Территория деятельности компании «Уралсвязьинформ» — Уральский федеральный округ и Пермская область, общей площадью около 2 млн. кв. км и населением 15,5 млн. человек. Первоочередные задачи на предстоящий период – объединение бизнеса, комплектование высококвалифицированным персоналом генеральной дирекции и филиалов во имя достижения большой корпоративной цели – создания высокоэффективной, динамично развивающейся российской телекоммуникационной компании. Следующая задача – повышение конкурентноспособности услуг, предоставляемых на территории Уральского региона, в том числе и в сотовом бизнесе, что в конечном счете позволит увеличить капитализацию компании.
Все ресурсы коммуникационного предприятия направлены на то, чтобы обеспечить звенья сложнейшей структуры региона качественной и надежной связью. Речь идет не только о телефонной сети, хотя именно ее развитию уделяется много сил и средств. Современные телекоммуникации – это телефония, мобильная связь, кабельное телевидение, интернет и многое другое. Только такой комплекс услуг может обеспечить человеку, предприятию жизнь в нужном ритме.
Важно, что руководство компании рассматривает динамику корпоративного бизнеса не только как инструмент развития отрасли и фактор достижения финансовой прибыли, но – в первую очередь – как идеологию развития общества. Генеральный директор ОАО «Уралсвязьинформ» Владимир Ильич Рыбакин подчеркивает: «Главная цель, выражающая общественное предназначение компании, отражена в ее миссии: формирование и удовлетворение потребностей клиентов в телекоммуникационных и информационных услугах, интеграция в глобальное информационное общество XXI века».
С миссией компании неразрывно связана ее стратегия. Она заключается в создании новых рыночных возможностей для предоставления сервиса, приносящего стабильный доход путем повышения многообразия и качества услуг, таких, как фиксированная и сотовая связь стандарта GSM 900/1800, кабельное телевидение, интернет и другие виды телекоммуникаций. В результате огромной работы на всех указанных направлениях выручка компании за 2002 год составила 14,8 млрд. рублей, что на 39% выше доходов 2001 года. Структура доходов компании за прошлый год выглядела следующим образом:
· междугородная/международная связь – 48%,
· городская телефонная связь – 32%,
· мобильная связь и пейджинг – 10%,
· новые услуги связи и другие доходы (Internet, ISDN) – 3%,
· сельская телефонная связь – 3%,
· проводное вещание – 2%,
· документальная связь – 2%.
Эти успехи стали возможны благодаря постоянному развитию всей технической базы. В настоящее время монтированная емкость сети объединенной компании составляет 4,1 млн. номеров, в том числе сети сотовой связи – 0,8 млн. номеров. Количество абонентов, пользующихся услугами фиксированной и мобильной сети, соответственно – 3 и 0,6 миллиона. Столь огромное количество пользователей услугами телекоммуникационных систем в Уральском округе весьма примечательно. Оно свидетельствует не только о финансовых возможностях клиентов, но и грамотной стратегии руководства компании «Уралсвязьинформ». Объективным результатом этой работы стало то, что компания, объединившая семь операторов связи, прочно заняла лидирующее положение на региональном телекоммуникационном рынке. Кроме того, есть возможность постоянного наращивания производственных мощностей. Так, в ближайшие три года ОАО «Уралсвязьинформ» планирует ввести 1,5 млн. номеров фиксированной связи, 12,4 тыс. км внутризоновых линий связи на базе волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) и цифровых радиорелейных линий (ЦРРЛ), а также расширить в четыре раза сеть мобильной связи. При этом среднегодовое увеличение доходов запланировано на уровне 30%.
В ближайшие годы компания планирует внедрение следующих новейших технологий: оптический доступ, радиодоступ, в том числе с применением широкополосных технологий, построение мультисервисных сетей, позволяющих довести до потребителя весь комплекс услуг связи «через одну розетку».
В наше время, когда отсутствие строгих законодательных рамок позволяет строить бизнес, исходя из узкокорпоративных интересов и быстрого получения прибыли, огромное уважение вызывают предпринимательские структуры (независимо от формы собственности), ориентирующиеся на долгосрочный и капиталоемкий вид деятельности. Справедливо замечено: богат не тот, кто много потратит сейчас, а тот, кто много приобретет завтра. Смотреть в будущее – это политика. И акционерная политика ОАО «Уралсвязьинформ» как нельзя лучше свидетельствует о том, что будущее является предметом серьезной заботы высшего менеджмента компании:
· уставный капитал ОАО «Уралсвязьинформ» - 4 696 млн. рублей (151 млн. USD),
· количество акций – 40 134 723 306 штук,
· доля привилегированных акций – 19,5%,
· рыночная капитализация на 28.04.03 г. – 20 323,85 млн. рублей (653,5 млн. USD).
