| Главная страница  Содержание | Журнал | Архив | Проекты | Реклама | Подписка  | Гостевая книга |

РСПП / В СФЕРЕ БИЗНЕСА

 Бизнес и власть: каковы правила игры?

В июле произошли события, которые вновь сделали актуальным вопрос об отношениях бизнеса и власти. В течение последних трех лет была достигнута определенная политическая стабильность, стал возможен конструктивный диалог бизнеса и власти в ходе проведения экономических реформ. Все это создало благоприятные  условия для экономического роста и притока инвестиций. Однако действия отдельных политиков, поддерживаемых рядом силовиков (на фоне разворачивающейся избирательной кампании с неизбежными в такой период популистскими лозунгами), привели к дестабилизации, росту опасений предпринимателей за свое дело, что всегда чревато свертыванием деловой активности и невозможностью стратегического планирования. Атака на крупный частный бизнес была воспринята многими как попытка вызвать конфронтацию власти и бизнеса и расколоть бизнес-сообщество. РСПП оценил ситуацию как крайне опасную и предложил ряд мер по разрешению проблемы.

Новейшая история и капитал

Современная история взаимоотношений бизнеса и власти в России началась в первой половине 90-х годов, вместе с разгосударствлением собственности, которое привело к возникновению крупного бизнеса. Однако этот процесс не был тщательно продуманным лабораторным экспериментом, считает Александр Шохин, член бюро правления РСПП и бывший министр экономики. «Тогда, — говорит он, — был период бури и натиска, и многие вещи происходили по принципу: старые законы не действовали, новых еще не было».

Почти все крупнейшие российские состояния, соглашается с вице-премьером Валерий Фадеев, главный редактор журнала «Эксперт», были «созданы во время приватизации, которая не была безупречной». Однако, подчеркивает он, госсобственность была передана, а не украдена новыми собственниками — это было сделано путем демократических процедур, принятием соответствующих законов и постановлений. «Всякий мог прийти и взять собственность. Пришли только те, кто действительно этого хотел. Остальные обменяли свои ваучеры на спирт «Ройяль».

Начиная с 2000 года в российском бизнесе произошли принципиальные перемены. Изменение внутриполитической, а затем и экономической ситуации, дистанцирование новой власти от бизнеса, повлекли за собой новые отношения, как внутри бизнес-сообщества (повышение прозрачности бизнеса, рост корпоративной культуры, этических норм, подъем доверия партнеров), так и между предпринимателями и властью. В приветствии участникам 12-го съезда РСПП в июне 2001 года президент России Владимир Путин отмечал, что «опыт практической работы членов РСПП, их влияние в деловых кругах и ответственный подход к принятию решений приобретают особое значение в период, когда приоритетными задачами государственной власти являются развитие экономики и повышение благосостояния граждан».

«Сильный бизнес, — отметил в своем выступлении на съезде председатель правительства Михаил Касьянов, — нуждается в сильном государстве, которое, не вмешиваясь в повседневную деятельность предприятия, способно установить четкие, недвусмысленные, предсказуемые правила».

РСПП и реформы

2001–2003 годы показали, что лидеры российского бизнеса, входящие в РСПП, способны вести диалог и друг с другом (в рамках созданных в союзе комитетов и рабочих групп), и со структурами исполнительной и законодательной власти. В итоге от такого диалога выигрывают и бизнес, и государство, и общество. Благодаря активному участию РСПП удалось сдвинуть с нулевой отметки ряд важнейших реформ, нацеленных на поддержку и развитие предпринимательства, создание более благоприятного инвестиционного климата.

·       Таможенное законодательство. В диалоге с властью удалось сделать новый Таможенный кодекс максимально эффективным инструментом регулирования экспортно-импортных операций в соответствии с мировыми стандартами и учетом российской специфики.

·       Налоговая реформа. По предложениям бизнес-структур отменен ряд оборотных налогов; пусть немного, но облегчено налоговое бремя; реструктуризирована часть налоговой задолженности предприятий реального сектора экономики.

·       МСФО. В сотрудничестве с рядом общественных организаций, Минэкономразвития и ФКЦБ принципиально решен вопрос о постепенном и поэтапном переводе финансовой отчетности предприятий на международные стандарты под контролем независимой общественной структуры.

·       Внешнеэкономическая политика. Власть стала уделять больше внимания экономической дипломатии, поддержке интересов российского бизнеса за рубежом и диалогу с иностранными инвесторами на бизнес-форумах.

·       Судебная реформа. Были приняты АПК, ГПК и новая редакция закона о банкротстве, создавшие базовые условия для эффективного и справедливого судопроизводства и прекращению порочной практики подкупа судей. В дополнение к этому разработан и принят наиболее продвинутой частью компаний механизм альтернативного внесудебного разрешения корпоративных споров.

