| Главная страница  Содержание | Журнал | Архив | Проекты | Реклама | Подписка | Гостевая книга |

 

Новости РСПП

ПОПРАВКИ В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС

 РСПП поддерживает законопроект главы Налогового кодекса «Государственная пошлина и таможенные сборы», подготовленный ко второму чтению в Госдуме.

Как отмечается в решении бюро правления РСПП 14 мая, проект федерального закона №19560-3 «О внесении изменений и дополнений в Налоговый Кодекс РФ…», вводящий эту главу в действие, содержит принципиально важные для бизнес-сообщества положения.

Проект предусматривает, в частности, закрытый перечень сборов, взимаемых государством за совершение налогоплательщиком юридических действий. При этом перечень таких действий существенно сокращен по сравнению с действующим.

Кроме того, ставки государственной пошлины в основном являются специфическими (то есть твердыми и указанными в рублях) и существенно снижены по сравнению с действующими. В тех же случаях, когда ставка пошлины указывается в процентах от суммы операции, установлена максимальная верхняя граница возможной суммы пошлины.

С точки зрения РСПП немаловажным является и то, что в отношении уплаты госпошлины практически уравниваются органы власти и другие участники рынка. Так, не предусмотрены льготы по уплате государственной пошлины для органов государственной власти при подаче по их инициативе исков в суд.

ВОЛЬСКИЙ И ПОТАНИН ОТМЕЧЕНЫ ОРДЕНАМИ

Президент РСПП Аркадий Вольский удостоен звания «Лауреат летописи славных имен и деяний во имя России» за созидательную деятельность во имя Отечества.

На торжественной церемонии награждения, которая проходила 25 мая в Санкт-Петербурге в рамках празднования 300-летия города, А. Вольскому был вручен золотой орден «Во имя России».

Задачей этого проекта является создание исторической портретно-биографической галереи граждан, оказавших влияние на позитивное развитие государства, имена и свершения которых заносятся в «Летопись славных имен и деяний во имя России». Среди нынешних лауреатов – известные всей стране имена: митрополит (Санкт-Петербургский и Ладожский) Владимир, Алексей Кудрин, Кирилл Лавров, Валентина Матвиенко, Михаил Пиотровский, Владимир Потанин  и другие.

Проект «Луареат летописи славных имен…» является продолжением проекта «Человек года – заслуженный деятель Северо-Запада России», созданный в 1997 году и реализуемый Межрегиональным общественным движением «Приоритет». Почетное звание лауреата присваивается выдающимся гражданам страны по итогам рейтинговой оценки их деятельности.  

СЪЕЗД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Седьмой съезд предпринимателей Алтайского края завершил свою работу 20 мая в Барнауле. На форуме обсуждались перспективы развития малого и среднего предпринимательства в городах и в сельских регионах, вопросы повышения экономического веса края.

Вклад предпринимателей в экономику края, отмечалось на съезде, растет – доля налоговых поступлений от предпринимательской деятельности сейчас составляет около 20 процентов, что выше общероссийского показателя. Однако, как заявил в своем выступлении на съезде глава Алтайского края  Александр Суриков, необходимо достичь уровня развитых стран – 50–60%. За год заметно выросла доля занятых в малом и среднем бизнесе – с 20 до 30%. Принципиальная позиция администрации, подчеркнул А. Суриков, – «увеличение этого показателя».

Председатель правления Алтайского союза предпринимателей Валерий Кондратюк подчеркнул необходимость усиления контроля за качеством продукции. В свою очередь исполнительный директор союза Эдуард Черченко указал на то, что развитию предпринимательства сегодня мешает некачественное законодательство.

По итогам съезда принята резолюция, в которой, в частности, отмечается, что «большинство законов, призванных содействовать развитию предпринимательства, не отвечают своему назначению. В результате многочисленных ведомственных разъяснений законы теряют первоначальный смысл. Применение таких изуродованных толкованиями законов приводит к еще большим затратам предпринимателей на ведение бизнеса».

ДОРОГИМ ВЕТЕРАНАМ

В День Победы 9 Мая президент РСПП Аркадий Вольский поздравил от имени союза ветеранов Великой Отечественной войны.Уважаемые ветераны Великой Отечественной!Страна отмечает свой самый главный праздник – День Победы. Он является символом могущества России и именно поэтому уже почти шесть десятилетий вызывает щемящее чувство любви к нашей Родине и гордость за тех, кто отстоял ее в годы Великой Отечественной войны. Примите, дорогие ветераны, самые искренние поздравления от Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей). Чем дальше уходит 1945 год, тем более весомо оценивается Ваше мужество и героизм при защите Отечества. Новое поколение россиян обязано в эти дни низко поклониться Вам и тем, кто не вернулся с войны. Оно должно постоянно ощущать свои обязательства перед гражданами России, которые спасли ее от тирании фашизма. Спасибо вам, дорогие ветераны. Вечная память тем, кто не вернулся с поля боя.Позвольте еще раз выразить Вам свое искреннее восхищение и уважение и передать наши поздравления Вашим близким.

ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Координационный совет объединений промышленников и предпринимателей Приволжского федерального округа 23 апреля в Оренбурге принял решение активизировать работу по построению единого информационного пространства в округе, а также оказать содействие внедрению на промышленных предприятиях современных информационных технологий организации производства.

На заседании в Оренбурге участвовали руководители 10 региональных отделений РСПП в Приволжье.  

СОГЛАШЕНИЕ О ПАРТНЕРСТВЕ

Справка

Соглашение о сотрудничестве на 2003–2004 гг. между КСОПП, аппаратом полномочного представителя президента и Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов Приволжского федерального округа было подписано на совместной конференции 15 мая в Нижнем Новгороде.

Как заявил председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков, сегодня «Приволжский округ лидирует по уровню социального партнерства среди федеральных округов, и соглашение является примером гармоничного развития этого партнерства».

По мнению полпреда президента Сергея Кириенко, «главная задача нового соглашения – сделать его работоспособным в сегодняшних условиях». Если два года назад основной проблемой была задолженность по выплате пенсий, то сегодня она решена. В настоящее время, отметил С.Кириенко,  «ключевой вопрос – это реформирование ЖКХ».

Соглашение, подчеркнул губернатор Нижегородской области Геннадий Ходырев, дает возможность на уровне округа решать такие задачи, как сокращение задолженности по зарплате (сегодня в округе долг составляет более 5 млрд. руб.), регулирование тарифов и повышение доходов населения, рост зарплаты.

Участники подвели итоги предыдущего соглашения. В период с 2001 по 2002 год представители органов власти, работодателей и профсоюзов области приняли участие в ярмарках, посвященных социальным и культурным проектам в Саратове и Тольятти, в семинаре «Профсоюзные организации студентов в системе социального партнерства», в совещаниях в рамках программы «Лидеры бизнеса ПФО». В округе были проведены научно-практические конференции по актуальным проблемам социальной политики, финансированию санаторно-курортного лечения и реформированию жилищно-коммунального комплекса.

В конференции также приняли участие вице-президент РСПП Олег Еремеев, председатель КСОПП ПФО Игорь Шитарев и руководители территориальных и региональных объединений промышленников и предпринимателей.

Предыдущее заседание КСОПП Приволжского федерального округа 21 июня 2002 г. в Самаре было посвящено вопросам содействия инновационной деятельности, стратегии развития округа и региона Большая Волга

на период до 2010 года, а также организации конкурса лучших предприятий.

КСОПП объединяет промышленников и предпринимателей 15 субъектов федерации Приволжского округа. Возглавляет совет с 2002 года президент Союза работодателей Самарской области Игорь Шитарев.

ФОРУМ КРАСНОЯРСКОГО СПП

Первое организационное собрание Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края прошло 23 мая в г. Красноярске. На собрании были определены основные направления деятельности союза, а также избрано правление СПП.

Выстраивание равных конструктивных отношений бизнеса со всеми ветвями власти и защита в них интересов членов СПП, а также развитие социального партнерства и защита прав работодателей, как отмечалось на собрании, являются приоритетными задачами союза.

Как  заявил председатель Красноярского СПП Николай Ашлапов, в числе приоритетных задач стоит вопрос о поднятии имиджа промышленников и предпринимателей и вопрос ведения внутриорганизационной работы в этом направлении. Немаловажным также является лоббирование интересов предпринимателей, что должно найти отражение в законодательной базе края. По словам Н. Ашлапова, за прошлый месяц, благодаря налаженному механизму работы с краевыми властями, были рассмотрены вопросы развития энергетического комплекса в крае, взаимоотношения с федеральными структурами.

