| Главная страница  Содержание | Журнал | Архив | Проекты | Реклама | Подписка  | Гостевая книга |

 

СЛОВО ПРОМЫШЛЕННИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Физули Фараджев, генеральный директор «ТехноСвар – ТМЗ», дочернего предприятия Тушинского машиностроительного завода

 ТУШИНСКИЙ  МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ:   ВРЕМЯ ДЛЯ  ВЗЛЕТА ОГРАНИЧЕНО.

 

 

 

 

 

Тушинский машиностроительный завод – огромное предприятие, продукция которого хорошо известна широкому потребителю и тем, кто обеспечивает обороноспособность Российской Федерации. Заводу более 70 лет. Когда-то Тушинский машиностроительный создавал первые стальные самолеты, в 1947 году, практически сразу после окончания Великой Отечественной войны, в его цехах собирались первые отечественные троллейбусы. Потом было освоение Космоса, создание первого советского космического челнока «Буран». Сейчас перед заводчанами ребром поставлены вопросы: как жить дальше и нужен ли государству этот уникальный опыт?

– Физули Аташевич, ОАО «ТехноСвар – ТМЗ» является дочерним предприятием Тушинского машиностроительного завода. Расскажите о главных промышленных достижениях последнего времени. Известно, что ТМЗ выполнял ответственные государственные заказы и стоял на передовых позициях в области наукоемких технологий.

– Последнюю четверть XX века Тушинский машиностроительный завод занимался выпуском космических аппаратов, в частности космического корабля многоразового использования «Буран». Мы занимались сборкой моделей, разработанных в НПО «Молния» под руководством генерального директора – главного конструктора Г.Е. Лозино-Лозинского. Своего научно-технологического пика мы  достигли 15 ноября  1988 года, когда «Буран» совершил беспилотный орбитальный полет и приземлился в точно заданном районе: в 6.00 – взлет, в 9.25 – посадка. У меня до сих пор хранится график последних доработок «Бурана» перед стартом. Здесь под номером 45 стоит моя подпись. Тогда наша технология и наше оборудование являлись гордостью не только СССР, но и  всей мировой науки. Защитное покрытие корпуса корабля из термостойкой плитки, выдерживающей температуру до 1000 0С и при этом позволяющей спокойно дотронуться до нее рукой, – все это было создано благодаря нашим уникальным технологическим разработкам. В это время я работал в должности заместителя начальника и начальника сборочного цеха и отвечал за  сборку фюзеляжа космического корабля «Буран». Позже перешел в сборочно-сварочный цех, где занимался производством гермокабины «Бурана». Кабина – это основная часть корабля, которая обеспечивает полную герметичность, защищает все системы управления  и обеспечивает взаимодействие корабля с человеком. Но в 1989 году пришла эпоха перестройки, и началась так называемая конверсия военно-промышленного комплекса.

– Почему «так называемая»? Ведь конверсия была одним из основных приоритетов государства, объявившего о вхождении в мировой рынок?

– Я не считаю конверсией сокращение на 50% производства, основанного на самых передовых в мировом масштабе технологиях. Потом мы поняли, что стали свидетелями разрушения отечественной производственной и научно-технологической базы.

 В развитых странах конверсия занимает 5–7%  от общего объема производства в наукоемких отраслях. А у нас началось резкое сокращение производства, и все наши комплексы: агрегатно-сварочный, механический и многие другие – занялись изготовлением совершенно другой продукции.  Мы начали искать пути вхождения в рынок. Но этот процесс шел очень медленно и гораздо трудней, чем в других отраслях. Для нас это оказалось движением в обратную сторону, поэтому мы так и называли этот процесс: «назад к рынку».  Наверное, мы стали одной из тех отраслей, которые очень поздно поняли смысл происходящего и с опозданием взялись за производство народно-хозяйственных товаров.

– Вы правы, это не так просто. Как скоро удалось  наладить производство новой продукции и освоить рыночные отношения?  