·       Банковский сектор. В позиции власти в отношении мер регулирования банковского сектора становится все более очевидной справедливость большинства положений позиции РСПП по банковской реформе, заявленной в 2001 году.

·       Регионы. Позиция бизнеса, выражаемая региональными отделениями РСПП, все чаще становится значимой для местной власти и учитывается при принятии экономических программ, решении налоговых и тарифных вопросов, хотя и не везде.

Уже приняты отдельные принципиальные решения по переводу пенсионной системы на накопительные принципы, по обеспечению прав собственности на земельные участки предприятий. Однако пока РСПП не удалось убедить власть по целому ряду вопросов, таких, как реальное упрощение налогового и административного давления на малый бизнес, либерализация валютного законодательства, реформирование систем социального и медицинского страхования в комплексе со снижением ЕСН. Тормозится принятие налоговых поправок, нацеленных на стимулирование инвестиций, развитие фондового рынка, повышение капитализации компаний.

Кремль и бюрократия

Хотя диалог по этим направлениям ведется и с рядом конструктивно настроенных представителей экономических министерств, существует устойчивое взаимопонимание, тем не менее власть в целом (и это констатировал президент России в ежегодном послании Федеральному собранию весной 2003 года) пока не является эффективным инструментом согласования общественных интересов. «Наша бюрократия и сегодня обладает огромными полномочиями, но находящееся в ее руках количество полномочий по-прежнему не соответствует качеству власти», — сказал Владимир Путин. При этом «бюрократию нужно не убеждать уменьшить свои аппетиты, а директивно их ограничить», — сказал президент. Он напомнил, что о проблеме неэффективности государства говорили еще три года назад, подчеркивая, что слабость государства сводит «на нет» экономические и другие реформы.

Вместе с тем промышленники и предприниматели отмечают, что наряду с неэффективностью власти в последнее время стало широко распространяться явление, названное административным капиталом. Более всего от него страдают представители малого и среднего бизнеса, вынуждаемые несовершенством налоговой системы существовать «в полутени». Наряду с захватом прибыльного бизнеса продолжает развиваться и коррупция: по исследованию независимого исследовательского фонда ИНДЕМ под руководством Георгия Сатарова, объем взяток в 2001 году составил 33 миллиарда долларов.

Четыре основных механизма позволяют чиновникам безбедно жить на государственной службе, делает вывод Г.Сатаров: «Одни постоянно получают взятки, другие на официальной должности заняты интересами собственного бизнеса, третьи являются представителями финансовых групп, четвертых содержат коммерческие фирмы, которые исправно платят за то, что чиновники выполняют свои служебные обязанности».

Вместе с тем не только экономистам, но и рядовым гражданам очевидно, что основные сферы, за развитие которых должно отвечать государство (образование, фундаментальная наука, культура, армия, социальное обеспечение нетрудоспособного населения) — по-прежнему финансируются по остаточному принципу и если получают поддержку, то лишь за счет, в частности, грантов и стипендий частного бизнеса, благотворительных фондов компаний, социальных проектов и программ, также финансируемых промышленниками и предпринимателями.

 

 

«Бюрократия оказалась плохо подготовлена к выработке и реализации решений, адекватных современным потребностям страны. И наоборот — она неплохо приспособилась извлекать так называемую административную ренту из своего положения».

Владимир Путин,из ежегодного послания президента Федеральному собранию

Но если такую программу спонсирования государственных забот еще могут себе позволить лидеры бизнеса, юридически и финансово обеспеченные, то для малого и среднего предпринимателя это — непосильная ноша. Более того, вымогательство чиновников ставит под угрозу перспективы развития экономики и достижения амбициозных целей экономического роста в целом. Именно поэтому на февральской встрече в Кремле с президентом В.Путиным предприниматели — члены РСПП всерьез поставили вопрос о необходимости проведения административной реформы в интересах устранения названных явлений и повышения эффективности государственного управления.

Наступление на бизнес

При всех плюсах и минусах взаимоотношений с властью, важной составляющей которых были регулярные встречи РСПП с президентом, главным итогом прошедших трех лет для предпринимателей, а также для общества стала политическая стабильность, без которой было бы невозможным проведение системных преобразований в экономике. Но июльские события вокруг нефтяной компании ЮКОС поставили это достижение под вопрос, и дали повод ряду аналитиков рассуждать о появлении признаков нового системного кризиса.