Союз промышленников, говорилось на форуме, становится центром выработки региональной экономической политики и местом самоорганизации делового сообщества. Он должен оказывать непосредственное влияние на разработку и проведение адекватной экономической и социальной политики в крае. На форуме были избраны члены правления союза в составе 21 человека.

Справка

СПП Красноярского края вошел в состав РСПП 15 января этого года. Сегодня союз объединяет более 130 членов и представляет интересы более 600 предприятий края. В состав правления вошли руководители крупнейших предприятий региона, среди которых Разим Абасов (Монолитстрой), Борис Абрамович (Красноярские авиалинии), Игорь Айзенберг (Норильский никель), Илай Ахметов (Континенталь – Сибирь), Олег Кириллов (Красноярский завод комбайнов), Александр Концевой (Красноярсккрайуголь), Андрей Кулаков (Сибирьэнерго),Петр Кучеренко (Красноярская железная дорога), Андрей Пихтовников (Ачинский глиноземный комбинат).

НАЗВАНЫ ЛАУРЕАТЫ ПРЕМИИ «ГЛОБАЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ»

Церемония награждения лауреатов премии «Глобальная энергия» пройдет в Санкт-Петербурге 15 июня в рамках празднования 300-летия города. Планируется, что награду лауреатам вручит президент России Владимир Путин.

Премия в 2003 году присуждается следующим ученым:

Нику Холоньяку – профессору Иллинойского университета (США) («за основополагающий вклад в создание кремниевой силовой электроники и изобретение первых полупроводниковых светодиодов в видимой области спектра»); Геннадию Месяцу – академику РАН, вице-президенту РАН (Россия) и Яну Дугласу Смиту – старшему научному сотруднику «Titan Pulse Sciences Division» (США) – («за фундаментальные исследования и разработку мощной импульсной энергетики»).

 В попечительский совет, наряду с президентом РСПП Аркадием Вольским, входят президент РАН академик Юрий Осипов, лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов, помощник президента России Сергей Ястржембский, министры энергетики и атомной энергии Игорь Юсуфов и Александр Румянцев, лауреат Нобелевской премии мира Михаил Горбачев, а также Алексей Миллер, Анатолий Чубайс и Михаил Ходорковский – руководители компаний «Газпром», РАО «ЕЭС России» и «ЮКОС», оказывающих поддержку премии.

МАЛЫЙ И КРУПНЫЙ БИЗНЕС — СРЕДА ОБИТАНИЯ

Комитет РСПП по малому бизнесу Взаимодействие малого и крупного бизнеса объективно необходимо и может быть достаточно эффективным. Так полагали члены бюро РСПП, когда в 2001 году создавали комитеты и рабочие группы по основным направлениям реформирования российской экономики. В числе первых из них была сформирована рабочая группа по проблемам малого и среднего бизнеса, которую в настоящее время возглавляет член бюро Дмитрий Зимин, один из основателей компании «ВымпелКом». В апреле 2001 года РСПП определил основные направления работы группы:

.       формирование механизмов государственной политики поддержки малого бизнеса (благодаря усилиям рабочей группы возобновилась практика финансирования мероприятий по развитию рыночной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства из средств федерального бюджета, соответствующая строка расходов была предусмотрена бюджетом РФ на 2002 год);

·       дерегулирование – снятие административных барьеров;

·       совершенствование государственной политики в области лицензирования;

·       отмена обязательной сертификации услуг розничной торговли.

Затем в ноябре РСПП представил свою концепцию развития малого и среднего бизнеса в ходе очередной встречи в Кремле с президентом России. Позиция союза состояла в том, что массовое развитие предпринимательства в стране создаст необходимую базу для экономического роста и обеспечит стабильность в обществе. Для этого необходимо повысить долю малого и среднего бизнеса в совокупном ВВП страны с 5–10 процентов до 50–60, как в большинстве развитых стран с рыночной экономикой. При этом будет решена проблема занятости населения при повышении производительности труда в ключевых секторах экономики.

В целях поддержки малого и среднего бизнеса РСПП предложил сосредоточить усилия власти и бизнеса на двух взаимосвязанных направлениях: дебюрократизации экономики и упрощении системы налогообложения малых и средних предприятий.

В марте 2002 года комитетом РСПП по налоговой и бюджетной политике под руководством Кахи Бендукидзе внесены существенные коррективы в законопроекты об упрощенной системе налогообложения малого бизнеса. Подготовлены замечания к правительственному варианту законопроекта.

В апреле 2002 года президент РСПП Аркадий Вольский направил президенту РФ письмо, в котором подверг критике правительственный вариант законопроекта о налогообложении малого бизнеса и просил учесть мнение предпринимателей. Соответствующие письма с разъяснением отношения РСПП к данному налогу и предложениями по его исправлению были направлены и председателю правительства Михаилу Касьянову. Поправки в законопроект были согласованы практически со всеми объединениями, представляющими интересы малых и средних предпринимателей (ОПОРа, ИНП «Общественный договор», ТПП).

В мае 2002 года во время встречи представителей РСПП с Владимиром Путиным президенту была озвучена идея «налогового предела», или предельной налоговой нагрузки. Суть идеи сводилась к введению для предприятий некоего легко считаемого порога, например в виде доли дохода предприятия. В случае, если сумма всех налогов и сборов в конкретной ситуации превышает этот предел, предприятие платит только сумму предела. Введение «налогового предела» естественно предполагает возможность для предприятия платить только сам этот предел и не вести учет и отчетность по всем остальным налогам вообще.

Игорь ЮРГЕНС: ограничивая оборот малых предприятий до 15 млн. руб., закон препятствует росту бизнеса, стимулирует сокрытие выручки и уход бизнеса «в тень».

Идея, одобренная президентом, была проработана в рамках созданного в РСПП Комитета по налоговой и бюджетной политике. В марте 2003 года РСПП и ОПОРа подписали «Соглашение о сотрудничестве в области поддержки малого и среднего предпринимательства», цель которого консолидировать усилия двух организаций в формировании благоприятной деловой среды и поддержке и защите интересов малого и среднего бизнеса.

В тот же месяц было подписано соглашение между РСПП, ОПОРой и Деловой Россией, в соответствии с которым представители малого и среднего бизнеса получат возможность использования механизма рассмотрения корпоративных споров Комиссией РСПП по корпоративной этике. ОПОРа и Деловая Россия смогут делегировать в ее состав своих арбитров.

Ледокол, ломающий барьеры

В странах, наиболее развитых в экономическом отношении, на малый бизнес приходится основная часть создаваемого ВВП, и именно малые предприятия являются средой обитания крупного бизнеса. В нашей стране в настоящий момент ситуация, к сожалению, прямо противоположная: более половины ВПП создается крупными промышленными холдингами, а малые и средние предприятия вынуждены до сих пор бороться за свое существование.

«Мы прекрасно понимаем, – отметил в своем выступлении на конференции И. Юргенс, – что инерция, присущая законодателю и чиновникам, является фундаментом сложной системы административных и налоговых барьеров на пути малого бизнеса. И он, к сожалению, будучи еще достаточно слабым, не обладает необходимыми ресурсами, чтобы изменить ситуацию в лучшую для себя сторону.

Такие ресурсы есть у крупного бизнеса, и мы готовы на первом этапе стать своего рода «ледоколом», ломающим барьеры на пути развития малого и среднего бизнеса».

Крупный бизнес, подчеркнул вице-президент РСПП, заинтересован в устранении преград на пути развития малого предпринимательства не меньше, если не больше, чем сами малые предприятия. Именно поэтому в союзе продолжает действовать рабочая группа по малому и среднему бизнесу, подписано соглашение о сотрудничестве между РСПП и ОПОРой.

А причин несколько. Совсем недавно, отметил И. Юргенс, был проведен ряд консультаций с представителями крупных и средних компаний. Нам было сказано, что приоритетом в развитии бизнеса для них является рост капитализации компаний, следовательно все они заинтересованы исключительно в легальных формах ведения бизнеса.

