| Главная страница  Содержание | Журнал | Архив | Проекты | Реклама | Подписка | Гостевая книга |

В РСПП

АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА: ДАДУТ ЛИ БИЗНЕСУ РАСТИ

Из предыстории встреч РСПП с президентом В. Путиным

С приходом нового президента России, встречи крупнейших предпринимателей страны с первым лицом государства приобрели регулярный характер. В таком диалоге стороны увидели возможность стимулировать ход экономического развития страны, поднять роль бизнеса в модернизации России. Результатом их двух-трехчасовых дискуссий стали поручения президента правительству, президентской администрации, министерствам, активизация работы бизнеса по подготовке поправок в действующее законодательство.На встречах в Кремле бизнес представлял свое видение ключевых вопросов, затрагивающих интересы развития предпринимательства в стране — от проблем малых предприятий, упрощения налогообложения до вопросов дерегулирования экономики, совершенствования судебной реформы, валютного законодательства.

Шестая встреча

В Екатерининском зале, где, кстати говоря, по традиции президент принимает самых влиятельных предпринимателей страны, 19 февраля главной темой обсуждения на этот раз была административная реформа. На встречу с главой государства собрались более двадцати бизнесменов, представляющих практически весь спектр российского бизнеса: Вагит Алекперов (президент «Лукойла»), Каха Бендукидзе (генеральный директор ОАО «Объединенные машиностроительные заводы»), Семен Вайншток (президент «Транснефти»), Виктор Вексельберг (председатель совета директоров СУАЛ-Холдинга), Аркадий Вольский (президент РСПП), Олег Дерипаска (генеральный директор компании «Русал»), Олег Еремеев (генеральный директор Координационного совета объединений работодателей России), Андрей Костин (президент, председатель правления Внешторгбанка), Алексей Миллер (председатель правления «Газпрома»), Алексей Мордашов (председатель совета директоров «Северсталь-групп»), Владимир Потанин (президент «Интерроса»), Михаил Фридман (председатель совета директоров «Альфа-Банка»), Михаил Ходорковский (председатель правления «ЮКОСа»), Анатолий Чубайс (председатель правления РАО ЕЭС) и другие.

 

Живучие бюрократы

Правительство еще два года назад провозгласило курс на дебюрократизацию экономики и сокращение административных барьеров, создающих немалые сложности для развития бизнеса в стране. За это время был принят ряд законов, направленных на дебюрократизацию, однако, как признался президент, эти законы «либо не исполняются, либо недостаточно технологичны». Были приняты, например, законы о сокращении лицензирования и проверок, об упрощенной регистрации новых фирм по принципу «одного окна»… Однако, воз, как говорится, и ныне там.

Попытка РСПП заострить внимание на этой проблеме уже предпринималась на предыдущей встрече с В. Путиным, которая проходила в мае 2002 года. Обсуждалась эта проблема в том же прошлом году и во время личной беседы с президентом члена бюро правления РСПП К. Бендукидзе, назвавшим ее «реформой реформ», без которой все остальные заявленные реформы попросту невозможны.

На минувшей, февральской встрече бизнесмены высказали свое мнение о том, в какой мере и насколько серьёзно давление государства в лице громоздкого бюрократического аппарата мешает экономическому развитию страны, развитию бизнеса. И настаивали на необходимости уже сейчас менять саму систему госадминистрирования, а не переносить ее на 2004 год. И президент с этим согласился.

«Я, честно говоря, не очень был уверен, что будет поддержана тема ревизии функций госаппарата. Однако он (президент – ред.) поддержал. И добавил, что эти функции должны быть пересмотрены в сторону сокращения», — признался сразу после встречи в Кремле В. Потанин.

 

Зарплата и коррупция

Ныне существующие административные барьеры стали зарождаться и развиваться в 80-е годы, когда при министерствах и ведомствах начали множиться фирмы по лицензированию, регистрации, аккредитации, согласованию проектной документации, сертификации, идентификации и маркированию. Потом активизировалась деятельность различных инспекций и надзорных органов. Чиновники при этом как бы не воровали бюджетные средства, а лишь перераспределяли часть средств бизнеса в свою пользу. Поэтому на административные барьеры тогда смотрели сквозь пальцы – еще не укоренилась психология вседозволенности.

К 2000 году проблема административных барьеров стала серьезным препятствием для развития вообще предпринимательства в стране. Только для того, чтобы зарегистрировать будущее предприятие, необходимо было отдать (в том числе и неформально) около 400 долларов. На встрече отмечалось, что цена вхождения в бизнес для предпринимателей сейчас значительно возросла. А это одно из основных препятствий для становления малых и средних фирм в стране, дающих, в свою очередь, новые рабочие места и решение проблемы занятости.

