| Главная страница  Содержание | Журнал | Архив | Проекты | Реклама | Подписка  | Гостевая книга |

 

СТРАНА ВЕЛИКАЯ.САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ.

Качество экономит ресурсы

ЗАО «АП Саратовский завод резервуарных металлоконструкций» имеет более чем 55-летний опыт изготовления и поставки металлоконструкций резервуаров различной емкости для нефти, нефтепродуктов и др. О немалом вкладе предприятия в подъем отечественной промышленности красноречиво свидетельствуют его многочисленные награды. По итогам 1998, 1999, 2001 годов завод награжден дипломами «Крупнейший экспортер Саратовской области». В 2000 году Торгово-промышленной палатой РФ ему вручен диплом за достижения в области внешнеэкономической деятельности на благо России. В 2001 году все виды продукции РМК награждены золотыми знаками качества «Всероссийская марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века», а в 2002 году – шестью платиновыми знаками. Продукция предприятия – лауреат программы «Сто лучших товаров России–2002». В 2003 году заводу первому в регионе присуждена премия Правительства РФ 2002 года в области качества. Быть признанным лидером почетно и престижно. «Но это не самое важное в приоритетах предприятия», – считает директор по качеству ЗАО «АП РМК» Александр Федорович Змеев

 

 

– Тогда что же? Что может быть важнее стремления быть первым?

–  Быть первым или вторым – суть не в этом. Участие в конкурсе на соискание премии Правительства РФ  – для каждого предприятия шаг добровольный, причем требующий проведения большого объема работ по всем направлениям деятельности. Денежного вознаграждения ни лауреатам, ни дипломантам не предусмотрено. Мы стремимся подтверждать высокое качество выпускаемой продукции и всей системы управления для того, чтобы совершенствовать свою деятельность, повышать квалификацию специалистов, оттачивать приемы качественного управления процессами производства. Одна из важных задач – создание нового стиля управления, основанного не на ощущениях и эмоциях, а на достоверной информации, направленной на постоянное стремление к совершенству. Мы хотим получать максимальные прибыли за счет эффективного использования ресурсов – людских, инфраструктуры, производственной среды, финансовых, информационных. Как известно, эффективность – это связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.   

– Насколько высоки требования конкурса к участникам, и как вы пришли к такому результату?

– Критерии российской премии в области качества, методы оценки конкурсантов основываются на международных подходах, в частности Европейской премии по качеству. Это немаловажно, ведь лауреат может сопоставить свои результаты с лучшими мировыми достижениями. Мы шли к ним более десяти лет. Развитие рыночных отношений, обострение конкурентной борьбы на рынке металлоконструкций способствовали принятию руководством завода еще в 1990 году решений о применении эффективных мер по исследованию рынка, определению запросов потребителей, внедрению прогрессивных методов управления качеством. Победой трудового коллектива стало получение в 1991 году сертификата одобрения по «Программе качества отдела промышленности Регистра Ллойда» на соответствие заводской системы качества международному стандарту ИСО 9001 версии 1987 года. В 1998 году система качества сертифицирована фирмой LRQA на соответствие ИСО 9001-1994, а в 2001 году – на соответствие ИСО 9001-2000.

Фирма «Ллойд Регистр» была выбрана нами как одна из авторитетнейших организаций, имеющая более 250 представительств по всему миру. Ее высококвалифицированные специалисты педантично и настойчиво, более 12 лет ежегодно инспектируя соответствие системы качества нашего предприятия международным стандартам, оказывали нам, тем самым, неоценимую помощь в переходе к более организационно высоким этапам производственной деятельности.

С целью повышения доверия к предприятию российских компаний было принято также решение провести сертификацию системы менеджмента качества в системе ГОСТ Р.  В 2001 году она успешно проведена на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

– Каков главный итог такой грандиозной работы?

– Определение требований потребителей и максимальное их удовлетворение, надлежащее исполнение своих обязательств, предвосхищение ожиданий потребителя стало залогом успеха ЗАО «АП РМК», благодаря чему мы на постоянной основе не один год сотрудничаем с рядом крупнейших российских и зарубежных компаний. В их числе – ЗАО «Трест КХМ» (по поставкам в Эфиопию, Суринам, страны Балтии), Лукойл-Калининградморнефть, ЮКОС, Транснефть, Вентбункерс (Латвия), Азертранс-ЛТД (Азербайджан). Положительный имидж предприятия помог выиграть тендер на поставку крупной партии резервуаров для Каспийского трубопроводного консорциума и Балтийской трубопроводной системы. Однажды сделав заказ в ЗАО «АП РМК», многие фирмы и компании становятся нашими постоянными клиентами. Сегодня в числе наших заказчиков – более 400 фирм из 33 стран мира.