Арест Платона Лебедева — одного из крупнейших акционеров нефтяной компании ЮКОС, последовавшие за этим сведения о том, что расследуется еще ряд дел против бывших и нынешних сотрудников компании (на середину августа таких дел было уже 10), — все это большинством обозревателей в российских и зарубежных СМИ с самого начала было воспринято как политическая кампания против главы ЮКОСа Михаила Ходорковского. Более того, начали появляться слухи и «утечки» о начале преследования других компаний — Сибнефти, РАО ЕЭС, Русского алюминия, ТНК. Данные из регионов свидетельствуют, по словам президента РСПП Аркадия Вольского, об аналогичном настроении и местных чиновников, и правоохранительных структур по отношению к бизнесменам.

Масштаб развернувшейся кампании заставил многих экспертов говорить о наступлении власти на бизнес. Хотя мнения о причинах и поводах этого наступления высказываются самые разные, общим местом стали тезисы о «пересмотре итогов приватизации», о необходимости «изъятия природной ренты» и «ограничении влияния бизнеса на политику».

Отрицательный сигнал

Для РСПП, как организации, созданной для защиты интересов бизнеса, развернувшееся под данными лозунгами политическое наступление стало серьезным испытанием. На следующий день после задержания П. Лебедева президент РСПП Аркадий Вольский в интервью НТВ сказал, что это событие и начавшаяся кампания против ЮКОСа могут поставить под удар все наработанное за последние годы: улучшение инвестиционного климата, повышение рейтинга России в мире, политическую стабильность.

Если судить и по реакции западных бизнесменов, и СМИ, и по телефонным звонкам предпринимателей в аппарат РСПП, как сообщил в интервью исполнительный секретарь союза Игорь Юргенс, сигнал для всех дан отрицательный. «Возникает несоответствие того, что говорил президент на Лондонском форуме с Блэром об улучшении инвестиционного климата и привлечении иностранных капиталов в Россию, и того, что делает прокуратура. Нас все время просят улучшить инвестиционный климат, улучшить образ российского бизнеса. Мы ведем энергодиалог с американским, европейским бизнесом, ездим по всем городам и весям и пытаемся рассказать, как нам казалось, правду о том, как идут реформы. Сейчас этому нанесен очень значительный удар. Второй, ключевой момент прежде всего для российских бизнесменов: оказывается, быть транспарентным — это тебя ни от чего не защищает. И третье: почему политические заявления одного должны сказываться на судьбе другого, и на бизнесе, и на капитализации».

Мне представляется, что больше всего бьют именно за то, что компания попыталась стать прозрачной. Целый ряд предпринимателей, в том числе ЮКОС, выступили за то, чтобы установить цивилизованные отношения между чиновниками и бизнесом. Высокий уровень коррупции ныне существует во всей нашей структуре государственных служб, в том числе, к сожалению, правоохранительных.

Элла Памфилова, глава комиссии по правам человека при президенте РФ

 Декларация принципов

Создавшуюся ситуацию бизнесмены обсудили на заседании бюро правления РСПП. По итогам было подготовлено обращение к президенту России. В нем, в частности, говорилось, что предприниматели обеспокоены и тем, что правоохранительная система становится самостоятельным игроком на экономическом поле, и социальными и политическими последствиями начавшейся кампании.

РСПП и его членские организации, отмечается в обращении, всей своей деятельностью стремятся содействовать экономическому развитию России, повышению ее роли и места в мировой экономике, защите интересов отечественного бизнеса, обеспечивающего это развитие. В то же самое время действия отдельных политиков, поддержанных рядом силовиков, на фоне разворачивающейся избирательной кампании (с неизбежными в этот период популистскими лозунгами) направлены на подрыв сложившейся в стране стабильности, пересмотр итогов приватизации, создание образа врага в лице предпринимателей. «Мы расцениваем это как крайне опасную ситуацию», — подчеркивается в письме РСПП президенту.

Действия правоохранительных органов в последнее время нередко обосновываются политической целесообразностью, но на самом деле в лице этих структур возник феномен самостоятельного игрока на экономическом поприще. Хотя, признают предприниматели, недобросовестная конкуренция с подключением к ней силовиков является, безусловно, порождением самого бизнеса, РСПП сегодня делает все для того, чтобы навести порядок в собственных рядах. Бизнес растет, становится прозрачным и независимым, продвигает идеи и инициативы по совершенствованию отношений между компаниями, соблюдению норм корпоративной этики, более грамотному оформлению собственности. Не стоит забывать, что еще в прошлом году РСПП разработал и принял на себя добровольные обязательства по соблюдению правил честного, этичного, социально ответственного бизнеса, по построению конструктивного взаимодействия с властью на равноправной основе.

Так, в Декларации принципов деятельности РСПП прямо сказано: государственная власть должна быть эффективной и жесткой в деле обеспечения законности и правопорядка, и вместе с тем открытой для диалога и учитывающей мнение общества. «Мы будем бороться с использованием власти для незаконного присвоения собственности, с коррупцией и сращиванием бизнеса с государственной властью», — говорится в Декларации, принятой всеми региональными отделениями РСПП.