Следующий этап — лицензирование и сертификация — создавал новые проблемы для развития бизнеса. На все это требовалось значительное время, и будущий предприниматель просто вынужден был обращаться в различные посреднические фирмы. К чему это привело? Более 90% суммы уплачиваемой, например, за получение лицензии уходит не в бюджет, а к посреднику, который естественно делится и с чиновником.

В результате, по подсчетам экспертов, ежегодный доход чиновников от посреднических услуг (15%) будет составлять около 40 – 50 миллионов долларов. И это цена только одного административного барьера – получение лицензии. Для сравнения – государство с 1 октября этого года предполагает выделить на индексацию в 1,1 раза зарплаты федеральных служащих и военных немногим более 30 миллионов долларов.

Причины такого положения дел кроются и в несовершенстве существующего законодательства, и в неэффективности работы системы госслужбы, и, прежде всего в системе стимулирования оплаты труда чиновника. Не он должен определять экспортные квоты или тарифные скидки, не он же должен выдавать различные льготы или допуски, скажем, к инфраструктуре экспортных поставок… Его дело только оформлять решения на основе принятых правил, законов.

 

Жесткие факты

По оценкам международной организации Transparency International, Россия по степени коррумпированности находится сегодня на 79-м месте в мире. «Статистика, которая была приведена на одном из заседаний правительства в прошлом году, — сказал на встрече с президентом России А. Вольский, — зафиксировала такой тревожный результат: по эффективности его работы оно находится на 107 месте из 150 стран, где проводится анализ. По показателю открытости — на 102 месте из 180 стран, по качеству госрегулирования — на 158 месте из 168 возможных».

В этой связи глава РСПП указал на важность работы правительства по повышению степени открытости госвласти, обеспечению свободного доступа бизнес-сообщества к информации о деятельности исполнительной власти. Сейчас по существу в России финансируется не выполнение функций, которых, кстати сказать, по оценкам самого же правительства более 5 тысяч, что уродливо много, а финансируются органы власти, в результате чего их работа оказывается неэффективной.

Только в 2002 году, говорилось в выступлении главы ЮКОСа М. Ходорковского, на коррупцию было истрачено 30 млрд. долларов, что равно 10-12% ВВП страны. «Коррупция бьет по наиболее активной части населения — малому и среднему бизнесу», — сказал бизнесмен. Крупные компании работают эффективно и снижают число занятых в производстве, а малый и средний бизнес не развиваются. Таким образом, растет число незанятых в производстве.

Чтобы открыть, к примеру, магазин нужно собрать 137 различных подписей и на это уходит от шести до восьми месяцев, подчеркнул в своем выступлении А. Мордашов. И каждая подпись чего-то стоит. Как этого избежать?

Как заявил О. Еремеев, избавиться от коррупции можно будет только тогда, когда уровень зарплаты чиновника будет достигать уровня заработной платы в крупных корпорациях и компаниях – «чиновник должен не только дорожить своим местом, но и бороться за него так, как это происходит на Западе».

 

Инвентаризация государства

Президент согласился с тем, что ситуация в сфере дебюрократизации реально не улучшилась. По его словам, законы «либо не исполняются, либо недостаточно технологичны». Между тем, четкая и качественно функционирующая система госуправления необходима для нормальной работы бизнеса.

В прошлом году, отметил В. Путин, были приняты решения по снижению налоговой нагрузки. Сейчас планируются следующие шаги в этом направлении и дальнейшее дебюрократизация в сфере налогообложения. По словам президента, на следующий год планируется снизить налоговую нагрузку до уровня 30-30,5%.

Президент подчеркнул, что административная реформа не может сводиться только к ревизии функций управления – «это, скорее, широкий набор мер, среди которых есть место и рациональному разграничению властных полномочий и модернизации судебной системы». Кроме того, по словам В. Путина, «инвентаризация функций государства должна иметь целью приведения их в соответствие с современными потребностями». И в этом значительная роль отводится установлению партнерских цивилизованных отношений между бизнесом и государством.

Итогом встречи стало принятие решения о создании в РСПП комитета по административной реформе (его возглавил член бюро союза, председатель наблюдательного совета ИК «Ренессанс Капитал» А. Шохин), которая в течение трех месяцев должна представить полный перечень предложений по этой важной проблеме.

 103070, г. Москва, Старая площадь, д. 10/4, к. 406, тел:(095) 748-41-46, e-mail:

Copyright © 2003 ПромРос. Все права защищены. Disigned by

 

Быстрые платежки, мгновенный вывод на карту МИР, бонусы на день рождения, кэшбэк, турниры и многое другое! Все это ты найдешь на официальном сайте казино Вавада! Переходи по ссылке и получи бонус на первый депозит!