| Главная страница  Содержание | Журнал | Архив | Проекты | Реклама | Подписка  | Гостевая книга |

 

СТРАНА ВЕЛИКАЯ.САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ.

Саратовский авиационный: накануне взлета

Саратовский авиационный завод основан в 1931 году как завод комбайнов. Всего предприятием выпущено 39000 машин для сельского хозяйства. Впоследствии Саратовский завод комбайнов был реконструирован под авиационное производство. В годы войны завод производил военную авиатехнику – прославленные самолеты конструкции А.С. Яковлева. 13569 самолетов Як-1 и Як-3 производства САЗ составили основную ударную силу истребительной авиации. В послевоенные годы строились учебно-тренировочные самолеты Як-11, первые реактивные истребители Ла-15, МиГ-15, МиГ-17, Як-17 и Як-23, многоцелевые самолеты Як-25, Як-27, вертолеты Ми-4 и Як-24. В семидесятые годы основа военной авиационной продукции – штурмовики вертикального взлета и посадки Як-38. Производство этого сложнейшего самолета было доведено до очень высокого технологического уровня. Об этом говорит тот факт, что в мировой истории, помимо Як-38, известен один случай серийного изготовления самолета с вертикальным взлетом и посадкой. Завод участвовал в освоении производства первого в мире сверхзвукового самолета вертикального взлета и посадки Як-141. Основная гражданская продукция в те годы – региональный пассажирский самолет Як-40. Это был самый успешный коммерческий проект в СССР. Всего выпущено 1123 самолета, 119 продано в 19 стран мира. Самолет Як-40 до сих пор – единственный советский самолет, получивший сертификаты Германии и Италии, подтверждающие полное соответствие всем международным требованиям. С 1986 года выпуск военной продукции снижен. Имея большой опыт производства авиационной техники, завод переориентировался на массовый выпуск гражданской продукции. 10 января 1991 года Совет Министров СССР принял Постановление №19 «О преобразовании Саратовского авиационного завода в коллективное предприятие». Ныне «Саратовский авиационный завод» – закрытое акционерное общество без государственного участия. В декабре 2001 года завод отметил свой семидесятилетний юбилей.

 

 

За годы кризиса Саратовский авиационный завод, в отличие от многих гражданских авиазаводов, полностью сохранил работоспособное производство.

Главная продукция завода в настоящее время – семейство ближне- и среднемагистральных 90–120-местных пассажирских самолетов Як-42Д, а также комплекс услуг по их послепродажной поддержке. Производство самолетов Як-42Д на Саратовском авиационном заводе сертифицировано.

Всего выпущено более 150 самолетов, которые регулярно эксплуатируются в России, на Украине, в Казахстане, Туркменистане, Китае, на Кубе, в других странах Западной Европы, Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Самолет Як-42Д – единственный российский сертифицированный ближнемагистральный пассажирский лайнер, удовлетворяющий всем современным требованиям и нормам, в том числе по навигации, шуму (нормы Главы III с запасом -5,0 EPN дБ) и эмиссии вредных веществ в атмосферу, что позволяет эксплуатировать самолет в международном воздушном пространстве без ограничений.

Двухконтурный трехвальный турбореактивный двигатель Д36 по показателю экономичности (удельный расход топлива 0,65 кг на килограмм тяги в час) и надежности не имеет равных среди отечественных авиадвигателей, находящихся в массовой эксплуатации. За многие годы эксплуатации Д36 зарекомендовал себя как надежный и высокоресурсный двигатель (назначенный ресурс 15000 час., готовится решение по увеличению до 18000 час., планируется довести до 24000 час., межремонтный ресурс 6000 —7000 часов).

В условиях отсутствия развернутой эксплуатации отечественных самолетов нового поколения, самолет Як-42Д был и остается наиболее конкурентоспособным с точки зрения технического уровня, являясь, по существу, последней разработкой авиационной отрасли докризисного периода.

Современные условия рынка диктуют необходимость сохранения стабильного спроса на авиаперевозки. Эксплуатация слишком больших для нынешних российских пассажиропотоков самолетов Ту-154Б (М) приводит к необходимости уменьшения частоты выполняемых рейсов для поддержания приемлемого коэффициента загрузки, что неизбежно ведет к падению спроса на авиаперевозки. В нынешних условиях эта проблема становится все более актуальной, и многие авиакомпании видят выход в переходе на менее вместительные, менее затратные и более эффективные самолеты  Як-42Д.

Опираясь на накопленный опыт и при поддержке ряда компаний и коммерческих банков, на базе 120-местного самолета Як-42Д предприятие приступило к созданию качественно нового семейства самолетов: Як-42Д-100, Як-42Д-150, Як-42Д-200. За счет замены крыла удалось увеличить крейсерскую скорость с 750 км/час. до 850 км/час., а дальность полета с полным количеством пассажиров – до 4100 км. Это подтвердили продувки моделей в ЦАГИ.

Пассажировместимость самолетов полностью соответствует современным рыночным требованиям: Як-42Д-200 вмещает 66-84 пассажира, Як-42Д-150 – 156 пассажиров.

Маркетинговые исследования, выполненные Ассоциацией эксплуатантов воздушного транспорта и Финансово-промышленной группой «Российский авиационный консорциум» (среди российских авиакомпаний перевозящих более 75% пассажиров), показали, что на ближайшие 10–15 лет для регулярных и чартерных перевозок необходим экономичный самолет для перевозки 100–130 пассажиров. Размерность пассажирской кабины самолета Як-42Д идеально соответствует этим требованиям.