Единство и борьба

Письмо, в котором выражалась консолидированная позиция бюро по поводу неправомерности и опасности политической дестабилизации, было передано А. Вольским В.Путину в ходе встречи депутатов и лидеров общественных организаций в Кремле 11 июля. Параллельно к президенту, как гаранту конституции, обратились около 30 правозащитников, журналистов, ученых (среди них — Людмила Алексеева, Валерий Абрамкин, Алексей Симонов, Светлана Ганнушкина, Леонид Жуховицкий, Марианна Максимовская, Алексей и Владимир Кара-Мурза, Генри Резник, Владимир Рыжков, Евгений Ясин). «Нанесен непоправимый ущерб основам реальной демократии, независимости бизнеса и информационной свободе», — говорится в их заявлении.

На следующей неделе, 17 июля, по инициативе главы президентской комиссии по правам человека Эллы Памфиловой было созвано совещание представителей бизнеса и организаций гражданского общества «Власть, бизнес и права человека». В совещании участвовали более 30 человек, в том числе Аркадий Вольский, Игорь Юргенс, Элла Памфилова, президент Опоры Сергей Борисов, руководитель «Деловой России» Валерий Фадеев, президент института Национального проекта «Общественный договор» Александр Аузан.

 Дискуссия показала, что у разных бизнес-объединений и общественных организаций есть общие интересы и сходное понимание опасности, которую представляют собой действия силовиков и ряда политиков развить конфликт между бизнесом и властью, внутри бизнеса, между бизнесом и гражданами. Как выразился один из участников, когда, как в сказке, есть три брата с разными частями доставшегося наследства, и вдруг к старшему из них вламываются бандиты и отбирают мельницу, другие братья не будут сидеть сложа руки.

«Эти события объединили нас — представителей малого, среднего и крупного бизнеса и гражданских организаций», — говорится в совместном открытом обращении, подготовленном по итогам совещания. В нем подчеркивается, что общая надежда на то, что тенденция к обретению Россией стабильности станет устойчивой, оказалась подорванной, а попытки передела собственности и угрозы демократическим завоеваниям могут свести на нет все конструктивные усилия власти и общества, разрушить хрупкие основы для достижения стабильного экономического роста, социального мира и благосостояния россиян.

Обращение предлагает ряд мер по выходу из сложной ситуации, главной из которых является проведение «широкого обсуждения стратегии экономического и социального развития России и определение практических мер по достижению устойчивого экономического роста». У каждой из трех бизнес-организаций есть конкретные наработки, в том числе доведенные до стадии законопроектов. Их перечисление в открытом письме заняло бы слишком много места, поэтому в окончательный текст они не вошли. Но бизнесмены договорились (и это четко заявлено в обращении) для обсуждения предложений и выработки совместной программы провести форум российских предпринимателей, представляющих весь бизнес — от малого до крупного, с приглашением гражданских организаций, представляющих разные общественные интересы.

Стратегия давления

Сторонники силового давления на бизнес, как показали июльские события, использовали традиционные аргументы о «несправедливом богатстве», «непатриотичности» бизнеса, разводя по разные стороны баррикад «власть и крупный бизнес» (которые что-то там «между собой делят») и «население» вместе с малым бизнесом, которому от этих войн в лучшем случае «достанутся крохи». Естественно, воспроизводились тезисы «о независимости и беспристрастности прокуратуры и суда, верховенстве закона». При случае упоминалось об отсутствии претензий к хозяйственной деятельности ЮКОСа и лично к Михаилу Ходорковскому, и то, что «следствие ведется всего лишь в рамках проверки депутатских запросов». При этом всех конструктивно настроенных экспертов, журналистов и политиков записывают в «наймитов» ЮКОСа. Характерно, что действия РСПП по разрешению проблем подаются в зависимости от настроения политтехнологов то как «энергичное заступничество», то как «уход на дно».

«Я хочу защищать не ЮКОС, я хочу защищать определенный порядок, хочу защищать ту обстановку доверия, которая складывалась в России в последние три года, когда вроде бы договорились: к приватизации не возвращаемся, и бизнес начинает оживать, он как бы все больше и больше доверяет тому, что правительство, закон будут защищать его, улучшать инвестиционный климат, способствовать обстановке доверия.

Я считаю, что гражданское общество, какое оно ни слабое, оно сегодня должно сказать государству, что конфронтация бизнеса и власти — это плохой путь. В конце концов, бизнес этого не скажет, потому что бизнес так устроен — он будет голосовать только одним способом — рублем или долларом».

