Артём Аветисян: «В каждом проекте найти системный эффект»
К недавно созданному Агентству стратегических инициатив (АСИ) активно потянулись предприниматели, представляя свои новые проекты и инициативы, надеясь на помощь в их реализации. Артём АВЕТИСЯН, директор направления «Новый бизнес» АСИ, считает, что, разрушая один барьер, мешающий развитию проекта, можно «пробить» системную проблему.
– Говорить об итогах работы Агентства рано, и всё-таки, как вы оцениваете его старт? Что удалось сделать?
– Агентство учреждено в августе 2011 г. И наш старт оказался очень активным. Мы проанализировали более 2,5 тысяч проектов, идей и инициатив, которые поступили к нам на сайт. 21 октября прошёл первый Наблюдательный совет под председательством главы Правительства РФ, на котором не только были утверждены документы, регламентирующие деятельность Агентства и Положение об отборе проектов, но и одобрен пакет 40 пилотных инициатив и проектов, направленных на улучшение инвестиционного климата в субъектах РФ, развитие инноваций, поддержку лидеров среднего бизнеса производственной, социальной и образовательной сфер.
Кроме того, мы подписали договоры о сотрудничестве с несколькими институтами развития: Внешэкономбанком, Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Российским фондом прямых инвестиций, Общественной организацией «Деловая Россия», Российской венчурной компанией, Райффайзенбанком и МСП банком, а также с Ленинградской, Свердловской, Новосибирской, Астраханской областями, Республиками Татарстан, Башкортостан, Пермским краем.
Я только что вернулся из Ульяновска, где мы с губернатором Ульяновской области Сергеем Морозовым подписали соглашение о совместных мерах по развитию среднего бизнеса в регионе. Кстати, подписание состоялось в рамках рабочей встречи с предпринимателями Ульяновской области, где они рассказали о конкретных проектах и барьерах, мешающих их реализации уже не один год.
– О чём соглашения АСИ и регионов?
– Соглашение о сотрудничестве намечается в разных сферах. Прежде всего это доработка стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионах, разработанного АСИ по поручению Председателя Правительства РФ Владимира Путина.
Понятно, что регион от региона отличается и возможностями для инвесторов, и комфортностью условий для развития бизнеса. Отличительная особенность стандарта в том, что он задуман как обновляемый и пополняемый, его требования будут корректироваться с учётом результатов применения. Мы отобрали шесть наиболее продвинутых в плане инвестиционного климата регионов – это Калужская, Липецкая, Свердловская и Ульяновская области, Пермский край и Республика Татарстан. Оттуда мы возьмём лучшие практики и на их основе будем совершенствовать стандарт, который планируем утвердить на следующем Наблюдательном совете в декабре. Мы будем совместно с шестью пилотными регионами «тестировать» основные положения стандарта до конца 2012 года, а затем реализация проекта начнётся по всей России.
Следующее, что нам необходимо создать, – это региональная сеть Агентства, которая будет активно работать по всем направлениям деятельности АСИ. Ещё один из проектов Агентства, о котором пока, кстати, никто не писал (вы первые!) – создание Клуба молодых лидеров. О нём говорил Председатель Правительства РФ Владимир Путин на Наблюдательном совете в октябре. Это площадка, которая объединит российских предпринимателей среднего бизнеса – нашу целевую аудиторию. Это прежде всего неравнодушные люди (мы их так называем). В Клуб лидеров войдут те предприниматели, которые уже достигли значимых результатов, но хотят вести новые общественно полезные проекты, помогать Агентству находить барьеры, мешающие развитию среднего бизнеса, участвовать в разработке стратегической программы по их устранению.
Уже очевидно, что на региональном уровне наши лидеры-предприниматели должны будут активно взаимодействовать с региональными властями. Что очень важно для продвижения проектов.
Регионы – это источник лидеров нового поколения, предпринимателей, бизнесменов и, естественно, проектов. Это возможность доносить свою позицию до руководства страны, до председателя Наблюдательного совета, возможность лично повлиять на улучшение делового климата в России. И именно это привлекает активных предпринимателей. Что особенно важно, для многих из них это весомый повод не уезжать из страны в поисках лучших условий для развития бизнеса.
Безусловно, рядом с каждым проектом, с каждой инициативой идут проблемы. И здесь главная задача Агентства – снять их. Разрушая один барьер, мы помогаем «пробить» системную проблему, чтобы любой предприниматель в любом российском регионе мог самостоятельно реализовывать свои проекты. Скажу сразу – Агентство планирует утверждать комплексные решения не более чем по 100 проектам в год.