– Наши кадры обладали высокой научной квалификацией, мы располагали интеллектуальной базой для нового шага. Но нам не дали необходимой финансовой подпитки. Многие заводы военно-промышленного комплекса уже тогда работали на грани возможного. Пока мы совершали трудный переход к рынку, оказалось, что основные производственные фонды Тушинского машиностроительного завода для сегодняшних рыночных отношений не годятся. Их надо обновить. Для этого необходимы деньги, и мы начали восстанавливать производство с выполнения мелких заказов. Одними из первых в этом плане нам помогли правительство г. Москвы и мэр столицы Юрий Михайлович Лужков. Они передали нам заказы на изготовление городских автобусов и поддержали наш передовой комплекс переработки изношенных шин. И завод обрел второе дыхание. В 2000 году мы обнаружили, что, конечно, сразу поднять огромное производство с многотысячным коллективом будет тяжело, и приступили к созданию дочерних предприятий внутри завода. Дочерним предприятием  и является ОАО «ТехноСавар – ТМЗ».

– Расскажите об основных видах продукции и оборудования, производимого специалистами и рабочими «ТехноСвар – ТМЗ».

– С 2000 года наше предприятие участвует в создании и сборке пассажирских автобусов. Эти машины уже сейчас обслуживают москвичей на многих городских маршрутах. Производим ветровые энергетические установки мощностью до 1000 кВт. Один  из первых образцов этой продукции установлен в столице Калмыкии – Элисте. Как головное дочернее предприятие ТМЗ, мы изготовили комплекс по переработке изношенных шин, который в настоящее время начал функционировать. Заканчиваются пусконаладочные работы первых двух линий на 149 заводе. Это экологически чистое безотходное производство, в котором как сырье используются старые шины. Например, для получения  сорбентов. Он используется при сборе нефтяных отходов с поверхности водоемов. Можно сказать, что сегодня мы нашли свою производственную нишу. Несмотря на то что мы не утратили высоких технологий, преодолели психологический барьер и вошли в рынок, нам не достаточно гарантированных заказов на мелкосерийное производство, чтобы обновить основные производственные фонды и внедрять высокие технологии с использованием интеллектуального потенциала. Такие серьезные проекты, как комплекс по переработке изношенных шин, крупные экологические проекты, крупные проекты по созданию транспортных парков и энергетического технопарка, требуют первоначальных инвестиций, долгосрочного финансирования и постоянного совершенствования. Только такая политика, а не стремление быстро получить прибыль, позволит вывести производство на проектную мощность.

– Но рынок диктует свои законы. Если специалисты сумели наладить производство в новых условиях, очевидно, следует подумать о следующих шагах?

– Рынок рынком, но когда речь идет о таких предприятиях, как ТМЗ, нельзя забывать, что мы говорим о будущем России. Реально страну поднимет развитие машиностроения и в том числе наращивание мощностей ВПК.

  Но здесь возникает вопрос о приоритетах на государственном уровне, о финансировании на государственном уровне. То, что в последнее время эти вопросы ставятся и решаются на уровне президента страны,  – уже вселяет надежду. Я считаю, что, наращивая производство оборонной продукции, мы сможем восстановить производственные мощности, войти уверенно в мировой рынок, и, кстати, производить товары народного потребления, т.е. обеспечить качественной продукцией социальную сферу. Не секрет, что здесь мы тоже отстаем от других развитых стран. Особенно в производстве товаров, которые нужны незащищенным слоям населения. Я имею в виду инвалидное и другое массовое оборудование, которое мы можем, конечно, производить. Нужно действовать так, чтобы оборонка подтянула за собой и другие отрасли. Раньше руководство осуществлялось командным методом, нам диктовали сверху: выпускайте оборонную продукцию по военным заказам плюс товары народного потребления. Сегодня рынок сам будет диктовать предприятиям оборонного комплекса, что делать и как поступать в той или иной  ситуации. Мы, имея основные производственные базы и свободные финансовые источники, будем выпускать на рынок товары, нужные широким слоям населения. Благодаря этому процессу производство будет органично развиваться. Я надеюсь именно на это. «ТехноСвар – ТМЗ» пока еще слабо представлен на рынке, но если будет возрожден выпуск оборонной продукции, мы решим и вторую задачу – обеспечим людей нужными бытовыми товарами. Но без решения первой, основной, задачи сделать это будет очень тяжело. Успехи отдельных предприятий не решат проблемы в целом.

– Есть ли у предприятия менеджмент, который сможет уверенно работать на современном рынке? Помогает или нет производству современная налоговая система?