Евгений Ясин,научный руководитель Высшей школы экономики

На самом деле позиция РСПП, и это доказано практикой, всегда строилась на том, чтобы видеть и оценивать как непосредственный эффект действий и заявлений, так и долгосрочные перспективы, отдаленные последствия для разных сторон конфликта. Хотя в нынешней ситуации нарушенной политической стабильности сложно делать прогнозы, РСПП настроен на продолжение диалога со всеми конструктивными силами в стране, следуя провозглашенному когда-то Петром Столыпиным принципу «Нам нужны не великие потрясения, а великая Россия».

Беззащитная собственность

Многие аналитики сходятся во мнении, что летние события со всей очевидностью продемонстрировали, что собственность крупного российского бизнеса остается ни политически, ни юридически не легализованной, а компенсировать это не могут и усилия по легализации текущей хозяйственной деятельности. Даже многие зарубежные СМИ с легкостью воспроизводили тезис о незаконности и несправедливости проведенной приватизации как первопричине повышенной активности силовых структур в отношении бизнеса.

«Осуждать деяния крупных собственников в девяностых — это все равно, что осуждать историю. Однако исторические диспуты не ведутся в прокуратуре или в Лефортовской тюрьме».

Валерий Фадеев, и.о. председателя президиума «Деловой России»

Очевидно, что деприватизация станет одной из ключевых тем предвыборной информационной кампании для самых разных действующих и потенциальных депутатов. Несмотря на неоднократные заявления правительства о том, что пересмотра итогов приватизации не будет, многие в стране уверены, что эта тема не раз будет использована и политиками, и чиновниками самого разного уровня для решения своих проблем.

Вопрос о том, как оценивать переход крупной собственности в частные руки, выходит за рамки исторических и политических дискуссий. От того, кем и как этот спор будет вестись и к каким выводам придут его участники, во многом зависит и текущее состояние дел, и, что более важно, стратегия экономического развития как страны в целом, так и отдельных предприятий.

«В привлечении инвестиций самая главная, с моей личной точки зрения, проблема — это риски, связанные с правами собственности, причем как на корпоративном уровне (достаточно жестокие внутрикорпоративные конфликты продолжаются), так и в связи с действиями правоохранительной системы. Эти риски, к сожалению, сейчас очевидны для всех. И это не вопрос работы отдельных должностных лиц, это вопрос системы. Поэтому мы не ожидаем, что инвестиции в несырьевой сектор будут увеличиваться скачкообразно. Но они будут нарастать, так как рынок суперпривлекательный, количество людей со средними доходами возрастает, соответственно рынок сбыта для более качественной продукции возрастает».

Аркадий Дворкович,заместитель министра экономического развития

По словам А. Аузана, через неделю после ареста акционера нефтяной компании проблемы возникли у успешного и известного в России кондитерского производства. «Оно разворачивалось, существовали договоренности об иностранных инвестициях, но на днях владелец этого производства был вынужден срочно выехать на Запад, — говорит А.Аузан, — чтобы попытаться восстановить инвестиционные контракты. Заметьте — никто не нападал на него лично. Дело в ущербе, нанесенном репутации страны. Инвесторы сказали: «Оказывается, у вас в России можно вот так развернуть сразу четыре-пять дел против крупной фирмы, не затрагивая конкурентов, и нарушая конкурентную ситуацию. Откуда мы знаем, может быть, завтра это случится и с вами, и мы потеряем свои инвестиции…»

Экономика и компромисс

С тем, что важнее всего экономические последствия дискуссии о проведенной в 90-х годах приватизации, согласны все серьезные экономисты. Так, главный экономист представительства Всемирного банка в России Кристоф Рюль отмечает, что чем дольше признается существование политического вмешательства в экономический процесс, тем труднее привлекать в экономику России иностранный и внутренний капиталы. Но передел собственности — это не выход. Есть несколько подходов к решению вопроса. К примеру, реституция собственности, начатая в Восточной Германии, отпугивала инвесторов, и в конце концов была заменена денежной компенсацией. В любом случае, говорит К.Рюль, проблему следует закрыть, иначе политики вновь и вновь будут использовать раннюю фазу преобразований в России в собственных интересах. У меня нет решения для этой проблемы, и, по-видимому, нет ни у кого. Но я думаю, что такое решение может быть найдено, лишь если будет проведено широкое обсуждение этих вопросов, которое приведет к более широкому консенсусу, чем просто перемирие между конкретным олигархом и правящей элитой.

Позиция РСПП заключается в том, что разумный компромисс в отношении приватизации государственного или муниципального имущества необходим в общих интересах. Его можно достичь в ходе широкой общественной дискуссии, как считает А. Вольский. Одним из вариантов решения проблемы, по его словам, могло бы стать ограничение максимального срока рассмотрения хозяйственных споров в сфере приватизации тремя годами.

«Термин «амнистия» было бы неправильным использовать, потому что это могло бы быть воспринято неправильно, в том числе западным сообществом. Это будет означать факт признания того, что приватизация шла в нарушение закона.

