Энгельсский троллейбусный завод имеет богатую историю. Еще в 1868 году крупный заводчик генерал Мальцев для нужд железнодорожного транспорта основал завод в селе Радица Брянского уезда Орловской губернии. К 1890 году предприятие ежегодно выпускало по два парохода, три железнодорожных вагона правительственного типа, вагоны для узкоколейной железной дороги, земледельческие орудия и запасные части. В 1918 году завод был национализирован, в состав его руководства вошли рабочие-большевики К. Молотов и Ф. Силкин, позже ставший первым красным директором завода, производящего крытые товарные, пассажирские и врачебно-санитарные вагоны, а во время гражданской войны – еще и бомбы, чугунные мины. С 1926 года предприятие стало называться Государственным вагоностроительным заводом им. Урицкого. Тогда же был получен и первый заказ на изготовление 20-тонных высокобортных платформ. После реконструкции к концу 30-х годов завод выпускал уже большегрузные 60-тонные платформы, полувагоны и др.
С началом Великой Отечественной предприятие под непрерывными бомбежками эвакуировалось в г. Энгельс, где коллектив сразу же приступил к выпуску артиллерийских снарядов и мин, сутками не выходя из цехов. В 1943 году на болотистом пустыре, несмотря на бездорожье, отсутствие техники, нехватку кадров и стройматериалов, началось строительство новых корпусов, где было восстановлено производство подвижного состава железнодорожного транспорта, за что в 1944 году группа работников была награждена орденами и медалями.
С 1946 года завод вновь выпускает платформы, полувагоны, думпкары и т.д., а с февраля 1950 года он переоборудован под первый и до недавнего времени единственный в России троллейбусный завод. К 1 Мая 1951 года был изготовлен первый опытный образец, а к концу года уже выпущен 21 троллейбус марки «МТБ-82». В 50-е годы коллектив завода изготовил пассажирские троллейбусы собственной конструкции ТБУ, однако в силу ряда причин они не были утверждены для серийного производства. В 1959-м созданы новые образцы продукции – троллейбус ЗИУ-5 и автобус ЗИУ-6, а с 1961 года завод перешел на изготовление комфортабельного троллейбуса большой вместимости ЗИУ-5. В 60-е годы российские троллейбусы впервые стали экспортироваться в Польшу, Грецию, Венгрию, Болгарию, Югославию, Колумбию, Аргентину, Монголию. В 70–80 годы троллейбусы большой вместимости ЗИУ-9 стали еще более комфортабельными, а в шарнирно-сочлененном троллейбусе с тиристорно-импульсным управлением было к тому же на 20% снижено потребление электроэнергии.
Выпуск модернизированных, высококомфортабельных троллейбусов ЗИУ-682Г с улучшенной схемой отопления и современной кабиной водителя, а также учебных троллейбусов ЗИУ-682ГН был успешно продолжен в 1992 году, когда завод был реорганизован в акционерное общество открытого типа. Несмотря на жесткие финансовые условия, в которых оказался завод, коллектив предприятия напряженно работал над разработкой новых моделей троллейбусов и альтернативных видов продукции.
Так, летом 1994 года впервые был представлен созданный с использованием седельного тягача ЗиЛ-В-44210 пассажирский автопоезд Тролза-6020, предназначенный как для перевозки пассажиров в черте города и пригородах, так и для доставки строительных, ремонтных, вахтовых бригад. Не исключается и использование седельного тягача отдельно от пассажирского полуприцепа для грузовых перевозок. Комфорт же в автопоезде обеспечивается высокопроизводительным воздушным отопителем, мягкой рессорно-пневматической подвеской, в удобном салоне резко понижен уровень шума ввиду изолированности и удаленности двигательной установки. Примечательна и повышенная безопасность его эксплуатации на скользких дорогах, которую обеспечивают системы контроля, ограничителей и блокировки развития угла складывания, имеющая автоматическое и ручное управление. К тому же по желанию заказчика автопоезд «Тролза-6020» легко превращается в любое транспортное средство: от торговой палатки, передвижного кафе или жилого вагончика до медицинских кабинетов, телевизионных станций или метрологических (экологических) лабораторий.
Интересной модификацией автопоезда стал многоцелевой модуль «Когалым», изготовленный по заказу треста «Когалымнефтегаз», который рассчитан на эксплуатацию в суровых климатических условиях с температурой воздуха от –45°С до +40°С. В нем предусмотрены служебные помещения с радиостанцией, специальным оборудованием, комнаты для отдыха и принятия пищи, есть даже кухня с плитой и устройством для горячего водоснабжения, емкости для холодной и горячей воды, а главное, система отопления – основная (электроотопитель) и резервная (на твердом топливе).
Новая модель троллейбуса Тролза-52642 принесла заводу победу в тендере Всемирного банка на поставку троллейбусов в Монголию. Весьма перспективна и недавно разработанная модель троллейбуса Тролза-6206. А созданная совместно с АЭК «Динамо» (Россия) и «Сименс АГ» (Германия) новая модель Тролза-52643 – вообще чудо техники: этот двухосный троллейбус большой вместимости с совершенной тиристорно-импульсной системой управления тяговым электродвигателем не только высоко надежен и прост в эксплуатации, но и удобен для водителя и пассажира. Троллейбусы Тролза сегодня – это улучшенная электроизоляция и коррозионная стойкость, поскольку арки колес и подножки в них выполнены из нержавеющей стали. В модели Тролза 5275 для удобства пассажиров понижен уровнь пола, совершенно изменен дизайн и сама технология изготовления. Не даром этот троллейбус успешно прошел испытания и получил «Одобрение типа транспортного средства».
На сегодняшний день разработаны и изготовлены улучшенные высококомфортабельные образцы троллейбусов Тролза 5264-01 «Столица» с элементами кузова из стеклопластика и электрооборудованием, вынесенным из-под пола на крышу, и ЗиУ 682Г-016, являющегося продуктом модернизации троллейбуса ЗиУ 682Г-012, где вспомогательный двигатель и генератор заменены на статический преобразователь. Но и это не предел конструкторской мысли: на базе троллейбуса Тролза 5264-01 «Столица» создан опытный образец троллейбуса Тролза 5264-02 «Слобода» с асинхронным тяговым приводом и микропроцессорной системой управления. Новый троллейбус ЗиУ 682Г-017 – модификация троллейбуса ЗиУ 682Г-016, но с электрооборудованием, вынесенным на крышу. Модель ЗиУ 52642-20, кстати, изготовлена по новейшим техническим требованиям МБРР.
Сейчас на заводе освоено производство более десятка различных моделей и модификаций троллейбусов, отвечающих самым современным требованиям: это, например, ЗиУ-682Г-016.02 – последняя версия модернизации троллейбуса ЗиУ-682Г или Тролза-5275-05 «Оптима», в котором также понижен уровень пола и имеются три широкие двери и основание из профилей открытого сечения.
Одним словом, в своих перспективных планах завод не стоит на месте, его опытные конструкторы разрабатывают все новые и новые улучшенные модели машин. Более того, в рамках изготовления альтернативной продукции завод освоил выпуск контейнеров для дизельной электростанции ЗАО «Волжский дизель им. Маминых» и многое другое. Постоянно побеждая в тендерах, завод на сегодня имеет заказы на производство троллейбусов для Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Саранска и Харькова. С показом новых разработок в области городского электротранспорта предприятие регулярно участвует в самых престижных международных и региональных выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Новосибирске, Ростове-на-Дону, тем самым каждый раз подтверждая, что «Тролза» – марка высшего качества.
|