–  В чем коренное отличие требований ИСО 9001–2000 от прежних подходов к обеспечению качества продукции и услуг?

– Выполняя требования международных стандартов предыдущих версий, мы  рассматривали их гораздо шире, распространяя на подразделения, не относящиеся к системе обеспечения качества. Правда, нам это не всегда удавалось. МС ИСО 9001-2000 выставляет требования, близкие к всеобщему менеджменту качества, с использованием процессного подхода и направленности на совершенствование. В данном случае нами совершенствуется система управления качеством в целом, распространяющаяся не только на непосредственное обеспечение качества  продукции, но и, используя рекомендации МС ИСО 9004-2000, на подразделения предприятия, обеспечивающие социальную сферу – здравпункт, столовую, турбазу и т.п., и финансовое планирование, – отдел труда и экономики. То есть эта версия стандарта нацелена уже не на обеспечение качества, а на качественное управление процессами, и приоритет отдается не результату любой ценой, а процессу,  определяющему эффективный результат. Создаются условия, при которых поставка потребителю несоответствующей продукции становится просто невозможной.

– Как действует механизм контроля и повышения качества внутри вашего предприятия?

– Система контроля на заводе делится на два блока: контроль изготовления продукции и контроль выполнения требований МС ИСО 9001-2000. Первый осуществляют диспетчерская служба, отвечающая за сроки изготовления металлоконструкций, и работники ОТК и центральной заводской лаборатории, контролирующие качество изготовления продукции в процессе производства. Контроль выполнения требований МС ИСО 9001-2000 осуществляется во время внешних и внутренних проверок.

 Внутренние проверки проводятся назначенными приказом аудиторами из числа обученных специалистов – это главные специалисты, руководители отделов и их заместители. Они разрабатывают процедуры, критерии эффективности процессов, изучают их результативность и эффективность на своем участке, а при проверке в другом подразделении анализируют выявленные проблемы с такими же руководителями отделов. При обнаружении несоответствия определяются предупреждающие действия, срок их исполнения и назначается исполнитель, и только если эти сроки срываются, нарушитель наказывается. Такой порядок устраняет мотивацию скрывать недостатки. Раз в полгода руководители каждого подразделения анализируют функционирование системы менеджмента качества,  достижение принятых целей, результативность процессов, составляется перечень предупреждающих корректирующих действий и оформляются отчеты, которые становятся одними из базовых документов для составления отчета по анализу функционирования системы менеджмента качества со стороны руководства предприятия. На основании годового анализа разрабатывается Программа развития предприятия на год, состоящая из многих блоков: финансового, технического,  социального и т.д.

– Каким образом в систему совершенствования работы включается каждый сотрудник?

– Вовлечение каждого сотрудника в совершенствование процессов проводится  посредством четкого распределения ответственности и полномочий, контроля за выполнением своих обязанностей, а также мотивации на достижение результатов. Работника, устраивающегося на завод, в отделе кадров знакомят с Политикой в области качества, целями предприятия, а потом – с четко расписанной должностной инструкцией. Весьма эффективна у нас система премирования по результатам экономического соревнования, учитывающая целый комплекс факторов: выполнение производственных показателей, требований техники безопасности, качество продукции, чистота рабочего места и др. Введен уровень дефектности продукции, определены нижний и верхний его уровень. Работники заготовительных, сборочных, сварочных, упаковочных бригад получают зарплату только тогда, когда продукция поступит на склад готовой продукции. Начальники цехов и отделов, бригадиры заинтересованы занять первые места по своему подразделению – это дает возможность получения максимального процента премии. Ее размер может изменяться от 0 до 60%, что также потом стимулирует проведение анализа упущений на рабочих местах.

В целом же Политика предприятия в области качества прямо или косвенно вбирает в себя и социальную политику (выполнение требований коллективного договора), и экономическую (программу развития, анализ достижения целей предприятия). Политика в области качества, в сущности, определяет развитие всех направлений, обеспечивая в итоге главную цель предприятия – улучшение благосостояния каждого работника за счет получения наибольшей прибыли посредством максимального удовлетворения требований потребителей.

По данным Международной организации по стандартизации (ИСО), в России сегодня более тысячи предприятий, сертифицировавших СК.  В европейских странах эта цифра достигает десятков тысяч. Обнадеживает то, что в нашей стране, по мнению экономистов, созрели предпосылки для «взрывного» развития сертификации систем качества.

 

Подготовила Галина Герасимова

 103070, г. Москва, Старая площадь, д. 10/4, к. 406, тел:(095) 748-41-46, e-mail:

Copyright © 2003 ПромРос. Все права защищены. Disigned by

 

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!