Но у нас, например, срок давности

по налоговым преступлениям три года, а по сделкам приватизации 10 лет. Налоговые преступления в нашем обществе не рассматриваются как жесткие преступления в силу признания того, что налоговое законодательство было неразумным в прошлом. Если эту идеологию перенести на приватизационные сделки, то (речь идет о том, чтобы не пересматривать итоги приватизации: ваучерную приватизацию, залоговые аукционы, а не нарушение закона уголовного типа) сокращение сроков давности по признанию приватизационных сделок недействительными было бы вполне разумным».

Александр Шохин, член бюро правления РСПП

Чтобы не было бедных

Действия правоохранительных структур в отношении нефтяных компаний и приближение выборов вновь привлекли внимание к проблеме перераспределения прибыли нефтяного бизнеса. Скорее всего, в ходе осенней сессии парламента будет предпринят ряд шагов по изменению уровня и характера отчислений в бюджет для всех добывающих отраслей. Это позволит в предвыборный период решить ряд политических проблем.

ЛДПР, КПРФ, Конгресс русских общин, Партия жизни и ряд известных политиков уже выступили с заявлениями о поддержке решений по перераспределению природной ренты (и изъятию от 30 до 100% в пользу государства). СПС говорит о повышении природной ренты для сырьевых компаний при одновременном снижении налогов для несырьевых секторов экономики как об инструменте трансформации сегодняшнего «третьеразрядного капитализма» в европейский.

В то же время вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что правительство не намерено в 2004 году увеличивать налоговую нагрузку на предприятия ТЭК. «Однако мы будем отслеживать те случаи, когда потребуется повышать отчисления на природную ренту», — сказал А. Кудрин в ходе обсуждения проекта бюджета–2004 с представителями центристских фракций Госдумы. Комментируя предложение ужесточить контроль за сверхдоходами олигархов, вице-премьер напомнил, что со следующего года уже будут повышены ставки налога на добычу полезных ископаемых, а также увеличена налоговая нагрузка на предприятия газовой отрасли.

Под лозунгом перераспределения природной ренты, предупреждают экономисты, возможно проведение через парламент законов, негативные экономические последствия которых уже трудно будет компенсировать после окончания предвыборной борьбы.

Дело даже не в том, что отбор сверхприбылей, если таковые сохранятся при высокой цене на нефть в мире, даст бюджету не так уж много. Но сам метод увеличения бюджета за счет прибыльных (сегодня) секторов противоречит логике регулирования экономических процессов: гораздо более эффективно не отбирать у тех, кто богат и успешен сегодня, а подтягивать до этого уровня остальных. Не случайно одним из самых популярных анекдотов лета-2003 стал рассказ о внучке декабриста, удивлявшейся энтузиазму революционной толпы матросов под лозунгом «чтобы не было богатых»: «Как странно, а дедушка мечтал, чтобы не было бедных…»

 

«Неожиданно легкие, подобные чуду решения застарелых социальных проблем всегда настораживают: если это так просто, то почему оно так сложно? Подход «отобрать и поделить» — как при продразверстке времен «военного коммунизма». Ясно, что и результаты будут такие же: накажут самых трудолюбивых. Предприятия перестанут вкладывать средства в новые технологии: ведь все равно состригут все «лишнее».

В лучшем случае будут необоснованно повышать зарплату своим работникам, чтобы не отдать «чужим». Или еще проще: сверхприбыль в отчетах станут прятать, что для толкового бухгалтера не составит труда. Экономика лишится главного стимула в условиях рынка: стремления к повышению прибыли. Рост производительности труда замедлится, и в конечном счете страна станет не богаче, а беднее. Отбирать и делить станет нечего».

Отто Лацис,доктор экономических наук, публицист

Чиновники и сверхдоходы

Расчеты показывают, что сумма реально возможных изъятий раз в десять меньше бюджета даже сейчас, при высоких ценах на экспортируемое сырье. Когда цены снизятся — не станет и нынешней сверхприбыли. Аналитик «Объединенной финансовой группы» Павел Кушнер считает, идея изъятий связана с представлением о том, что нефтяные компании получают высокие доходы в абсолютном выражении. То есть сверхдоходы для чиновников — это любые доходы компаний, которые они получают от высоких цен на нефть. И при этом не учитываются такие важные финансовые показатели компаний, как возвратные инвестиции или возвратные активы.