Михаил ХОДОРКОВСКИЙ: реформа местного самоуправления дает малому бизнесу шанс прямо, через выборные органы, осуществлять свою политику на местном уровне.

Но при этом возникает дилемма: как эффективно и легально (разумеется, неся налоговые и административные издержки) вести бизнес в среде, в которой большинство конкурентов работают «в черную», и, соответственно, таковых издержек не несут. Их бизнес, будучи менее легальным, становится более рентабельным.

Свет и тень

Малые предприятия, пусть даже и не по своей воле, но вполне могут позволить себе оставаться частично вне правового поля, в то время как крупным компаниям сегодня стало более выгодно работать легально, «в открытую», поскольку это дает возможность увеличения капитализации и расширения бизнеса. Соблюдение требований МСФО и международных стандартов корпоративного управления способно принести значительные конкурентные преимущества, считают в РСПП.

Решение основных проблем в регулировании деятельности малых предприятий станет сигналом для начала структурных изменений в крупном бизнесе: рентабельные подразделения, специализирующиеся на обслуживании основного бизнеса компаний, будут преобразованы в малые предприятия.

В настоящий момент выделение малых предприятий из крупного бизнеса представляется нецелесообразным, поскольку повлечет за собой необходимость вывода части бизнеса из легального оборота в т.н. «теневой».

Из этого следует, заявил И. Юргенс, достаточно простой вывод: исполнение существующих норм и правил создает угрозу существованию малого предпринимательства, поэтому, эти правила необходимо значительным образом изменить.

Сложная простота

РСПП выделяет две основные группы причин, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства: налоговые и административные.

В последнее время довольно часто звучат утверждения о том, что проблема налогообложения малого бизнеса успешно решена. К сожалению, на практике ситуация выглядит совсем иначе. В действующем законодательстве и в правоприменительной практике по-прежнему доминирует фискальный подход, – основной задачей является детальное регулирование деятельности малых предприятий с целью получения с них максимального объема сборов и платежей. При этом логика налогообложения не соответствует логике развития бизнеса.

Из Резолюции конференции: «К числу наиболее серьезных сдерживающих факторов можно отнести: отсутствие выраженной политики (на федеральном и региональных уровнях), направленной на развитие малого и среднего предпринимательства в промышленности, недостатки действующего законодательства (отсутствие проработанной системы преференций и льгот для малого предпринимательства, в частности, в вопросах аренды помещений, отмены инвестиционной льготы для МП, отсутствие ускоренной амортизации на оборудование МП); недостаточную активность процессов реструктуризации промышленных предприятий; недостаточный уровень развития инфраструктуры рынка субконтрактов, в частности, слабое развитие информационного пространства; отсутствие необходимого опыта у руководителей предприятий».

Из Резолюции конференции:

«К числу наиболее серьезных сдерживающих факторов можно отнести: отсутствие выраженной политики

(на федеральном и региональных уровнях), направленной на развитие малого и среднего предпринимательства в промышленности, недостатки действующего законодательства (отсутствие проработанной системы преференций и льгот для малого предпринимательства, в частности, в вопросах аренды помещений, отмены инвестиционной льготы для МП, отсутствие ускоренной амортизации на оборудование МП); недостаточную активность процессов реструктуризации промышленных предприятий; недостаточный уровень развития инфраструктуры рынка субконтрактов, в частности, слабое развитие информационного пространства; отсутствие необходимого опыта у руководителей предприятий».На начальном этапе, сразу после открытия своего дела, предприниматель фактически отказывается от заработной платы и соответствующей налоговой атрибутики, поскольку перед ним стоит задача выживания как субъекта хозяйственной деятельности. Основная цель в этот период – «раскрутка», развитие предприятия.

Но едва сделав первый шаг в бизнесе, предприниматель уже должен обеспечить целую систему ведения отчетности, и ему приходится нанимать бухгалтера, нести затраты, связанные с приобретением оргтехники, программ ведения бухучета и т.д.

Все эти расходы, необходимость которых не продиктована экономическими факторами, сильно истощают ресурсы предприятия, что ставит под сомнение перспективы его развития. В результате значительная часть оборота малого бизнеса находится в тени и работает на основе наличного оборота, поскольку это становится единственным условием выживания.

Новая глава Налогового Кодекса (упрощенная система налогообложения для малого и среднего бизнеса и единый налог на вмененный доход) не решает основной задачи – собственно упрощения налогообложения, учета и отчетности для малого бизнеса. «Упрощенка», конечно, проще, чем общая система налогообложения, однако она существенно сложнее даже ранее действовавшей упрощенной системы.

Новая упрощенная система все так же требует наличия бухгалтера, затраты на которого могут в разы превышать номинальное налоговое бремя. Как отметил И. Юргенс, важно понимать, что каждый рубль и час, потраченные на не нужные малому предприятию учет и отчетность, – это ресурсы, отнятые у производительного труда, потраченные бизнесом впустую.

Российские критерии

Не выдерживает критики, по мнению РСПП, и институциональный критерий отнесения предприятий к категории малого бизнеса. Ограничивая оборот до 15 млн. руб., закон препятствует росту бизнеса, стимулирует сокрытие выручки и уход бизнеса «в тень».

В мире: В малом секторе мировой экономики заняты 60 – 75% всех работающих.Число малых и средних предприятий превышает 80% общего числа предприятий.

В развитых странах:

Производство основной части ВВП:

– Страны ЕС – до 70%

– Япония – 61%

– США – 40%

( Для сравнения – в России этот показатель составляет 10%).

Создание рабочих мест для большинства трудоспособного населения:

– Страны ЕС – 72%;

– Япония – 78%

– США – 54%

В России:  Динамика развития малых предприятий в РФ в 2001–2002 гг.*

В случае выхода за означенный предел, предприятие, использовавшее упрощенную систему налогообложения, лишается привилегий, причем и в отчетном периоде тоже, задним числом. Последствия этой нормы печальны. Фирмам с большими колебаниями продаж придется параллельно с «упрощенкой» вести обычный учет. Иначе при выходе выручки «за предел» восстановление учетных данных обойдется на порядок дороже.

Многие малые предприятия никогда не перейдут на «упрощенку», опасаясь риска. Проще нести высокие издержки по учету и оставаться «в тени». Это правило будет наказывать успешных и отпугивать инвесторов и в целом препятствовать развитию отечественной экономики.

Осталась нерешенной также проблема уплаты малыми предприятиями НДС, что фактически исключает их из единого экономического оборота, т.к. они не передают своим покупателям НДС к зачету.

Поэтому, несмотря на принятие новой главы Налогового кодекса, посвященной налогообложению малого бизнеса, задача упрощения и сокращения учета и отчетности, снижения непроизводственных издержек, связанных с администрированием налогообложения, не только не снята с повестки дня, а стала еще более актуальной.

Позиция РСПП

РСПП имеет четкую позицию по вопросу поддержки малого бизнеса. Заключается она в решении целого комплекса проблем:

·       Ставки налогов, уплачиваемых малыми предприятиями, должны быть минимальными, стимулирующими легальную деятельность предпринимателей, их выход из теневого бизнеса.

·       Ведение налоговой отчетности не должно быть сопряжено для малых предприятий с необходимостью дополнительных расходов (приобретение специальных программ, привлечение специалистов и т.д).

·       Необходимо установить четкие институциональные критерии определения субъектов малого предпринимательства. Обеспечить простоту, трактуемость, полноту и замкнутость закона.

·       Упростить учет нужно так, чтобы не требовались специальные знания и значительные отвлечения времени и сил от производственной деятельности.

·       Все налоги и обязательные платежи должны включаться в единый налог.

·       Малый бизнес следует включить в систему учета НДС.

·       Перечень исключений, не признаваемых расходами, должен быть закрытым.

·       Переход на упрощенную систему должен быть добровольным.

·       Необходимо внести все формы учета, отчетности и алгоритмы их заполнения непосредственно в закон.

·       Запретить выпуск подзаконных актов, уточнений и разъяснений закона.

Приоритет частных интересов

Совместными усилиями малого и крупного бизнеса должен быть преодолен сложившийся стереотип о вторичности частных интересов по отношению к интересам государства, заявил член бюро РСПП, председатель совета директоров ЮКОСа М. Ходорковский, выступая на конференции «Взаимодействие малого и крупного бизнеса».