– К вопросу менеджмента я подхожу с двух позиций. Во-первых, есть менеджеры по работе с мелкой продукцией, с мелкими заказами,  их подобрать и обучить можно очень быстро. Во-вторых, нужны менеджеры для работы на международном рынке. Появление таких менеджеров на крупных государственных предприятиях зависит от выбора государственного приоритета. Если государство вспомнит о ВПК, оно займется обучением менеджеров, способных  создать имидж российской оборонной продукции на международном уровне. Если сочетать вхождение в рынок вместе с восстановлением приоритета ВПК, то такие менеджеры будут, да они уже и есть в России. Что касается налоговой системы, то Россия идет по пути внедрения стандартов, заимствованных у развитых стран. Но вся беда в том, что мы, в отличие от этих стран, находимся на начальной стадии развития налоговой системы в условиях рынка. И здесь нам больше подходят не западные, а восточные модели, где существует приоритет упрощенных налоговых систем. Целесообразнее работать, исходя из простых налоговых положений. Начать следует с простых фиксированных налогов и идти к развитию системы налогообложения. А у нас сразу внедряют сложные налоговые системы и тормозят работу предприятий. В результате мы накапливаем вопросы по налогам, начинаем структурировать всевозможные оплаты, погашать долги, и так до бесконечности. Сами себе создаем проблему. А можно было выбрать другой путь: от простого к сложному.

– Как вы оцениваете перспективы и возможности ОАО «Техносвар –ТМЗ»? Что ждет отечественную промышленность в том случае, если будет восстановлен приоритет ВПК?   

– Мы работаем для того, чтобы повысить экономический и политический потенциал России. Стремимся восстановить и создать новую высокотехнологическую продукцию, выйти на международный  рынок и завоевать там одно из ведущих мест. Кроме программы «Буран» есть вторая программа: создание космического корабля многоразового использования, который запускается с летательных аппаратов. Об этом много говорили на всех уровнях, и я верю, что мы начнем претворять в жизнь эту программу, равной которой нет в мире. Кроме того, пора говорить о развитии малой авиации. Необходим выпуск малых самолетов для геологоразведчиков, медиков, служб безопасности, предпринимателей, фирм, компаний и частных лиц. Частные фирмы изготовили фюзеляжи четырех и восьмиместных малых самолетов. Но в целом программа не получила развития: не урегулированы проблемы инвестиций, воздушного движения, парковки и другие не только технические, но и правовые вопросы. Если все эти моменты будут разработаны и утверждены документально, то программа малой авиации получит хороший импульс для реализации.

– На страницах нашего журнала неоднократно выступали руководители крупных отечественных предприятий. В целом разговор так или иначе касался государственной политики в промышленном секторе...  

– Необходимо на всех уровнях начинать оформление программ вывода промышленности из кризиса. Прежде всего обозначить приоритет оборонной продукции. Мне возразят, что нет финансов. Я не экономист, но уверен, что не стоит связывать вещи разного порядка. Как только будет решена программная задача, можно решить вторую, третью и все последующие задачи. Будет государственная программа – будут и финансы. Их выделят отечественные и международные коммерческие и некоммерческие организации. Сегодня этот вопрос используется некоторыми силами для решения своих политических задач.  Еще раз прошу, чтобы нам не мешали работать. Есть внешние силы – конкуренты с мировым именем, лидеры международного рынка оборонной продукции, и внутренние – какие-то либералы, какие-то псевдорыночники, которые выступают против финансирования оборонной отрасли, рассчитывая тем самым на благосклонность вышестоящих чиновников, лоббирующих другие промышленные направления. Многие международные рынки оборонной продукции закрыты и специально мешают восстановлению ВПК и перекрывают доступ к рынкам. К счастью, Россия – великая страна. Сейчас в ней доминируют интересы бюрократии. Но это не страшно, это промежуточная стадия развития государства с мощным промышленным и человеческим потенциалом.

 

Интервью взял Сергей Бурлаченко

 

 

 

 103070, г. Москва, Старая площадь, д. 10/4, к. 406, тел:(095) 748-41-46, e-mail:

Copyright © 2003 ПромРос. Все права защищены. Disigned by

 

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!