По мнению экономиста ИК «Тройка Диалог» Антона Струченевского, призывы к повышению налогов на компании нефтяного сектора находятся в полном противоречии со стратегией развития страны, предложенной правительством и озвученной Владимиром Путиным в начале года, которая предусматривает снижение налоговой нагрузки. «Конечно, говорилось о переносе налоговой нагрузки на нефтяной сектор. Но речь шла не о повышении, а об относительном переносе — то есть налоги снижаются во всех отраслях, кроме нефтяной», — говорит А. Струченевский. «Природная рента есть и сейчас, — отмечает первый зампред правления «Альфа-Банка» Олег Сысуев. — Вопрос о ее «справедливости» — это дело расчетов, причем не только в рамках ежегодного бюджета, но и в рамках бюджетного и налогового кодексов. Что касается сырьевой отрасли, думаю, что налоги на нее достаточно адекватные».

Известный экономический обозреватель Отто Лацис, обсуждая идею «изъятия сверхприбыли», задает справедливый вопрос: почему за исходное берется рентабельность добывающей промышленности, а не всего народного хозяйства? Разве нет природной ренты в сельском хозяйстве? И почему признается справедливым изъятие только ренты от добычи природного сырья, а не любой монопольной ренты? Есть данные статистики отраслей со сверхприбылью:

·       средняя рентабельность по

        народному хозяйству — 11,3%

·       газовая промышленность — 47,7%

·       связь — 35,8%

·       цветная металлургия — 27,8%

·       внешняя торговля — 22,3%

·       нефтедобыча — 21,5%

·       магистральный

        трубопроводный транспорт — 20,5%

·       гостиничное хозяйство — 16,2%

·       нефтеперерабатывающая

        промышленность — 16,1%

·       черная металлургия — 16,1%

·       общественное питание — 15,1%

·       полиграфическая

        промышленность — 14,8%

·       стекольная

        и фарфоро-фаянсовая — 13,6%

·       машиностроение

        и металлообработка — 11,8%

Таким образом, из тринадцати отраслей только четыре заняты непосредственно добычей природных ресурсов. Сверхприбыльность связи и трубопроводного транспорта, по словам О.Лациса, скорее всего объясняются монопольными тарифами на услуги, а гостиничного хозяйства — его неразвитостью, недостатком мест, что, конечно, снижает конкуренцию. Впрочем, и само деление по признаку работы с природным сырьем ни о чем не говорит. Даже в сверхприбыльной газовой промышленности 34,1 процента организаций убыточны, среди организаций связи таких 31,6 процента, в цветной металлургии — 44,2 (и это в тройке лидеров рентабельности).

«Экономический рост в стране сегодня во многом зависит от позиции промышленников и предпринимателей, как основных субъектов экономических отношений. Попытки путем диктата решить этот вопрос в условиях глобализации экономики обречены на провал».

Андрей Нещадин, исполнительный директор Экспертного института

Надо дать заработать

Что из этого следует? Перетрясти золотой мешок под названием «рента», конечно, необходимо и полезно. Но, во-первых, тогда надо изымать любую монопольную ренту. Во-вторых, нужна надежная методика отделения прибыли на вложенный капитал от монопольной ренты, которая данным предприятием не создана и должна быть отдана на общественные нужды. Простой подсчет средней нормы рентабельности для этой цели не годится — между тем, авторы идей об изъятии ренты ничего иного не предлагают.

Не годится и прямая раздача изъятых денег бедным путем начисления на лицевые счета. Надо за счет снижения налогов дать возможность больше зарабатывать тем, кто занят в коммерческой сфере. Наряду с этим резко повысить зарплату работников здравоохранения и образования. По-прежнему необходимо значительно повысить пенсии. И резко, в разы, повысить помощь семьям с детьми. Если все это выполнить, бедность радикально сократится. Если, как предлагается, «отобрать и поделить», она будет только расти, считает О. Лацис.

Из века настоящего — в прошлый

В результате июльских событий, по мнению председателя фонда «Либеральная инициатива», директора Экспертного института Евгения Ясина, «мы оказались отброшены лет на пять — на десять по уровню доверия к России — никто не ожидал, что у нас это может повториться на уровне 1999–2000 годов». Все это создает питательную почву для злоупотреблений и «беспредела» со стороны всех властей.

Но российское деловое сообщество (несмотря на сложности внутри него) уже начинает консолидироваться и во многих отношениях стало влиятельной силой. Не в интересах российского бизнеса ни «прогибать шею», ни обвинять власть в нарушении негласных контрактов. Ожидания, что действия бизнеса и РСПП как выразителя его интересов пойдут либо по первому, либо по второму сценарию (то есть он либо смирится, либо войдет в конфронтацию), не оправдались.

И хотя конец истории еще не наступил, одним из главных уроков лета-2003 должно стать то, что выход из сложных ситуаций не бывает легким и однозначным. РСПП и его отделениям предстоит многое обсудить и в рамках подготовки к съезду союза, и во время подготовки к Гражданскому форуму с участием бизнеса, институтов гражданского общества и власти.