Противопоставление государства и «частника» – очень серьезная и не до конца осознанная обществом проблема. «Сегодня не приходится ожидать, что общество само дозреет до признания частных интересов приоритетными, а интересов государства – обслуживающими», – подчеркнул М. Ходорковский.

Бизнес, по его мнению, «должен действовать активно и осознать себя политической силой», используя для преодоления стереотипов в обществе лоббистские структуры на федеральном уровне возможности органов местного самоуправления на местах, а также механизм общественного контроля действий власти, в том числе в сотрудничестве со средствами массовой информации.

В частности, по словам члена бюро РСПП, малый бизнес, к сожалению, недостаточно сильно представлен как политическая сила на федеральном уровне, и должен активнее использовать потенциал общественных предпринимательских организаций. Кроме того, реформа местного самоуправления дает малому бизнесу шанс прямо, через выборные органы, осуществлять свою политику на местном уровне. «Если малый бизнес по недомыслию или по иным причинам не воспользуется этим шансом, он вновь окажется в стороне со своими проблемами», – отметил М. Ходорковский.

Справка

Из Регламента ЕС (прямого действия №70 от 12.01.2001 г., обязателен для всех стран –членов Евросоюза), устанавливающего рамки государственного содействия малым и средним предприятиям:

 Определение понятия

·       Микропредприятия – фирмы с числом занятых менее 10 человек.

·       Малые предприятия – деловые структуры с числом занятых до 50 человек, с оборотом до 7 млн. евро и балансом до 5 млн. евро.

·       Средние предприятия – до 250 человек, с оборотом до 40 млн. евро, балансом до 27 млн. евро.

Из Федерального закона (No 88-ФЗ от 14.06.1995 г.) «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»

Круг субъектов малого предпринимательства включает:

·       Предпринимателей без образования юридического лица

·       Крестьянские (фермерские) хозяйства

·       Малые предприятия (юридические лица), удовлетворяющие следующим двум требованиям:

 В уставном капитале доля государственной собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%. Доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также не должна превышать 25%;

  Средняя численность работников не превышает следующих предельных уровней:

– в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;

– в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;

– в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 человек;

– в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Из Резолюции конференции:

«Препятствиями на пути развития малого предпринимательства по-прежнему являются: неэффективность налоговой политики, громоздкость и сложность системы бухгалтерского учета и отчетности, административные барьеры, сложность доступа к финансово-кредитным, инвестиционным и имущественным ресурсам. Решение этих проблем зависит от эффективности государственной политики поддержки малого бизнеса».

 

Под контроль СМИ

Инструментом обуздания коррупции М. Ходорковский называет «жесткий общественный контроль за всеми действиями и решениями власти», причем «предельно важным» здесь является взаимодействие со СМИ. Недооценка их роли со стороны малого и среднего бизнеса ослабляет защиту их интересов.

Говоря в своем выступлении о взаимодействии малого и крупного бизнеса, докладчик отметил взаимодополняющий характер их функций и роли в обществе.

«Противопоставление малого и крупного бизнеса, – заявил бизнесмен, – искусственно». Функция крупных компаний – организация массового производства дешевой продукции, поэтому масштабы бизнеса делают его консервативным и склонным к стандартизации. В то же время гибкость и готовность к инновациям – это плюсы малого бизнеса, который, однако, отличается зачастую низкой производительностью труда и нестабильностью.

Но малый и крупный бизнес не существуют друг без друга. В частности, в нефтяном бизнесе малому предпринимательству отдано сервисное обслуживание месторождений, геологоразведка, сбыт нефтепродуктов на АЗС, социальная сфера. Компания ЮКОС, как сообщил ее глава, ежегодно реконструирует от 100 до 200 автозаправок и передает их частным предпринимателям «не из-за благотворительности, а потому что так выгоднее». Немаловажно и то, что крупный бизнес «порождает платежеспособный спрос для малого бизнеса благодаря высокому уровню зарплат персонала крупных компаний». Наконец, именно малый и средний бизнес поставляет продукцию и оборудование крупному: «94 процента заказов основных нефтяных компаний размещается на внутреннем рынке, что дает перспективу для развития именно отечественного предпринимательства», – отметил глава ЮКОСа.

РСПП и малый бизнес: некоторые факты

· Союзом подготовлены предложения о дальнейшем снижении налоговой нагрузки предприятий (по НДС, налогу на прибыль, ЕСН, имущественным налогам), которые в случае их реализации позволят улучшить налоговый режим для малых предприятий, особенного реального сектора.

· Поддержаны поправки к закону об основах технического регулирования, нацеленные на снижение административных барьеров для предпринимательской деятельности благодаря упорядочению и упрощению системы государственной стандартизации и сертификации товаров и услуг.

· В ходе обсуждения вопросов подготовки к вступлению России в ВТО и Таможенного кодекса рассматривались вопросы перспектив малого и среднего бизнеса (в том числе на конференциях «Малый бизнес и ВТО» в Москве в мае и декабре 2002 г.).

· При разработке позиций по реформам естественных монополий в качестве одной из главных целей реструктуризации соответствующих отраслей РСПП выдвигает создание равных условий конкуренции участников рынка, число которых по итогам реформ должно возрасти, в том числе благодаря вовлечению новых фирм и предприятий в сферы добычи и переработки газа, производства электроэнергии, железнодорожных перевозок.

· Механизмы рыночного регулирования экономики, которые предполагается сформулировать в ходе разработки политики национальной конкурентоспособности комитетом РСПП по промышленной политике, как предполагается, должны помимо прочего оказывать стимулирующее воздействие на вовлечение широкого круга граждан в занятие малым бизнесом.

· На международных встречах регулярно поднимаются вопросы привлечения иностранных инвестиций в развитие малых и средних предприятий, а также сотрудничества с правительствами соседних с Россией стран по решению возникающих проблем бизнесменов. Так, о необходимости уделять внимание поддержке малому бизнесу говорилось на Польско-российском форуме, на встречах президента РСПП А.Вольского с делегациями Сейма Литвы, предпринимательских и торговых объединений Турции, Китая, Украины.

· РСПП и ряд его региональных отделений выступают соорганизаторами форумов, выставок и ярмарок, на которых малый и средний бизнес получает возможность представить свою продукцию, установить новые контакты. В начале декабря 2002 г. при поддержке РСПП проведен первый международный форум «Дни малого и среднего бизнеса на ВВЦ».

 

Дмитрию Зимину – 70!

Поздравление члену бюро правления РСПП, почетному президенту АО «Вымпел Коммуникации» Дмитрию Зимину  от имени РСПП направил президент союза Аркадий Вольский.

Уважаемый Дмитрий Борисович!

Обширные просторы нашей великой Родины испокон веков создавали коммуникационные барьеры на пути развития народного хозяйства и неисчислимые неудобства для тех, кто пытался наладить нормальное деловое общение.

Вам удалось чудесным образом исправить эту несправедливость, и теперь обитатели одной восьмой части суши могут в любой момент по мановению волшебной трубочки поговорить и стать чуточку ближе…

Дорогой Дмитрий Борисович!

Сердечно поздравляем Вас с Юбилеем!

Ваши Семьдесят – это багаж опыта и мудрости, которым щедро приданы жизненные силы и молодое сердце. Не случайно Ваше участие в дискуссиях и обсуждениях проблем всегда придает общению остроту и актуальность. Умение интересно мыслить и предлагать нешаблонные решения всегда будет востребовано.

От имени РСПП желаем Вам крепкого здоровья, счастья, верных друзей и успешной деятельности на благо общества!

Из биографии юбиляра:

·       С 2000 года – член бюро РСПП.

·       С конца 2001 года – руководитель рабочей группы РСПП по проблемам развития малого и среднего бизнеса.

·       В 1992 году основал и возглавил компанию «ВымпелКом» (торговая марка «Би Лайн»).

·       В 1996 году на главной бирже мира в Нью-Йорке впервые после более чем 90-летнего перерыва появилась русская компания – «ВымпелКом». Ее оценили… в 700 миллионов долларов. «ВымпелКом» заработал тогда 60 миллионов долларов.

·       Учредитель первого в стране частного благотворительного фонда «Династия» для молодых ученых, занятых исследованиями в области фундаментальной физики.

·       Доктор технических наук, академик Международной академии связи, член-корреспондент Российской академии инженерных наук, член президиума Российской академии бизнеса и предпринимательства.

