“Упаковочная отрасль всегда отражает колебания, связанные со спросом на конечном рынке. ”
Андрей Донец: «К 2020 году потребление алюминия удвоится»
Компания «Алкоа» (Alcoa) является ведущим мировым производителем первичного алюминия, алюминиевых изделий и глинозёма. Именно «Алкоа» положила начало современной алюминиевой отрасли, инновационные разработки компании стоят за многими значительными вехами в развитии рынков аэрокосмической, судостроительной, автомобильной, упаковочной продукции, строительных конструкций, коммерческого транспорта, потребительской электроники, а также рынка товаров промышленного назначения. «Алкоа» ведёт свою деятельность в 31 стране мира, в том числе и в России, которую руководство компании рассматривает как перспективный рынок и как страну с высоким потенциалом дальнейшего развития. Наш собеседник – президент глобальной группы упаковочной продукции компании «Алкоа» Андрей Донец.
– Андрей Николаевич, у «Алкоа» в России, да и во всём мире сложилась репутация надёжной, устойчиво развивающейся компании. В то же время в отчётности за IV квартал прошлого года показаны убытки, причём довольно значительные. С чем это связано?
– Прежде всего обращаю ваше внимание на то, что это результаты только одного квартала. В целом в 2011 году прибыль компании «Алкоа» составила 614 млн долл., показав рост более чем в 2 раза по сравнению с 2010 годом.
Выручка составила 25 млрд долл., превысив на 4 млрд долл. результат 2010 года (рост – 19%).
Относительно результатов IV квартала 2011 года – есть несколько причин, повлиявших на прибыль.
– А как выглядит на этом фоне «Aлкоа Россия»?
– Достаточно успешно. 2011 год был продуктивным. Мы продолжили работу по снижению издержек, повышению производительности труда, успешно реализовали целый ряд инициатив. В итоге операционная прибыль компании выросла почти в 3 раза. Объём отгрузок тоже увеличился – в натуральном выражении на 24%.
– Вы сказали об успешной реализации ряда инициатив. О чём конкретно идёт речь?
– В компании «Aлкоа» существует так называемая «Aлкоа
– Своего рода «мозговые штурмы»?
– Да, примерно так. Мы проводим регулярные совещания, «мозговые штурмы» на всех уровнях управления бизнесом. Потом из высказанных идей выбираются самые продуктивные. Они проходят проверку на «финансовую состоятельность», затем начинается их практическая реализация. Причём то, как это происходит, какие конкретные результаты приносит, становится общеизвестным. Сотрудники видят, как конкретно их идеи претворяются в жизнь и какое влияние они оказывают на финансовые показатели организации. Соответственно, такого рода творчество наших работников всячески поощряется – как морально, так и материально. Формируется новая культура, новое поведение, которое, по сути дела, основывается на том, что сотрудники компании любого уровня,
Ещё один, не менее важный фактор, обеспечивший сегодняшние успехи компании. В предыдущие годы мы вложили немалые средства не только в приобретение производств в России, но и в их комплексную модернизацию: новое оборудование, внедрение систем промышленной и экологической безопасности и, конечно, системы охраны труда и здоровья сотрудников.
– Значительные инвестиции, ко всему прочему, являются свидетельством намерений компании обосноваться в России всерьёз и надолго…
– Совершено верно. Потенциал российского рынка является важным критерием того, что «Aлкоа» выбрала Россию в качестве приоритетного региона и инвестировала здесь значительные средства.
Ни для кого не секрет, что у нас в стране уровень производительности труда пока ещё низкий, недостаточно современных технологий. Инвестиции «Aлкоа» в России как раз и были в основном направлены на то, чтобы на российских предприятиях компании эти показатели были не хуже, чем в других странах. Вложения начались с 2005 года сразу после того, как «Aлкоа» приобрела два предприятия в России – в Самаре и в Белой Калитве (Ростовская область). Основной инвестиционный цикл пришёлся на 2007–2008 годы. Сейчас необходимости вложений очень значительных средств уже нет. Существуют ещё, конечно, определённые инфраструктурные проблемы, которые решаются постепенно, но сегодня с технологической точки зрения наши российские заводы находится уже на серьёзном, «продвинутом» уровне и не уступают предприятиям в США, Австралии и Бразилии.
– Помимо субъективных факторов, успехи компании зависят и от ситуации на общемировом и на российском рынках. Какова она в данный момент?
– Мы смотрим на алюминиевый рынок с оптимизмом. Наряду с циклическими изменениями цен на алюминий мы видим постоянный рост объёмов мирового потребления алюминия из года в год. В 2010 году рост составил порядка 13%. В 2011 году – в районе 10%. На 2012 год «Алкоа» прогнозирует рост 7%.
“Потенциал российского рынка является важным критерием того, что “Aлкоа” выбрала Россию в качестве приоритетного региона и инвестировала здесь значительные средства. ”
– Можно сказать, устойчивый тренд…
– Да, достаточно устойчивый. Мы ожидаем, что к 2020 году по сравнению с уровнем 2010 года потребление алюминия практически удвоится. Основными драйверами роста сегодня являются развивающиеся рынки, в первую очередь Китай, и продолжающаяся урбанизация населения.
