимались...
– Как вижу, именно тесные отношения с заводами-изготовителями автомобильной техники и позволили предложить на рынке большую гамму машин, различные их модификации?
– Весь объем предложений, как понимаете, создавался не сразу, а постепенно. Но сегодня мы можем выполнить любую заявку заказчика, а по некоторым позициям, к примеру, по большегрузным автомашинам специального назначения, идем в лидерах. Используется продаваемая нами техника и в решении проблемы утилизации бытовых отходов. С ее помощью на специализированные предприятия только Москвы вывозят до 15 процентов от общего объема твердых бытовых отходов. И, добавлю, все вышеперечисленное – лишь малая толика наших возможностей. Настолько сегодня крепки и надежны партнерские отношения с производителями. Особенно с предприятиями Республики Беларусь.
Начиналось все с ракетных комплексов
– Вы уже говорили, что особым приоритетом у «Риал-Трейдинг Авто» пользуются отношения с Минским заводом колесных тягачей. На чем они основаны?
– Биография этого предприятия сама по себе заслуживает того, чтобы о нем рассказать поподробнее. Завод колесных тягачей – своего рода детище холодной войны, когда шло противостояние между двумя великими государствами – США и СССР. Когда-то это был экспериментальный цех Минского автомобильного завода, в стенах которого рождалась уникальная техника для поддержания полной боевой готовности нашего государства. Ведь она предназначалась для перевозки мобильных ракетных комплексов. Но постепенно автотягачи большой грузоподъемности потребовались и в гражданском секторе, в тех регионах, где начиналось освоение нефтегазовых месторождений, добыча открытым способом угля. Потенциал конструкторов, других белорусских специалистов оказался настолько велик, что позволил создать более 110 моделей автомобилей, тягачей, автопоездов и автомобильных шасси различного назначения. Многие из них и поныне пользуются известностью и авторитетом среди разработчиков автомобильной техники в странах СНГ и дальнего зарубежья. Теперь МАЗ и Минский завод колесных тягачей, хотя и находятся на одной территории, разделены на два разных предприятия. У них различные торговые марки. Аббревиатуру «МАЗ» на лицевой части кабины машин у завода колесных тягачей сменило слово «ВОЛАТ» (в переводе с белорусского звучит как «Богатырь»). Очень точно выбрано, настолько большие возможности заложены в конструкциях создаваемой на предприятии техники. Первоначально функция «Риал-Трейдинг Авто» заключалась в ознакомлении потенциальных российских покупателей с продукцией «ВОЛАТа». Подход, по сути правильный, так как о заводе колесных тягачей, несмотря на его разработки, мало кто знал. Настолько продукция была ранее засекречена. Доходило до казусов. Очередной такой случай произошел во время моей поездки на Дальний Восток. Под Владивостоком встретился с руководителями одного из мостоотрядов, которые в труднодоступном районе прокладывали таежную дорогу. Рассказываю им о семействе техники «ВОЛАТ», что автомашины безотказны в работе, не требуют особого вмешательства. Недоверчиво слушают, лишь головами кивают. В конце разговора говорят: «Все, что узнали, может, и верно. Но только эту технику мы в деле не видели. Нам бы хоть один образец для испытаний. Тогда и ответ дадим. Конечно, первоначально узнав, как на нашем-то бездорожье он себя поведет. Мы тут один тягач недавно приобрели. Вот за него можно все отдать. Да только второй экземпляр нигде найти не получается. Пойдемте, покажем. Нам бы именно такой». И повели на площадку, где автомашины в ряд выстроились, попутно добавив, что тягач этот уникальный они у военных выпросили. Он нынче, несмотря на возраст, любой известной модели техники, будь она отечественная или зарубежная, фору дает. Настолько выручает в самых сложнейших ситуациях. Подводят к нему, на ходу добавляя дополнительные штрихи к незаменимости и неповторимости машины, особенно в условиях полного бездорожья. А я улыбку скрыть не могу. На площадке-то наш «Богатырь» стоит, только он тогда, когда выпускался, без особых отличий был. Объект-то засекреченный.
Настала пора удивляться мостостроителям. Мол, не знали, как найти завод-изготовитель такой техники, а, оказывается, его представитель сам приехал. Так что в очередной раз убедился, что реклама – двигатель торговли, особенно в условиях, когда товарный знак, пусть и достаточно перспективного производителя, мало кому известен.