·       Автор более ста научных трудов и изобретений свою первую книгу «Школьная УКВ-радиостанция» написал в 18 лет.

·       Значительную часть жизни (с конца 50-х) посвятил работе в Радиотехническом институте им. академика А.Л. Минца, где сделал блестящую карьеру от рядового сотрудника до заместителя главного конструктора радиолокационых станций, став одним из создателей советской системы противоракетной обороны.

Cобственность —  де факто и де юре

Инвестиционная непривлекательность

Если уж аренду земли у государства сделали договорной, то нужно соблюдать правила игры. Земля под предприятием – особая форма собственности, и она не является, как многие утверждают, рыночной. Для того чтобы стать таковой, она должна быть хотя бы в потенциале продаваемой, покупаемой. Но земля под предприятием не есть некая величина, приносящая доход. Прибыль, которая и является как бы стимулом для совершения сделки купли-продажи, приносит в данном случае предприятие, которое на ней находится.

Поэтому здесь можно выбрать или абсолютно свободные хозяйственные договора аренды, или, наоборот, к чему мы и склоняемся, – очень жесткие, практически продиктованные федеральным правительством или другим федеральным органом условия аренды, которые никто уже не сможет трактовать на местах по-своему.

Почему же так необходимо, чтобы земля под предприятием была дооформлена?

В первую очередь это связано с привлечением инвестиций. Сторонний инвестор не понимает, что такое право бессрочного пользования, и тем более не понимает, что такое аренда, которая каждый год пересматривается. Когда земля правильно оформлена, существенно возрастают инвестиции.

Перуанский экономист об инвестициях

Есть замечательная книга, ставшая  в последнее время бестселлером во многих развивающихся странах, выдающегося перуанского экономиста Эрнандо де Сото**. Его институт в течение многих лет занимался исследованием вопроса о том, почему же все-таки некоторые страны преуспевают, а некоторые нет? Называется она «Загадка капитала: почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире»***.

Главная мысль этого исследования – без официально оформленной собственности современная рыночная экономика существовать не может. Кстати, на последней, шестой встрече лидеров российского бизнеса, представителей РСПП с президентом Владимир Владимирович рассказал о своих глубоких впечатлениях от встречи с этим перуанским экономистом. Мы специально эту встречу готовили и очень хотели, чтобы Эрнандо де Сото смог донести свои идеи до президента.

Де Сото рассказывает в книге, и ему можно верить, что в Перу, как только собственность  дооформляется, а там сейчас примерно такое же экономическое положение, как в нашей стране, инвестиции возрастают в девять раз. В девять!

Разброс цен – 270 раз

Как определяется выкупная цена за квадратный метр? Путем умножения ставки налога на субъектный выкупной коэффициент, то есть на кратность выкупа к ставке земельного налога, которая колеблется от 3 до 30. Так написано в законе «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Чиновники добавляют в эту формулу еще один множитель –  повышающий бюджетный коэффициент.

Еще в законе предусматривается поправочный коэффициент от 0,7 до 1,3, который может быть введен правительством Российской Федерации. Но обращаю ваше внимание, что он до сих пор не введен и никаких поправочных коэффициентов нет, хотя они могли бы сыграть на некоторое понижение (очень скромное, но все-таки).

В 1991 году, если вы помните, ставки земельного налога были установлены от 0,5 до 4,5 рублей за квадратный метр в зависимости от численности поселения и его географического расположения.

Также закон зачем-то вводил еще повышающие коэффициенты учета статуса города. Эти коэффициенты варьировались от 1 до 3.

Таким образом, даже тогда разброс средней ставки налога с учетом статусных коэффициентов составлял 27. Разброс субъектного выкупного коэффициента – 10 раз. Таким образом, общий разброс выкупных цен по средним ставкам составляет 270 раз. Не много ли это даже для такой большой страны как Российская Федерация?

 

Выкуп выкупу – рознь

Представьте себе два субъекта одинаковой хозяйственной деятельности. Например, два металлургических завода с примерно одинаковыми показателями – «Северсталь» и Новолипецкий металлургический завод. В каком положении окажутся владельцы этих заводов, если один из них должен заплатить в 270 раз за землю больше, чем другой. Да хотя бы в два раза! Это же искусственное вмешательство в конкуренцию. Вот сегодня Новолипецкий комбинат уже выкупил свое предприятие, и уже понятно, что в некоторых вопросах он проиграл по сравнению со своими коллегами.

В статье второй Закона о введении в действие Земельного кодекса, прейскурант базируется явно на ошибочном посыле о том, что участок под предприятием имеет якобы самостоятельную рыночную стоимость. Но в том-то и дело, что у нас земля под предприятиями не имеет рыночной стоимости.

Еще одно существенное замечание. Закон этот не распространяется на государственные муниципальные предприятия. То есть если частный предприниматель поставлен перед необходимостью или выкупить землю, или взять ее в аренду, то государственные муниципальные предприятия становятся эдакими заповедниками льгот. Значит, нарушается еще один базовый принцип – равенства субъектов предпринимательской деятельности и, вообще, равенства всех перед законом.

Обратимся к пункту 3 статьи 20 Земельного кодекса. Право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, говорится в этой статье, возникшее до введения в действие Земельного кодекса, сохраняется.

 Значит, проблема возникает в законе «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Но в самом Земельном кодексе Российской Федерации записано следующее: «Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему кодексу». То есть пункт об отмене постоянного и бессрочного пользования появился во вторичном документе – законе «О введении в действие Земельного кодекса». Но сам же Земельный кодекс запрещает любые дефиниции, которые идут с ним вразрез. Вот от чего мы хотели бы освободиться. Мы должны привести земельное законодательство в соответствие с Конституцией.

Не нарушая Конституции

Государство постоянно подчеркивает, что все эти 10 лет, которые прошли после приватизации, мы оставались собственниками этой земли. Что происходит на самом деле? Государство говорит, что обязанность по расходам, по дооформлению всех прав на землю лежит на предпринимателе, на собственнике зданий, которые находятся на этой земле.

Значит, в соответствии с Гражданским кодексом, согласно которому имущественное бремя несет сам собственник, государство, обязывая нас оплатить землеустроительные и прочие работы, как бы де-юре признает, что мы и являемся собственниками этой земли. Но и давайте тогда то, что вы признаете де-юре, сделаем де-факто. Если государство говорит: «Вы за свой счет проведите все работы», –  то мы трактуем это как нашу собственность.

Поэтому, исходя из буквы Конституции, Земельного кодекса, мы считаем, что единственная возможность разрешить коллизию, которая возникла сегодня в результате наслоившихся действий законодателя и исполнительной власти – это получить единый объект недвижимости, не нарушая при этом ни Конституции, ни условий приватизации. Единственный способ – это дооформить право предприятий на их земельные участки независимо от организационно-правовой формы. За это государство, разумеется, должно получить деньги. И никаких сомнений в том нет. Но только те деньги, которые пойдут на покрытие расходов, связанных с дооформлением. То есть оплату компенсационного характера за потраченные человеко-часы, печати, бумаги и так далее.

Долгосрочная аренда

Предположим, кто-то из предпринимателей, из владельцев предприятий все-таки выбирает – а мы считаем, что нужно их поставить перед правом выбирать – не выкуп земли под предприятием, а долгосрочную аренду. Сразу подчеркну – долгосрочную аренду.  Экономическое состояние страны сегодня позволяет прогнозировать бизнес-ситуацию. И в этой связи мы хотели бы иметь арендные договора на срок минимум 10 лет. За это время должна успеть окупиться хотя бы часть оборудования, которая находится на данном участке земли.

Все, конечно, не окупится, но хотя бы часть. Вообще установить минимальный срок аренды логично, как нормативный срок амортизации тех зданий, которые стоят на участке. Это было бы абсолютно логично и понятно и собственнику, и арендатору, и арендодателю. Мы готовы рассматривать совместно с законодателями и этот вопрос, но настаиваем, хотя бы на минимум десятилетнем сроке.

Еще одна проблема, которая постоянно стоит перед арендатором: это возможность нового арендатора заключать договор аренды на условиях не худших, чем у прежнего арендатора. Предположим ситуацию, при которой происходит раздробление бизнеса, на которое часто идут предприниматели. Тогда вычленившееся новое предприятие должно перезаключать договор аренды, который, как правило, хуже, чем тот, что заключала материнская компания. Уж тем более трудно продать предприятие, поставив нового владельца перед необходимостью перезаключать арендные договора. На нового владельца может быть оказано существенное давление со стороны арендодателя, каковым часто является муниципальная или федеральная власть.