Второй момент. Рост потребления и удорожание электроэнергии. Подтверждением этому опять же является Китай. Сейчас многие китайские заводы по производству первичного алюминия уже находятся за точкой безубыточности потому, что там сравнительно дорогая электроэнергия. К тому же недавно цены на уголь в Китае опять начали расти. Понятно, что государство пытается процесс регулировать, но очевидно, что в ближайшее время Китай станет нетто-импортёром.
С другой стороны, многие компании заявляют, что их мощности по производству первичного алюминия будут оптимизированы.
– Европейские экономические проблемы могут оказать своё влияние?
– Они могут замедлить позитивные процессы. Европейский финансовый кризис, конечно, является здесь определённым сдерживающим фактором. От того, как европейские лидеры решат проблемы, связанные с серьёзными долгами, во многом зависят и валютные тренды, и динамика цен на металл.
Но прогнозируется, что уже в этом году, в отличие от многих предыдущих лет, на рынке будет ощущаться дефицит предложения металла, хотя сегодня ещё сохраняются достаточно высокие запасы на Лондонской бирже металлов. Вместе с тем, большая часть этих запасов превращена в финансовые инструменты, которые связаны обязательствами через банковские структуры, различного рода фонды.
“От того, как европейские лидеры решат проблемы, связанные с серьёзными долгами, во многом зависят и валютные тренды, и динамика цен на металл. ”
Ещё один важный момент. Если в прошлом году был большой арбитраж между стоимостью металла на Шанхайской бирже и на Лондонской, то сейчас этот арбитраж снизился. И это не позволяет китайским продуктам проникать на отдалённые рынки – Южной Америки, Европы.
– На ваш взгляд, как вступление в ВТО отразится на российской экономике?
– Я думаю, это благотворно отразится на инвестиционном климате страны, подстегнёт конкуренцию. Это добавит предсказуемости и облегчит задачи долгосрочного планирования, что особенно важно для инвесторов и нынешних владельцев предприятий.
Это позитивно повлияет на ценообразование на внутреннем рынке, скажется на уровне инфляции. В том числе за счёт того, что конкуренция не позволит компаниям злоупотреблять ценами и навязывать условия, как это порой происходит в случае ограниченной конкуренции.
Я думаю, вступление в ВТО благоприятно скажется на общей экономической ситуации.
– Представители материнской компании определили пять основных рынков продукции – аэрокосмический, наземный транспорт, упаковочный, электроника и оборонная промышленность. Какое направление наиболее перспективно для «Aлкоа Россия»?
– Нужно иметь в виду, что компания «Aлкоа» состоит из трёх глобальных групп. Первая – это Группа по производству первичного алюминия. Она занимается добычей бокситов, производством глинозёма, первичного алюминия и сплавов из него. Вторая – Группа прокатного производства. Это группа, которая производит алюминиевые полуфабрикаты, в основном плоский прокат. В эту группу входят и наши российские заводы. Третья – это Группа инженерных решений. Она включает в себя несколько отдельных бизнесов по производству крепёжных элементов, конструкций для строительства, титановых лопаток для авиадвигателей, кованых алюминиевых колёс и др.
Глобальная группа прокатного производства, в свою очередь, состоит из трёх отдельных групп, исходя из рынков продукции. Одна из них – Глобальная группа упаковочной продукции. Именно к ней относятся заводы в России – в Самаре и Белой Калитве. Но это не означает, что эти заводы производят только лишь баночную ленту для упаковочного сегмента. В частности, эти предприятия (ЗАО «Алкоа СМЗ» и ЗАО «Алкоа Металлург Рус») выпускают широкий ассортимент прокатной и прессовой продукции для авиастроения, судостроения, автомобилестроения, производства коммерческого железнодорожного и автотранспорта, строительства, оборонной промышленности и т.д. На заводе в Белой Калитве у нас есть даже производство алюминиевой посуды, в т.ч. с антипригарным покрытием. Однако именно алюминиевая лента для производства упаковки – алюминиевой банки – занимает в объёме нашего производства около 60%.
– И именно упаковка останется в ближайшей перспективе важнейшим направлением вашей деятельности в России?
– Алюминиевая баночная лента остаётся самым важным продуктом в нашем портфеле. Дело в том, что сегодня на этом направлении мы имеем возможность производить продукцию в существенных объёмах. Речь идёт о практически гарантированной загрузке производственных мощностей. Благодаря тому, что есть баночная лента, на многие другие продукты, объёмы производства которых пока невелики, мы имеем возможность делать цены доступными для рынка. Тем самым нашей стратегической целью является стимулирование использования высокотехнологичных алюминиевых решений и продуктов в России.
Мы считаем, что в транспортном машиностроении, автомобилестроении сейчас необходимо продвигать решения, связанные с использованием алюминиевых сплавов.