Выгода не всегдадешево стоит
– Сегодня на Минском заводе колесных тягачей выпускаются не уступающие зарубежным аналогам самосвалы грузоподъемностью от 25 тонн и выше, с шасси восемь на четыре метра. В их возможностях преодоление любого бездорожья, работа в самых различных климатических зонах: от песков Сахары до полярной тундры. Они хороши при строительстве нулевых циклов как жилых домов, так и любой промышленной стройки. Это подтверждается интересом заказчиков, представителей крупных компаний к приобретению с помощью «Риал-Трейдинг Авто» техники Минского завода колесных тягачей. И хотя им есть из чего выбирать, они все равно приходят к нам. Понимают, что именно здесь по вполне приемлемым ценам получат максимально возможный результат. Так случилось с представителями компании «Сибирский алюминий», которые первоначально выставили немало условий по приобретению производимой в Минске техники. Что нужно им поставить на карьер не менее десяти образцов самосвалов для испытаний и все без предварительной оплаты. Лишь когда они посмотрят их в деле, то примут окончательное решение. Нас такие требования не устраивали. Каждый самосвал с базовой комплектацией стоил 45 тысяч условных единиц. Не пошли мы на поводу у клиента. Понимали, что при таком раскладе образовалась бы невосполнимая финансовая брешь. И не оттого, что предлагаемая техника плохая. Заморозили бы так необходимые нашей группе компаний средства. Конечно, отказались. В компании «Сибирский алюминий» попытались решить проблему в другом месте. У наших конкурентов приобрели так называемую «самосвальную сцепку»: тягач и прицеп грузоподъемностью 24 тонны на почти тех же условиях, на которые мы не согласились. Но их внешняя удача обернулась в скором времени большими проблемами. Выгода оказалась эфемерной и испарилась с первыми часами работы техники в карьере под Усть-Илимском в Иркутской области. Самосвалы не выдерживали сложных условий, ломались. Их ремонт превратился в настоящее бедствие. И тогда они вновь пришли в «Риал-Трейдинг Авто»: «Продайте самосвалы на ваших условиях. Мы наводили справки. Они у вас более надежные». Сейчас реализуется контракт на поставку почти двадцати самосвалов грузоподъемностью 25 тонн. Цифра для загрузки мощностей Минского завода колесных тягачей достаточно весомая. Эта универсальная машина надежна в любых условиях. Можно сказать, рабочая лошадка, как и все «семейство» минских машин данного назначения. Безотказная, хорошо преодолевающая крутизну дорог и топи на просторах России. Газовики и нефтяники используют ее на отсыпке таежных трасс, угольщики – при освоении новых карьеров. Окупаемость самосвалов с маркой «ВОЛАТ» в Сибири из-за высоких расценок не превышает двух-трех месяцев. В Центральной России – до полутора лет.
Делом доказали белорусские самосвалы свою необходимость. Прошли серьезные испытания на самых сложных полигонах. На объектах нефтяников и газовиков работоспособность узлов и систем автомобиля подвергалась самому жестокому испытанию. Результатом стал вывод: «Лучше известных аналогов по грузоподъемности, проходимости, скорости разгрузки, обогрева кабины и кузова, мощности двигателя, расхода масла, шумоизоляции». Каждый показатель – из самых важных. От него зависит выживаемость, успешные действия водителя. Не сумеешь выдержать обозначенные параметры – и работа в сибирских условиях медом или сахаром не покажется. Потому и велик спрос на самосвалы с маркой «ВОЛАТ».
«ВОЛАТ» берет разбег
Сегодня продукция Минского завода колесных тягачей на девяносто процентов изготовлена из сырья и комплектующих российских производителей, на ней устанавливаются двигатели Ярославского моторного завода. А значит, проблем с запасными частями не бывает. Конкурентоспособность автотехники заключается в том, что стоимость единицы грузоподъемности намного ниже аналогичных образцов не только отечественных, но и зарубежных предприятий. Этот показатель дает возможность успешно действовать на рынке, где экономичность в сочетании с ценой играет главенствующую роль.
Конечная продукция Минского завода колесных тягачей, это:
· самосвал МЗКТ-65151-010 дорожного габарита по ширине, безкапотной компоновки, объемом платформы 16,5 кубических метров и грузоподъемностью 25 тонн;
· самосвал МЗКТ-652511 дорожного габарита по ширине, с капотной компоновкой трехместной кабины, объемом платформы 12 кубических метров, грузоподъемностью 20 тонн. Он выпускается с двумя видами платформ: обогреваемой с откидным задним бортом и обогреваемой ковшового типа без заднего борта;
· самосвальный автопоезд с боковой разгрузкой в составе автомобиля-самосвала 8х4 и самосвального прицепа для перевозки сыпучих грузов общей грузоподъемностью 42 тонны;
· внедорожный самосвал семейства МЗКТ-75165-010, предназначенный для перевозки сыпучих грузов и других строительных материалов по дорогам всех категорий и местности, грузоподъемностью 24,5 тонны.