Бизнес-сообщество, РСПП надеятся, что законодатели поддержат нашу инициативу и услышат наше согласие перейти на дооформление прав собственности, а также на вариант долгосрочной аренды. При этом предлагаем создать рабочую группу при Комитете по собственности Государственной Думы, в состав которой включить представителей предпринимательских структур, а также исполнительной власти с тем, чтобы как можно быстрее в этом году решить проблему, связанную с выкупом земли под промышленными предприятиями.

ФИНАНСЫ И ИНВЕСТИЦИИ

РСПП совместно с Ассоциацией промышленников Израиля и при поддержке Посольства Государства Израиль в РФ организуют российско-израильскую конференцию «Финансы и инвестиции в России», которая будет проходить с 23 по 25 июня в Москве.

В рамках конференции 25 июня в гостинице «Мариотт Гранд-Отель» состоится встреча ведущих представителей финансово-промышленных кругов Израиля с российскими предпринимателями и бизнесменами, заинтересованными в установлении и расширении экономического сотрудничества с израильскими партнерами.

В составе израильской делегации, которую возглавляет президент Ассоциации промышленников Израиля Одед Тира, около 30 бизнесменов, представляющих фармацевтическую и деревообрабатывающую промышленность, сельское хозяйство и телекоммуникации, текстильную промышленность и транспорт, а также производство стекла, пластмассы, продуктов питания, косметики.

Дополнительная информация:

тел. (095) 748-4257, (095) 748-4181, факс (095) 748-4182, e-mail: [email protected]  

«ПАРТИИ И ОРГАНИЗАЦИИ В РОССИИ»

18 июня в серии «Издания Максимова» выходит в свет третий выпуск справочника «Партии и организации в России». Книга включает в себя детальную и достоверную информацию о руководящем составе, аппарате и региональных отделениях 51 зарегистрированной на 10 мая 2003 г. политической партии и более 50 общественных организаций России.

Специально подготовленное к предвыборной компании издание содержит также подробную информацию о новом центризбиркоме, региональных избирательных комиссиях, судебной власти, PR– и рекламных агентствах, консалтинговых компаниях и общефедеральных СМИ, исполнительной и законодательной власти в центре и на местах.

Более подробная информация – на сайте www.maximov.com

ВТО по ДюмуленУ

Заслуженный деятель науки России, доктор экономических наук, профессор Ипполит Ипполитович Дюмулен является ведущим специалистом по проблемам ВТО. Его книга «Всемирная торговая организация», вышедшая недавно в издательстве «Экономика» – наиболее полное отражение истории создания и принципов деятельности этой международной организации.

В издании подробно и доступно рассказывается о механизмах применения защитных и других мер по содействию национальным производителям, о практике разрешения торговых споров, особенностях обязательных и необязательных соглашений.

В спорах с властью. Cоздание системы административных судов

Круглый стол «Административная юстиция и административная реформа», организованный РСПП и Фондом развития парламентаризма при содействии региональной общественной организации «Открытая Россия», был проведен 24 апреля в Москве в рамках подготовки предложений президенту к концепции административной реформы.  Создание системы административных судов, отмечалось в выводах заседания, станет эффективным инструментом защиты прав и свобод человека от незаконных действий (бездействия) органов власти и самоуправления.

О ходе разработки Кодекса об административном судопроизводстве рассказал первый заместитель председателя Верховного суда РФ Владимир Радченко.

Защита от необъективности

Споры и жалобы граждан на действия и решения органов государственной власти и должностных лиц сегодня разрешаются судами общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства. Это практически полностью исключает возможность быстрого и качественного рассмотрения дел:

·       суды общей юрисдикции перегружены гражданскими спорами

·       отсутствуют судьи, специализирующиеся на рассмотрении административных дел.

·       количество таких дел растет с каждым годом (4–5 лет назад – 17–25 тыс. дел в год, в 2002 году – 170 тыс.).

Сегодня объективность решений судов в отношении местных и региональных властей зачастую вызывает сомнения, потому что суды из-за недостатка финансирования получают от властей значительную материальную поддержку. Особенно ярко такая зависимость проявляется при рассмотрении жалоб на решения избирательных комиссий.

Создание независимой системы административной юстиции призвано обеспечить эффективный механизм отмены незаконных и необоснованных действий и решений, нарушающих права и свободы граждан и организаций. Административная юстиция станет важным элементом проведения административной реформы в интересах гражданского общества.

Правовую основу создания и регламентации деятельности административной юстиции задают два законопроекта. Это прошедший первое чтение законопроект «Об административных судах» и новый «Кодекс административного судопроизводства», разработанный Верховным судом вместе с Главным правовым управлением президента.

При подготовке проекта Кодекса использовался зарубежный опыт административного судопроизводства (в частности, немецкий и шведский) и анализ российской судебной практики.

По прогнозу В. Радченко (если этот законопроект будет принят осенью – в третьем чтении), уже с 1 июля 2004 года административные суды могут начать работать в полном объеме.

Создание административных судов позволит завершить судебную реформу, начатую в 2001–2002 гг. По мнению первого зампреда ВС, это самый серьезный шаг со времен принятия законов «О статусе судей» и «О судебной системе», и его значение даже больше, чем введение суда присяжных.

Разграничение компетенции

Под юрисдикцию административных судов должны отойти все дела по оспариванию актов органов власти, обжалованию действий должностных лиц, все выборные споры, дела, вытекающие из налоговых отношений, споры о компетенции между органами госвласти и местным самоуправлением. Планируется также существенно сократить юрисдикцию военных судов, в компетенции которых останутся только возникающие в армии трудовые споры.

Система административных судов будет действовать параллельно арбитражным и гражданским судам. Поэтому четкое разграничение подведомственности является важнейшим условием своевременного рассмотрения дел.

В то же время в проекте Кодекса подведомственность административных судов формируется «по остаточному принципу» (часть 1 статьи 5), хотя и устанавливает абсолютный приоритет административных судов в случае пересечения предметов гражданского, арбитражного и административного судопроизводства (часть 2 той же статьи). При принятии Кодекса следует уделить внимание уточнению его формулировок: у граждан и судей не должно возникать сомнений, относится ли конкретное дело к компетенции административного или иного суда.

Независимостьот местных чиновников

Создание в России института административного судопроизводства, отметил       В. Радченко, обойдется федеральному бюджету примерно в 1,1 млрд. рублей. Предполагается, что в качестве административных судов будут действовать: мировые судьи, межрайонные суды, окружные суды, и на уровне Федерации – Судебная коллегия по административным делам Верховного суда.

По предварительным расчетам, сообщил первый зампред ВС, в целом по России будет создано 500 межрайонных административных судов первой инстанции, 21 окружной суд второй инстанции и судебная коллегия по административным делам при Верховном суде РФ. Планируется, что в судах первой инстанции должны работать свыше 3 тыс. человек. Кроме того, примерно 500 судей будут работать в окружных судах, при этом все судьи пройдут переподготовку, в частности, в Германии.

Суды первой инстанции будут объединять от 2 до 8 районов. Окружные суды будут объединять от двух до шести-семи субъектов Федерации.

Создание системы, не связанной с административно-территориальным устройством, позволит исключить влияние региональных и местных властей на рассмотрение дел.

Вместе с тем проект «Об административных судах» предусматривает, в отличие от проекта Кодекса, что ряд административных дел будут подсудны верховному суду республики, краевому, областному, городскому суду, поэтому данный проект должен быть доработан в рамках второго чтения.

На стороне граждан

Новый закон «Об административных судах», по словам В. Радченко,  является частью судебной реформы и призван «защитить граждан от незаконых действий органов госвласти, а также повысить доступность граждан к судебной защите».

Поэтому в административных судах не будут в полной мере реализованы принципы состязательности и равенства сторон и абсолютной независимости суда. Административный суд обязан оказывать максимальное содействие гражданину, как заведомо более слабой стороне по сравнению с органами власти. Речь идет о помощи в составлении исков, возможности предоставления бесплатного адвоката, освобождения гражданина от предварительной уплаты государственной пошлины.