Для массового распространения модернизированного самолета необходимо обеспечить при конкурентоспособной цене и послепродажной поддержке эксплуатации повышение топливной и транспортной эффективности самолета до современного уровня.

Авиакомпании считают, что в качестве расчетной точки следует принять обеспечение при коммерческой нагрузке 10 т (110 пассажиров) расчетной дальности 4000 км.

Программа, предложенная Саратовским авиационным заводом, позволяет обеспечить выполнение этих требований при оптимальном соотношении критериев «стоимость–эффективность».

Появляется возможность максимально использовать существующие производственные мощности, технологическую оснастку, применяемые полуфабрикаты, материалы и комплектующие изделия.

Общими задачами для всех вариантов модернизации являются:

повышение скорости полета до 850 км/час., что соответствует М=0,80-0,82;

увеличение аэродинамического качества до К=16;

снижение расхода топлива на 25–30%;

повышение дальности полета до 4000 км при коммерческой нагрузке 10 тонн.

Одним из вариантов модернизации является применение современного крыла, замена части устаревшего оборудования, установка нового интерьера при сохранении проверенных конструктивных решений по агрегатам, оборудованию и самолетным системам.

Внедрение варианта самолета Як-42Д-100 позволяет при небольших капитальных затратах реализовать главное преимущество модернизации: получить современный сертифицированный тип воздушного судна при сохранении основных параметров серийного производства Саратовского авиационного завода и инфраструктуры обеспечения эксплуатации.

Таким образом, Саратовский авиационный завод не планирует завершать тему Як-42: по всему парку выпущенных на настоящий момент самолетов степень отработки ресурса не превышает 40%.

В современных рыночных условиях самолет Як-42Д обладает наилучшим (оптимальным) соотношением «пассажировместимость – цена – качество», являясь самым привлекательным для эксплуатантов. Объективным свидетельством тому является удвоение доли самолетов Як-42Д в общем объеме выполняемой транспортной работы за годы кризиса.

Сегодня существует множество примеров успешной работы российских авиакомпаний, эксплуатирующих самолеты Як-42Д за рубежом. При интенсивной эксплуатации самолет позволяет не только получать прибыль, но и компенсировать убытки авиакомпаний на внутрироссийских рейсах. Например, налет Як-42 казанской авиакомпании «Тулпар» в Пакистане в 2001 году достиг абсолютно рекордных величин использования для российских воздушных судов – 370 летных часов в месяц, что лучше средних показателей эксплуатации самолетов западного производства.

Общеизвестны ситуации летних сезонов, когда спрос на самолеты Як-42Д для полетов внутри страны и за рубеж значительно превышает предложения лизинговых компаний и вторичного рынка.

В условиях постепенного роста пассажирооборота, который имеет место в России, неизбежно плавное увеличение годового налета и коэффициента использования парка самолетов. В результате в ближайшем будущем сложится такая ситуация, при которой парк ближних и средних магистральных самолетов по своей провозной способности не сможет обеспечить прогнозируемые объемы пассажирских перевозок, и неизбежно возникнет дефицит воздушных судов.

Перспективный ближнемагистральный Ту-334 не претендует на сегмент рынка самолета Як-42Д, так как внедрение самолета нового поколения потребует от каждой авиакомпании, помимо затрат на приобретение самолета (стоимость Ту-334 ожидается не менее 16–17 млн. долларов), несколько миллионов долларов на обустройство авиационно-технической базы, обучение летного и наземного персонала, что в нынешних условиях практически исключено.

Сегодняшний уровень цен на самолеты иностранного производства (функциональные аналоги Як-42 стоят в 2,8 – 3,0 раза больше) полностью исключает возможность приобретения российскими авиакомпаниями этих самолетов, даже на условиях лизинга, в случае равных конкурентных условий с российскими производителями самолетов (отсутствия разного рода налоговых льгот и освобождений от таможенных пошлин). Кроме того, для эффективной и безопасной эксплуатации российскими авиакомпаниями на условиях лизинга самолетов Boeing 737-300/-700, по оценкам фирмы Boeing, необходимы инвестиции от 2,8 (средняя оценка) до 12,9 млн. долларов (максимальная оценка) в наземную инфраструктуру и подготовку специалистов в масштабе одной авиакомпании. При этом следует учесть полное отсутствие сервисной сети в России для сопровождения эксплуатации этих самолетов.

В настоящее время программа глубокой модернизации самолета Як-42 привлекла пристальное внимание федеральных правительственных структур. На совещании, проведенном 25 июня 2003 министром транспорта РФ С.О. Франком, все специалисты, представляющие авиатранспортный комплекс, авиапромышленность, науку, финансовый сектор, высказались в пользу более детального рассмотрения предложений Саратовского авиазавода на государственном уровне. Специально создана экспертная группа, которая в ближайшее время займется глубокой проработкой предложенной концепции.

ЗАО «Саратовский авиационный завод»

Россия, 410015, г. Саратов,

пл. Орджоникидзе, 1

тел.:   +7 8452 96 81 01, 96 46 92

факс:   +7 8452 96 46 84

e-mail: [email protected]

 103070, г. Москва, Старая площадь, д. 10/4, к. 406, тел:(095) 748-41-46, e-mail:

Copyright © 2003 ПромРос. Все права защищены. Disigned by

 

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!