Акции компании торгуются на площадках фондовых бирж РТС, ММВБ, Берлинской, Франкфуртской, европейской бирже NewEx, внебиржевом рынке США. Финансовая политика ОАО «Уралсвязьинформ» абсолютна прозрачна, что вызывает естественное доверие у российских и зарубежных партнеров. Вся отчетность ведется в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета с 1995 года, с этого же времени проводится ежегодный международный аудит. Компания имеет зарегистрированные программы АДР первого уровня на обыкновенные и привилегированные акции. О финансовой устойчивости говорят международные кредитные рейтинги Fitch и Standart&Poor’s «В», прогноз «Стабильный» и рейтинг корпоративного управления Standart&Poor’s «6,0».
Среди первоочередных задач, стоящих перед ОАО «Уралсвязьинформ» в настоящее время – консолидация бизнеса на территории Урала, повышение уровня квалификации персонала. На внеочередном, первом после объединения, совместном собрании акционеров 17 декабря 2002 года избран новый Совет директоров Общества, утвержден новый устав. Генеральным директором компании сроком на два года назначен В.И. Рыбакин. Владимир Ильич выделяет самые основные шаги Общества на пути формирования динамичной модели телекоммуникационного бизнеса: «Советом директоров ОАО «Уралсвязьинформ» утверждена организационная структура компании, генеральной дирекции и филиалов. В настоящее время заканчивается формирование генеральной дирекции, структура которой отражает стратегию развития и цели компании для совместного решения вопросов». Активно используются групповые формы управления (комитет, комиссия, группа). Одновременно сокращается аппарат управления в высшем и среднем звеньях. Каждый сотрудник встает перед необходимостью быть инициативным и грамотным специалистом. Растет потенциал и отдача менеджеров, они работают единой командой, участвуют в процессе принятия решений.
В целом это означает, что руководство крупнейшего оператора связи Уральского региона выстраивает систему, где каждое звено не только активно решает стоящие перед ним задачи, но и работает в неразрывной связи с другими звеньями системы. Руководство генеральной дирекции проводит регулярные встречи с менеджерами региональных филиалов. Содержание этих рабочих встреч отражает стремление компании расширить оперативное пространство своей деятельности и приобщить всех сотрудников к корпоративному образу мышления. Каждый получает информацию о стратегии компании, о требованиях генеральной дирекции к работе филиалов, участвует в живых обсуждениях намеченных планов. В практику вошли совещания и семинары по направлениям деятельности, защита инвестиционных планов и бюджетов. Специалисты департаментов (экономического, финансового, организации и управления продаж, бухгалтерии и т.д.) имеют возможность обмениваться опытом и информацией, что позволяет компании успешно действовать в интересах обслуживаемых клиентов. Современный бизнес требует оперативных ответов на возникающие вопросы. Так, состоявшийся в январе этого года семинар-совещание для работников Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского филиалов электросвязи был посвящен проблемам организации продаж услуг сотовой связи GSM – растущего сейчас высокими темпами сегмента телекоммуникационного рынка.
Региональные органы власти поддерживают масштабную работу компании. Соглашения с администрацией субъектов Федерации, на территории которых функционируют филиалы ОАО «Уралсвязьинформ», предусматривают взаимодействие по развитию средств связи, созданию и реализации программ развития связи для сельских районов, выполнению работ по осуществлению Федеральной целевой программы «Электронная Россия». Очень важно, что компания осуществляет тесное взаимодействие с аппаратом полномочного представителя Президента в Уральском федеральном округе П.М. Латышева.
«В долгосрочной перспективе наше предприятие по основным показателям должно приблизиться к международным телекоммуникационным компаниям», - считает генеральный директор ОАО «Уралсвязьинформ» В.И. Рыбакин. Намерение весьма серьезное, которое требует внимательно присмотреться к опыту крупнейшего оператора связи Урала.
Материал подготовил Сергей БУРЛАЧЕНКО
|