Предусмотрены меры, предотвращающие затягивание дел. Так, суд второй инстанции лишен возможности отправлять дело на новое рассмотрение: он обязан сразу принять решение по существу дела.

К новациям относятся также нормы об упрощенной процедуре и нормы о «модельном деле». В случае массового нарушения прав граждан суды смогут выносить решения по упрощенной процедуре, даже без участия сторон. При обращении в суд нескольких заявителей с однообразными заявлениями суд рассматривает в полном объеме только одно (первое) дело, а последующие – в ускоренном порядке, вынося по ним решения, аналогичные первому. Использование «модельного дела» в качестве прецедента придаст судебной практике единообразие и уменьшит риск необъективного решения.

Важным новшеством должна стать прозрачность административной юстиции: любой желающий (а не только участники конкретного разбирательства) сможет ознакомиться с решениями административных судов.

Гаратия прав и интересов

Выводы круглого стола:

1. Создание системы административной юстиции существенно увеличит эффективность рассмотрения дел по жалобам на действия и решения органов государственной власти и должностных лиц.

2. Судебная защита прав и законных интересов граждан, нарушенных правовыми актами органов государственной власти, не может осуществляться по правилам гражданского процесса. Необходимо создание системы норм административного процесса, призванного регулировать рассмотрение дел в условиях неравенства сторон.

3. Создание системы судов, не связанной с федеративным и административно-территориальным устройством государства, позволит обеспечить независимость административной юстиции от региональных и местных властей.

4. Дополнительной гарантией соблюдения прав и законных интересов граждан в отношениях с публичной властью может стать законодательное регулирование общих административных процедур принятия решений и издания правовых актов органами государственной власти и местного самоуправления.

В эпицентре разрешения споров

РСПП считает необходимым создание Центра альтернативного разрешения корпоративных споров. Об этом заявил глава Комиссии по корпоративной этике РСПП, член бюро союза Борис Титов, выступая на заседании круглого стола «Традиционные и альтернативные способы разрешения корпоративных споров», которое прошло 22 мая в Москве. В ходе дискуссии обсуждались вопросы готовности делового сообщества России к цивилизованным способам перераспредления собственности, разрешения споров и конфликтов между компаниями.

$100 000 за выигрыш

Экономические конфликты, имеющие место в российской действительности, оказывают сильное негативное воздействие на инвестиционный климат, сдерживают рост промышленного производства и отрицательно сказываются на отношении к предпринимателям широких слоев российской общественности. Препятствием для нормальной, соответствующей законодательству об акционерных обществах, процедуры передела собственности является использование правоохранительных, судебных и властных органов и организованной преступности. Как отметил Борис Титов, наша страна находится в начале пути построения цивилизованной судебной системы, однако «бороться с каждым судьей бессмысленно, начинать надо с улучшения законодательства».

Руководитель «Корпорации технологий и инвестиций К», занимающейся вопросами слияний и поглощений, Олег Дьяченко в ходе круглого стола заявил: «В настоящее время идет именно судебный передел собственности: ежедневно в судах рассматриваются 200–300 дел по этим вопросам». При этом происходит усиление административного ресурса: в процессе заказных банкротств, слияний и поглощений наряду с силовыми структурами стали активно участвовать и судьи, и чиновники, например, сотрудники Федеральной службы финансового оздоровления, отметил О. Дьяченко.

А представитель юридической фирмы Coudert Brothers Кирилл Ратников назвал даже конкретные расценки на «силовой захват компаний с использованием административного ресурса». По его данным, заведение заказного дела стоит $50 тыс., выигрыш «заведомо мертвого процесса» – до $100 тыс., услуги судебных приставов – 7% от стоимости иска, арест с подбрасыванием героина – $10–30 тыс.

Участники круглого стола отмечали, что нынешние редакции законов о рынке ценных бумаг, об акционерных обществах и ряд других имеют недостатки, позволяющие использовать их для несправедливого решения вопросов о правах собственности и контроля управления. По словам представителя группы «Минфин» (специализирующейся на реализации прав миноритариев) Яна Горелова, «имея 30% акций, можно совершенно законно избрать «второй» совет директоров и начать работать, при этом ни копейки не заплатив взяток ни административным, ни правоохранительным органам, и все будет совершенно законно – таково  российское законодательство».

Хотя, говорилось на заседании, то, что сегодня называют «враждебным» поглощением, зачастую оказывается очистительным и благотворным процессом (предприятие получает более эффективного собственника вопреки воле прежнего неффективного). С другой стороны, по словам О. Дьяченко, совершенно законные сделки могут преследовать цель устранения конкурента, как, например, это чуть не произошло в ходе покупки иностранцами акций предприятий вертолетной отрасли России.

Альтернативное решение

Законы нужно совершенствовать, чтобы защищать права и миноритарных акционеров, и крупных собственников. По выражению представителя группы «Минфин», справедливый передел собственности станет возможен, когда стоимость уплаты справедливой цены за пакеты акций компаний «будет меньше суммы взяток». При этом надо отдавать себе отчет, что самые совершенные законы не гарантируют от межкорпоративных конфликтов.

«РСПП, не дожидаясь, пока пройдут изменения в законодательстве, решил не «изобретать велосипед», а обратиться к международному опыту. Необходимо было создать механизм внесудебного разрешения споров. Такая система могла носить только общественный характер», – отметил Б.Титов.

 «Споры вокруг собственности – общемировая практика, – сказал Б. Титов, – и именно поэтому РСПП создал альтернативу традиционным способам их разрешения». В своей работе Комиссия руководствуется Хартией корпоративной и деловой этики, Декларацией принципов деятельности РСПП, Регламентом разрешения споров, а также Кодексом корпоративного управления, разработанным ФКЦБ в 2001 году с учетом предложений РСПП. Комиссия заключила протокол о сотрудничестве с влиятельной американской организацией CPR Institute for Dispute Resolution (Институт разрешения споров Центра Общественных Ресурсов). Хартия корпоративной этики РСПП представляет собой свод этических принципов ведения бизнеса. И именно с позиции их соблюдения арбитры будут оценивать поведение конфликтующих сторон.

Обкатка механизма

Принятие Хартии корпоративной этики было общим решением многих крупных компаний, входящих в РСПП, включая ЮКОС, Альфа-групп, Сибал, МДМ. «Даже формы борьбы Илим Палпа и Базового элемента изменились с тех пор, как была сформирована Комиссия по этике, хотя этот спор и не являлся предметом ее рассмотрения. Да, борьба все еще идет, но уже не так, как это было в самом начале конфликта, а в правовом поле». Сегодня все больше мелких и средних компаний задумываются о своей репутации. Представляющие малый и средний бизнес общественные организации («Опора России» и «Деловая Россия») поддержали и по существу присоединились к работе РСПП по совершенствованию межкорпоративных отношений.

Регламентом разрешения споров определяются все этапы третейского разбирательства спора, в том числе инициирование разбирательства (одной, двумя сторонами, либо бюро), предварительная проверка на соответствие претензии предмету деятельности комиссии по корпоративной этике, предварительные действия по разрешению спора, выбор состава арбитров, сроки и порядок рассмотрения вопроса арбитрами, их возможные решения – оценка фактов нарушения хартии или их отсутствие, рекомендации по выходу из конфликта и по санкциям, в случае если стороны не договорились о взаимоприемлемом решении.

По словам Б.Титова, в ходе работы над Регламентом предприниматели ставили задачу добиться максимально возможной независимости в принятии решений, и этого удалось достичь благодаря двум моментам. Во-первых, на этапе выбора арбитров сторонами разбирательства регламент требует, чтобы арбитр никак не был связан с компаниями-участниками процедуры, во-вторых, когда эти два арбитра затем выбирают третьего, то он оказывается заведомо независим от сторон.

Одна из причин, по которой в настоящее время мы не стремимся к широкомасштабной деятельности комиссии, как заявил в интервью ее ответственный секретарь Николай Остарков, «это необходимость отработки регламента разрешения споров». Сейчас, после апробации регламента в первых «делах», можно с уверенностью сказать – что это действующий документ. Хотя в процессе работы, подчеркнул он, «все же пришлось внести некоторые технические дополнения, касающиеся процедуры выбора председателя панели арбитров, был более детально прописан регламент применения санкций». Рассмотрение реальных прецедентов показало, что необходимо будет уточнить некоторые положения регламента о сроках прохождения ряда процедур, – но в целом регламент прошел проверку на прочность.  