– Вы хотите изменить саму среду? Сверхзадачу ставите…
– Давайте рассмотрим конкретные примеры. Один из проектов, одобренных Агентством, – получение из старых покрышек, которые в России нельзя выбрасывать на свалки (они не гниют, а выделяют вредные канцерогенные вещества), резинового гранулята экологически чистым способом. Из такого гранулята делают, во-первых, высококачественный асфальт (он до 12 лет служит без капремонта) и, во вторых, покрытия для детских и спортивных площадок, что очень актуально для подготовки к Чемпионату мира по футболу.
Проблема в том, что системы утилизации покрышек в нашей стране нет. Мы сейчас ищем варианты, где и что надо изменить, чтобы это появилось. После того как такая система будет создана и заработает, придут новые предприниматели, которым останется только купить сырьё или оборудование для осуществления успешных проектов в этой области.
Другой пример. Рассматривая проекты, мы столкнулись с проблемой отсутствия благоустроенных отелей для цивилизованного отдыха в лесных массивах, на природе. Один из наших инициаторов предложил проект, связанный со строительством кемпингов европейского уровня для такого отдыха. Оказалось, что крайне сложно выбрать земельные участки. Нет сайта, где можно найти и получить реестр государственной земли, посмотреть, где есть коммуникации, где их нет. Задача Агентства в том числе и в этом – помочь предпринимателю найти нужную информацию. Ведь инициаторам, которые к нам обращаются, не всегда нужны именно деньги – у успешных бизнесменов они есть. В данном случае проект строительства кемпингов имеет и социальное значение для развития туристической инфраструктуры – в итоге он способствует развитию внутреннего туризма в российских регионах.
Ещё раз повторю, наша задача – в каждом проекте находить именно системную проблему, устранение которой позволит успешно развиваться остальным проектам.
– В финансовом плане поддержка проектов будет?
– Многие считают, что если они придут в Агентство – им дадут «бесплатные» деньги. У АСИ есть только спонсорские деньги на содержание собственного аппарата. Будет ошибкой считать, что Агентство попросит какой-то банк дать денег для кого-то.
Банк кредитует проект, если он рентабельный, интересный. Понятно, что инициатору нужно иметь как минимум 30% собственных средств, чтобы обратиться в банк. Если у него только 10% собственных средств, но проект одобрен АСИ, то Агентство поможет найти соинвесторов, которые вложат средства в такой проект.
Это очень выгодно и интересно, потому что инвестор, вкладывая в проект, одобренный Агентством, понимает, что Агентство не только помогает запустить проект, но мониторит его на всех стадиях, решая возникающие проблемы.
И здесь надо понимать, что мы не выступаем в роли «нянек». В первую очередь мы смотрим на деловые качества предпринимателя. Критерии следующие: первое – положительная деловая репутация; и второе – он должен уже чего-то добиться, показать результаты. Что особенно важно – здесь не должна быть позиция «Я хочу брать». Нам интересен тот, кто «дозрел», а это приходит и с опытом, и в силу внутреннего саморазвития, до тезиса: «Я хочу что-то давать».
Я по себе знаю, как это происходит. Вначале ты хочешь что-то сделать, у тебя есть свои локальные задачи. Потом у тебя возникает потребность создать что-то ещё для тех, кто вокруг тебя. От этого ты получаешь удовлетворение. И это постепенный процесс. Может, это из области философии, но мы хотим видеть в АСИ именно таких предпринимателей и работать именно с ними.
– Вы сказали, что на стартовом этапе было 2,5 тысячи заявок. Кто их предварительно отбирал? Кто из экспертов привлечён для их оценки?
– Сразу замечу, что эти заявки – не тот классический вариант, который подаётся в банк с пакетом документов. Это может быть идея, сформулированная в одном предложении, или полусырой проект. Предварительно заявки рассматриваются сотрудниками нашего аппарата. В направлении «Новый бизнес» сегодня работает 15 человек.
Людей мы подбирали на рынке труда. Это профессиональные эксперты из разных сфер, начиная от консалтинговых и юридических компаний, бизнеса, заканчивая инвестиционными банками. Следующий этап оценки поступающих к нам проектов и инициатив – Экспертный совет, который состоит из бизнесменов и экспертов различных областей. Это уважаемые и известные люди.
Кроме того, среди наших экспертов – Внешэкономбанк, который делает маркетинговую, финансовую, техническую и прочие экспертизы наших проектов. У нас есть взаимодействие с министерствами и ведомствами, чьи экспертные позиции мы тоже запрашиваем, – у них наработан огромный инструментарий в своих направлениях. Есть и поручение Председателя Правительства РФ Владимира Путина: от каждого министерства и федерального ведомства, в том числе МВД России, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы и других структур, с которыми средний бизнес сталкивается ежедневно, выделить куратора на уровне заместителя министра или заместителя руководителя федерального ведомства для взаимодействия с Агентством.
– Велики ли риски одобрить проект, помочь запустить его, а в итоге на каком-либо этапе произойдёт сбой?