Можно сказать, что позитивным итогом лета-2003 стало то, что в экспертном сообществе, в прессе активизировались дискуссии по проблемам, ранее находившимся на периферии внимания либо считавшихся пройденным этапом (роль крупного бизнеса в политике, экономике и в социальной сфере, настроения в разных слоях общества по отношению к предпринимательскому классу, необходимость законодательной базы для цивилизованного лоббизма, независимость СМИ). В заочной дискуссии участвуют как политологи, так и экономисты, представители власти, бизнеса и общественных организаций. Поиск новых решений, новых формул и появление новых идей в рамках развернувшихся дискуссий может оказать существенное влияние на пробуждение гражданского сознания и формирование гражданского общества в России.

«Письмо РСПП, которое было вручено Путину (я специально ушел с его обсуждения), было согласовано всеми членами бюро, в том числе и руководителями «Газпрома», которым уж совсем не просто было его подписывать. Это серьезное свидетельство зрелости крупного бизнеса».

Михаил Ходорковский, член бюро правления РСПП

ЮКОС, отмечают обозреватели, продемонстрировал свое умение справляться с трудностями: текущая деятельность компании практически не пострадала, на фондовом рынке уже к середине августа были восстановлены позиции не только самого ЮКОСа, но и других компаний.

Во взаимоотношениях бизнеса и общества, считают эксперты Института экономики города, есть два варианта. Бизнес может вести себя продуктивно, то есть направлять средства в освоение прогрессивных технологий, улучшение качества продукции, создание новых рабочих мест, а из полученной прибыли финансировать благотворительные акции. Именно так ведет себя ЮКОС, названный журналом Fortune вторым в рейтинге лучших компаний мира по эффективности капиталовложений и по праву считающийся лидером социальной ответственности российского бизнеса. Но бизнес может вести себя и «контрпродуктивно», направляя средства на подкуп чиновников и создание собственного «административного ресурса», способного защитить его от произвола.

 

Несимметричный ответ

Как говорит Александр Шохин, для самого бизнеса сегодня лучшим способом защиты будет то, как эффективно он будет работать. «Компании выдают положительные новости». В частности, информация о выплате дивидендов ЮКОСом, о возможной покупке 25% акций ЮКОСа «Шеврон-Тексако» — вся эта информация вряд ли свидетельствует о растерянности руководства компании. Скорее это говорит о планомерных действиях по нейтрализации негативных новостей. Похожая динамика в ряде других компаний — Росбанк купил сеть ОВК, Интерросом созданы ряд крупных фондов прямых инвестиций на $250 млн. Бизнес показывает, что позитивные новости можно формировать независимо от отношений власти и бизнеса. Несмотря на то, что политические новости относительно неблагоприятны, корпоративные новости стали перевешивать, они больше влияют на рынок, и это лучший способ ответа бизнеса на неопределенную ситуацию в отношениях с властью.

Очевидно, что этот путь более эффективен, чем битва на политическом поле. Бизнес, начав играть на своей части поля, выигрывает больше, чем если бы ему вздумалось играть с властью на ее площадке, на которой трудно рассчитывать на ощутимые выигрыши (все зависит от поведения власти). Вводные даны, бизнес свою позицию объяснил, и есть два варианта показать власти свою позицию: либо все ухудшается, и тогда бизнес говорит, вот видите, до чего довели страну — это версия давления бизнеса на власть. А другая формула, не совсем стандартная, выражается в том, что бизнес постарается генерировать положительные новости самостоятельно. Лидерами в формировании позитивных корпоративных новостей стали Сибнефть и ЮКОС, то есть компании, которые в большей степени должны были вроде бы пострадать от ситуации противостояния силовых структур и крупного бизнеса.

Некоторые аналитики назвали события нынешнего лета переломным моментом в новейшей истории России. По итогам этих событий станет ясно, по какому именно пути пойдет дальше наша страна. Или правоохранительные органы приобретут уверенность в том, что им все позволено, и тогда страна будет развиваться по образцу латиноамериканских государств прошлого века. Или гражданское общество покажет, что оно умеет защищать себя. Тогда будет невозможен возврат к тоталитаризму. Михаил Ходорковский уверен в том, что превратить Россию в подобие пероновской Аргентины не удастся и сложившееся в стране гражданское общество сможет защитить себя. «Я думаю, мы сумеем сделать это... В президентской администрации и среди высшей бюрократии нашей страны есть люди, которые не хотят, чтобы в России были такие большие и независимые компании. Но ведь только так может вырасти гражданское общество, которым нельзя управлять, как армейской колонной».

 103070, г. Москва, Старая площадь, д. 10/4, к. 406, тел:(095) 748-41-46, e-mail:

Copyright © 2003 ПромРос. Все права защищены. Disigned by

 

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!