Бойкот – это вам не суд!

Состав арбитров, по словам Б. Титова, также вызывал споры, ведь кандидатуры должны обладать авторитетом в глазах бизнесменов, знать практику корпоративного управления, чтобы их решения были авторитетными и эффективными. Формирование состава арбитров производилось методом «негативного голосования»: если кандидат набирал шесть отрицательных отзывов, он не включался в итоговый список. Как заметил руководитель комиссии по этике,  «из сорока трех арбитров восемь человек можно отнести к тем, кто управляет крупными компаниями, остальные 35 – ученые, государственные служащие, юристы». Кроме того, по регламенту у каждой стороны есть право выбора арбитра из всего списка. Например, по одному из начатых сегодня разбирательств в панель арбитров были выбраны сенаторы (Татьяна Коновалова и Александр Казаков).

Еще один часто возникающий вопрос – насколько эффективны будут принятые комиссией решения? «Все зависит от авторитета арбитров, с одной стороны, и от среды, то есть всего российского делового сообщества», – считает руководитель комиссии. О принятом решении будет сообщено акционерам компании, ее деловым партнерам, финансовым организациям, которые с ней работают. Перспектива для нарушителя оказаться в списке ненадежных партнеров – весьма серьезный аргумент в пользу выполнения решений арбитров. Б. Титов согласен с мнением президента РСПП Аркадия Вольского, что самым сильным воздействием мог бы стать бойкот нарушителя, и хотя в регламенте этот способ воздействия не прописан, в реальности он может оказаться самым сильным аргументом в споре.

По словам сенатора Т. Коноваловой (члена комитета по правовым и судебным вопросам Совета Федерации), тексты Регламента разрешения споров и Хартии корпоративной этики составлены очень умело, и это позволяет надеяться на их будущую эффективность. Как арбитр Комиссии РСПП по корпоративной этике и член панели арбитров по одному из ведущихся в настоящее время разбирательств о нарушении норм корпоративной этики, она положительно оценила то, что другими арбитрами являются известные бизнесмены — «люди, которые прошли большую школу бизнеса».

Конфиденциальность обеспечена

Говоря о проблеме конфиденциальности информации, руководитель комиссии по этике подчеркнул, что в принципе открытой является информация об обращениях, предварительных действиях посредника, составе сформированной панели арбитров. Однако с этого момента и до вынесения решения арбитрами на весь ход разбирательства распространяется правило конфиденциальности, которую должны соблюдать и стороны, и арбитры, и привлеченные специалисты.

Сейчас, считает Б. Титов, предстоит перейти к созданию Центра разрешения споров, который бы координировал работу делового сообщества в трех направлениях – по реализации созданного механизма внесудебного разрешения споров, в направлении развития медиаторства (посредничества) в деловых взаимодействиях, а также независимого арбитража.

ЭРМИТАЖ ПЕРЕВЕЗЛИ В ПАРИЖ

Совместная российско-французская культурная акция, посвященная 300-летию Санкт-Петербурга – выставка изобразительного и прикладного искусства девятнадцатого века «Париж – Санкт-Петербург 1800–1830. Когда Россия говорила по-французски...»,  открылась 20 мая в Париже. Ее инициатором и одним из главных организаторов выступила холдинговая компания «Интеррос», которую возглавляет член бюро РСПП Владимир Потанин.

На выставке представлены картины, графика, мебель, фарфор, изделия из бронзы и серебра, а также оружие первой трети XIX века – в общей сложности около 300 экспонатов из собраний Эрмитажа, Государственного исторического музея, «Московского Кремля», Госархива РФ, музея-заповедника «Павловск» (г. Павловск), парижского Музея армии Дома инвалидов.

Это первая выездная выставка, как отмечалось в прессе, «целиком финансируемая частным капиталом».  Партнером «Интерроса» с французской стороны выступила компания «Артемис». Помимо самой выставки главным событием этой культурной акции стала презентация впервые изданного Французско-русского словаря терминов искусства.

На церемонии торжественного старта этой культурной акции, которая проходит  под патронажем президентов двух стран Владимира Путина и Жака Ширака, выступили министр обороны Франции Мишель Алио-Мари, министр культуры России Михаил Швыдкой, руководители крупнейших музеев обоих государств, видные деятели российской и французской культуры.

Выставка в Париже, которая проходит в Соборе Дома инвалидов, продлится до  31 августа. Затем экспозицию перевезут в Петербург, в здание Эрмитажа.

Концепция административной реформы

Бюро РСПП на заседании 14 мая одобрило предложения к концепции административной реформы, подготовленные рабочей группой РСПП во главе с Александром Шохиным. 15 мая эти предложения были направлены президенту России Владимиру Путину в соответствии с его поручением РСПП, данным в ходе февральской встречи с бизнесменами в Кремле.

В документе нашли отражение вопросы оптимизации исполнительной власти, а также предложения по созданию эффективной госслужбы со встроенными антикоррупционными механизмами и взаимодействию бизнеса и власти в ходе осуществления административной реформы.

РСПП предлагает идеологию проведения реформ, согласно которой оптимизация функций госведомств должна быть основана на презумпции избыточности государственного присутствия в экономике. Органы власти должны сохранить за собой только такие функции, которые реализуются в общенациональных интересах и расходы на обеспечение которых меньше, чем вероятные общественные потери от их неисполнения. Такой подход подразумевает отказ от отраслевого принципа формирования органов власти и от формальной систематизации существующих функций министерств и ведомств.

Виды органов исполнительной власти, основы их компетенции и процедуры принятия решений, по мнению РСПП, должны быть определены законодательством –  предлагается закрепить статус, границы полномочий, правила доступа к информации о принимаемых решениях и результатах деятельности государственных органов. Особенности деятельности различных органов предстоит конкретизировать в подзаконных актах – положениях о статусе ведомств, а в административных регламентах – их внутриорганизационное устройство, процедуры и маршруты рассмотрения каждой категории дел, четкие критерии и сроки принятия решений.

РСПП считает необходимым скорейшее внедрение механизмов административной юстиции (подробнее в материале «В спорах с властью»).

Экономический аспект административной реформы, заключается в переходе от затратной к результативной модели бюджета. Это предполагает оперативное распоряжение средствами  и использование метода проектного финансирования,  раскрытие  информации о расходовании бюджетных средств. На госслужащих также должна распространяться контрактная система и механизм оплаты труда по результатам оценки эффективности деятельности в сочетании с общественным контролем.

Кроме того, конкурентоспособность российской госслужбы может быть обеспечена за счет единовременного резкого увеличения оплаты труда чиновников параллельно с внедрением системы кадрового отбора и продвижения на основе открытых конкурсов. «Кадровый обмен между госслужбой и бизнесом должен сопровождаться четкими процедурами предотвращения конфликта интересов», – подчеркивается в концепции. Для этого РСПП считает необходимым обнародование сведений о компаниях и конкретных лицах, являющихся бенефициарами (выгодополучателями) государства, а также публикация чиновником при поступлении на службу сведений о своих доходах и их источниках, доходах супругов и детей.

Диалог власти и бизнеса должен быть конструктивным, поэтому бизнес, в частности, готов поделиться накопленным им опытом в решении внутриорганизационных проблем (оптимизация управления, предотвращение конфликта интересов, стимулирование труда и обеспечение лояльности персонала), сходных с теми, что существуют сегодня в госаппарате.

Распространение коррупции в России

Внедрение административных регламентов по процедурам деятельности органов должно базироваться на реинжиниринге административно-управленческих процессов, и бизнес-сообщество готово оказать власти существенную помощь в организации этой работы, а также в налаживании современных систем финансового планирования, методов учета по начислениям, системы раскрытия информации.

Сроки проведения административной реформы, как подчеркивалось на бюро РСПП, не должны смещаться на послевыборный период, так как уже сегодня существует значительное отставание в модернизации системы исполнительной власти по сравнению с темпами и качественными изменениями в других сферах общественной и экономической жизни.

 103070, г. Москва, Старая площадь, д. 10/4, к. 406, тел:(095) 748-41-46, e-mail:

Copyright © 2003 ПромРос. Все права защищены. Disigned by

 

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!