Для перевозки тяжелой автотехники как по дорогам с твердым покрытием, так и по местности, изготавливаются следующие автопоезда:
· седельный тягач МЗКТ-692374-010 с нагрузкой на седло 27 тонн, грузоподъемностью 60 тонн;
· в составе седельного тягача МЗКТ-7429-010 с двумя передними управляемыми мостами и полуприцепа МЗКТ-9378-010 грузоподъемностью 50 тонн;
· балластный тягач МЗКТ-74132, предназначенный для буксировки прицепов массой до 400 тонн;
· для перевозки крупногабаритных неделимых грузов, буксировки прицепов выпускаются внедорожные бортовые автомобили с массой от 25 тонн и более;
· для перевозки труб большого диаметра длиной до 36 метров или лесоматериалов больших длин и диаметров автопоезд-плетевоз МЗКТ-79096+90011.
На заводе серийно выпускаются шасси под монтаж различного оборудования грузоподъемностью до 60 тонн и налажено сотрудничество с различными российскими предприятиями, где они дорабатываются до конечного продукта. В Республике Башкортостан и в Ростовской области на основе белорусских шасси изготовляют бетоносмесители. В ОАО «Воскресенский машиностроительный завод» – топливозаправщики. На Волгоградском заводе буровой техники создают мобильные установки для разведочного и эксплуатационного бурения скважин. Белорусские шасси помогают расширить номенклатуру выпускаемых автокранов. Поэтому их типоразмеры довольно обширны, а грузоподъемность составляет 32, 50 и более тонн.
Сделав выбор, не сожалей о нем
– Продвижение белорусских автомобилей на российский и иной рынок, постоянное соприкосновение с «болевыми» точками, потребностями заказчиков не могло привести к мысли о совместном проекте по созданию перспективных моделей техники? Они обладали бы хорошей маневренностью, грузоподъемностью, иными эксплуатационными характеристиками…
– Наивысший результат партнерства в том и заключается, что две стороны от решения локальных задач, пусть и достаточно важных для каждого, по достижении определенных результатов постепенно переходят к совместным проектам. Выбирается при этом одна генеральная линия, она наполняется совместными размышлениями, идеями, материальным воплощением. Именно в «Риал-Трейдинг Авто» родилась идея создать габаритный тягач, предназначенный для дорог общего пользования и с нагрузкой на седло 27 тонн. Сама жизнь подсказывала, что проект буквально обречен на успех. Аналогичные тягачи известных отечественных и зарубежных компаний могут брать на седло нагрузку не более 23 тонн. А значит, новинка при известных условиях, связанных с успешным конструированием, стоимостными параметрами, будет пользоваться спросом на рынке грузовых перевозок. Поэтому исходили из посыла, что ниша, в которую укладываются типоразмеры данного тягача, явно пустует. Российский рынок грузовых автомобилей, по нашим расчетам, ожидает значительный всплеск. Это взаимосвязано с рядом факторов, в первую очередь с оживлением экономики. Программа сегодня реализована в металле. Машина получилась просто на загляденье. Маневренная, легко преодолевающая сложные трассы. По грунтовой дороге, раскисшей после дождя или снега, с глубокой колеей идет как по асфальту. Экономично расходует топливо, что показали испытания на подмосковном полигоне. Да и по своим экологическим параметрам, влиянию на окружающую среду – все на уровне европейских стандартов.
Удался «Богатырь». Ну а результатом реализации этого совместного с белорусскими коллегами проекта стала экспозиция габаритного тягача на Московских международных выставках «Коммерческий транспорт» и «Строительная техника и технологии», прошедших в нынешнем году, и где машина заслужила высокую оценку специалистов. Мы же в итоге получили еще одно подтверждение простой истины: в единении наша сила, да и дела тогда по плечу большие. Хочу только добавить, что подобного рода работы, реализуемые на стыке интересов различных организаций, заслуживают большего внимания со стороны государственных структур. По сути, произошло рождение образца машины, имеющей все возможности стать конкурентоспособной на международном рынке. И здесь нужна поддержка на определенном уровне усилий Минского завода колесных тягачей. Тогда и сроки достижения конечного результата, выхода на европейского и иного потребителя будут значительно сокращены. А Союз Республики Беларусь и России наполнится реальными делами. Они каждодневно будут влиять на развитие экономик славянских стран, уверенное их вхождение в мировую экономику.
Беседовал Анатолий КОНДРАШОВ
|