– Есть несколько стадий обсуждения проекта. Вначале менеджмент Агентства смотрит его на соответствие утверждённым «критериям отбора проектов». Эту систему мы сейчас делаем максимально прозрачной и открытой. Кстати, у нас будет общественное обсуждение наших проектов на сайте. После этого проекты поступают нашим экспертам. Они их отбирают для дальнейшей комплексной экспертизы и проработки. Это предварительный отбор.
Дальше мы заключаем с инициатором договор безвозмездного инвестиционного консультирования и начинаем делать экспертизу: выявлять системные проблемы, барьеры, структурировать проект с точки зрения привлечения финансирования, взаимодействовать с Внешэкономбанком, если это требуется.
Когда всё это готово, мы отправляем проект на экспертный совет, и уже в финале, с готовыми решениями, как поддержать проект конкретно (что именно необходимо сделать), мы выносим его на Наблюдательный совет, где я как директор направления «Новый бизнес» представляю этот проект. Если Наблюдательный совет одобряет проект – он принимается. И получает не только «штамп Агентства», но и конкретные решения по успешному развитию. Далее даются соответствующие поручения министерствам и ведомствам и так далее. Вот такая система.
– Страховка от рисков тут значительная, многоступенчатая?
– Да. Мало того, что мы работаем с экспертами на нескольких этапах, но и проводим обсуждение на Наблюдательном совете.
Ни у одного крупного, даже международного банка нет такого представительного Наблюдательного совета. Возглавляет его Председатель Правительства РФ Владимир Путин, среди его членов – Министр экономического развития России, руководители крупнейшего российского банка, корпораций, общественных организаций, губернаторы. Кстати, мы уже подписали соглашение о сотрудничестве с ТПП РФ.
– А с РСПП?
– С РСПП соглашение пока не подписано, но сотрудничать мы начали. Совместно обсудили несколько интересных проектов.
– Какие проекты и инициативы от направления «Новый бизнес» были представлены Председателю Правительства РФ на первом Наблюдательном совете?
– Мы утвердили четыре инициативы: продвижение высококонкурентного среднего бизнеса на глобальные рынки; промышленные технологии для улучшения качества жизни (это как раз проект с резиновым гранулятом, о котором я рассказал выше); новые технологии в сельском хозяйстве и переработке; эффективная инфраструктура для среднего бизнеса в регионах. Хотел бы немного рассказать о последней инициативе. Вы все помните наукограды, созданные ещё в советское время. Ими владела Академия наук. Там создавалась инфраструктура, строилась недвижимость, были свои коммуникации, энергетика. Кое-где это сохранилось.
Чтобы не создавать технопарк в чистом поле (Green field), на который бы потребовались большие средства, мы хотим на базе наукограда города Троицка сделать пилотный проект технопарка, используя имеющуюся инфраструктуру, и рассмотреть возможность передачи её управляющей компании, которая будет эффективно такой технопарк создавать.
– Нет ли соревновательного элемента между Фондом «Сколково» и Агентством стратегических инициатив?
– Вопрос, «чем вы отличаетесь от «Сколково», – это первый вопрос, который всегда задают нам журналисты.
Это совершенно разные структуры. «Сколково» – это инкубатор для новых проектов, Агентство – это огромный коммуникатор. «Сколково» создано для реализации проектов, а мы созданы для самореализации молодых амбициозных лидеров. В этом наша миссия.
– Почему Агентство ориентировано именно на средний бизнес?
– Я считаю, что у нас в стране он менее всего защищён. Для малого бизнеса есть много различных программ, есть и специальный льготный режим налогообложения. Крупный бизнес имеет мощный экономический и политический ресурс. В этих отношениях средний бизнес – в пробеле. Кроме того, средний бизнес в нашей стране сейчас готов реализовывать и социальные проекты, и научно-технические – для этого есть финансовые возможности. Наш предприниматель уже не воспринимает соцпроекты как бремя – он видит здесь конкретный экономический и общественный эффект для себя.
Мы выбрали для себя именно сегмент среднего бизнеса и считаем его крайне важным с точки зрения развития деловой среды в нашей стране. Мы также готовы помогать руководителям малого бизнеса, которые хотят развиваться, расти и реализовывать свои проекты уже в сфере среднего бизнеса. Для нас на первом месте стоит именно предприниматель – лидер, который хочет успешно развивать свой бизнес в своей стране.
Главная тема
Мониторинг
- Хроника законодательства
- Индекс деловой среды в декабре ожидания упали до годового минимума
- Бизнес-дневники
Финансы, рынки, компании
- Артём Аветисян: «В каждом проекте найти системный эффект»
- Сергей Иванов: «Мы намерены подтвердить статус ведущего игрока на рынке страхования ОПО»
- Бизнес-дневники