Например, мы успешно развиваем совместный проект с компанией «Бецема». Речь идёт о создании автомобильной цистерны для перевозки жидких грузов из нового алюминиевого сплава. Я считаю, что это вообще очень перспективное направление. Коммерческий транспорт с алюминиевыми кузовами начинает пользоваться всё большим спросом не только потому, что снижается потребление топлива за счёт облегчения конструкции, но ещё и потому, что в некоторых случаях увеличивается загрузка, если пересматриваются определённые параметры ёмкости. Кроме того, коррозионная стойкость этих алюминиевых сплавов намного выше в сравнении со сталью.
В Европе и в США мы наблюдаем сегодня устойчивую тенденцию увеличения доли алюминия в конструкции автомобиля. Все стараются автомобиль облегчить. Особенно это актуально для автомобилей с гибридным или электрическим двигателем, поскольку вес батареи является для них критичным. Говорю не только об электромобилях, в принципе уже практически все крупнейшие автомобильные концерны разрабатывают решения, в которых использование алюминия будет намного выше, чем в сегодняшних моделях.
– Мы говорим – алюминий, но при этом, наверное, подразумеваются алюминиевые сплавы?
– Да, конечно. Технические специалисты «Алкоа» работают над созданием специальных сплавов различного назначения и привлекают к этой работе наших клиентов для того, чтобы найти наиболее оптимальные для них решения.
В частности, хороший пример – сплав 1565, предназначенный для производства железодорожных вагонов и грузовых автоприцепов. «Алкоа Россия» принимала активное участие в создании этого сплава. По сравнению с предыдущим сплавом (группы АМГ), сплав 1565 даёт снижение веса на 30%. Это само по себе является удивительным достижением, так как работа в области алюминиевых сплавов ведётся уже на протяжении десятилетий. Но, оказывается, всё ещё есть возможности двигаться дальше. Алюминий – это, пожалуй, наиболее инновационный материал, потому что он является рециклируемым, прочным, лёгким и во многих случаях наиболее энергоэфективным.
– В связи с вышесказанным можно сделать вывод, что у «Aлкоа» – достаточно наукоёмкое производство. Вероятно, это предъявляет высокие требования к кадрам. Ваше активное сотрудничество с российскими вузами вызвано именно этим фактором?
– Да, мы активно сотрудничаем с профильными вузами, среди них СГАУ (Самарский государственный аэрокосмический университет), ДГТУ (Донской государственный технический университет), МИСИС (Московский институт стали и сплавов) и ряд технических колледжей. Причина поддержки технического образования очень проста: мы заинтересованы в том, чтобы престиж инженерных специальностей возродился, и молодые люди были бы заинтересованы работать в этой области. Мы хотим вернуть инженерному образованию тот уровень привлекательности, который всегда был в России раньше. Точнее, хотим в этом участвовать.
Второе. Конечно, мы видим, что не только у нас, но и на многих других предприятиях происходит старение специалистов. При этом, например, в прокатном производстве для того, чтобы воспитать новое поколение, нужны годы. Кроме того, внедрение новейших технологий требует действительно глубоких и разносторонних инженерных знаний.
Они, кстати, должны сочетаться и с менеджерскими навыками, потому что сегодня просто технолог как таковой, в общем, не очень востребован. Сейчас технолог – он же менеджер. Он должен уметь управлять коллективом людей, проектной командой. Формальные структуры, которые по сути своей всегда иерархичны, постепенно уходят в прошлое. В больших компаниях начинают преобладать матричные структуры управления, которые предполагают командную работу, эффективное взаимодействие.
Инвестируя в техническое образование, в поддержку студентов и молодых преподавателей, мы создаём кадровый резерв, поскольку каждый год привлекаем к себе на производство самых способных, многообещающих молодых ребят. Без притока талантливой молодёжи поддерживать конкурентоспособность компании невозможно.
Главная тема
- Собственность в России: уже право, еще не священное
- Владимир Путин: «Предприниматель – это не мастер по переделу собственности, а человек труда»
- Гарантии права собственности: государственное регулирование
- Евгений Федоров: «Предприниматель управляет собственностью лучше чиновника»
- Юрий Симачев: «Наш подход – презумпция полезности приватизации»
- Проблемы управления собственностью в унитарных предприятиях
- Сергей Гаврилов: «Главное – не форма собственности, а качество менеджмента»
Мониторинг
- Индекс деловой среды в феврале Сложившиеся с прошлого года тренды не изменились
- Обзор законодательства начала года
- Съезд РСПП: попасть в двадцатку лучших стран
Бизнес и общество
- Иосиф Пригожин: «Надо очертить людям границу»
- Грабли, которые меня преследуют
- Алексей Сканави: «Никто, кроме вас самих, не знает, что в этой жизни нужно именно вам!»
- Рамки приличий, или про совесть народа
- Дом Милосердия ждёт помощи добрых людей!
Финансы, рынки, компании
- Как обещают защитить частную собственность
- Николай Новопашин: «Мы возвращаем людей из глубокого духовного минуса»
Отрасль
- Металлургия: модернизация по высшему разряду
- Виктор Семёнов: «Отрасль добилась значительных результатов»
- Металлургия в новых условиях
- 80 лет по дороге модернизации
- Деловая репутация – актив при вступлении в ВТО
- Андрей Донец: «К 2020 году потребление алюминия удвоится»